Рисовать-учиться видеть (база)

1. Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка.
Направленность

программы

–

социально-педагогическая

направленность.
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа разработана в
соответствии с нормативно - правовыми актами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года N 678-р),
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»,
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. «Санитарно – эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
- СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов средств обитания»,
- Письмом

Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242

«О направлении

информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеразвивающих программ,
способствующих

социально-психологической

реабилитации,

профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»,

- Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2023 № 1678 «Об
утверждении

правил

образовательную

применения

деятельность,

организациями,

электронного

осуществляющими

обучения,

дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ,
- Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области

от

29.06.2023

№

785-Д

«Об

утверждении

Требований

к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация

дополнительных образовательных программ

в

соответствии

с социальным сертификатом»,
- Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г.
№

652н

«Об

утверждении

профессионального

стандарта

«Педагог

дополнительного образования детей и взрослых»,
- Уставом МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н.Е. Бобровой» (Приказ №60-Д от
03.03.2016),
- Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах МБУ ДО ПГО «Центр развития творчества им. Н.Е. Бобровой».
Актуальность общеразвивающей программы. В Концепции развития
дополнительного

образования

РФ

одной

из

задач

является, создание

необходимых условий для «личностного развития учащихся, позитивной
социализации; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в
интеллектуальном,

художественно-эстетическом,

нравственном

развитии».Программа «Рисовать-учиться видеть» отвечает данному запросу, и
при помощи различных арт психологических техник, позволяет развивать не
только творческие навыки и способности, но и с помощью них развивать
когнитивные способности ребенка, а также развивать и совершенствовать
социальные навыки, через социальное рисование, социальные эвритмические
упражнения.
Воспитательной целью программы является формирование у детей
высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, через
знакомство с народными играми, рукоделием, орнаментом. Что является

актуальным для Свердловской области. Данная актуальность рассматривается в
Стратегии развития воспитания Свердловской области.
Программа уникальна тем, что обеспечивает ребенку достаточно широкий
кругозор и позволяет сформировать целостный взгляд на мир, гармонично
развивать мышление, чувства и волю, поэтому программа пользуется спросом у
детей и родителей.
Отличительные особенности программы.
В

данной

программе

используются

наравне

с

художественными

упражнениями, так же народные игры, простейшие музыкальные упражнения,
эвритмические упражнения, телесная перкуссия, для формирования ловкости,
координации,

умения

владеть

собой.

Учебный

материал

выстроен

и

предполагает обучение по эпохам. Эпоха обуславливается одной темой, которая
соответствует природным ритмам, и длится около месяца. На стартовом уровне
материал подается в ознакомительной форме, на базовом материал усложняется,
отрабатываются навыки работы с различными материалами, дается больше
заданий на проявление внутреннего творческого потенциала.
Программа

реализуется

в

соответствии

с

учетом

возрастных,

психофизиологических особенностей обучающихся, которые выявляются при
помощи входной диагностики.
При выполнении одного задания темп выполнения может быть разным, в
соответствии с особенностями ребенка и его учебной мотивацией.
Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основании
программ:
1.Меличева М.В. Солнцеворот. Программа ДО дошкольников средствами
искусства художественного движения – СПб.: Образовательные проекты, Речь
2009. - 48 с.
2.

Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской

школы/перевод с английского Е.Мезенцевой, Г.Волковой – К.:Изд-во «Наири»,
2006.- 200с.
3.Анке Уша Клаузен, Мартин Ридель. Рисовать – учиться видеть М.: Новалис
2008.- 256с.
Программа

«Рисовать-учиться

видеть»

является

разноуровневой,

рассчитана на 3 года обучения. Каждый год обучения представлен как цикл,
имеющий задачи,

учебный план,

содержание

программы,

планируемые

результаты.
Программа разработана на основе следующих концептуальной идеиформирования базовой культуры личности ребенка на основе освоения
различных арт-техник.
Понимание детьми зависимости развития народных художественных
направлений от эколого-природных условий происходит на основе общения с
природой и знакомства с народными праздниками.
В ходе итоговых обобщающих занятий при комплексном воздействии
различных видов искусства, а также в процессе наблюдений за явлениями
природы, красочный мир творчества раскрывается по-особенному
эмоционально и увлекательно.
Важно в каждом предмете, событии показать детям общезначимое и
индивидуальное, их тесную взаимосвязь. Это возможно только при достижении
психологической и эмоциональной комфортности на занятиях.
Каждое занятие начинается с ритмической части, где дети отрабатывают не
только навыки владения своего тела, но и учатся взаимодействовать друг с
другом. Так же для формирования социальных навыков проводятся занятия
социальным рисованием, где дети создают общую работу на заданную тему.
Активное действенное познание свойств особенностей предметов и
явлений народной культуры обосновано спецификой мышления детей в
дошкольном и младшем школьном возрасте.
Только в деятельности ребенок может познать, усвоить полученные
представления, творчески их использовать не только на занятиях, но и в своей
дальнейшей жизни.
Содержание программы ориентирует педагога на «зону ближайшего
развития», то есть на то, что ребенок может усвоить самостоятельно или с
помощью взрослых, так и на перспективу, ориентируя на развивающее обучение,
с использованием полученных знаний в разных областях следующих возрастных
этапах.
Программа дает возможность раскрыть любую тему нетрадиционно, с

необычной точки зрения, взглянуть на обычное занятие с детьми как на важный
этап становления личности с развитым художественным вкусом.
Адресат программы.
Программа «Рисовать-учиться видеть» предназначена для детей от 7 до 10
лет.
На базовый уровень (первый год обучения) принимаются дети, освоившие
программу стартового уровня. Если приходят заниматься дети 7-8 лет, то после
входной диагностики они зачисляются в группу детей базового уровня, если
уровень их знаний, имеющиеся умения и навыки работы с художественными
материалами,

приобретенные

чаще

всего

в

школе,

соответствуют

общекультурному уровню обучения.
Так как программа основана на принципе цикличности, то интенсивно
осваивая программу предыдущего года, дети быстро адаптируются к более
серьёзным требованиям, соответствующим задачам второго года обучения.
Опыт реализации программы позволяет утверждать, что разновозрастные
группы имеют свои преимущества перед одновозрастными: младшие наблюдают
и учатся у старших, а старшие помогают младшим, опекают их и тем самым тоже
учатся.
Базовый уровень (второй год обучения)– возраст детей от 8 до 10 лет.
Принимаются дети, прошедшие программу базового уровня первого года
обучения. Возможен добор детей младшего возраста, который осуществляется с
учетом возраста, имеющихся знаний и умений, полученных в другом детском
объединении или в результате индивидуального обучения. Условием зачисления
учащихся в группу является успешное выполнение одной из творческих работ, а
также упражнений на двигательную координацию, соответствующую уровню
результата базового уровня.
Количество детей, одновременно находящихся в группе, составляет:
минимум 10 человек, максимум 15 человек.
Возрастные особенности учащихся.
Программа «Рисовать–учиться видеть» рассчитана на детей разного
возраста и уровня подготовки. Возможность создавать что-либо новое и
необычное закладывается в детстве через развитие высших психических

функций, таких как мышление и воображение.
Младшего школьника характеризует переход от прямого копирования к
потребности сделать самому. Данный возраст является благоприятным периодом
для развития творческих способностей. В своих устремлениях дети доверяют
ровесникам. Ребенок стремится стать интересным человеком для сверстников,
повышается роль своей самооценки, которая проявляется в сравнении себя с
другими людьми. Задача педагога – создать условия для доверительного
обращения с взрослыми. Педагог должен создать на занятиях такие условия,
чтобы каждый ребенок мог проявить свои способности и реализовать свою
творческую активность.
Режим занятий.
Базовый уровень (первый год обучения): 2 раза в неделю по 2 часа.
Базовый уровень (второй год обучения): 2 раза в неделю по 2 часа.
Перерывы между занятиями составляют 10 минут.
Объем общеразвивающей программы составляет 296 часов.
Базовый уровень (первый год обучения):148 часов.
Базовый уровень (торой год обучения):148 часов.
Срок освоения общеразвивающей программы: 2 года.
Уровневость программы.
Базовый уровень 1 год обучения.
Данный

уровень

предполагает

более

углубленное

изучение

ребенком,

предложенных арт - техник. Учащиеся смогут постичь их особенности и
тонкости, выполнить более объемные творческие и технологически сложные
работы.
Базовый уровень 2 год обучения.
Этот уровень позволит обучающимся развить умение применять полученные
ранее знания и навыки в различных видах творчества, самостоятельно выбирать
и выполнять творческие работы на более высоком уровне, что обеспечит полную
их самореализацию по профилю программы.
Формы обучения: очная, групповая и индивидуально-групповая.
При необходимости обучение с использованием дистанционных форм обучения.
Возможно применение дистанционных форм обучения через ZOOM, ватсап.

Виды занятий: практические занятия, акции, выставки, творческие
задания, тематические недели.
В дистанционном режиме: видеоуроки, занятия в JitsiMeet, Zoom.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы.
Для базового уровня: выставка, презентация, открытое занятие.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Базовый уровень, 1 год обучения.
Цель: Развитие познавательного интереса учащихся к окружающему миру, с
помощью художественных арт - техник.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить детей с техниками рисования «Динамическое рисование»,
«рисование форм», живопись «мокрым по мокрому»,
- познакомить с телесными практиками «Телесная перкуссия», «Эвритмия»,
- ознакомить детей с понятиями прямые линии, дуга, круг, овал, метаморфозы
форм,
- сформировать систему специальных знаний, умений и навыков в области
художественного искусства (композиция, цвет, ритм, силуэт),
- познакомить с понятиями простейших геометрических фигур, элементов
народных орнаментов.
Развивающие:
- развить ориентацию в пространстве листе верх-низ, право-лево, диагональ,
- развитие навыка работы с восковыми мелками,
- овладение навыками простейшего плетения из нитей, работы кистями,
восковыми карандашами, пластическими материалами – глиной, воском,
- развитие пространственной координации движений,
- развитие познавательных психологических процессов: память, внимание,
творческое мышление, воображение,
- развитие эстетического чувства формы.

Воспитательные:
- формирование межличностных отношений, принятие себя и других,
- формирование культуры здоровья детей дошкольного возраста путем
приобщения к народным культурным традициям художественными средствами
изобразительного искусства,
- формирование системы духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей,
- воспитание позитивного настроя, интереса к окружающему миру,
- воспитание самостоятельности.
Базовый уровень, 2 год обучения.
Цель: Формирование навыков применения арт - техник («динамического
рисования», «рисования форм»), как инструмента для познания мира.
Задачи:
Образовательные:
-знакомство с понятием ландшафт, и различными видами ландшафтов;
-знакомство с понятием лимниската;
- освоение различных видов симметрии;
- освоение различных видов метаморфоз.
Развивающие:
-развитие гибкости мышления,
-развитие пространственного мышления,
-совершенствование мелкой моторики,
-развитие пространственной координации движений,
-совершенствование

познавательных

психологических

процессов:

память,

внимание, творческое мышление, воображение,
- совершенствование развития эстетического чувства формы, цвета, фактуры,
- совершенствование навыков творческого самовыражения.
Воспитательные:
- формированиесистемыдуховно-нравственныхиобщечеловеческихценностей,
- воспитание позитивного жизненного настроя,
- формирование межличностных отношений, принятие себя и других, через
групповые упражнения и создание художественных групповых работ,
- формирование навыка без оценочного рассмотрения художественных работ.

1.3. Планируемые результаты.
По итогам обучения по программе ребенок демонстрирует следующие
результаты:
На базовом уровне (1 год обучения)
Личностные:
- улучшение памяти, пространственного воображения, творческого мышления,
- сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств,
- развиты навыки сотрудничества со сверстниками и с взрослыми в разных
социальных ситуациях,
- сформировано представление о здоровом образе жизни,
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным ценностям.
Предметные:
- владение начальными навыками Динамического рисование и Рисования форм,
- умение переживать движение на листе,
- умение ориентироваться в пространстве простейших геометрических фигур.
Метапредметные:
- готовность слушать собеседника и вести диалог,
- готовность признавать существование различных точек зрения,
- умение передавать личное отношение к объекту изображения,
- принятие себя и других,
- проявление интереса к изобразительной деятельности друг друга,
- определение общей цели и ее достижении,
- формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир в его
гармоничном единстве.
На базовом уровне (2 год обучения)
Личностные:
- готовность к общественной активности,
- гражданской позиции,
- навыки культуры общения и поведения в социуме,
- навыки здорового образа жизни.
Метапредметные:

- способность выстраивания причинно-следственных связей,
-потребность

в

саморазвитии,

самостоятельности,

ответственности,

эмоционально-волевой сферы,
- умение планировать и регулировать свою деятельность,
- осуществление самонаблюдения и самооценки в процессе деятельности,
- умение выстраивать коммуникацию.
Предметные:
-развитие познавательного интереса к целостному миру,
-включение в познавательную деятельность,
-умение выстраивать причинно-следственные связи.
1.4. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Базовый уровень (1 год обучения)
№

Название
разделов, тем

Вводное занятие.
Динамическое рисование.
Рисование стихий.
3 Прямые линии и их
сочетание
4 Пространственные
вариации прямых линий
5 Сочетание прямых и дуг.
Орнамент из сочетания
прямых и дуг.
6 Метаморфозы прямых
линий.
7 Взаимодействие прямых,
простейшие
геометрические формы.
8 Дуги, волны.
9 Замкнутые прямые линии:
окружность,
овал,
элементы спирали.
10 Динамическое рисование
Рисование
царств
природы.
Итого
1
2

Количество
часов
всего теория практика

Формы
аттестации,
контроля

1
18

2

1
16

Наблюдение
Выставка

17

2

13

Выставка

17

2

13

Выставка

17

2

13

Выставка

12

2

13

Выставка

17

2

13

Выставка

17
17

2
2

13
13

Выставка
Выставка

15

2

148

18

выставка

130

Содержание учебного (тематического) плана.
Базовый уровень (1 год обучения)
1.Вводное занятие.
Теория: Знакомство с содержанием программы.
Практика: Социальная игра на знакомство.
2.Динамическое рисование.
Теория: Понятие «Динамическое рисование». Освоение навыков рисования в
технике «Динамическое рисование».
Практика: Динамическое рисование по стихиям. Групповая работа на одном
большем полотне.
Тема 2. Прямая линия.
Теория:

Знакомство

с

понятием

«прямая

линия».

Вертикальные,

горизонтальные, диагональные прямые линии.
Практика: Рисование вертикальных, горизонтальных, диагональных прямых
линий. Различные сочетания прямых линий.
Тема 3. Дуга.
Теория: Знакомство с понятиями «дуга», «выгнутая дуга», «вогнутая дуга».
Сочетания вогнутых и выгнутых дуг. Поиск в природе дугообразных форм.
Практика: Проживание формы дуга, вогнутая, выгнутая дуга, различные
сочетания дуг. Социальное рисование «рисование мандалы из формы дуга».
Тема 4. Сочетания прямых и дуг.
Теория: Природные сочетания прямых и дугообразных линий. Понятие
«орнамент».
Практика: Изображение прямых и дугообразных линий в плодах. Народный
орнамент, его связь с природными формами и ритмами.
Тема 5. Метаморфозы (волшебные превращения) прямых линий.
Теория: Понятие «метаморфозы линий».
Практика: Игра прямыми линиями. Понятие Узор. Узор из прямых линий.
Тема 6. Взаимодействие прямых линий.
Теория:

Простейшие

прямоугольник, ромб.

геометрические

формы:

квадрат,

треугольник,

Практика: Отработка в практическом рисовании простейших геометрических
форм квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб.
Тема 7. Дуги и волны.
Теория: Метаморфоза волны. Понятие «Барельеф». Различные вариации волны в
орнаменте.
Практика: Волнообразные формы в природе. Рисование волнообразных форм в
глине (барельефы).
Тема 8. Замкнутые прямые линии (круги, овалы, элементы спирали).
Теория:

Знакомство

с

замкнутыми

прямыми:

окружностями,

овалами,

элементами спирали.
Практика: Рисование в различных вариациях с кругами. Рисование в вариациях
с овалами. Рисование в вариациях с элементами спирали.
Тема 9. Метаморфозы замкнутых прямых.
Теория: Метаморфозы круга. Понятие Мандала.
Практика: Наблюдение метаморфоз круга в природе. Рисуем цветочные
Мандалы. Рисуем срез дерева.
Тема 10. Динамическое рисование царств природы.
Теория: знакомство с царствами природы.
Практика: переживание в рисунке царств природы.
Учебный (тематический) план
Базовый уровень (2 год обучения)
№

Название разделов, тем

1
2

Вводное занятие.
Динамическое рисование
изменений погодных
явлений.
Рисование форм.
Упражнения в симметрии
(угловатых форм,
округлых форм, угловатоокруглых, поворот
вовнутрь и поворот
формы вовне, поворот
формы наружу, вовнутрь

3

Количество часов
всего теория практика
1
20

18

2

1
16

Формы
аттестации,
контроля
Наблюдение
Выставка

2

13

Выставка

4

5
6
7
8

9

и наружу)
Рисование форм
(упражнения в
дополнении и сравнении
форм)
Динамическое рисование
времен года.
Рисование форм.
Простейшие инверсии
Динамическое рисование
рельефов земли
Рисование
форм.
Упражнения
в
отражениях.
Динамическое рисование.
Рисование
жестов
растительных форм
Итого

18

2

13

Выставка

19

2

13

Выставка

18

2

13

Выставка

18

2

13

Выставка

18

2

13

Выставка

18

2

13

Выставка

148

16

132

Содержание учебного (тематического) плана.
Базовый уровень (2 год обучения)
1.Вводное занятие
Теория: знакомство с содержанием курса базового уровня,2 года обучения.
Практика: Социальное рисование восковыми мелками.
2.Динамическое рисование изменений погодных явлений.
Теория: жесты погодных явлений. Приемы рисования блочным мелком.
Цветовые сочетания, отражающие разные погодные явления
Практика: рисование в жестах разных природных явлений (солнечно,
дождливо, ветрено, снежно, буря)
3.Рисование форм. Упражнения в симметрии
Теория: знакомство с понятием симметрия. Знакомство с различными видами
симметрии
Практика: упражнения в симметрии: угловатых форм, округлых, угловатоокруглых, диагональная замена форм, поворот во внутрь, поворот наружу,
поворот вовнутрь и наружу. Упражнения в парах.
Социальные упражнения в рисовании различных видов симметрии в парах.

4.Рисование форм (упражнения в дополнении и сравнении форм)
Теория: знакомство с более сложными формами и их симметричном
изображении без видимой разделяющей линии.
Практика: упражнения с более сложными свободными формами без видимой
разделяющей линии. Упражнения в дополнении незаконченной заданной формы,
групповая работа.
5.Динамическое рисование времен года.
Теория: жесты и цветовые сочетания четырех времен года.
Практика: рисование в жестах и цветовых сочетаний четырех времен года.
6.Рисование форм. Инверсии.
Теория: знакомство с понятием Инверсии(преобразование форм, например
округлую форму преобразовать в угловатую).
Практика: упражнения в различных инверсии, угловатых в округлые формы и
наоборот. Социальные упражнения в парах «Придумай задание на инверсию
другу».
7.Динамическое рисование рельефов земли.
Теория: Знакомство с различными рельефами (луг, холмы, обрыв, гора, пустыня,
остров и т.д.).
Практика: рисование различных рельефов в их жестах и цветах.
Социальное рисование одного из видов рельефа.
8.Рисование форм. Упражнения в отражениях.
Теория: Понятие горизонтальная симметрия.
Практика: упражнения в горизонтальной симметрии с различными формами
угловатыми, округлыми.
9. Динамическое рисование растительности.
Теория: знакомство с различными жестами и ритмами растений.
Практика: рисование различных растений в их жестах, поиск различных ритмов
в растениях.
Социальное рисование «весенние цветы».

2. Организационно – педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов (всего)
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы
Сроки проведения аттестации

10. Режим занятий
конкретного года
11. Выходные дни

без

указания

Базовый уровень
(первый год
обучения)
37
74
4
148
17
20
01.09
1.07.-31.08.
15.12.-20.12, 15.0520.05
2 раза в неделю по 1
часа
Праздничные дни,
установленные
законодательством
РФ

Базовый уровень
(второй год
обучения)
37
74
4
148
17
20
01.09
1.07.-31.08.
15.12.-20.12, 15.0520.05
2 раза в неделю по 1
часа
Праздничные дни,
установленные
законодательством
РФ

31.05

31.05

12. Окончание учебного года

2.2 Условия реализации общеразвивающей программы.
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходим учебный кабинет, оснащенный
столами и стульями, соответствующими возрастным особенностям детей
дошкольного и младшего школьного возраста,
Материалы художественного творчества в расчете на 15человек:
- предметы для эвритмических упражнений: деревянные палочки, вязаные
мячики;
- доски с черным покрытием формата А3;
- бумага чертежная формата А3
- восковые мелки;
- цветной мел;
- акварельные краски;
- бумага для акварели формата А3
- глина, воск;

- цветная калька;
- нити для плетения;
- натуральная крашеная шерсть.
Информационное обеспечение
-

Социальные

сайты

Вальдорфских

инициатив:http:\\waldorf-samara.ru,

http:\\yarwald.ru.
- Официальный сайт «Ш колы будущего» М.Казиника, Kazinik.ru
- журнал «Музыкальное искусство и образование»
- открытая группа «Телесный ритм», club186015382
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования, имеющий
высшее

профессиональное

образование,

прошедший

переподготовку

по

профилю программы.
Методическое обеспечение.
Базовый уровень (1 год обучения)
1.

Дидактические материалы.

Подборка иллюстраций с изображением стихий.
Подборка иллюстрации с изображением Царств природы.
Подборка изображения орнаментов разных культур.
Декоративные элементы архитектуры.
2.

Памятки.

«Правила безопасной работы с материалами и инструментами»
«Правила безопасного поведения в общественных местах» Методические
разработки.
3.

Разработки.

Мастер-классы: «Новогодний сувенир», «Символ года», «Упаковка подарка».
Видео-уроки для дистанционного обучения на тему «жесты деревьев».
Открытые занятия для детей и родителей: «Будем знакомы», «Новогодние
посиделки», «Лето- это маленькая жизнь».
Контрольные вопросы по темам программы.
Базовый уровень (2 год обучения)
1.

Дидактические материалы.

Подборка фотографий деревьев с различными жестами.

Коллекция семян растений.
Коллекция минералов.
Подборка фотографий ландшафтов.
2.

Памятки.

«Правила безопасной работы с материалами и инструментами»
«Правила безопасного поведения в общественных местах»
Методические разработки.
Мастер-классы: «Социальное рисование»
3.

Видео-уроки для дистанционного обучения на тему «Динамическое

рисование: Ландшафты», «Динамическое рисование жестов растительных форм»
Открытые занятия для детей и родителей: «Рисуют все - будьте как дети»,
«Морозные узоры», «Прыжок в лето».
Контрольные вопросы по темам программы.
Краткое описание общей методики работы: Предмет «рисование форм»
является специфически «вальдорфским» предметом. Его особенность состоит в
том, что этот предмет органически соединяет в себе элементы сразу нескольких
традиционных предметных областей и может рассматриваться как разновидность
или

предварительная

ступень

каждой

из

них.

Основной элемент, с которым работают ученики, — это линия, которая является
средством выражения движения и формы. Готовый «продукт» — рисунок
ученика — лишь остаток, след длительного процесса, требующего разного рода
активности и включающего различные фазы. Это наблюдение (ученики
наблюдают за учителем в процессе работы); воспроизведение заданной формы в
пространстве (движение по форме на полу, «рисование» формы в воздухе рукой
и ногой на полу, «переживание» качества формы — прямых и кривых линий —
через жесты-образы в играх и стихах) и, наконец, перенесении линии на бумагу.
Но кроме этого рисование форм можно применить на других предметах, быть
включено в них.

Хождение и бег по формам используются в упражнениях

эвритмии.Динамическое рисование очень близко рисованию форм, но более
художественно и образно по передаче жеста. В процессе бучения, представлено
много упражнений, где дети работают парами, в группой или малой группой, что

способствует развитию социальной адаптацииребенка, приобретению навыков
межличностного общения среди сверстников.
Для

получения

эффективного

результата

используется

следующие

педагогические технологии:
Игровая: Большое поле для самовыражения и наработки как физических
качеств, ловкость, координация, владение своим телом, так и социальных.
Развивающее

обучение:

направлено

на

развитие

физических(развитие

координации, координации руки, глазомера), познавательных (расширение
кругозора и межпредметных связей) и нравственных (приятие себя и других,
взаимодействие в коллективной работе) способностей.
Разноуровневое

обучение:

возможность

обучаться

детям

с

разными

физическими и интеллектуальными возможностями.
Обучение в сотрудничестве: возможность совместного взаимодействия в
решении поставленных задач.
Здоровьесберегающие

технологии:

программа

выстроена

по

принципу

гармоничного воздействия на мышление, чувства и волю, что уже является
оздоравливающим на физическом и психологическом уровне.
Методы, применяемые при реализации данной программы:
Словесный: рассказ, беседа, объяснение.
Наглядно иллюстративный: демонстрация иллюстраций, видео, коллекций.
Продуктивный: поисковая познавательная творческая деятельность
Репродуктивный: восприятие правильно излагаемой информации.
Основные принципы, применяемые в работе:
Признание уникальности каждого ребенка;
Развитие творческого потенциала;
Создание комфортной и благоприятной атмосферы для развития;
Воспитание посредством личного примера;
Использование многофункциональных игр и упражнений.
Что дает ребенку методика.
Гармоничное развитие мышления, чувств и воли. Общее развитие ребенка:
на физическом уровне (скоординированность всех органов, чувство равновесия,
скоординированность руки и глаза, ловкость).

На уровне чувств: связь с природными явлениями, умение переживать их через
движение в форме, линиях, цвете. Сопереживать всему живому.
На уровне мышления: умение видеть причинно - следственные связи, умение
ценить, а не оценивать свои и работы, и работы других, основываясь на
истинности переживаемых процессов, а не только на правильности выполненной
работы. Развитие познавательного интереса к миру в целом, и к себе, как
личности в частности.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Контроль осуществляется в начале, в середине и в конце реализации программы.
Диагностика составлена таким образом, чтобы учесть развитие ребенка
относительно самого себя, его собственных прошлых достижений. Такое
отношение к ребенку дает возможность развиваться индивидуальным образом и
максимально раскрыть свои творческие способности.
Формы контроля:
- участие в различных выставках (объединения, персональных, региональных и
др.),
- текущий контроль уровня

усвоения материала осуществляется через

педагогическое наблюдение и оценку работ, по результатам выполнения
практических заданий и рефлексии;
- контроль эмоционального состояния – практические задания, проводимые в
игровой форме,
- в конце года проводится отчетная выставка рабочих тетрадей (портфолио
ребенка).
Критериями оценивания полученных результатов являются:
- рост художественного уровня работ (техническая чистота исполнения)
- аккуратность;
- активность в творческом процессе, инициативность;
- активность в коллективных работах и мероприятиях.
Базовый уровень.
Оценочные средства базового уровня(1 год обучения):

Диагностика

психоэмоционального

состояния

ребенка:

рисуночный

тест

«Свободный рисунок»:
Оцениваемые параметры:
1.насколько заполнено пространство листа;
2. закрытая или открытая форма;
3.цветовое решение (чистые цвета, грязные цвета, проявленность цвета).
Диагностика социальных навыков учащихся: социальная ритмическая игра
мячиками «Я умелый человек». Участвующие передают мячики разными,
заданными преподавателем способами под ритм стихотворения. Задача:
удержать общий ритм и правильно передать мячик.
Критерии:
1.

Легко справляется с задачей – 3 балла.

2.

Сбивается, но быстро встраивается в процесс–2 балла.

3.

Путает лево - право, не держит ритм -1 балл.

Диагностика усвоения теоретического материала: кроссворд, содержащий
основные понятия базового уровня первого года обучения.
Оценочные средства базового уровня (2 год обучения).
Диагностика координации и ловкости движения: групповое эвритмическое
упражнение с палочками. Под ритм стихотворения дети двигаются по кругу в
определенную сторону, палочка остается на месте. Задача детей: перехватить
палочку соседа, чтобы она не упала.
Критерии:
1.Легко справляется с задачей – 3 балла.
2.Сбивается, но быстро встраивается в процесс–2 балла.
3.Путает лево - право, не держит ритм -1 балла.
Диагностика социальных навыков учащихся: Социальное рисование на тему:
«Город нашей мечты».
Критерии: 1. Как быстро ребенок включается в творческий процесс.
2.Сколько места в общей работе отводит для своей деятельности.
3. Насколько способен выстроить коммуникацию с рисующими.
4. Насколько креативные идеи использует, или поддается влиянию других.

Диагностика усвоения теоретического материала: тест, содержащий вопросы по
теоретической составляющей всего курса.
№
2
3
4
5
6
7
8

Понятие
Нарисуй ответ
Дуга
Виды прямых
Лимниската
Инверсия
Виды Симметрия
Меандры
Виды Ландшафтов (схематично)
Таблица контрольных срезов ЗУН для всех уровней программы

№

ФИО
ребенка

Уровень развития
координации и
ловкости движения

Уровень усвоения
теоретического
материала

Уровень
эмоциональной
включенности в
творческий процесс

Ребенок справляется с заданием в полном объеме – 3.
Ребенок справляется с заданием на половину – 2.
Ребенок справляется с заданием меньше, чем на половину – 1.
Лист мониторинга метапредметных результатов обучающихся
Критерии оценки
метапредметных
результатов
Свобода
восприятия
теоретической
информации
Умение сравнивать
анализировать,
обобщать,
выделять главное
Освоение
начальных
навыков
выполнения
Свобода владения
инструментами
Аккуратность
выполнения
практической
работы

Фамилии учащихся

Итого

Оригинальность
выполнения
практической
работы

Для подсчета итогового показателя необходимо сосчитать сумму баллов по
каждому обучающемуся, присвоив за каждый критерий свою оценку.
«Низкий уровень» - 1;
«Средний уровень» - 2;
«Высокий уровень» -3.
Критерии оценки
метапредметных

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Свобода
восприятия
теоретической
информации

Легко
воспринимает
информацию,
хорошо запоминает
и умеет применить
на практике

Воспринимает, но
приходится
повторять и
напоминать

Плохо
воспринимает новый
материал. Требует
постоянной помощи.

Умение сравнивать
анализировать,
обобщать,
выделять главное

Умеет сравнивать
техники, понятия,
знает отличия,
умеет применять,
критично
анализировать
свою работу.
Умеет ставить и
идти к цели.

Работает по плану,
выполняя
инструкции. Ставит
цели, но нуждается в
помощи и
разъяснениях.
Может оценить
свою работу.

Плохо владеет
информацией не
умеет
анализировать, не
активен при
выполнении работы,
не ставит цели.

результатов

Освоение
Знает технологию
начальных навыков и умеет
самостоятельно
выполнения
выполнять
последовательност
ь изготовления
изделия.

Знает технологию,

Свобода владения
инструментами

В основном владеет
всеми изученными
материалами и
инструментами для
творчества. Умеет
организовать
рабочее место.

Хорошо владеет
всеми изученными
материалами и
инструментами для
творчества. Умеет
организовать
рабочее место.

Плохо знает
технологию и
Освоил не все
последовательность
приемы выполнения
изготовления.
операций. Требуется
Нужна постоянная
помощь педагога.
помощь педагога.
Не владеет в
должной мере
инструментами, не
умеет организовать
рабочее место.
Не умеет
организовать

Соблюдает все
правила Т.Б. и
личной гигиены.
Аккуратно и
экономно
пользуется
материалами.

Соблюдает все
правила Т.Б. и
личной гигиены при
напоминании.

рабочее место.
Нарушает правила
не убирает рабочее
место. Не аккуратен.

Аккуратность
выполнения
практической
работы

Выполняет работу
самостоятельно и
аккуратно.

Выполнят работу с
небольшими
недочетами с
небольшой
помощью

Работа выполнена
не аккуратно с
помощью педагога.

Оригинальность
выполнения
практической
работы

Работа выполнена
оригинальна

Работа выполнена
точно по плану.

Оригинальность не
присутствует, не
аккуратно.

Посмотреть, чему равна сумма, и выставить итоговый балл.
Низкий уровень 7- 12 баллов, средний уровень 13-17 баллов, высокий уровень 1821 баллов.
А также активно применяется метод педагогического наблюдения.
Программой планируются такие универсальные учебные действия.
Инструкция к мониторингу достижений личностных результатов
обучающихся.
Лист мониторинга личностных результатов обучающихся
Критерии оценки
метапредметных
результатов
Степень
познавательной
активности
Интерес к
участию в
олимпиадах,
конференциях,
конкурсах
различного
уровня и
направленности.

Фамилии учащихся

Представление о
принципах и
нормах морали
(уровень
осознанности и
принятия
российского
государства и
общества,
коллектива,
семьи, другого
человека как
личности)
Уровень
мотивации к
общению и
сотрудничеству
Низкий уровень 3 балл, средний уровень 2 балл, высокий уровень 1 балл.
Критерий «Сформированность к познавательной, творческой и иной
деятельности обучающегося»
показатель

низкий

средний

высокий

Степень

Не проявляет

В процессе

Проявляет

познавательной

устойчивого

восприятия

высокую степень

активности

интереса к

учебного

интереса к

знаниям. На

материала

знаниям.

занятиях в

проявляет степень

В процессе

основном

интереса к

получения знаний

пассивен. Часто

знаниям. Активен

активен и

пропускает

при поддержке

организован.

занятия

педагога,
демонстрирует
хорошие
способности к
обучению. Занятия
пропускает редко

Интерес к

Участие не

Участвует в

Проявляет личную

участию в

принимает.

качестве зрителя

заинтересованность

олимпиадах,

или исполнителя

к участию в

конференциях,

поручений

олимпиадах,

конкурсах

педагога.

конференциях,

различного

конкурсах

уровня и

различного уровня

направленности.

и направленности

Критерий «Сформированность нравственно-эстетического потенциала
обучающегося»
показатель

низкий

средний

высокий

Представление о

Нарушены

Осознает и

Уважает и

принципах и

представления о принимает

принимает

нормах морали

нормах морали

государства,

принципы

(уровень

и принципах.

коллектива, семьи,

российского

осознанности и

личности и

государства и

принятия

индивидуальности

общества,

российского

другого человека.

коллектива, семьи,

государства и

Понимает

личности и

общества,

необходимость в

индивидуальности

коллектива,

жизни норм и

другого человека.

семьи, другого

морали.

Руководствуется в

человека как

жизни моральными

личности)

нормами и
законами.

Уровень

Сохраняет

Проявляет интерес

Занимает

мотивации к

отстраненную

к общественной

социально

общению и

позицию,

жизни коллектива.

активную позицию

сотрудничеству.

временами

Открыт для

(принимает участие

полностью

общения с другими в акциях,

избегает

людьми, но иногда

волонтерском

общения и

испытывает

движении, является

взаимодействия

затруднения при

членом

избегает.

установлении

общественных

контакта и

организаций).

отношений

Имеет высокий

сотрудничества.

уровень мотивации
к общению и
сотрудничеству.

Для подсчета итогового показателя необходимо сосчитать сумму баллов по
каждому обучающемуся, присвоив за высокий уровень - 3 балла, средний
уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл.
Подсчитать сумму и выставить итоговую оценку: высокий -11-12 баллов,
средний - 7-10 баллов, низкий - 4- 6 баллов.
3.Список литературы.
Список литературы для педагога.
1.Пацлав Р., КальзерТ. Лейтмотивы Вальдорфской педагогики от 3 до 9 лет.
//Перевод с немецкого – К.: изд. «НАИРИ», 2008- 144с.
2.Кадью Р. Изобразительное искусство как средство развития творческой
активной личности. Частное издание. г.Пермь 1992 - 259с.
3. Мейс-Кристеллер Е. Художественная

терапия на практике. Перевод с

немецкого. UrachhausGmbHStuttgart/ 2 Auflage 1995 ISBN 3-87838-559-5/ //К.:
Частное издание, г.Екатеринбург, -2002 - 96 с.
4. Дик Брюн, Аттие Лиххарт Живопись в образовании ://К.:изд-во Киев
«НАИРИ», 2006 - 200с.
5.Вольфганг М.Ауэр Практика пробуждение чувств: //К.: изд-во: Киев «Наири»
2014 - 300с.
6. Анке-уша Клаузен, Мартин Ридель Рисовать- учиться видеть, методическое
пособие: //К.: Изд-во «Новалис» 2008 - 256с.
7. Питер Бюхе Практика рисования форм. //К.: Изд-во «Наири». 2014. – 144с.
8. Питер Бюхи «Развитие и укрепление чувств с помощью рисования форм»- 2-е
издание//К.: Изд-во «Наири», 2011. – 116с.
9.Эве-Лис Дамм «Я рисую»: //К.:Изд.-во Киев «Наири»2008 - 98с.

Список литературы для родителей.
1.Вольфганг М.Ауэр Практика пробуждение чувств // Киев «Наири» 2014г.
2. Анке-уша Клаузен, Мартин Ридель Рисовать- учиться видеть, методическое
пособие//К.: Изд-во «Новалис» 2008г.
3. Питер Бюхе Практика рисования форм. – К.: Изд-во «Наири». 2014. – 144с.
4. Питер Бюхи Развитие и укрепление чувств с помощью рисования форм- 2-е
издание - К.: Изд-во «Наири», 2011. – 116с.
Список литературы для детей.
1.

Нарине Мальцева, Леся Музыченко Живые травы прорастают//серия книг

для чтения «Я вглядываюсь в мир». –К.:Изд-во Киев «Наири»2012г.
2. Герберт Громан Из жизни животных//серия книг для чтения «Я вглядываюсь в
мир». –К.:Изд-во Киев «Наири»2017г.
3.Ф.Лопатина М.Скребцова «Вечная мудрость сказок»//изд-во Москва Амп-рита
–Русь 2008, 4 тома.
4. Иванова Э.И. Ноев ковчег. Легенды, стихи и рассказы о животных. народов и
писателей мира./Москва «Просвещение»1993г.
5.Козлов С. «Ежик в тумане» сказки// Москва издательский дом «ОНИКС21 век»
Центр общечеловеческих ценностей 2005г.
6.Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок: уроки нравственности в
притчах, легендах и сказках народов мира. Москва изд.: Амрита-Русь 2008г.
7.Йохансон Ирена Истории к праздникам года. /перевод с нем. Л.Н.Банзелюк«Духовное

познание»,

Калуга,

1993-112с.

Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе
«Рисовать – учиться видеть».
Статус программы: Дополнительная общеразвивающая программа разработана
на основании программ:
1.Меличева М.В. Солнцеворот. Программа ДО дошкольников средствами
искусства художественного движения – СПб.: Образовательные проекты, Речь
2009. -48 с.
2. Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской
школы/перевод с английского Е.Мезенцевой, Г.Волковой – К.:Изд-во «Наири»,
2006.- 200с.
3. Анке Уша Клаузен, Мартин Ридель. Рисовать – учиться видеть М.: Новалис
2008.- 256с.
Программа «Рисовать-учиться видеть» рассчитана на 2 года обучения.
Каждый год обучения представлен как цикл, имеющий задачи, учебный план,
содержание программы, планируемые результаты.
Программа разработана на основе следующих концептуальной идеиформирования базовой культуры личности ребенка на основе освоения
различных арт-техник.
Направленность – социально-гуманитарная.
Цель программы – Формирование навыков применения арт-техник
(«динамического рисования», «рисования форм»), как инструмента для познания
мира.
Режим занятий:
Базовый уровень (первый год обучения): 2 раза в неделю по 2 часа.
Базовый уровень (второй год обучения): 2 раза в неделю по 2 часа.
Перерывы между занятиями составляют 10 минут.
Объем общеразвивающей программы составляет 296 часов.
Базовый уровень (первый год обучения):148 часов.
Базовый уровень (второй год обучения):148 часов.
Краткое содержание: познание мира и себя с помощью
«Динамическое рисование», «Рисование форм», «Эвритмии»

арт

техник

Ожидаемый результат: умение детей с помощью, арт-техник, переживать
процессы внешнего мира через чувство движения, пробудить интерес и желание
легко и творчески воплощать образы в разных материалах. Приобретение
социальных
навыков
взаимодействия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных, а также на сбор статистики сервисом Яндекс.Метрика. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».