Наши питомцы

1. Комплекс характеристик общеразвивающей программы
1.1.Пояснительная записка.
Дополнительная
«Наши

питомцы»

общеобразовательная
отнесена

к

программа

программам

под

названием

естественнонаучной

направленности.
Программа

«Наши

питомцы»

разработана

в

соответствии

с

нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
-

Приказом

27.07.2022г.

Министерства
г.

осуществления

№

629

просвещения

«Об

Российской

утверждении

образовательной

Порядка

деятельности

по

Федерации

от

организации

и

дополнительным

общеобразовательным программам»,
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678р),
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»,
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. «Санитарно – эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
-

СанПиН

1.2.3685-21

Гигиенические

нормативы

и

требования

к

обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
средств обитания»,
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,

- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеразвивающих программ,
способствующих
профессиональному

социально-психологической
самоопределению

детей

реабилитации,
с

ограниченными

возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»,
- Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2023 № 1678 «Об
утверждении

правил

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ,
-

Приказом

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии
с социальным сертификатом»,
- Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября
2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»,
- Уставом МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н.Е. Бобровой» (Приказ №60-Д от
03.03.2016),
- Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах МБУ ДО ПГО «Центр развития творчества им. Н.Е. Бобровой».
Актуальность. Программа имеет естественнонаучную направленность,
которая является важным направлением в развитии и воспитании детей. В
Концепции развития дополнительного образования отмечено, что: «Угроза
экологическому благополучию планеты/страны формирует запрос на
формирование у подрастающего поколения экологической грамотности и
экологически ответственного поведения».

Являясь востребованным у детей, общение с домашними животными,
обладает

необходимой

эмоциональностью,

привлекательностью,

эффективностью. Программа предполагает развитие у детей осознано
правильного отношения к объектам живой природы, любознательности,
стимулирует к игровой, трудовой, художественной деятельности.Поэтому
пользуется спросом у детей и их родителей.Исходя из ситуациисложившейся
в Свердловской области – наличие зоопарка только в городе Екатеринбурге,
значение живых уголков, мини-зоопарков в провинциальных городах
области приобретает большое значение.

Они становятся единственным

местом в городе, где и взрослые и дети могут удовлетворить свою
потребность в общении с представителями живой природы, получить
консультацию по вопросам экологически грамотного содержания домашних
питомцев.
В настоящее время в городском социуме, как дети, так и взрослые
испытывают большую потребность не только в ближайшем социальном
окружении, но и в природном. Невозможность частого выезда за город,
постоянная занятость родителей на службе – эти и другие причины
способствуют в последние годы массовому увлечению содержанием
домашних животных в городских условиях.В настоящее время появилась
мода на содержание в семьях, офисах экзотических животных, которые
становятся живыми игрушками, украшением и престижной деталью
интерьера. Но часто даже у взрослых, не говоря уже о детях, не хватает
элементарных знаний, навыков по уходу за ними. В результате экзотические
животные болеют, на улице появляются бездомные кошки и собаки. У
ребенка формируется прагматичное, антигуманное отношение ко всему, что
его окружает, обесценивание таких нравственных качеств как проявление
заботы друг о друге, об окружающем мире, о природе.
Выявленный

ряд

проблем

определяетактуальность

общеобразовательной программы «Наши питомцы», которая заключается в
возможности непосредственного общения детей с объектами живой природы,

в овладении знаниями, умениями, навыками по уходу за своим личным
питомцем и животными зооуголка.Ребенок дошкольного возраста - ребенок
«почемучка». Он обладает заинтересованностью в ознакомлении с природой,
но ребенку в этом возрасте важно не только увидеть или услышать, важно
потрогать. Только непосредственное общение с природой, ее восприятие
способствует развитию у детей чувства природы.
Живой уголок – это как раз та среда, где ребенок, познавая новое,
учится

осознавать себя частью природы. Знакомясь с животными, дети

учатся относиться к ним бережно, внимательно. Это необходимо для
формирования правильного отношения к фауне, для развития нравственных
чувств, предполагающих активную, действенную позицию ребенка в
отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться).
Особенности общеразвивающей программы.Общеобразовательная
программа «Наши питомцы» является модифицированной. Программа была
составлена с использованием программ «Экология животных» автор Белова
Ольга Алексеевна (ПДО ГАОУ СО «Дворец молодежи»),

«Домашний

зоопарк» автор Коллонтай Надежда Дмитриевна (ПДО ГАОУ СО «Дворец
молодёжи»).
Цель и задачи программы направлены на ознакомлениедошкольников с
домашними животными как важной составной частью воспитания и
образования.

Живая

природа

–

неиссякаемый

источник

духовного

обогащения каждого человека. Дети постоянно в той или иной форме
соприкасаются с ней, ее растительным и животным миром. В основе данной
программы лежит

ознакомление детей с миром животных, а точнее, - с

миром домашних животных. Он постоянно воздействует на чувства ребенка
своей яркостью, многообразием и близостью.

Внимание дошкольников

привлекают домашние звери и птицы, аквариумные рыбы, декоративные
пресмыкающиеся. Разнообразный мир домашних животных пробуждает у
них живой интерес, любознательность, стимулирует к игровой, трудовой,
художественной деятельности. Однако далеко не все может быть правильно

понято детьми при самостоятельном общении с животными, не всегда при
этом формируется правильное отношение к ним. Осознанное, правильное
отношение ребенка к братьям меньшим вырабатывается при условии тесного
контакта с ними и различных форм взаимодействия с животными. Он узнает,
что все живое имеет определенные потребности. Осознанное, правильное
отношение к животным формируется тогда, когда ребенок интересуется ими,
понимает их особенности, проявляет чувство сострадания, сопереживание.
Ребенок, полюбивший животных, не будет разорять гнезда птиц, давить
насекомых, обижать зверей.
Наиболее успешная реализация данной программы возможна в
учреждениях

дополнительного

образования

с

использованием

базы

зооуголка, так как именно здесь ребенок чувствует себя частицей живого
мира, может наслаждаться общением с животными.Основы ответственного
отношения к окружающей среде закладываются в детстве.
В практической части программы сделан акцент на наблюдение и
изучение жизнедеятельности животных, т. к. взаимодействие с ними
положительно сказывается на развитии интеллектуальных способностей
обучающихся, учит самостоятельности, доброжелательности, доброте и
человечности по отношению как к природе в целом, так и в отношениях
между людьми.
Обучение по программе «Наши питомцы»

предусматривает

дифференцированный подход к каждому ребенку в соответствии с его
уровнем общего развития, индивидуальных способностей, учебной
мотивацией.

В

рамках

программы

предполагается

реализация

параллельных процессов освоения содержания программы на разных
уровнях доступности и степени сложности, с опорой на диагностику
стартовых возможностей каждого из участников.
Адресат общеразвивающей программы. Программа «Наши питомцы»
разработана для детей 5-7 лет проявляющих интерес к природному
окружению.

В дошкольном возрасте у ребенка происходят большие изменения во
всем

психическом

развитии.

Чрезвычайно

возрастает

познавательная активность — развивается восприятие, наглядное мышление,
появляются зачатки логического мышления. Происходит интенсивное
становление личности, воли. Ребенок, усваивая нравственные представления,
формы поведения, становится маленьким членом человеческого общества. В
дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка чрезвычайно
возрастает познавательная активность, интерес к познанию окружающего
мира.

Недаром дети

дошкольники проходят

через

возраст «почемучек».Основой познания для ребенка дошкольного возраста
является

чувственное познание — восприятие

и

наглядное

мышление.

Именно от того, как сформированы у ребенка-дошкольника восприятие,
наглядно-действенное

и

наглядно-образное

мышление,

зависят

его

познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, а также
речи и более высоких, логических форм мышления.
Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что именно
этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей
правильного взаимодействия с окружающим миром, естественной частью
которого является природа. Обостренные эмоциональность и чувственность
детей дошкольного возраста создают особые предпосылки для проявления
интереса к природе, животным, что создаёт благоприятные условия для
эффективного экологического воспитания.
Программа позволяет детям полноценно накапливать необходимую
познавательную информацию и расширять свой кругозор, что помогает
воспитанникам подготовиться к школе. Кроме того, обучение по данной
программе формирует

гуманное, бережное и заботливое отношение к

братьям меньшим постепенно, начиная с первых лет жизни.
Условия

набора

обучающихся

в

коллектив:

принимаются

все

желающие. Наполняемость в группах составляет, исходя из санитарно-

гигиенических требований (площадь учебного кабинета 18 м 2), 9-12 человек.
Состав группы может быть одновозрастным или разновозрастным.
Режим

занятий:

Занятия

проводятся

один

раз

в

неделю

по

1

часупродолжительностью 30 минут, согласно возрасту детей.
Объем общеразвивающей программы составляет 37 часов.
Срок освоения общеразвивающей программы.Программа рассчитана на
один год обучения,
Стартовый

(ознакомительный)

очная.Программа

«Наши

уровень:Форма

питомцы»предполагает

обучения
использование

–
и

реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную
программы.

сложность
Обучающиеся

предлагаемого
познакомятся

для

освоения

содержания

с

основными

понятиями,

принятыми в биологии (например: живая и не живая природа, домашние и
дикие животные и др.), освоят элементарные приемы обращения с
животными,

правила

ухода

и

кормления.

Программа

является

самостоятельным курсом.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, экскурсия, практическое занятие,
открытое занятие и другие.
Переченьформподведенияитоговреализациидополнительной
общеразвивающей программы:беседа, тестирование,

опрос, конкурс

рассказов и другие конкурсы.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель программы «Наши питомцы»: формирование основ экологической
культуры

детей дошкольного возраста через выстраивание грамотного,

гуманного, толерантного взаимоотношения с домашними животными.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Образовательные:
- расширение знаний о многообразии животного мира,

- формирование знаний и умений по уходу за животными.
Воспитательные:
- воспитание толерантности и эмпатии в процессе общения с животными,
- воспитание нравственного поведения в природе.
Развивающие:
- развитие эмоционально-чувственной сферы личности ребенка в процессе
взаимодействия с объектами природной и социальной среды,
- развитие познавательного интереса к ближайшему природному окружению,
миру животных.
Планируемые результаты.
Предметные:
Обучающиеся в результате освоения программы «Наши питомцы» будут
знать:
-

классификацию,

видовую

принадлежность

животных

зооуголка,

особенности строения и жизнедеятельности домашних животных, признаки
живой и неживой природы, диких и домашних животных и т. д.),
- особенности ухода, кормления, выращивания животных зооуголка.
Метапредметные:
У обучающихся будут развиты:
- ответственное отношение к объектам живой природы,
- способность проявлять заботу, ухаживать за животными в соответствии с
экологическими правилами поведения.
Личностные. У обучающихся будут развиты:
- эмоционально-чувственное восприятие природы,
- любовь к природе, необходимость изучения и бережного отношения к
объектам живой природы.
1.3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы

Учебный (тематический) план.
Количество часов
Название разделов, тем.

Вс
его Теорети
ческие
1
1
6
3
2
1

Практич
еские
0
3
1

2.2.Животные дикие и домашние
2.3.Карлики и гиганты животного
мира
2.4. Место человека в мире
природы.Значение охраны природы.
3. Человек и его питомцы
3.1.Потребность жителей города в
общении с животными
3.2.Ритм жизни домашних животных.
3.3.Содержание, уход за животными
зооуголка.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1. Давай знакомиться.
2. Мир животных
2.1. Природа живая и неживая

Формы
аттестации,
контроля

В том числе

Опрос.
Опрос.
Викторина.
Викторина.
Опрос.

2
4

1
2

1
2

1
1

1
0

0
1

2

1

1

4. Домашний зоопарк
4.1. Животные зооуголка
4.2. Изучаем грызунов

25
1
1

14,5
1
1

10,5
-

Тестирование
Наблюдение

4.2.1.Хомячки
4.2.1.1. Хомяки сирийские
4.2.1.2. Хомяки джунгарские
4.2.2. Песчанки
4.2.3. Шиншилла
4.2.4. Морская свинка
4.2.5. Дегу
4.2.6. Крысы и мыши
4.3. Братец-кролик
4.4. Экзотические птицы-попугаи
4.5. Пресмыкающиеся
4.5.1. Среднеазиатская черепаха
4.5.2. Красноухая черепаха
4.5.3. Маисовый полоз
4.5.4. Веретеница ломкая
4.6. Кто такие насекомые ?
4.6.1. Палочники – мастера
маскировки
4.6.2. Пауки – птицееды
4.7. Моллюски
5. Мой домашний питомец.

4
2
2
1
2
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1

2
1
1
0.5
1
1
0.5
0.5
0.5
1
1
0.5
0.5
0.5
0,5
1
0.5

2
1
1
0.5
1
1
0.5
0.5
0.5
1
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5

Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Викторина

1
1
1

0.5
0.5
0

0.5
0.5
1

Опрос
Опрос
Опрос

Итого

37

20,5

16,5

Опрос.
Наблюдение.
Наблюдение.

Содержание учебного (тематического) плана.

1. Давай знакомиться.
Теория: «Правила поведения в ЦРТ», «Правила поведения техника
безопасности при посещении живого уголка и общении с животными».
2. Мир животных.
2. 1. Природа живая и неживая.
Теория: Признаки живой природы.
Практика:игра - домино «Живое, неживое»;
2. 2. Животные дикие и домашние.
Теория: Отличие диких животных от домашних – признаки. Особенности
жизнедеятельности.
Практика: Наблюдение за животными зооуголка
2. 3. Карлики и гиганты животного мира.
Теория: Многообразие животного мира. Самые большие и самые маленькие
представители животного мира.
Практика: Настольная игра «Зоолото». Практическое занятие в живом
уголке.
2. 4. Место человека в мире природы.
Теория: Значение охраны природы. Красная книга – книга защиты и охраны
животных нашей планеты. Красная книга Среднего Урала.
Практика: Составление Красной книги Полевского района.
3. Человек и его питомцы.
3. 1. Потребность жителей города в общении с животными.
Теория: Содержание животных в аквариумах, террариумах, садках, вольерах,
клетках и особенности ухода за ними. Сравнение условий содержания
различных животных в зависимости от их размеров и потребностей.
Практика не предполагается.
3.2. Ритм жизни домашних животных.
Теорияне предполагается

Практика: Уход и наблюдение за обитателями живого уголка. Стадии жизни
животных:рост, размножение, старение, линька.
3. 3. Содержание, уход за животными зооуголка.
Теория: Взаимосвязь условий ухода, выращивания и кормления домашних
животных с их биологическими особенностями.
Практика: Уход и наблюдение за обитателями живого уголка (весь год);
4. Домашний зоопарк.
4.1 Животные зооуголка.
Теория: Условия содержания, ухода, обязанности юннатов по уходу за
обитателями живого уголка. Изучение и сравнение внешнего строения
животных: форма тела, строение конечностей, органов чувств. Измерение
тела животных зооуголка, взвешивание.
4.2. Изучаем грызунов.
Теория: Классификация. Видовая принадлежность. Общая характеристика и
популярность отряда. Животные, удобные для содержания в квартирах:
4.2.1. Хомяки.
4.2.1.1. Хомячки (сирийские).
Теория: История открытия и образ жизни. Сирийский хомяк – хомяк
одиночка. Поведение.
Практика: Эксперимент: Вместимость защечных мешков хомячка.
4.2.1.2. Хомячки (джунгарские).
Теория: История

открытия и образ жизни. Джунгарский хомяк

–

общественное животное. Отличия между сирийскими и джунгарскими
хомяками.
Практика: Эксперимент: Самый проворный.
4.2.2. Песчанки - универсалы по строительству подземных нор.
Теория: Естественная среда обитания. Разновидности, особенности образа
жизни. Песчанка – не пьет и не пахнет.
Практика: Наблюдение за жизнедеятельностью песчанки.
4.2.3.Шиншилла – домашний «чебурашка».

Теория: Родословная шиншиллы: она - сестра дикобраза. Естественная среда
обитания шиншиллы. Мех, зубная система, жизненный цикл. Создание
благоприятных условий для жизнедеятельности грызунов. Уход. Трудности
содержания животных в современных квартирах.
Практика: Лабораторная

работа «Клетка – создание искусственной

экосистемы для шиншиллы»
4.2.4. Морская свинка.
Теория: История названия. Почему «морская», почему «свинка»? Образ
жизни, уход, содержание.
Практика: Практикум «Наблюдение за жизнедеятельностью грызунов».
4.2.5. Дегу.
Теория: Образ жизни, поведение, особенности содержания.
Практика: Оформление клетки для дегу, обогащение среды обитания.
4.2.6. Декоративные крысы и мыши – спутники человека.
Теория: История одомашнивания. Образ жизни, содержание, породы.
Практика: Наблюдение за жизнедеятельностью крыс и мышей.
4.3. Братец – Кролик.
Теория: Одомашнивание европейского кролика. Какую породу кролика
выбрать? Карликовый кролик – «кролик в миниатюре». Жизненный цикл
кролика. Покупка крольчат. Клетка для кролика, кормление, уход за
шерстью, выгуливание. Болезни кролика.
Практика: Обустройство клетки кролика. Уход за шерстью кролика.
4.4. Экзотические птицы-попугаи.
Теория:

Классификация.

Общая

характеристика

класса

«птицы».

Отличительные особенности отряда «попугае образные».
Практика: Экскурсия тема: «Сколько видов попугаев обитает в минизоопарке?». Обустройство клетки для попугая.
4.5. Пресмыкающиеся.
Теория: Классификация. Видовая принадлежность. Животные, удобные для
содержания в квартирах: черепахи, змеи.

4.5.1. Среднеазиатская черепаха.
Теория: Террариум – искусственная среда обитания сухопутной черепахи.
Естественная

среда

обитания

сухопутной

черепахи.

Обустройство

террариума. Уход, кормление, зимовка.
Практика: Лакомый кусочек для черепахи: составляем меню на неделю.
4.5.2. Красноухая черепаха.
Теория: Естественная среда обитания пресноводной черепахи. Обустройство
террариума. Уход, кормление.
Практика: Наблюдение за жизнедеятельностью черепахи.
4.5.3. Маисовый полоз – представитель экзотических животных.
Теория:

Классификация.

Видовая

принадлежность.

Обустройство

террариума. Уход, кормление.
Практика: Оформление аквариума для маисового полоза под естественные
условия.
4.5.4. Веретеница ломкая – змея или ящерица?
Теория: Естественная среда обитания веретеницы ломкой. Возможность
содержания в неволе. Уход, кормление.
Практика: Обустройство террариума для веретеницы.
4.6. Кто такие насекомые?
Теория: Классификация. Особенности строения и жизнедеятельности
насекомых.
4.6.1. Палочники – мастера маскировки.
Теория:

Жизнедеятельность

палочников.

Питание палочников.

Враги

палочников. Развитие с неполным превращением.
Практика: Внешнее строение палочников. Изучение ротового аппарата
палочников с помощью лупы.
4.6.2. Пауки – птицееды. Кто они? Опасны или нет?
Теория: Видовое разнообразие. Особенности ухода, кормления, содержания.
Практика: Обустройство инсектария.
4.7. Моллюски.

Теория:

Домашнее

животное

–

гигантская

африканская

улитка

(Ахатинафулика). Родина Ахатины. Из чего сделан домик улитки? Где ноги
улитки? Что за глазки… Кулинарные пристрастия. Почему улитка впадает в
спячку? Сколько деток у Ахатины? Поведение улиток. Как создать Ахатине
хорошие условия жизни? Какие ещё бывают моллюски? Значение моллюсков
в природе и жизни человека.
Практика: лабораторная работа «Внешнее строение моллюсков», «Узнаем,
чем питается Ахатина».
5. Мой домашний питомец.
Практика: Подведение итогов наблюдений за ростом и развитием молодняка
животных. Конкурс лучших рассказчиков на тему: «Мой домашний
питомец».
2. Организационно-педагогические условия реализации
программы
2.1 Календарный учебный график
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов (всего)
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Режим занятий
Сроки аттестации обучающихся
Каникулы
Выходные дни

12

Окончание учебного года

Стартовый уровень
37
37
1
37
17
20
03.09
1 раз в неделю по 1 часу
15.12 – 20.12, 15.05 - 20.05
1.07 – 31.08
Выходные
и
праздничные
дни,
установленные законодательством РФ
31.05

2.2 Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение.

Занятия по программе «Наши питомцы» проводятся в здании «ЦРТ им. Н. Е.
Бобровой» в кабинете № 16. Кабинет общей площадью 49,7 м 2из них 31,7м2–
это площадь занятая непосредственно экспозицией животных. Учебный
класс площадью 18 м2имеет следующее оборудование:
учебных столов -5 штук;
стол для педагога – 1штука;
стулья ученические -14 штук;
стул для педагога – 1 штука;
классная доска – 1 штука;
шкафы для хранения книг
дидактических материалов, пособий – 2 штуки;
стеллаж для природных коллекций – 1 штука;
навесная полка для видео материалов – 1штука;
навесной шкаф для хранения документов – 1штука;
настенное зеркало – 1штука;
аптечка -1штука.
ТСО: видеомагнитофон, телевизор, нетбук, вебкамера.
Кадровое обеспечение: программу реализует педагог дополнительного
образования,

имеющий

высшее

профессиональное

образование

по

направленности программы, прошедший профессиональную переподготовку
по профилю программы.
Методические и дидактические материалы.
Для проведения занятий объединения «Наши питомцы» педагог использует
следующий дидактический материал:
Учебные пособия:
- видеофильмы американской серии «Жизнь Земли»;
- зоологические таблиц («Классификация животного мира».«Красная книга
Среднего Урала», «Природные зоны обитания животных»);
- набор красочных открыток, фотографий, картин животных;
- коллекции: насекомые, гербарии, гнёзда птиц, породы деревьев;

- игры: «Природа живая и неживая», «Зоологическое лото», «Парочки»,
«Двойняшки», «Мемо»;
- игровое поле по образцу игры «Поле чудес»;
- карточки с вопросами викторины на темы: «Грызуны», «Знакомые
незнакомцы», «Приматы», «Лошади», «Куры и их родственники»;
- живые объекты зооуголка(Перечень в приложении № 3).
Для подведения итогов имеется оценочный и диагностический материал:
тесты к разделам, контрольные вопросы, викторины (см. Приложения).
В основе обучения лежат групповые, индивидуальные формы обучения, а
так же занятия в малых группах. Структура занятия по программе «Наши
питомцы», состоит из теоретической и практической частей. Большую часть
времени занимает практическая часть, общение с обитателями живого
уголка.
Теоретическая часть занятий максимально компактна и включает в себя
информацию о теме, новых понятиях и терминах. Педагог для объяснения
темы использует иллюстративный материал, презентации, видеоматериалы,
что способствует лучшему усвоению и запоминанию нового материала. В
конце теоретической части обязательно предусмотрено закрепление новых
знаний с помощью опросов в игровой форме. Например, педагог предлагает
выслушать три высказывания, среди них есть верные и неверные. Дети
должны с помощью пальцев, показать какие из них правильные (допустим
первое и третье). Другой вариант, хлопают в ладоши на каждое верное
высказывание, а на неверные не должны реагировать. После теоретической
части занятия обучающиеся выходят в живой уголок, где проходит
практическая часть занятия. Практическая часть занятия включает в себя
общение с обитателями мини зоопарка, проведение экспериментов таких как
«Вместимость защечных мешков хомяков», «Скорость движения черепахи» и
др., практические работы, такие как посев семян пшеницы для проращивания
и получения витаминной подкормки животным в зимнее время. Учитывая
возраст обучающихся, приветствуется проведение занятий в игровой форме.

Неотъемлемым

элементом

занятия

является

использование

здоровьесберегающей технологии, которая предполагает изучение правил
поведения в живом уголке, общения с животными, обязательное мытье рук в
конце каждого занятия, смену вида деятельности.
Для реализации программы используются следующие формы занятий:
Словесные

Наглядные

устное изложение

показ

Практические
видеоматериалов, Экскурсия,

иллюстраций
беседа, объяснение

показ

Диалог

дидактические

игры

педагогом

приёмов Практикум, труд в живом

обращения с животными

уголке.

наблюдение

эксперимент

эвристическая беседа

лабораторная работа

На занятиях используются различные методы обучения:
- пассивный (объяснительно-иллюстративный), когда материал доносится в
виде беседы, лекции, объяснения нового материала,
- проблемный, в форме эвристической беседы.Это форма обучения,
организуемая

посредством

применения

вопросно-ответной

методики

доведения учащихся до самостоятельного познания, делания выводов,
решения проблем и учебных задач ,
- исследовательский (частично поисковый), когда обучающимся ставится
задача пронаблюдать за поведением,

зафиксировать состояние, измерить

параметры животного,
- репродуктивный, когда ребенок повторяет порядок за педагогом алгоритм
того или иного действия (например, порядок уборки клетки, кормления
питомца).
Программа при необходимости, может быть реализована в формате
дистанционного

обучения.

Формами

и

методами

организации

образовательного процесса в условиях дистанционного обучения являются:
Наглядные

Практические

Презентации, видеофильмы.

тесты, викторины и задания в GOOGL
формах.

Одной из основных задач педагога является развитие у детей интереса к
обучению, творчеству, так как интерес и творчество в образовательном
процессе являются мощным стимулом, побуждающим детей к более
глубокому

изучению

окружающего

обучающих технологий

мира.

Применение

позволяет разнообразить

современных

формы и средства

обучения, облегчает педагогу осуществление в образовательном процессе
уровневой дифференциации для развития индивидуальности обучающегося.
Наименование
технологии

Здоровьесберегающая
технология

Цель использования

Результативность

технологий и методик

использования методики

Обеспечение воспитанникам

Сформировать у

возможности сохранения

обучающихся аспекты

здоровья во время пребывания в

здорового образа жизни.

УДО и за его пределами.
Создание в учебной

Технология
проблемного
обучения

деятельности проблемных
ситуаций и организация
самостоятельнойдеятельности
учащихся по их решению

Развитие интеллектуальных
качеств: самостоятельности,
уверенности, повышение
мыслительной активности

Сделать общение с детьми
интересным,
увлекательным,
Информационно коммуникативная
технология

эмоциональным. Они формирую
новое мышление, связанное с
тем информационным
пространством, в котором
ребенок познает окружающую

Демонстрация информации в
доступной и
иллюстрированной форме,
вызывает интерес со стороны
обучающихся, позволяет
лучше его запоминать.

жизнь, активно действует.
Игровые технологии

Проведение обучения

Позволяет разнообразить

занимательно, интересно,

формы работы на занятии,

познавательно и творчески.

активизировать внимание,
повысить творческий
потенциал личности.

2.3 Формы аттестации /контроля и оценочные материалы.
В течение учебного года будет проводиться отслеживание качества
полученных знаний, умений и навыков через опрос, наблюдение, викторины,
конкурсы, анкетирование, тестирование, срезы знаний.
Стартовый уровень.
Входная диагностика.
Входной диагностикой является собеседование, в процессе которого
выявляется желание и заинтересованность ребенка обучаться в объединении.
Критерии следующие:
- проявляет/ не проявляет интерес к объектам живой природы.
- знает/не знает перечень животных, подходящих для содержания в
домашних условиях.
- не боится/боится брать животных в руки.
Промежуточный контроль.
Теория:Опрос в конце теоретических занятий, например на тему «Живая и
неживая природа»:
1. Назовите, что относится к живой природе? (Ответ: животные, птицы,
насекомые, рыбы, люди, растения)
2. Назовите, что относится к неживой природе, называем только то, что не
сделано руками человека (вода, облака, земля, горы, дождь, снег, планеты и
т. д.)
3. Может ли живая природа перейти в неживую и наоборот? (Может,
например если дерево спилили и из ствола изготовили доски. Выпавшее перо
птицы, уже не часть живого организма. Неживая природа перейти в живую
не может).
Тестирование после прохождения разделов, например, тест «Грызуны».

Тест «Грызуны».
(Промежуточный контроль)
1. Назовите место на земном шаре, где не встречаются грызуны?
а) Австралия
б) Арктика
в) Антарктида +
2. Сколько видов грызунов существует?
а) 1507
б) 2277 +
в) 1053
3. По какому признаку грызунов объединяют в один отряд?
а) по размерам
б) по строению зубов +
в) по месту обитания
4. Каких зубов нет у грызунов?
а) клыков +
б) резцов
в) коренных
5. Кто из перечисленных животных не относится к грызунам?
а) бобер
б) пищуха +
в) белка
6. Для чего грызунам нужна твердая пища?
а) другую пищу они не едят
б) потому, что мягкая пища им не полезна
в) для того, чтобы стачивать резцы, так как они растут в течениевсей
жизни +
7. Почему зайцы и кролики не относятся к грызунам?
а) они тоже грызуны, потому что любят грызть
б) у них другое строение зубов +
в) они внешне не похожи на грызунов
8. Кто из перечисленных грызунов обитает на деревьях?
а) соня +
б) бурундук
в) суслик
9. Почему зубы грызунов остаются всегда острыми?
а) они острые у них от природы
б) покрыты с наружи прочным слоем эмали и поэтому самозатачиваются
в форме долота +
в) грызут твердую пищу
10. Кто из перечисленных грызунов самый большой по размерам?
а) капибара+
в) древесный дикобраз
б) бобр.

Практика:наблюдение на практических занятиях;
Уровень

степени

усвоения

практических

навыков

определяется

по

следующим параметрам:
- уровень теоретических знаний;
- уровень практических умений и навыков;
- уровень выраженности компетентностей.
Результативность освоения знаний определяется по 3-х бальной системе.
Высокий уровень – 3 балла.
Средний уровень – 2 балла.
Низкий уровень – 0-1 балл.
Итоговый контроль.
Теория не предусмотрена.
Практика:Проведение конкурса рассказов «Мой домашний питомец».
План написания рассказа «Мой домашний питомец»
(Итоговый контроль)
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)

Как тебя зовут?
Кто твой домашний питомец и как его зовут?
Как появился у тебя твой питомец?
Как выглядит твой домашний питомец?
Повадки питомца.
Любимые занятия твоего питомца.
Как ты ухаживаешь за своим домашним животным?
За что ты любишь своего домашнего питомца?
Хочешь ли ты себе еще одного питомца? Если «да» то, какого и
почему?
Критерии оценки рассказа «Мой домашний питомец»

№
п/п

Критерий

1

Описанные в рассказе
характеристики
животного
соответствуют научным
данным

Степень выраженности
оцениваемого качества

Балл

Полностью соответствуют
Частично соответствуют

2
1

Не соответствуют

0

2

3

4

Свобода владения и
подачи подготовленной
информации

Творческий подход
выступления

Приложение к рассказу

ИТОГО:

Свободно владеет информацией,
рассказывает легко свободно без
запинок и длительных пауз
Рассказывает, изредка
подсматривая на листок,
неуверенность
Чтение по листу, неуверенная
речь, заминки, длительные паузы
Артистичное, эмоциональное
выступление, рассказчик активно
жестикулирует и приводит яркие
примеры на протяжении всего
рассказа
В некоторых моментах рассказчик
применят жесты и приводит
некоторые примеры
Нет творческого подхода
Имеются фото, видео из жизни
питомца, и какие- либо другие
приложения
Имеются фотографии питомца
Нет приложений

2
1
0

2

1
0
2
1
0

Макс. 8 баллов

Лист мониторинга метапредметных результатов обучающихся
Критерии оценки
метапредметных
результатов
Свобода восприятия
теоретической
информации
Умение сравнивать
анализировать,
обобщать, выделять
главное
Умение применять
теоретические
знания на практике
Стремление
расширять свои
знания по предмету

Фамилии учащихся

Склонность к
исследовательской
деятельности

Для подсчета итогового показателя необходимо сосчитать сумму баллов по
каждому обучающемуся, присвоив за каждый критерий свою оценку.
«Низкий уровень» - 1;
«Средний уровень» - 2;
«Высокий уровень» -3.
Критерии
оценки
метапредметных
результатов
Свобода
восприятия
теоретической
информации

Умение
сравнивать
анализировать,
обобщать,
выделять
главное

Умение
применять
теоретические
знания на
практике

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Легко
воспринимает
информацию,
хорошо
запоминает и
умеет применить
на практике
Умеет сравнивать
понятия, понимает
отличия,
внимательно
воспринимает
новый материал,
анализирует и
обобщает его,
активно участвует
в обсуждении.

Воспринимает, но
приходится
повторять и
напоминать

Плохо
воспринимает
новый материал.
Требует постоянной
помощи.

Новый материал
воспринимает
внимательно, но
обобщает и
анализирует с
трудом, в
обсуждении не
участвует, отвечает
только по
необходимости,
может отвлекаться
от темы обсуждения
Теоретические
знания хорошие, но
применяет их с
подсказкой от
педагога,
неуверенно.

Плохо владеет
информацией, не
внимателен, не
умеет
анализировать, не
активен при
обсуждении нового
материала, часто
отвлекается

Активно и
уверенно
применяет новые
знания на
практике,
проявляет
инициативу

Не активен, рассеян,
с трудом
вспоминает, что
необходимо делать
в той или иной
практической
ситуации.

Стремление
расширять свои
знания по
предмету

Проявляет интерес
к новым знаниям, к
новой
информации,
предлагает темы
для обсуждения.

Склонность к
исследовательск
ой деятельности

Проявляет интерес
к экспериментам,
опытам,
простейшим
исследованиям,
активно участвует
в их выполнении.

Внимательно
воспринимает
новые знания,
новую
информацию, но
активности не
проявляет,
самостоятельно
новых тем не
предлагает.
Следит внимательно
за ходом
эксперимента или
опыта со стороны,
но активности не
проявляет,
выполняет
домашние задания
по нахождению
нового материала.

Воспринимает
новую информацию
без энтузиазма,
пассивно,
невнимательно.

Не внимателен,
отвлекается на
посторонние
раздражители,
интереса к
исследованиям не
проявляет.

Посмотреть, чему равна сумма и выставить итоговую оценку
(Низкий 5- 8 баллов, Средний 9-11 баллов, Высокий 12-15 балл).
Инструкция к мониторингу достижений личностных результатов
обучающихся.
Лист мониторинга личностных результатов обучающихся
Критерии
оценки
метапредметных
результатов
Степень
познавательной
активности
Интерес к
участию в
олимпиадах,
конференциях,
конкурсах
различного
уровня и
направленности.

Фамилии учащихся

Представление о
принципах и
нормах морали
(уровень
осознанности и
принятия
российского
государства и
общества,
коллектива,
семьи , другого
человека как
личности)
Уровень
мотивации к
общению и
сотрудничеству
Высокий уровень - 3 балла,
средний уровень – 2 балла,
низкий уровень – 1 балл.
Критерий «Сформированность к познавательной, творческой и иной
деятельности воспитанника»
показатель
низкий
средний
высокий
Степень
познавательной
активности

Не проявляет
устойчивого
интереса к знаниям.
На занятиях в
основном пассивен.
Часто пропускает
занятия

В процессе
восприятия
учебного
материала
проявляет
степень интереса
к знаниям.
Активен при
поддержке
педагога,
демонстрирует
хорошие
способности к
обучению.
Занятия
пропускает редко

Проявляет
высокую степень
интереса к
знаниям, в
процессе
получения знаний
активен и
организован.

Интерес к
Участие не
участию в
принимает.
олимпиадах,
конференциях,
конкурсах
различного
уровня и
направленности.

Участвует в
качестве зрителя
или исполнителя
поручений
педагога.

Проявляет
личную
заинтересованнос
ть к участию в
олимпиадах,
конференциях,
конкурсах
различного
уровня и
направленности

Критерий «Сформированность нравственно-эстетического потенциала
обучающегося
показатель
низкий
средний
высокий
Представление Нарушены
Осознает и
Уважает и
о принципах и
представления о
принимает
принимает
нормах морали нормах морали и
государства,
принципы
(уровень
принципах.
коллектива,
российского
осознанности и
семьи, личности и государства и
принятия
индивидуальност общества,
российского
и другого
коллектива,
государства и
человека.
семьи, личности и
общества,
Понимает
индивидуальност
коллектива,
необходимость в и другого
семьи , другого
жизни норм и
человека.
человека как
морали.
Руководствуется
личности)
в жизни
моральными
нормами и
законами.
Уровень
Сохраняет
Проявляет
Занимает
мотивации к
отстраненную
интерес к
социально
общению и
позицию, временами общественной
активную
сотрудничеству. полностью избегает жизни
позицию
общения и
коллектива.
(принимает
взаимодействия
Открыт для
участие в акциях,
избегает.
общения с
волонтерском
другими людьми, движении,
но иногда
является членом
испытывает
общественных
затруднения при
организаций).
установлении
Имеет высокий
контакта и
уровень
отношений
мотивации к
сотрудничества.
общению и

сотрудничеству.
Для подсчета итогового показателя необходимо сосчитать сумму
баллов по каждому обучающемуся, присвоив за высокий уровень – 3 балла,
средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл.
Подсчитать сумму и выставить итоговую оценку: высокий -11-12 баллов,
средний-7-10 баллов, низкий-4-6 баллов.
При дистанционном обучении,

отслеживание качества полученных

знаний, умений и навыков будет проводиться через опрос, викторины,
конкурсы, тестирование с помощью GOOGLформ.

Список литературы
Список литературы для учащихся и родителей
1. Акимушкин И. И. Мир животных. Рассказы о птицах. Издательский

дом Мещерякова, 2016 - 165 с.
2. Акимушкин И. И. Мир животных. Рассказы о домашних животных.

Издательский дом Мещерякова, 2017, 240 с.
3. Акимушкин

И.

И.

Мир

животных.

Рассказы

о

насекомых.

Издательский дом Мещерякова, 2017,224 с.
4. Ананьева Е. Насекомые. Полная энциклопедия. Эксмо, 2015, 256 с.
5. Вайткене Л.Д., Мороз А. И. Первая книга о животных. Аванта, 2021,
144 с.
6. Кретова К. А. Друг за друга. Питер, 2019, 64 с.
7. Красная книга Свердовской области. Екатеринбург. Мир. 2018.- 450 с.

8. Мозолевская Е. Г. Лесные насекомые и методы их исследования.
Учебное пособие./Е. Г. Мозолевская. М. 2014.- 63 с.
9. Нуждина Т. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. Мир
животных и растений. Ярославль. Академия развития, 2003, 320 с.
10.Ржанников Д. А. Самые, самые. Животные - рекордсмены. Книжный
дом Анастасии Орловой, 2021, 56 с.
11.Смирнова Ю. А. Природа в городе. Качели, 2020. 80 с.
12.Чегодаев А. Е. Сухопутные черепахи./А. Е. Чегодаев М. Аквариум Принт. 2008.- 128 с
13. Школьник Ю. К. Птицы. Полная энциклопедия. Эксмо, 2015, 256 с.
14. Школьник Ю. К. Животные. Полная энциклопедия. Эксмо, 2019, 256 с
Список литературы для педагога
1. Анашкина Е. Н.,О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами.
Ярославль. Академия развития 2014, 256 с.
2. Белякова Г. А., Ростовцева Е. Л. Биология. Ботаника. Зоология. Илекса,
2019. 254 с.
3. Волцит П. М. Нескучная биология. Воскресный день, 2020. 320 с.
4. Егорова А. В. Программы лауреатов V всероссийского конкурса
авторских программ дополнительного образования детей./Егорова А.
В. ГОУ ЦРСДОД 2003.- 200 с.
5. Коблик Е. А. Разнообразие птиц. В 4-х томах./Е. А. Коблик
Издательство Московского университета. 2001.- 384 с.
6. Малыхина Л. Б. Проектирование и анализ учебного занятия в системе
дополнительного образования детей. ФГОС. Учитель,2019. – 171 с.
7. Никитов А. И. За страницами школьной зоологии. Илекса 2008. 268 с.
8. Ривкин Е. Ю. Профессиональная компетентность педагога. (СD).
Учитель, 2015. 183 с.
9. Рябицев В. К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири.
Издательство Уральского университета. 2008.- 633 с.

10.Сикорская Г. П., Комов С. В. Экологическое образование. Уральский
вариант./Г. П. Сикорская. Екатеринбург.

Издательство Уральского

университета. 2007.- 239 с.
11.Фастова Е. И., Иванова О. Л. Инновационные педагогические
технологии. Кейс успешного педагога. 2019. – 79 с. +(СD)

Аннотация
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Наши питомцы».
Статус программы: Программа объединения «Наши питомцы» позволит
познакомить обучающихся с видовым составом животных мини-зоопарка и
приобрести навыки ухода за ними.
Направленность:естественнонаучная.
Цель программы: формирование начальных основ экологической культуры
через выстраивание грамотного, гуманного, толерантного взаимоотношения
с домашними животными, как ближайшими представителями природного
окружения.

Контингент обучающихся: Программа рассчитана на детей с 5 - 7 лет.
Продолжительность

реализации

программы:

один

год.Обучающиеся

зачисляются в объединение без конкурса.
Режим занятий: занятия организуются 1 раза в неделю по 1 часу, всего за
год 37 часов.
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных
группах.
Краткое содержание:Цель и задачи программы направлены на становление
экологической культуры через воспитание личности, способной жить в
гармонии с окружающей средой и нести ответственность за состояние
естественного природного окружения, определяющего условия жизни
человека,

на которое

он

оказывает воздействие.Наиболее

успешная

реализация данной программы возможна в учреждениях дополнительного
образования с использованием базы зооуголка, так как именно здесь ребенок
чувствует себя частицей живого мира, может наслаждаться общением с
животными.В практической части программы сделан акцент на наблюдение
и изучение жизнедеятельности животных, т. к. взаимодействие с ними
положительно сказывается на развитии интеллектуальных способностей
обучающихся, учит самостоятельности, доброжелательности, доброте и
человечности по отношению как к природе в целом, так и в отношениях
между людьми.
Основными

применяемыми

методами

являются:

объяснительно-

иллюстрированное обучение, основанное на вербальном и визуальном
представлении материала, а также развивающее обучение, основу которого
составляет включение внутренних механизмов развития личности.
Ожидаемый результат:Учащиеся в результате обучения по программе
«Наши питомцы» расширят свой кругозор, познакомятся с биологическими
особенностями и морфологическими признаками животных и птиц,
пригодных для содержания в домашних условиях, особенностями их
поведения, получат навыки по уходу за ними. Как результат реализации

программы рассматривается и процесс изменения отношения обучающихся к
ближайшему

социальному

и

природному окружению.

Выстраивание

отношений к «братьям меньшим» определяется толерантностью, эмпатией на
основе гуманного мировосприятия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных, а также на сбор статистики сервисом Яндекс.Метрика. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».