СБОРНИК Материалы ГМО 22-23 — копия

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Полевского городского округа
«Центр развития творчества им. Н.Е.Бобровой»

Сборник материалов
по итогам работы
городского методического объединения
педагогов дополнительного образования

Полевской городской округ
2022 г.
1

Сборник методических материалов, используемых педагогическими
работниками учреждений дополнительного образования (по итогам
работы
городского
методического
объединения
педагогов
дополнительного образования г. Полевского) – Полевской, 2023г. – 36 стр.

Сборник содержит материалы участников городского методического
объединения педагогов дополнительного образования, объединенных темой
«Воспитательная работа в дополнительном образовании, как ресурс для
повышения качества образования». В сборнике представлен опыт работы
педагогов дополнительного образования города по организации
воспитательной работы в объединениях и непосредственно в процессе
образовательной деятельности. Также в материалах содержатся конструкты
открытых занятий, которые были представлены на этапе взаимопосещения в
течение учебного года.

Составитель и редактор Шаламова У.Н. методист МБУ ДО ПГО «Центр
развития творчества им. Н.Е. Бобровой»
Содержание
2

Введение. Воспитание - приоритетное направление современного
образования. Шаламова У.Н.……………….………………………………… ...4
Часть 1. Опыт работы педагогов по организации воспитания в
учреждениях ДО.
Воспитательная работа через освоение социального пространства в
объединении «Художественная обработка камня» Перевозчиков Е.С. …… ...7
Воспитательная работа в условиях дополнительной общеразвивающей
программы «Рисовать-учиться видеть» Горлатова Т.С. ………………………8
Эффективные формы воспитательной работы в творческом объединении
«Искусство бисероплетения» Иващенко Г.А. ………………………................12
Фрагмент воспитательного мероприятия объединения «Посвящение в
художники» Хазиева И. П. ……………………………………………………..15
Часть 2. Воспитание в образовательной деятельности. Конструкты
открытых занятий.
Конструкт занятия объединения «Паперкрафт» «Моделирование танка»
Петухова О.А. …………………………………………………………………..17
Конструкт занятия объединения «Футбол» «Ведение мяча с изменением
скорости и направления» Еськов С. А.…………………………………………21
Конструкт занятия объединения «Театр и дети» «Театр – искусство
коллективное» Клюева И.В……………………………………………………..24
Конструкт занятия объединения «Рисовать – учиться видеть» «Социальное
пластицирование на тему «Маленькое путешествие по большому Уралу»
Горлатова Т. С. ……………………………..…………………………………...28
Часть 3. Цифровые технологии в образовательном процессе.
Памятка по созданию интерактивного средства обучения в POWER POINT с
использованием приема ЛУПА. Яшина Н.В………………………………………32
Интерактивный плакат Genially в образовательном процессе объединений
«ИЗО - студия» и «Керамика» Коротких Т. И…………………………………….33
Введение.
3

Воспитание - приоритетное направление современного образования
Методист
МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н.Е.Бобровой»
Шаламова Ульяна Николаевна
Воспитание

всегда

было

основополагающим

направлением

в

педагогике. Оно является базовым понятием, так как обеспечивает
формирование личности и отвечает за адаптацию ребенка к общественной
жизни.
Воспитание сегодня является ключевым приоритетом государственной
политики. Культурный код, ценности, патриотизм - эти понятия сегодня
неразрывно связаны между собой и являются основой для формирования
современного человека, гражданина своей страны.
В 2020 году на уровне Российской Федерации внесены изменения в
основополагающие документы.
Приняты изменения в Конституцию, где закреплен приоритетный
характер детства в государственной политики,
Издан Указ Президента «О национальных целях развития России до
2030 года», где определяется одной из национальных целей предоставление
возможностей для самореализации и развития талантов, а это не что иное,
как про воспитание. В этом документе также поставлена задача об
определении

новых

воспитательных

и

образовательных

методов,

технологий, которые обеспечивают детям формирование базовых навыков
умений, повышение мотивации к обучению, вовлеченность в образовательный
процесс.
Внесены изменения в ФЗ «Об образовании в РФ», который гарантирует
обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования. Т.е.
образование и воспитание – это единый процесс. Есть два самостоятельных
вида деятельности: обучение и воспитание, но процесс образования единый.
Заданы

новые

направления

организации
4

воспитания.

Воспитание

рассматривается

как

стратегический

приоритет

на

Федеральном,

региональном, муниципальном уровнях.
Стратегия развития воспитания и план мероприятий, который
проводится в рамках 10-летия детства. Принята новая концепция развития
дополнительного образования, которая ориентирует на создание условий для
создания для самореализации и развития талантов, а также для воспитания
высоконравственной и гармонично развитой и социально ответственной
личности.
Реализуется Стратегия научно-технологического развития, которая
содержит перечень базовых ценностей, которые нужно формировать в
детях.
Особое внимание необходимо обратить на цифровую трансформацию,
т.к. это напрямую связано с образованием. Цифровая трансформация является
одной из национальных целей, которая будет влиять на воспитание
подрастающего
программы

для

поколения.

Апробированы

и

разных

образовательных

внедряются

организаций.

примерные
Реализуется

Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации».
В

организации

дополнительного

образования

воспитательная

деятельность ориентирована на развитие таких ценностей, как ценность
жизни; человеческое общение и взаимная поддержка; сопереживание,
гуманность в человеческих отношениях; признание успеха любого человека,
ребенка

и

взрослого;

культура,

созидаемая

человеком;

творчество;

созидательный труд; многообразие форм деятельности как одно из условий
реализации свободы выбора; связь поколений, преемственность традиций.
Одним из приоритетных направлений воспитания в дополнительном
образовании детей должно быть признано создание условий для: освоения
детьми социальных навыков и ролей; развития культуры социального
поведения граждан с учётом быстрой информатизации общества.

5

На первый план среди разнообразных качеств личности взрослеющего
человека выходят такие, как мобильность, инициативность, фантазия,
способность к деловому общению, вариативность мышления.
Воспитание можно рассматривать в широком и узком смысле. В
широком смысле мы можем говорить как об общественном явлении, как
воздействие общества на личность человека. В узком смысле – мы говорим
про

социально-организованную

воспитательных

организаций

деятельность
педагогов

по

образовательных

формированию

и

взглядов,

ценностей, убеждений. Это специально организованная деятельность по
формированию заданных качеств, установок, ценностей в образовательной
деятельности. То есть границы педагога в этом смысле очерчены.
Дополнительное образование объединяет воспитание, обучение. Любая
образовательная деятельность реализуется на основании образовательных
программ. Воспитательный потенциал в дополнительном образовании
большой.

Образовательная

деятельность

педагогов

дополнительного

образования являет яркие примеры единства обучения и воспитания детей.

6

Часть 1. Опыт работы педагогов по организации воспитания в
учреждениях ДО.
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н.Е.Бобровой»
Перевозчиков Евгений Станиславович

7

Воспитательная работа в условиях дополнительной
общеразвивающей программы «Рисовать-учиться видеть»
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н.Е.Бобровой»
Горлатова Татьяна Сергеевна
Понятие ВосПитание. Приставка Вос - поднимает нас к чему-то
высокому, возвышенному. Питание – наполнение, напитывание. Отсюдапитание человека душевно-духовной пищей для того, чтобы он вырос
свободной

цельной

личностью,

вовлеченной во взаимодействие

с окружающим миром и формирующей систему ценностей к этому миру.
Любящей семью, Родину, культуру своего народа, уважающей чужие
границы, осознающей свои. А также личность, владеющую навыками
саморазвития и самовоспитания.
Для воспитательного процесса в моей студии, «Рисовать-учиться
видеть», проводятся ряд мероприятий, направленных на решения разных
воспитательных задач. Например, для укрепления родительско - детских
отношений регулярно проводятся совместные занятия, мастер-классы, где
родители активно включены в творческий процесс, и выступают не в качестве
зрителя, а активного участника. Это позволяет родителям посмотреть на
ребенка не оценивающим взглядом, а увидеть, как ребенок проявляется в
среде. А также проживая непосредственный творческий опыт, больше
понимают своих детей. Детям очень нравится совместное творческой действо,
так как они видят включенность и неподдельный интерес со стороны
взрослых.
Для воспитания патриотических

навыков, проводятся МК, акции,

направленные на проявление таких качеств, как уважения к пожилым людям,
ветеранам ВОВ, ветеранов педагогического труда, медицинских работников,
которые спасали жизни людей во время эпидемии, и др.

8

Так как разработанная мной программа «Рисовать-учиться видеть» имеет
социально-гуманитарную
направленный

направленность,

на развитие

индивидуальных

воспитательный
и

социальных

процесс,
навыков

происходит постоянно. Хотелось бы остановиться подробнее на таких
направлениях, которые часто использую на занятиях, это социальная
живопись, социальное пластицирование, или «игра в глину», эвритмические
упражнения.

Социальное рисование – это совместная работа группы людей с
использованием материалов, средств и методов живописи для выявления и
решения социальных проблем, возникающих в группе людей, или знакомить
и погружать в народную культуру, знакомить с местностью, в которой мы
живем. Например, 4х-дневый проект знакомство с 5 зонами Уральского
9

хребта, где группа создавала вначале физический горный хребет с его
особенностями, потом вписывали природный ландшафт, животный мир и мир
человека. Таким образом, у участников появляется связь с этим прекрасным
местом, возможность изучить геологические особенности, особенности
природного ландшафта, животный мир, и особенности расселения и влияния
человека на это место.
Социальное

рисование

не

требует

от

участников

какой-либо

специальной художественной подготовки, благодаря чему делает метод
доступным для любой аудитории.
Социальное пластицирование. Похожий процесс, но используется более
плотный осязаемый материал – глина, воск и др. Появляется возможность
работы с 3-х мерным пространством. Сам материал тоже способствует
развитию эмоционально-волевой сферы, за счет преодоления сопротивления
материала и предания ему желаемой формы.
Правильно организованный процесс позволяет заметить много важных

черт характера и взаимодействия детей. В то же время, педагог при
регулярных занятиях с постоянной группой может ставить и решать вполне
конкретные

воспитательные

и

образовательные

задачи.

В

процессе

«социального рисования» и «социального пластицирования» у учащегося
формируются как индивидуальные, так и коммуникативные качества,
ответственность, толерантность, активность и инициативность, развивается
умение

следовать

нравственным

нормам

общества.

Игра в глину значительно отличается от большинства развивающих занятий с
детьми. Ее суть – свободная творческая игра детей, а не обучение
изготовлению чего-то конкретного. Нам важен процесс, а не результат, мы не
10

лепим поделки, а строим миры и переживаем ситуации. Главное в такой лепке
– творчество, причем его психологический, а не эстетический аспект.
Эвритмия – достаточно молодое направление среди телесных практик,
имеет

различные

направления:

педагогическая

эвритмия,

лечебно-

педагогическая, терапевтическая, сценическая, социальная. Так же как
социальная

живопись,

социальное

пластицирование,

эвритмические

упражнения направлены на развитие и воспитание индивидуальных и
социальных качеств личности. Помогает на более глубоком телесном
уровне прожить себя как индивидуально, так и двигаясь в группе.
Одним из эффективных упражнений эвритмическое упражнение «Звезда».
Ход упражнения.
В начале упражнения участники выполняют три глубоких вдоха и выдоха, что
позволяет «соединиться с собой».
Далее представляют пятиконечную звезду, вспоминая как ее рисовать,
начиная с левого нижнего луча.
Далее все вместе пробуют пройти эту форму в пространстве на 3 шага.
Участники двигаются синхронно, доверяя своему телу.
После проделывания этого упражнения, на минуту участники погружаются в
себя для саморефлексии.
Предлагается подумать на вопросы: что я чувствую? Какие телесные
проявления произошли? Какие мысли приходили во время упражнения? Какие
мысли пришли по окончании упражнения?
Предлагается сделать общие выводы.
Подводя итоги, необходимо сказать, что обучение и воспитание два
взаимодополняющих

вида

деятельности,

которые

способствуют

эффективности образовательного процесса.

Эффективные формы воспитательной работы в творческом
объединении «Искусство бисероплетения»
11

Педагог дополнительного образования
МАОУ ДО ПГО «ЦРТ им. П.П. Бажова»
Иващенко Галина Александровна
Система дополнительного образования для детей - это сфера, которая
объективно объединяет воспитание, обучение и творческое развитие личности
ребенка в единый процесс. Это создает атмосферу взаимного интереса
единомышленников и партнерства между педагогами и обучающимися. И
именно эти характеристики подчеркивают особенности воспитательной
работы в области дополнительного образования.
При выстраивании воспитательной работы в своем объединении я
стремлюсь

способствовать

формированию

социально-адаптированной

личности с позитивной социальной позицией, принимающей духовные и
нравственные ценности современного общества.
В творческом объединении «Искусство бисероплетения» проводится
воспитательная работа по нескольким направлениям:
«Здоровый образ жизни»
«Наши дружные дела»
«Подарки дорогим и любимым»
«Вместе весело шагать…»
«Работа с родителями»
Анализ

многолетней

практики

воспитательной

работы

позволил

выделить такую наиболее эффективную форму, как акция.
В ходе обучения по дополнительным программам, в объединении
«Искусство бисероплетения» ребята выполняют несколько поделок в рамках
определенной темы. Например, когда мы плетем по схеме осенний листик,
можно его представить в виде симпатичной брошки, но я предлагаю ребятам
не прятать такую красоту и нести ее людям. Так рождается акция «Подарок к
Дню учителя своими руками». Эту коллективную работу мы выполняем или в
виде букета осенних листьев, а в этом году мы решили оформить ими рамку
для фото и подарить учителю.
12

Участие в различных акциях интересно детям, они легко подключаются,
видят значимость и важность своего труда. Дети испытывают удовлетворение
от подобных мероприятий, получая положительный эмоциональный отклик
окружающих и слова благодарности.
В ходе подготовки и проведения акций, я всегда использую музыкальное
сопровождение. Включаю и мелодичную инструментальную музыку, и
детские песенки, часто делаю подборки музыки, например к праздникам: Дню
Победы, 8 Марта, Дню Учителя, чтобы создать на занятии позитивный
психологический настрой.
Например, акция ко Дню Космонавтики: мы придумывали инопланетян,
плели их из бисера, и рассуждали на тему «Инопланетяне – какие они?», «Как
я представляю встречу с внеземной цивилизацией»
Стало доброй традицией изготовление сувениров и подарков ветеранам
ко Дню Пожилого человека и ко Дню Победы. Ребята с удовольствием делают
подарки своими руками, а, затем дарят их и получают душевный отклик от
бабушек и дедушек, что, в свою очередь способствует объединению
поколений.
Ежегодно мы делаем подарки

нашим учителям. При изготовлении

коллективных работ происходит сплочение коллектива, подчеркивается
важность вносимого вклада в общий результат.
Для

сплочения

коллектива

используются

разнообразные

формы

проведения досуга, такие как игровые программы, квесты, викторины и т.д.
На занятиях проводятся беседы, викторины и игры по правилам
безопасности. Ребята делают поделки с использованием светоотражающей
ленты, участвуют в акции «Стань заметней на дороге».
Наши дети - самые творческие. А у творческих детей - творческие
родители. Одна из форм работы с родителями - это проведение совместных
мастер-классов для родителей с детьми. Родители знакомятся с объединением
и

педагогом,

могут

творчески

Совместное творчество детей и родителей восполняет
13

проявить

себя.
недостаток

родительского внимания, вызывает массу положительных эмоций и создает в
семье особо теплую атмосферу, помогает наладить взаимопонимание, и
позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость.
10. Так же дети очень любят делать подарки своим родным и близким,
особенно мамам. В такие работы ребята вкладывают всю свою любовь, чтобы
получить взамен искреннюю улыбку самого близкого человека. Работы
получаются с особой энергетикой.
11. А еще на наших занятиях дети любят петь. Бисероплетение - занятие
очень трудоемкое и часто на занятиях я включаю музыку, и под музыку работа
идет гораздо лучше.
Проведение различных акций способствует формированию у детей акти
вной

жизненной

организованная

позиции.
в

Общественно

объединении,

-

полезная

ориентирована

на

деятельность,
эмоционально-

нравственное, творческое и трудовое развитие ребенка. Дети часто сами
становятся инициаторами различных акций.
В дополнительном образовании процесс социализации осуществляется
организованно в ходе учебной и внеклассной деятельности учащихся, которые
приобщаются

к

накопленному

обществом

положительному

опыту

социального взаимодействия, усваивают принятые в обществе социальные
нормы, поведенческие установки.
Важной

задачей

образовательного

процесса

является

развитие

социальной компетентности, что предполагает обучение детей эффективному
поведению в различных ситуациях и в различном социальном окружении.
Наряду с семьей, школой, дополнительное образование является основным
инструментом социализации подрастающего поколения.

Фрагмент воспитательного мероприятия объединения
«Посвящение в художники»
14

Педагог дополнительного образования
МАОУ ДО ПГО «ЦРТ им. П.П. Бажова»
Хазиева Ирина Петровна
Решение

воспитательных

задач

в

деятельности

педагога

дополнительного образования всегда имело большое значение. Сегодня
вопросам

воспитания

уделяется

особое

внимание,

ведь

в

каждой

образовательной организации реализуются Программы воспитания. Как
следствие,

мои

дополнительные

общеобразовательные

программы

дополнились модулем рабочей программы воспитания. При его разработке я
пересмотрела все формы, методы и приемы, которые использовала много лет.
И я пришла к выводу, что есть в моей практике воспитательное мероприятие,
которое очень значимо и ценно, оно является традиционным и будет актуально
и интересно детям всегда.
Это

мероприятие

-

«Посвящение

в

художники».

Активными

организаторами мероприятия являются дети третьего года обучения.
Посвящение в художники имеет традиционный сценарий и предусматривает
веселые игры, конкурсы, викторины по изобразительному искусству, а также
практические

испытания

на

выявление

навыков:

владение

кистью,

карандашом, различными материалами и техниками.
Воспитательная ценность мероприятия по посвящению в художники
заключается в том, что обучающиеся чувствуют свою причастность к
большому сообществу художников и значимость своей художественной
деятельности. С момента посвящения они не просто дети, которые ходят в
студию, а художники, которые чувствуют ответственность за свои
художественные находки и их качество.

Фрагменты мероприятия.

15

Уважаемые дети, сейчас вам предстоит пройти испытания, для того
чтобы убедиться, что каждый из вас – художник. Мы выявим у вас творческие
способности в изобразительном искусстве, умение талантливо рисовать и
фантазировать. Я уверена, сто по итогам сегодняшней встречи сообщество
художников пополнится.
1. Первое задание на знание жанров изобразительного искусства.
Отгадать загадки и написать ответы на листе бумаги.
1)«Если видишь на картинке
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу знай, что это... (натюрморт).
2)Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака.
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется…(пейзаж).
3)Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька – твой сосед,
Обязательно картина
Называется…(портрет).
16

2. Задание на составление композиции.
Используя различные геометрические формы с помощью клея создать
коллаж.
Необходимо маркером дорисовать геометрические фигуры, которые вы
видите на листе бумаги, их нужно превратить в различные предметы или вещи,
дорисовав нужные детали. (Демонстрируется пример)
После выполнения задания, участники демонстрируют свои ответы и
рассказывают во что они превратили геометрические фигуры.
3.Подведение итогов.
Итогом мероприятия является посвящение обучающихся в художники.
Всем участникам рисуют на щеке палитру либо кисточку, каждому вручается
медаль «Юный художник».
Вопросы ведущего участникам после посвящения.
1. С этой минуты, ты - художник. Подумай, что будет изображено на твоей
картине, которая будет очень известна?
2. Для чего нужно изобразительное искусство?

Часть 2. Воспитание в образовательной деятельности.
Конструкты открытых занятий.
Конструкт занятия объединения "Паперкрафт"
Ф.И.О. педагога Петухова Ольга Алексеевна
Группа: № 1, первый год обучения
Тема занятия: "Моделирование танка"
Тип занятия: закрепление материала
Форма

организации

деятельности

обучающихся:

индивиндуально-

групповая
Методы организации занятия:
– словесные: устное изложение, беседа, объяснение, творческое общение;

17

–наглядные: демонстрация презентаций, видеоматериалов, иллюстраций,
готовых изделий;
– практические;
Методы деятельности обучающихся:
– объяснительно-иллюстративные: рассказ, показ, демонстрация, объяснение;
– репродуктивные направлены на развитие практических умений и навыков;
– частично-поисковый – решение поставленной задачи совместно с педагогом
в коллективном поиске,
– мотивации и стимулирования, обучающего;
– контроль педагога, взаимоконтроль и самоконтроль.
Средства

обучения:

мультимедийный

проектор,

компьютеры,

демонстрационная доска, презентация, образцы моделей танков из бумаги.
Цель занятия: закрепление навыков работы в программе Sketch App, через
создание авторской 3D модели танка.
Задачи:
- расширение кругозора о военной бронетанковой технике,
- изучение основных элементов конструкции танков,
-развитие

пространственного

мышления,

фантазии,

конструкторско-

технических способностей,
- формирование способностей к самостоятельному выражению своих идей при
выполнении творческих проектов,
- воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к своей стране.
Планируемые результаты:
- приобретение

умений

и навыков работы в программе Sketch App,

построение
- самостоятельное

простых
выполнение

моделей,

работы, применяя самоконтроль и

исправление ошибок,
- развитие навыков сотрудничества, взаимопомощи при работе в группе,
- воспитание патриотизма.

18

Ход учебного занятия
Этапы занятия

Время

Содержание
Действия педагога

Организационный

5 мин

Подготовительный
(подготовка к
новому
содержанию)

15 мин

Усвоение новых
знаний и способов
действий

10 мин

Действия
обучающихся

Диагностирующи
е задания
(каждого этапа)

Приветствие
педагога. Создание
психологического
настроя,
активизация
внимания. Педагог
погружает
обучающихся
в
атмосферу боевой
ситуации.
Предлагает решить
проблему:
с
помощью
какой
техники
можно
совершать
наступательные
действия в сторону
противника.
Педагог
задает
наводящие
вопросы,
помогающие детям
определить
тему
занятия

Приветствие
обучающихся.
Обучающиеся
предлагают
варианты ответов.
Предполагаемый
ответ: для решения
проблемы нужна
тяжелая
бронетехника, а
конкретно - танк

Самоорганизация,
способность
регулировать свои
действия,
прогнозировать
деятельность на
занятии,

Педагог
демонстрирует
презентацию
и
знакомит
обучающихся
с
видами
отечественной
тяжелой
бронетехники и ее
конструкторскими
особенностями
Педагог предлагает
задание:

Дети
просматривают
презентацию,
отвечают на
вопросы педагога

Самоопределение,
поиск и
выделение
информации

Дети придумывают
3D модель танка,
которая
впоследствии
может быть
использована как
прототип в

Осознание своих
возможностей,
умение
регулировать свои
действия, поиск и
выделение
информации,
моделирование

1.выполнить
модель танка
2.определить ее
назначение

19

планирование
совместного
сотрудничества

отечественном
танкостроении

3.дать название
Первичная
проверка
понимания
изученного

5 мин

Уточняет
Отвечают на
правильность
вопросы педагога
понимания задания,
выявляет наличие
вопросов по ходу
ведения работы

Умение точно
выражать свои
мысли

Закрепление новых
знаний, способов
действий и их
применение
Обобщение и
систематизация
знаний

25 мин

Практическая
работа
обучающихся

Самостоятельная
работа, создание
модели

Умение
регулировать свои
действия

15 мин

Педагог организует
обучающихся к
совместному
просмотру и
защиты каждой
модели

Обучающиеся
представляют свою
модель,
рассказывают об ее
конструкторских
особенностях

Самоорганизация,
формирование
готовности к
сотрудничеству,
умение точно
выражать свои
мысли

Контрольный

5 мин

Контроль педагога
за
выполнением
работы
обучающихся,
объяснение
ошибок, недочетов

Обучающиеся
оценивают работу
других детей, в
рекомендательной
форме указывают
на недочеты

Оценивание своей
работы, умение
адекватно
воспринимать
информацию
педагога или
товарища,
содержащую
оценочный
характер

Итоговый

3 мин

Педагог подводит
Дети отвечают на
итог занятия,
вопросы педагога
результатом
работы стали новые
модели танков.
Предлагает
ответить на вопрос:
-Чей танк реально
может стать
прототипом?

Самоорганизация,
формирование
готовности к
сотрудничеству,
умение точно
выражать свои
мысли

Рефлексивный

5 мин

Педагог побуждает
детей к анализу
собственной
деятельности,
предлагает
продолжить
предложения:

Нравственноэтическое
оценивание

20

Дети анализируют
собственную
деятельность.
Предположительны
е ответы:
Я узнал_____
Я понял_____

Информационный

2 мин

Я смог______
Объяснение
Слушают
обучающимся
информацию и
логики следующего задают вопросы
занятия
Определение
перспектив
развития
творческой
деятельности
в
данной
образовательной
области

Конструкт занятия объединения «Футбол»
Ф.И.О. педагога Еськов Сергей Анатольевич
Группа: № 1, 2 год обучения
Тема занятия: Ведение мяча с изменением скорости и направления
Тип занятия: закрепление пройденного материала
Форма организации деятельности обучающихся: групповая
Средства обучения: фишки, лестницы, конусы, ролики для мышц.
Цель занятия: совершенствование техники и ударов по мячу.
Задачи занятия:
обучающие:
- закрепить технику ударов по мячу,
-усовершенствовать технику приема мяча,
- научить правильно регулировать свою физическую нагрузку.
развивающие:
- развивать скоростные и силовые качества,
- развивать тактическую и техническую подготовку.
воспитательные:
- воспитание здорового образа жизни,
21

- воспитывать умение работать в команде,
- воспитывать взаимопонимание и взаимную поддержку.
Планируемые результаты:
предметные:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- сформированность мотивации к учению и познанию;
о важности отношения к своему здоровью.
метапредметные:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя, а далее самостоятельно,
- применение знаний на практике,
- понимание поставленной задачи и ее максимальное выполнение.
личностные:
- умение работать в команде,
- мотивация ведения здорового образа,
- взаимовыручка, отзывчивость.
Ход учебного занятия
Этапы занятия

Время

Содержание
Действия педагога

Действия
обучающихся

Организационный

3 мин

Построение
Диалог с педагогом
учащихся, разговор о о необходимости
ведения здорового
здоровье
образа жизни

Первичная
проверка
понимания
изученного

10 мин

Педагог объясняет
правила:
- игры в квадрат,
- подвижных игр с
мячом,
- «ляпа» в парах,
22

Диагностир
ующие
задания
(каждого
этапа)
Педагоги
ческое
наблюдение

Обучающиеся
Игровые
слушают педагога и действия
обдумывают условия
игры.
Выполняют игровые
действия.
Исправляют ошибки

по рекомендации
педагога

- квадраты 5х2

При необходимости
корректирует
деятельность детей
Объяснение детям и
обучение ударным
действиям (приему
мяча подошвой;
внутренней стороной
стопы, бедром с
последующим
ударом средней и
внутренней частями
подъема по
катящемуся и
встречному мячу)

Обучающиеся
слушают педагога,
выполняют удары по
воротам после
остановки и
разворота

Игровые
действия

5 мин

Педагог оценивает
результат игровых
действий, с целью
усложнить или
упростить задание

Обучающиеся
слушают педагога,
анализируют
собственные
действия

Педагоги
ческое
наблюдение

10 мин

Педагог предлагает
обучающимся
разделиться на
команды и выбрать
капитанов

Обучающиеся
делятся на несколько
команд и играют до
первого
пропущенного гола,
акцент в игре
делается на
максимальное
количество ударов
из любых ситуаций

Выполнение
задания без
ошибок,
максимальн
ое
количество
забитых
мячей

Обучающиеся
рассказывают о
трудностях и как их
преодолели

Умение
проводить
самоанализ

Включаются в
беседу с педагогом

Выводы

Обобщение и
систематизация
знаний

15 мин

Контрольный

Итоговый

Педагог
актуализирует
правила
двухсторонней игры

Рефлексивный

1 мин

Педагог подводит
итоги занятия
Предлагает детям
проанализировать
сложные моменты
занятия и ошибки.
Диалог на тему
здорового образа
жизни

Информационный

1 мин

Итоговая беседа
пользе занятий
спортом
23

Выполнение
задания без
ошибок

Конструкт занятия «Театр - искусство коллективное» в детском
камерном театре «Апрель»
Ф.И.О. педагога Клюева Инна Викторовна
Группа (возраст) 7-11 лет, 1 год обучения, группа №1.
Тип занятия: комбинированное занятие
Форма организации деятельности обучающихся: групповая
Ведущие методы:
Методы

мотивации: предъявление

требований,

поощрение.

Методы

организации: словесный - беседа, объяснение; наглядный - презентация.
методы контроля и самоконтроля: фронтальный опрос.
Учебно-методическое обеспечение: презентация, конспект.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, музыкальная колонка.
Форма организация деятельности учащихся: фронтальная.
Средства обучения
Ноутбук, музыкальная колонка
Наглядные материалы
Реквизит
Цель занятия
Формирование знаний и навыков взаимодействия в коллективе
Задачи занятия:
1. обучающая: познакомить с правилами взаимодействия в коллективе;
2. развивающая: формировать умение работать в паре и в команде;
3. воспитывающая: формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения:
У учащихся будут сформированы: положительное отношение к процессу
познания, проявление внимания, инициативы, ответственности и желание
узнать больше.
Метапредметные результаты освоения:
-

Регулятивные
24

Учащиеся научатся: анализировать собственную работу, находить ошибки,
устанавливать их причины.
-

Познавательные

Учащиеся научатся: выявлять известное и неизвестное.
-

Коммуникативные

Учащиеся

научатся: составлять

небольшие

устные

монологические

высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные
доказательства.
Предметные результаты освоения:
Учащиеся научатся взаимодействовать друг с другом.
Ход учебного занятия
Этапы занятия

Время

Организационный

10
минут

Подготовительный
(подготовка к новому
содержанию)

5
минут

Содержание
Действия педагога
Действия
обучающихся
Приветствие педагога.
Приветствие
Создание
обучающихся
психологического
климата, активизация
внимания.

Диагностирую
щие задания
(каждого этапа)
Концентрация
внимания,
регулировка
своих действий,
прогнозирование
деятельности,
планирование
совместного
сотрудничества

Мотивация к
формулированию цели
при помощи наводящих
вопросов.

Демонстрация
личного опыта,
выделение
информации

О роли команды в
театральном действии и
особенностях ее
формирования путем
упражнения «Импульс»
в различных темпо ритмах
Педагог демонстрирует
разнообразие
25

Формулирование
цели.
Выполнение
упражнения
Дети слушают
презентацию,
делятся
собственными
впечатлениями о
роли профессий в
театре

театральных профессий
и знакомит учащихся с
их особенностями
Усвоение новых
знаний и способов
действий

20
минут

Педагог предлагает
задание:
1.Построить башню из
пластиковых стаканов
путем коллективного
творчества при условии
сохранения постройки.
2. Знакомство с
правилами
взаимодействия в
коллективе (внимание
друг к другу с помощью
упражнений
«Коллективные хлопки»
и «Ритм ногами»)
3. Выполнение парами
упражнения
«Синхронные действия с
помощью фломастера»
4. Упражнения
«Сформируем шеренгу
по росту, цвету волос, по
алфавиту имен, по
месяцам рождения, по
фамилии»
-Педагог озвучивает
правило: никогда не
теряй терпения – это
ключ, отпирающий все
двери. Как вы понимаете
эту фразу?
Предлагает повторить
три новых правила
взаимодействия в
коллективе

26

Выполняют
задания,
упражнения.
Дети приходят к
выводу, что
взаимодействие
между
актерами в
процессе
создания
спектакля или
творческого
номера важно.
Каждый играет
свою роль,
выполняет свою
задачу.
Выполняют
упражнение
Отвечают на
вопросы
педагога
Называют
правила

Осознание своих
возможностей,
практика умения
работать в
команде.
Отработка
умения
регулировать
свои действия

Первичная проверка
понимания
изученного

5
минут

Уточняет правильность
понимания задания,
поощряет инициативу и
коллективный труд по
ходу выполнения
упражнений

Выполняют
задания педагога.
Методом
импровизации и
исследования
приходят к
результатам

Наблюдение за
мение
точностью
выполнения
творческих
заданий

Обобщение и
систематизация
знаний

5
минут

Педагог организует
учащихся к совместному
обсуждению полученных
впечатлений от
коллективного
творчества, выявляет
наличие трудностей при
выполнении заданий

Отвечают на
вопросы педагога,
делятся своими
впечатлениями и
открытиями

Умение
анализировать
свои действия и
планировать
результат

Контрольный

3
Контроль педагога за
минуты выполнением творческих
заданий, объяснение
недочетов

Оценивают свою
работу и работу
партнеров,
отмечают
положи
тельные стороны
и недочеты

Самооценка
работы и оценка
коллектива в
целом,
постановка
оценки
происходящему

Дети отвечают
на вопросы,
выполняют
импровизирован
ное задание,
занимая места
на сцене, в
зрительном зале,
за кулисами в
зависимости от
собственного
настроения и
желания

Самоорганизаци
я, склонность к
анализу
собственной и
коллективной
деятельности,
умение четко
выражать свои
мысли

Дети
налаживают
эмоциональный
контакт друг с
другом

Нравственноэтический
эмоциональный
прием. Создание
душевной
атмосферы.
Воспитание
толерантного

Предлагает выполнить
упражнение «Оцени, где
было комфортнее: в
зрительном зале, на
сцене, в закулисье»
Итоговый

5
минут

Педагог подводит итог
занятия, результатом
которого стало
установление контакта с
друг другом, а также
знакомство с
некоторыми правилами
театрального действия.
Создание
импровизированной
сцены. Представление
номеров по желанию

Рефлексивный

3
Педагог дарит за
минуты отличную работу
вручает маленькие
ленточки настроения.
Они все разные. Но если
объединить руки и
обменяться
рукопожатиями,
27

отношения друг
к другу

получится великолепный
ансамбль, единый круг.
Педагог предлагает
обняться всех тех, у
кого лента одинакового
цвета, у кого ленточки
разных цветов.
Мотивирует к взаимным
аплодисментам.
Предлагает каждому
выйти в круг и назвать
свои ощущения от
занятия и придумать
прощальный жест
Информационный

1
Определение перспектив
минута развития театрального
творчества

Слушают
информацию,
задают вопросы

Конструкт занятия объединения «Рисовать – учиться видеть»
Ф.И.О. педагога Горлатова Татьяна Сергеевна
Группа: № 2 , год обучения 2 (7-8 лет)
Тема

занятия:

Социальное

пластицирование

на

тему

«Маленькое

путешествие по большому Уралу»
Тип занятия: изучение нового материала
Форма организации деятельности обучающихся: групповая.
Средства обучения: Литературные и музыкальные произведения, словесные,
визуальные.
Цель занятия. Знакомство с особенностями Родного края через социальное
пластицирование.
Задачи занятия:
обучающие:
- формировать интерес к особенностям Родного края,
- познакомить с понятием «Уральский хребет,
- познакомить с 5 зонами Уральского хребта,
- познакомить с литературным образом Родного края,
28

- создать из глины макет Уральских гор.
развивающие:
- развивать познавательный интерес к месту проживания,
- развивать социальные навыки в коллективной творческой работе,
- развивать умение познавать мир с помощью изобразительных средств (в
данном случае - глина),
- развитие образного мышления,
воспитательные:
- воспитывать творчески активную личность,
- воспитать любовь и уважение к Родному краю,
- воспитывать уважительное отношение к границам человека,
- аккуратное отношение к материалам.
Планируемые результат
предметные:
- усвоить понятие «Уральский хребет»,
- познакомиться с 5 зонами Уральского хребта.
метапредметные:
- проговаривать на занятии свое мнение и слушать других,
- формулировать и высказывать свои мысли,
- вести диалог, принимать мнение другого,
- проявлять доброжелательное отношение к другим участникам процесса.
личностные:
- эмоционально сопереживать персонажам легенды,
- иметь интерес и восприимчивость к простым формам,
- выражать отношение к творческому процессу,
- адекватно оценивать предметы своего труда.
Ход учебного занятия
Этапы занятия

Время

Содержание
Действия педагога

29

Действия
обучающихся

Диагности
рующие
задания
(каждого
этапа)

Организационный

Подготовительный
(подготовка к
новому
содержанию)

Закрепление новых
знаний, способов
действий и их
применение

Обобщение и
систематизация
знаний

2 мин

Приветствие
педагога. Создание
психологического
настроя,
активизация
внимания.
3 мин Педагог проводит
упражнение
исследование
формы «Хребта» позвоночника
Предлагает встать в
круг, что бы руками
можно было достать
спину соседа.
Руками исследуем
форму хребтапозвоночника,
которая
соответствует 5
зонам Уральского
хребта.
Знакомит с
легендой о змееПолозе, Евгения
Пермяка
20 мин Пластицирование из
глины Уральского
хребта
1.Педагог дает
задание постепенно,
небольшими
кусочками глины
формировать
направление
Уральского хребта.
2. формировать
объем Уральского
хребта.
3. внести
дополнения в виде
природных образов
или деятельности
человека, которые
дети сами в
процессе захотят
внести.
10 мин Педагог организует
обучающихся к
совместному
обсуждению
получившегося
30

Приветствие
обучающихся

Педагогическ
ое
наблюдение

Дети выполняют
упражнение
Становятся в круг.
Изучают руками
форму
позвоночника.

Ответы на
вопросы
педагога

Активное слушание.
Отвечают на
вопросы, делают
выводы
Коллективная работа Умение
детей.
регулировать
1.Небольшими
свои действия
кусочками глины
формируют
направление
Уральского хребта.
2. Формируют
объем Уральского
хребта.
3. вносят
дополнительные
растительные,
животные
человеческие
образы.

Обучающиеся
рассказывают о
своих впечатлениях,
конструкторских
особенностях, о
своей части хребта

Самоорганиза
ция,
формировани
е готовности
к
сотрудничест

творческого
продукта
Подведение итогов

5 мин

Педагог предлагает
1. найти 5 зон
Уральского хребта,
и обозначить их
флажками.
2. предлагает
посмотреть на
конечный результат
и поделиться
впечатлениями от
работы.

Рефлексивный

5 мин

3.уборка рабочего
места
Педагог побуждает
детей к анализу
собственной
деятельности,
предлагает
продолжить
предложения:

ву, умение
точно
выражать
свои мысли
1. находят 5 зон
Найти и
Уральского хребта, и обозначить
обозначить их
флажками 5
флажками.
зон
уральского
2.осматривают
хребта
конечный результат,
и делится
впечатлениями от
работы.

Дети анализируют
собственную
деятельность,
отвечая на вопросы

Предположительны
е ответы:
Я узнал_____

Информационный

1 мин

Я понял_____
Я смог______
Педагог объясняет Слушают
обучающимся
информацию и
логику следующего задают вопросы
занятия

31

Нравственноэтическое
оценивание

Часть 3. Цифровые технологии в образовательном процессе.
Памятка
по созданию интерактивного средства обучения в POWER POINT с
использованием приема ЛУПА.
Методист
МАОУ ДО ПГО «ЦРТ им. П.П. Бажова»
Яшина Надежда Владимировна
Действия

Примечание

1. Подготовьте необходимые рисунки и изображения в отдельную папку.
2. Откройте программу POWER POINT, создайте чистый слайд.
3. Вставьте фигуру прямоугольник, круг, треугольник (по выбору педагога).
4. Щелкните правой клавишей мыши по фигуре и выберите ФОРМАТ
ФИГУРЫ, затем ЗАЛИВКА, РИСУНОК или ТЕКСТУРА, ИЗ ФАЙЛА (выбрать
нужный заготовленный рисунок).
5. На свободном поле сделайте надписи необходимых элементов (ВСТАВКА,
НАДПИСЬ).
6. На свободном поле вставляем фигуры с рисунком элементов, ранее
заготовленных (ВСТАВКА, ФИГУРЫ, см.пункт4).
7. Выделяем одну из фигур и входим во вкладку АНИМАЦИЯ,
ДОБАВИТЬ АНИМАЦИЮ: вход — МАСШТАБИРОВАНИЕ,
ДОБАВИТЬ АНИМАЦИЮ: выход — МАСШТАБИРОВАНИЕ.
8. Выделяем снова всю фигуру и заходим в ОБЛАСТЬ АНИМАЦИИ, нажимаем
маленький треугольник, выделенной области анимации, выбираем ВРЕМЯ,
ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ: начать выполнение эффекта при щелчке и в окошке справа
выбираем фигуру с нужным текстом.
ВАЖНО! На вкладке ВРЕМЯ ЗАПУСК должен быть установлен ПО ЩЕЛЧКУ!
Повторяем шаги 7 и 8 с оставшимися заготовками элементов рисунка.
Можно добавить стрелки — указатели от надписей к рисунку.

«Интерактивный плакат Genially в образовательном процессе
32

объединений «ИЗО - студия» и «Керамика»»
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н.Е.Бобровой»
Коротких Татьяна Игоревна
Проблема

активизации

учебной

деятельности

обучающихся

на

сегодняшний день является особенно актуальной, исходя из этого, важная
роль в процессе обучения отводится интерактивным технологиям обучения.
В

настоящее

время

благодаря

интерактивным

технологиям

образовательный процесс выходит на новый уровень взаимодействия педагога
и обучающегося. Такой процесс позволяет:
- сделать обучение интересным;
- эффективно решать проблему наглядности обучения;
- раскрепостить обучающихся при ответе на вопросы;
- учить самостоятельно анализировать, исправлять допущенные ошибки;
- осуществлять обучающимися самостоятельную учебно-исследовательскую
деятельность.
Интерактивные

технологии

позволяют

использовать

в процессе

обучения более наглядные, содержательные и эффективные материалы.
Одним из наиболее интересных новшеств стал интерактивный плакат.
Интерактивный плакат – это современное многофункциональное средство
обучения, которое предоставляет отличные возможности для организации
учебного процесса. Благодаря чему, обеспечивается многоуровневая работа с
определённым объёмом информации на всех этапах: изучение нового
материала, закрепление, систематизация и обобщение, контроль за качеством
усвоения знаний.
Интерактивность плаката обеспечивается за счёт использования
различных интерактивных элементов: кнопок перехода, областей текстового
ввода или цифрового, различных ссылок и др.
Методическая разработка: «Интерактивный плакат в образовательном
процессе объединений «ИЗО - студия» и «Керамика»» даёт возможность
33

познакомиться с сервисом Genially и научиться выполнять интерактивные
плакаты для тематических занятий. С таким дидактическим многомерным
инструментом

образовательный

процесс

становится

интереснее

и

продуктивнее.
В разработке представлено пошаговое создание интерактивного плаката
в сервисе Genially.
Методическая разработка рекомендована педагогам дополнительного
образования,

также

может

быть

использована

учителями

общеобразовательных школ.
Цель данной разработки - совершенствовать профессиональную ИКТкомпетентность педагогов через знакомство с сервисом Genially.
Задачи:
- познакомить педагогов с сервисом Genially;
-продемонстрировать функциональные возможности интерактивного плаката
Genially;
- оказать помощь в составлении интерактивного обучающего плаката Genially
через пошаговую инструкцию;
-мотивировать

педагогов

к

активному

использованию

современных

образовательных и информационно-коммуникационных технологий в своем
учебном процессе.
Genially –

это

дидактических

отличный

инструмент

ресурсов,

презентаций

для

создания

онлайн.

Здесь

интерактивных
не

нужны

предварительно установленные программы, а только доступ в интернет.
Благодаря Genially можно создать тематический, визуализированный,
образовательный ресурс. Интерактивность добавляет больший интерес у детей
к получению информации.
Педагог, при составлении интерактивного плаката или другого
интерактивного продукта, легко может добавлять комментарии к изучаемым
объектам, используя всплывающие окна, вставлять гиперссылки на слайды и
внешние ресурсы, создавать опросники для проверки знаний.
34

Genially сохраняет все разработки в облачном хранилище, поэтому если работа
над каким-то проектом не закончена, её можно будет продолжить. Создание
виртуальных работ в сервисе бесплатное, и количество создаваемых
электронных продуктов при этом не ограничено.
Готовый продукт, созданный в сервисе Genially можно опубликовать на
своем сайте, в социальных сетях или просто поделиться ссылкой на ресурс.
Использование интерактивного плаката на занятиях изобразительным и
декоративно-прикладным искусством для меня является новой формой
работы.
Ссылка на методическую разработку интерактивного
плаката: (скопировать и вставить в поисковую строку)
https://docs.google.com/presentation/d/1sy8VnPnBW3Xb6W0C0x_zylpSUEEBRLc-/edit#slide=id.p1

В январе 2023 года мной были разработаны и успешно апробированы
интерактивные плакаты.
- «Диковинные сосуды» для занятий по лепке с младшими школьниками
https://view.genial.ly/63f1058fc03b930018b80bb4/interactive-image-dikovinnye-sosudy-skopinskayakeramika.

- «Жанры изобразительного искусства»
https://view.genial.ly/63e2946944cc9300185614bb/interactive-image-zhanry-izobrazitelnogo-iskusstva,

- «Акварельная живопись»
https://view.genial.ly/63ea7516c144b40011e10a24/presentation-akvarelnaya-zhivopis,

-

«Портрет»

для

занятий

с

детьми

среднего

школьного

возраста

https://view.genial.ly/63e8e64645764d00115c9444/interactive-image-interactive-image.

Плакаты разработаны с учетом возрастных особенностей детей. Время работы
с интерактивным плакатом, согласно СанПиН для школьников 1 - 2 классов 20 мин., для школьников 5 -7 классов – 30 мин.
Использование интерактивных средств обучения повышает мотивацию
обучающихся, вызывает интерес к предмету, стимулирует познавательную
активность, повышает эффективность работы.

35

Учащиеся хорошо воспринимают предлагаемый материал в результате
ясной, эффективной и динамичной подачи материала. Интерактив на занятии
- это отличный способ сосредоточить и удержать внимание ребят.
Интерактивный плакат Genially также может быть использован для
дистанционной формы работы.
Список используемых источников
1. Аствацатуров Г. Как создать интерактивный плакат в Genially / Г.
Аствацатуров. – Текст: электронный // Дидактор. Педагогическая
практика:

сайт

педагогапрактика.

–

2022.-

21

янв.

–

URL:

http://didaktor.ru/kak-sozdat-interaktivnyj-plakat-v-genial-ly/
2. Аствацатуров Г. Genial.ly – онлайн-инструмент для удалённого
обучения / Г. Аствацатуров. – Текст: электронный// Дидактор.
Педагогическая практика: сайт педагога-практика. – 2019. – 24 февр. –
URL:http://didaktor.ru/genial-ly-onlajn-instrument-dlya-udalyonnogoobucheniya/
3. Genially – сайт. [Электронный ресурс] URL: https://app.genial.ly/

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных а также на сбор статистики сервисом Яндекс.Метрика. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».