1. Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка.
Направленность программы – социально-педагогическая направленность.
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа разработана в
соответствии с нормативно - правовыми актами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года N 678-р),
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»,
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. «Санитарно – эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
- СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов средств обитания»,
- Письмом
Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242
«О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеразвивающих программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»,
- Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2023 № 1678 «Об
утверждении
правил
образовательную
применения
деятельность,
организациями,
электронного
осуществляющими
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ,
- Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области
от
29.06.2023
№
785-Д
«Об
утверждении
Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация
дополнительных
образовательных
программ
в
соответствии
с социальным сертификатом»,
- Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г.
№
652н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»,
- Уставом МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н.Е. Бобровой» (Приказ №60-Д от
03.03.2016),
- Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах МБУ ДО ПГО «Центр развития творчества им. Н.Е. Бобровой».
Актуальность общеразвивающей программы. В Концепции развития
дополнительного
образования
РФ
одной
из
задач
является, создание
необходимых условий для «личностного развития учащихся, позитивной
социализации; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в
интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии».
Программа «Рисовать-учиться видеть» отвечает данному запросу, и при
помощи различных арт психологических техник, позволяет развивать не только
творческие навыки и способности, но и с помощью них развивать когнитивные
способности ребенка, а также развивать и совершенствовать социальные
навыки, через социальное рисование, социальные эвритмические упражнения.
Воспитательной целью программы является формирование у детей
высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, через
знакомство с народными играми, рукоделием, орнаментом. Что является
актуальным для Свердловской области. Данная актуальность рассматривается в
Стратегии развития воспитания Свердловской области.
Программа уникальна тем, что обеспечивает ребенку достаточно широкий
кругозор и позволяет сформировать целостный взгляд на мир, гармонично
развивать мышление, чувства и волю, поэтому программа пользуется спросом у
детей и родителей.
Отличительные особенности программы.
В
данной
программе
используются
наравне
с
художественными
упражнениями, так же народные игры, простейшие музыкальные упражнения,
эвритмические упражнения, телесная перкуссия, для формирования ловкости,
координации, умения владеть собой. Учебный материал выстроен и предполагает
обучение по эпохам. Эпоха обуславливается одной темой, которая соответствует
природным ритмам, и длится около месяца. На стартовом уровне материал
подается в ознакомительной форме, на базовом материал усложняется,
отрабатываются навыки работы с различными материалами, дается больше
заданий на проявление внутреннего творческого потенциала.
Программа
реализуется
в
соответствии
с
учетом
возрастных,
психофизиологических особенностей обучающихся, которые выявляются при
помощи входной диагностики.
При выполнении одного задания темп выполнения может быть разным, в
соответствии с особенностями ребенка и его учебной мотивацией.
Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основании
программ:
1.Меличева М.В. Солнцеворот. Программа ДО дошкольников средствами
искусства художественного движения – СПб.: Образовательные проекты, Речь
2009. -48 с.
2.
Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской
школы/перевод санглийского Е.Мезенцевой, Г.Волковой – К.:Изд-во «Наири»,
2006.- 200с.
3.
Анке Уша Клаузен, Мартин Ридель. Рисовать – учиться видеть М.:
Новалис 2008.- 256с.
Программа
«Рисовать-учиться
видеть»
является
разноуровневой,
рассчитана на 1 год обучения. Обучения представлен как цикл, имеющий
задачи, учебный план, содержание программы, планируемые результаты.
Программа разработана на основе следующих концептуальной идеиформирования базовой культуры личности ребенка на основе освоения
различных арт-техник.
Понимание детьми зависимости развития народных художественных
направлений от эколого-природных условий происходит на основе общения с
природой и знакомства с народными праздниками.
В ходе итоговых обобщающих занятий при комплексном воздействии
различных видов искусства, а также в процессе наблюдений за явлениями
природы,
красочный
мир
творчества
раскрывается
по-особенному
эмоционально и увлекательно.
Важно в каждом предмете, событии показать детям общезначимое и
индивидуальное, их тесную взаимосвязь. Это возможно только при достижении
психологической и эмоциональной комфортности на занятиях.
Каждое занятие начинается с ритмической части, где дети отрабатывают
не только навыки владения своего тела, но и учатся взаимодействовать друг с
другом. Так же для формирования социальных навыков проводятся занятия
социальным рисованием, где дети создают общую работу на заданную тему.
Активное действенное познание свойств особенностей предметов и
явлений народной культуры обосновано спецификой мышления детей в
дошкольном и младшем школьном возрасте.
Только в деятельности ребенок может познать, усвоить полученные
представления, творчески их использовать не только на занятиях, но и в своей
дальнейшей жизни.
Содержание программы ориентирует педагога на «зону ближайшего
развития», то есть на то, что ребенок может усвоить самостоятельно или с
помощью взрослых, так и на перспективу, ориентируя на развивающее обучение,
с использованием полученных знаний в разных областях следующих возрастных
этапах.
Программа дает возможность раскрыть любую тему нетрадиционно, с
необычной точки зрения, взглянуть на обычное занятие с детьми как на важный
этап становления личности с развитым художественным вкусом.
Адресат программы.
Программа «Рисовать-учиться видеть» предназначена для детей от 5 до 6
лет. Группа может состоять из детей одного возраста или быть разновозрастной,
Дети принимаются после входной диагностики, которая проводится вначале
учебного года.
Опыт реализации программы позволяет утверждать, что разновозрастные
группы
имеют
свои
преимущества
перед
одновозрастными:
младшие
наблюдают и учатся у старших, а старшие помогают младшим, опекают их и
тем самым тоже учатся.
Количество детей, одновременно находящихся в группе, составляет:
минимум 12 человек, максимум 15 человек.
Возрастные особенности учащихся.
Особенностями дошкольного возраста являются доверие, подчинение и
подражание взрослым. Для детей этого возраста характерна эмоциональная
впечатлительность, отзывчивость на
преобладают
наглядно-образное
всё яркое, необычное, красочное,
мышление
и
чувственное
познание
окружающего мира.
Действуя по принципу «делай как я», ребенок при изготовлении изделия,
недостаточно ясно и точно понимает связь между отдельными операциями и
конечным результатом. Задача педагога состоит в стимулировании творческой
деятельности, корректном оценивании ребенка, подчеркивая уникальность и
самостоятельность. Занятия по программе способствуют развитию мелкой
моторики детей. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой
моторики умеет логично рассуждать, у него достаточно развита память,
внимание и связная речь. Качество личности формируется из опыта
коллективной жизни, развивается образное мышление и потребность в
творческой деятельности.
Младшего школьника характеризует переход от прямого копирования к
потребности сделать самому. Данный возраст является благоприятным
периодом для развития творческих способностей. В своих устремлениях дети
доверяют ровесникам. Ребенок стремится стать интересным человеком для
сверстников, повышается роль своей самооценки, которая проявляется в
сравнении себя с другими людьми. Задача педагога – создать условия для
доверительного обращения с взрослыми. Педагог должен создать на занятиях
такие условия, чтобы каждый ребенок мог проявить свои способности и
реализовать свою творческую активность.
Режим занятий.
Стартовый уровень: 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Перерывы между занятиями составляют 10 минут.
Объем общеразвивающей программы составляет 74 часа.
Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год.
Уровневость программы.
Стартовый уровень. Данный уровень предполагает знакомство детей с
удивительным миром разных творческих техник, в том числе музыкальных
(взаимодействие с простыми перкуссионными инструментами) и телесных
(эвритмия, народные игры). На этом уровне ребенок пробует себя. Исходя из
индивидуальных способностей и скорости изучаемого материала, он сможет
выбрать для себя интересные виды творчества и темы. Поэтому по
использованию технологий ознакомительный уровень является минимально
сложным для учащихся.
Формы обучения: очная, групповая и индивидуально-групповая.
При необходимости возможно обучение с использованием дистанционных форм
обучения,
Применение дистанционных форм обучения через ZOOM, ватсап.
Виды занятий: практические занятия, акции, выставки, тематические недели.
В дистанционном режиме: видеоуроки, занятия в JitsiMeet, Zoom.
Перечень
форм
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: выставка, открытое занятие.
1.2.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: формирование интереса к творческому самовыражению
обучающихся через знакомство с различными арт - техниками.
Задачи:
Образовательные:
- знакомство с техникой исполнения витража из бумаги,
- знакомство с техниками рисования «мокрым по мокрому», восковыми мелками,
- знакомство с приемами работы с глиной,
- знакомство приемами работы с шерстью,
- знакомство с техниками плетения из ниток,
- познакомиться с понятиями: цвет, ритм, «тяжесть», «легкость»,
- сформировать систему специальных знаний, умений и навыков в области
различных арт - техник (цвет, ритм, силуэт, тяжесть легкость),
-знакомство с понятием «эвритмия».
Развивающие:
- развить сенсорную сферу ребенка (чувства цвета, формы, пропорции, моторики
и другие),
- развивать творческую активность детей, путем создания ими собственных
художественных композиций на основе повтора, вариации, импровизации,
-освоение различных способов творческого самовыражения,
- формирование интереса к познанию внешнего мира,
- способствовать формированию навыка инициативности.
Воспитательные:
- сформировать устойчивую мотивацию к самореализации средствами
художественных арт – техник,
- воспитать эмоциональную отзывчивость к красоте родной природы,
- сформировать навыки самостоятельности.
1.3 Планируемые результаты.
По итогам обучения по программе ребенок демонстрирует следующие
результаты:
На стартовом уровне:
Личностные результаты
- улучшение эмоционального самочувствия,
- повышение включенности в творческий процесс,
- повышение успешности, позитивного настроя, интереса к окружающему миру,
-улучшение
межличностных
отношений,
принятия
себя
и
других,
самостоятельности (личностный и социальный компоненты здоровья),
- формирование системы духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей.
Предметные результаты:
- сформирована система знаний, умений и навыков в области различных арт –
техник: рисование «мокрым по мокрому», рисование восковыми карандашами,
плетение, изготовление бумажного витража, работа с натуральной шерстью,
-уверенно использует, совмещает способы нестандартного и традиционного
рисования.
Метапредметные результаты:
- понимание и участие в создании художественного образа, выражая его
различными художественными средствами (глина, воск, шерсть, ткань),
- умение экспериментировать с изобразительными средствами,
- умение передавать личное отношение к объекту изображения,
- умение находить общее решение работая в коллективе,
- терпимость к окружающим.
1.4. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Стартового уровня.
Название разделов,
Количество часов
Формы аттестации,
тем
контроля
всего теория практика
1
Введение.
1
-
1
Игра-знакомство.
2
Сентябрь. Эпоха
Урожая.
9
1
8
Совместное занятие с
родителями. Праздник
Урожая.
3
Октябрь. Эпоха
«Рыцарства.
Эпоха «Засыпание
природы»
Ноябрь. «Эпоха
Гномиков»
8
1
7
9
1
8
Декабрь.
Эпоха «Ожидание
Рождества»
Январь. Эпоха
рукоделия
8
1
7
6
1
5
Февраль. Эпоха
«Ожидание
масленицы»
Март.
Эпоха
«Встреча птиц»
8
1
7
8
1
7
Апрель.
Эпоха
«Пасхальное
настроение»
10 Май. Эпоха «Летнее
настроение»
9
1
8
Совместное занятие с
родителями «Праздник
Мужества»
Выставка работ из шерсти
Совместное занятие с
родителями. Праздник
фонариков.
Совместное занятие с
родителями. «Праздник
Рождества»
Совместное занятие с
родителями.
«Посиделки»
Совместное занятие с
родителями. Празднование
«Масленицы»
Совместное занятие с
родителями. «Праздник
прилета птиц»
Совместное творческое
занятие с родителями.
8
1
7
74
9
65
4
5
6
7
8
9
Итого
Совместное творческое
занятие с родителями.
Выставка
Содержание учебного (тематического) плана.
1.Введение.
Практика: Знакомство с деятельностью объединения. Игра-знакомство с детьми.
Тема 2. Сентябрь. Эпоха урожая.
Теория: Понятие о растительных красках. Происхождение красителей из
растений.
Знакомство с понятиями «Штамп», бумажный витраж»
Практика: Получение растительных красок из овощей, и фруктов.
Рисование в красно-желтых оттенках растительными красками.
Украшение платка с помощью штампа.
Изготовление бумажного витража.
Социальное упражнение: импровизация перкуссионными инструментами.
Тема 3. Октябрь. Эпоха Рыцарства и «Засыпание природы»
Теория: Цвета осени. Знакомство с техникой рисования мокрым по мокрому.
Знакомство с техникой рисования восковыми мелками. Знакомство с глиной.
Технические приемы работы с глиной: обминание.
Практика:
Рисование в технике «мокрым по мокрому» оттенками красного. Рисование
восковыми мелками оттенками красного цвета. Пластицирование из глины,
групповая работа по мотивам сказок на тему русских былин.
Тема 4. Эпоха Гномиков
Теория: Цвета Света и тьмы. Глина. Знакомство с формой конус. Теория техники
изготовления бумажного фонарика. Знакомство с народной куклой из ниток.
Практика: Рисование: желтый в оттенках синего в разных рисовальных
техниках. Глина. Формирование конуса из глины. На основе конуса формируем
тело Гномика. Изготовление из ниток «Кукуколки». Групповая работа с глиной
по теме сказки «Гном Гномыч». Изготовление Фонарика к празднику.
Совместная работа с родителями. Создание большого бумажного витража по
теме эпохи. Групповая работа.
Тема 5. Декабрь. Эпоха «Ожидание Рождества».
Теория: Знакомство с символикой и особенностями празднования Рождества.
Знакомство с техникой рисования на тонированной бумаге. Знакомство с
натуральным воском, его пластичными свойствами. Понятие подсвечник,
функция и материалы его изготовления.
Практика: Рисование синих темных оттенков, как переживание тьмы, в них
желтый как лучики света. Рисование на тонированной бумаге. Переживание
цветов Зимы (синие оттенки, белый цвет). Изготовление подсвечника из глины.
Изготовление свечи из натурального воска.
Тема 6. Январь. Эпоха рукоделия.
Теория: Знакомство с ниточками: виды размер, подбор цвета. Освоение
различных видов плетения: скручивание, простое узелковое, плетение на рогатке,
плетение на пальцах. Изучение простейших стежков безопасными иглами.
Техника пришивание пуговиц.
Практика: Плетение в различных техниках: скручивание, узелковое плетение,
плетение на рогатке, плетение на пальцах. Шитье безопасными иглами различных
стежков. Пришивание пуговиц безопасными иглами.
Тема 7. Февраль. «Эпоха Ожидание Масленицы»
Теория: Переживание настроения голубого, карминового, теплого желтого
цветов. Переживание жестов ветра: ветер, вьюга, метель. История и роль русской
печи в доме. Техника плетения на каркасе «солнечник».
Практика: Рисование голубым, нежным карминовым цветом в различных
техниках и жестах. Изготовление из глины русской печи. Закрепление навыков
плетения. Плетение на каркасе мандалы «Солнечник». Создание картины
шерстью на тему Масленицы. Групповая работа.
Тема 8. Март. Эпоха «Встреча птиц».
Теория: Знакомство с птицами нашего региона. Птицы зимующие и птицы
перелетные. Настроение карминово - розовых тонов, желто-зеленых оттенков.
Техника изготовление птичек на основе народной скрутки. Техника лепки птиц
из цельного куска глины. Весеннее настроение, подбор цвета и форм для
создания бумажного витража.
Практика: Рисование перелетных птиц. Рисование в кармино - розовых и желтозеленых оттенках. Изготовление птичек на основе скрутки. Лепка птиц из
цельного куска глины. Изготовление витража на тему Весны.
Тема 9. Апрель. Эпоха «Пасхальное настроение».
Теория: Получение оттенков свежей зелени из сочетания лимонного желтого и
синих оттенков кобальта и прусского синего. Первые весенние цветы.
Знакомство с символикой праздника Пасхи. Знакомство с растениями, которые
можно высадить к празднику Пасхи. Пластические свойства бумаги. Техника
скручивания, разрезания шерсти для получения формы цветов.
Практика: Поиск различных зеленых оттенков из сочетания лимонного желтого
и различных синих оттенков. Изготовление бумажного витража на пасхальную
тему. Исследование свойств бумаги. Изготовление цветов из бумаги. Создание
картины из шерсти на тему весенних цветов, с использованием
техники
разрезания, скручивания шерсти.
Тема 10. Май. Эпоха «Летнее настроение»
Теория: Основные цвета спектра синий, желтый, красный.
Получение
различных оттенков из сочетания основных цветов. Радуга из трех основных
цветов. Формы насекомых. Иллюстрация сказок к теме эпохи. Народная
развивающая игрушка из ткани - Комета.
Практика.
Игра-исследование взаимодействия различных оттенков при смешивании трех
основных цветов. Рисование радуги с использованием трех основных цветов.
Иллюстрирование сказок к теме эпохи. Получение форм насекомых из
натурального воска с помощью прищипывания, вытягивания. Изготовление
народной развивающей игрушки из ткани - «Комета».
2. Организационно – педагогические условия.
2.1. Календарный учебный график
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов (всего)
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы
Сроки проведения аттестации
Режим занятий без указания
Первый год обучения
37
74
2
74
17
20
01.09
1.07.-31.08.
15.12.-20.12, 15.05-20.05
2 раза в неделю по 1 часа
конкретного года
11. Выходные дни
Праздничные дни, установленные
законодательством РФ
12. Окончание учебного года
2.2.
31.05
Условия реализации общеразвивающей программы.
Материально-техническое обеспечение.
Для успешной реализации программы необходим учебный кабинет, оснащенный
столами и стульями, соответствующими возрастным особенностям детей
дошкольного возраста, раковиной.
Материалы художественного творчества в расчете на 10 человек:
-краски акварельные (штокмар или невская палитра),
-восковые мелки крупные,
-кисти широкие - щетина, емкости для воды,
-бумага для акварели формата А-3,
-витражная бумага,
-клей, ножницы,
- шерсть натуральная различных оттенков,
-природный пчелиный воск для лепки,
-ткань натуральная,
-нитки для плетения.
-Музыкальные перкуссионные инструменты.
-Цветные ткани и кукольный театр, для рассказывания историй.
-Аудио аппаратура.
Информационное обеспечение
-Социальные
сайты
Вальдорфских
инициатив:http:\\waldorf-samara.ru,
http:\\yarwald.ru.
-Официальный сайт «Школы будущего» М.Казиника, Kazinik.ru
-журнал «Музыкальное искусство и образование»
-открытая группа «Телесный ритм», club186015382
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования, имеющий
высшее профессиональное образование, прошедший переподготовку по профилю
программы.
Методическое обеспечение.
1.
Тематическая подборка сказок к эпохам:
Эпоха урожая: «Ежик пых», «Про петушка и меленку», «Петушок-золотой
гребешок и жерновцы»,
Эпоха Рыцарства: «Никита Кожемяка», «Про глупого змея и умного солдата».
Эпоха Гномиков: «Гном Гномыч и изюмка», «Смотрушечка».
Эпоха «Рождественская»: Истории к Праздникам года, Якоб Штрайб.
Эпоха «Рукоделия»: «Веретено, наперсток и иголочка», «Госпожа метелица»,
«Волшебный клубочек».
Эпоха «Подготовка к масленице»: «Морозко», «Маслена», «Как бабка блины
пекла»
Эпоха «Встреча перелетных птиц»: «Крылатый, мохнатый да масляный», «Как
весна зиму поборола».
Эпоха «Пасхальное настроение»: «Чивы, чивы, чивычек», «Ховрошечка», «Белая
уточка».
Эпоха «Встреча лета»: «Скатерть, барашек и сума», «Гном и улитка»,
«Путешествие муравья».
2.
Тематическая подборка пальчиковых игр, песен.
Методическое пособие для педагогов и родителей в 4 частях «Золотой колосок»,
библиотечка семейного центра «Оберег».
Методический сборник «Поем круглый год» Спб., Порошкино, 2017г.
3.
Дидактический материал.
Схемы, иллюстрации по темам.
Подборка фото перелетных и зимующих птиц.
Подборка фотографий и картин с осенним, зимним, весенним, летним пейзажем.
Подборка различных видов шерсти.
4.
Памятки.
«Правила безопасной работы с материалами и инструментами», «Правила
безопасного поведения в общественных местах».
5. Пособия.
- Методическое пособие для педагогов и родителей в 4 частях «Золотой колосок».
- Открытые занятия для детей и родителей: «Осенины», «Праздник фонариков»,
«Рождество», «Вечерки», «Здравствуй лето».
Краткое описание общей методики работы:
Предмет «рисование форм» является специфически «вальдорфским»
предметом. Его особенность — в том, что этот предмет органически соединяет в
себе элементы сразу нескольких традиционных предметных областей и может
рассматриваться как разновидность или предварительная ступень каждой из них.
Основной элемент, с которым работают ученики, — это линия, которая является
средством выражения движения и формы. Готовый «продукт» — рисунок
ученика — лишь остаток, след длительного процесса, требующего разного рода
активности и включающего различные фазы. Это наблюдение (ученики
наблюдают за учителем в процессе работы); воспроизведение заданной формы в
пространстве (движение по форме на полу, «рисование» формы в воздухе рукой и
ногой на полу, «переживание» качества формы — прямых и кривых линий —
через жесты-образы в играх и стихах) и, наконец, перенесении линии на бумагу.
Но кроме этого рисование форм можно применить на других предметах, быть
включено в них.
Хождение и бег по формам используются в упражнениях
эвритмии. Динамическое рисование очень близко рисованию форм, но более
художественно и образно по передаче жеста. В процессе бучения, представлено
много упражнений, где дети работают парами, в группой или малой группой, что
способствует развитию социальной адаптации ребенка, приобретению навыков
межличностного общения среди сверстников.
Для
получения
эффективного
результата
используется
следующие
педагогические технологии:
Игровая: Большое поле для самовыражения и наработки как физических
качеств, ловкость, координация, владение своим телом, так и социальных.
Развивающее
обучение:
направлено
на
развитие
физических(развитие
координации, координации руки, глазомера), познавательных (расширение
кругозора и межпредметных связей) и нравственных (приятие себя и других,
взаимодействие в коллективной работе) способностей.
Разноуровневое
обучение:
возможность
обучаться
детям
с
разными
физическими и интеллектуальными возможностями.
Обучение в сотрудничестве: возможность совместного взаимодействия в
решении поставленных задач.
Здоровьесберегающие
технологии:
программа
выстроена
по
принципу
гармоничного воздействия на мышление, чувства и волю, что уже является
оздоравливающим на физическом и психологическом уровне.
Методы, применяемые при реализации данной программы:
Словесный: рассказ, беседа, объяснение.
Наглядно иллюстративный: демонстрация иллюстраций, видео, коллекций.
Продуктивный: поисковая познавательная творческая деятельность
Репродуктивный: восприятие правильно излагаемой информации.
Основные принципы, применяемые в работе:
Признание уникальности каждого ребенка;
Развитие творческого потенциала;
Создание комфортной и благоприятной атмосферы для развития;
Воспитание посредством личного примера;
Использование многофункциональных игр и упражнений.
Что дает ребенку методика.
Гармоничное развитие мышления, чувств и воли. Общее развитие ребенка:
на физическом уровне (скоординированность всех органов, чувство равновесия,
скоординированность руки и глаза, ловкость).
На уровне чувств: связь с природными явлениями, умение переживать их через
движение в форме, линиях, цвете. Сопереживать всему живому.
На уровне мышления: умение видеть причинно - следственные связи, умение
ценить, а не оценивать свои и работы, и работы других, основываясь на
истинности переживаемых процессов, а не только на правильности выполненной
работы. Развитие познавательного интереса к миру в целом, и к себе, как
личности в частности.
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Контроль осуществляется в начале, в середине и в конце реализации
программы. Диагностика составлена таким образом, чтобы учесть развитие
ребенка относительно самого себя, его собственных прошлых достижений. Такое
отношение к ребенку дает возможность развиваться индивидуальным образом и
максимально раскрыть свои творческие способности.
Формы контроля:
- участие в различных выставках (объединения, персональных, региональных и
др.),
-
текущий
контроль
уровня
усвоения
материала
осуществляется
через
педагогическое наблюдение и оценку работ, по результатам выполнения
практических заданий и рефлексии;
- контроль эмоционального состояния – практические задания, проводимые в
игровой форме,
- в конце года проводится отчетная выставка рабочих тетрадей (портфолио
ребенка).
Критериями оценивания полученных результатов являются:
- рост художественного уровня работ (техническая чистота исполнения)
- аккуратность;
- активность в творческом процессе, инициативность;
-активность в коллективных работах и мероприятиях.
Стартовый уровень.
Диагностика
коммуникативных
умений
в
групповой
деятельности:
коммуникативные умения определяются во время занятий (ритмические
упражнения с мячиками, импровизация, взаимодействие в групповой работе,
включенность в игру).
Диагностика психоэмоционального состояния ребенка.
Проективный рисуночный тест «Дом, дерево, человек».
Описание: Дом – образ телесности ребенка. По спонтанному рисунку можно
судить о степени освоения ребенком собственного тела, самочувствии ребенка:
-дом стоит на земле, освещен солнцем;
-дом крепкий, ровный, прямой;
-наличие двери и окон;
-дом разукрашен, есть особые украшения;
-из трубы идет дым, на окнах занавески.
Богатство цветовой гаммы свидетельствует о богатстве внутренней жизни
ребенка.
Дерево – образ самочувствия, ощущения полноты и радости жизни, жизненных
сил:
- дерево растет из земли, освещено солнцем;
- у дерева достаточно места для роста;
- веточки растут из ствола вверх;
- есть листья, цветы или птицы (в какой части дерева);
- ствол дерева закрашен, есть корни.
Человек – по рисунку человека можно судить о представлениях ребенка о
человеке,
взаимосвязи
с
другими
людьми,
способности
ребенка
взаимодействовать с другими:
- фигура человека расположена вертикально, стоит прямо, стоит на земле;
-достаточно пространства для движения;
-есть голова, шея, туловище ноги, руки;
-человек одет в соответствии с полом и возрастом;
- на голове есть уши, волосы, глаза, нос, рот; изображены кисти рук, пальцы;
-изображены ступни, обувь;
-ребенок отвечает на вопросы: кто это? Чем человек занят?
Таблица контрольных срезов ЗУН для всех уровней программы
№ ФИО
Уровень
ребенка развития
Уровень усвоения
Уровень
теоретического
эмоциональной
координации и материала
включенности в
ловкости
творческий процесс
Итого
движения
Ребенок справляется с заданием в полном объеме – 3.
Ребенок справляется с заданием на половину – 2.
Ребенок справляется с заданием меньше, чем на половину – 1.
Лист мониторинга метапредметных результатов обучающихся
Критерии оценки
метапредметных
результатов
Свобода
восприятия
теоретической
информации
Умение
сравнивать
анализировать,
обобщать,
выделять главное
Освоение
начальных
навыков
выполнения
Свобода
владения
инструментами
Аккуратность
выполнения
практической
работы
Оригинальность
выполнения
практической
работы
Фамилии учащихся
Для подсчета итогового показателя необходимо сосчитать сумму баллов по
каждому обучающемуся, присвоив за каждый критерий свою оценку.
«Низкий уровень» - 1;
«Средний уровень» - 2;
«Высокий уровень» -3.
Критерии оценки
метапредметных
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Свобода
восприятия
теоретической
информации
Легко
воспринимает
информацию,
хорошо запоминает
и умеет применить
на практике
Воспринимает, но
приходится
повторять и
напоминать
Плохо
воспринимает новый
материал. Требует
постоянной помощи.
Умение сравнивать
анализировать,
обобщать,
выделять главное
Умеет сравнивать
техники, понятия,
знает отличия,
умеет применять,
критично
анализировать
свою работу.
Умеет ставить и
идти к цели.
Работает по плану,
выполняя
инструкции. Ставит
цели, но нуждается в
помощи и
разъяснениях.
Может оценить
свою работу.
Плохо владеет
информацией не
умеет
анализировать, не
активен при
выполнении работы,
не ставит цели.
результатов
Освоение
Знает технологию
начальных навыков и умеет
самостоятельно
выполнения
выполнять
последовательност
ь изготовления
изделия.
Знает технологию,
Свобода владения
инструментами
В основном владеет
всеми изученными
материалами и
инструментами для
творчества. Умеет
организовать
рабочее место.
Соблюдает все
правила Т.Б. и
личной гигиены при
Хорошо владеет
всеми изученными
материалами и
инструментами для
творчества. Умеет
организовать
рабочее место.
Соблюдает все
правила Т.Б. и
Плохо знает
технологию и
Освоил не все
последовательность
приемы выполнения
изготовления.
операций. Требуется
Нужна постоянная
помощь педагога.
помощь педагога.
Не владеет в
должной мере
инструментами, не
умеет организовать
рабочее место.
Не умеет
организовать
рабочее место.
Нарушает правила
личной гигиены.
напоминании.
не убирает рабочее
место. Не аккуратен.
Аккуратно и
экономно
пользуется
материалами.
Аккуратность
выполнения
практической
работы
Выполняет работу
самостоятельно и
аккуратно.
Выполнят работу с
небольшими
недочетами с
небольшой
помощью
Работа выполнена
не аккуратно с
помощью педагога.
Оригинальность
выполнения
практической
работы
Работа выполнена
оригинальна
Работа выполнена
точно по плану.
Оригинальность не
присутствует, не
аккуратно.
Посмотреть, чему равна сумма, и выставить итоговый балл.
Низкий уровень 7- 12 баллов, средний уровень 13-17 баллов, высокий уровень 1821 баллов.
А также активно применяется метод педагогического наблюдения. Программой
планируются такие универсальные учебные действия.
Инструкция к мониторингу достижений личностных результатов
обучающихся.
Лист мониторинга личностных результатов обучающихся
Критерии
оценки
метапредметных
результатов
Степень
познавательной
активности
Интерес к
участию в
олимпиадах,
конференциях,
конкурсах
различного
уровня и
Фамилии учащихся
направленности.
Представление о
принципах и
нормах морали
(уровень
осознанности и
принятия
российского
государства и
общества,
коллектива,
семьи, другого
человека как
личности)
Уровень
мотивации к
общению и
сотрудничеству
Низкий уровень 3 балл, средний уровень 2 балл, высокий уровень 1 балл.
Критерий «Сформированность к познавательной, творческой и иной
деятельности обучающегося»
показатель
низкий
средний
высокий
Степень
Не проявляет
В процессе
Проявляет высокую
познавательной
устойчивого
восприятия
степень интереса к
активности
интереса к
учебного
знаниям.
знаниям. На
материала
В процессе
занятиях в
проявляет степень получения знаний
основном
интереса к
пассивен. Часто знаниям. Активен
пропускает
при поддержке
занятия
педагога,
демонстрирует
активен и
организован.
хорошие
способности к
обучению.
Занятия
пропускает редко
Интерес к
Участие не
Участвует в
Проявляет личную
участию в
принимает.
качестве зрителя
заинтересованность к
олимпиадах,
или исполнителя
участию в
конференциях,
поручений
олимпиадах,
конкурсах
педагога.
конференциях,
различного
конкурсах
уровня и
различного уровня и
направленности.
направленности
Критерий «Сформированность нравственно-эстетического потенциала
обучающегося»
показатель
низкий
средний
высокий
Представление
Нарушены
Осознает и
Уважает и принимает
о принципах и
представления
принимает
принципы
нормах морали
о нормах
государства,
российского
(уровень
морали и
коллектива,
государства и
осознанности и
принципах.
семьи, личности и
общества,
принятия
индивидуальности коллектива, семьи,
российского
другого человека.
личности и
государства и
Понимает
индивидуальности
общества,
необходимость в
другого человека.
коллектива,
жизни норм и
Руководствуется в
семьи, другого
морали.
жизни моральными
человека как
личности)
нормами и законами.
Уровень
Сохраняет
Проявляет
Занимает социально
мотивации к
отстраненную
интерес к
активную позицию
общению и
позицию,
общественной
(принимает участие в
жизни
акциях,
полностью
коллектива.
волонтерском
избегает
Открыт для
движении, является
общения и
общения с
членом
сотрудничеству. временами
взаимодействия другими людьми,
общественных
избегает.
но иногда
организаций). Имеет
испытывает
высокий уровень
затруднения при
мотивации к
установлении
общению и
контакта и
сотрудничеству.
отношений
сотрудничества.
Для подсчета итогового показателя необходимо сосчитать сумму баллов по
каждому обучающемуся, присвоив за высокий уровень - 3 балла, средний
уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл.
Подсчитать сумму и выставить итоговую оценку: высокий -11-12 баллов, средний
- 7-10 баллов, низкий - 4- 6 баллов.
3. Список литературы.
Список литературы для педагога.
1.Пацлав Р., КальзерТ. Лейтмотивы Вальдорфской педагогики от 3 до 9 лет.
//Перевод с немецкого – К.: изд. «НАИРИ», 2008- 144с.
2.КадьюР.Изобразительное
искусство
как
средство
активной личности. Частное издание. г.Пермь 1992 - 259с.
развития
творческой
3. Мейс-КристеллерЕ. Художественная терапия на практике. Перевод с
немецкого. UrachhausGmbHStuttgart/ 2 Auflage 1995 ISBN 3-87838-559-5/ //К.:
Частное издание, г.Екатеринбург, -2002 - 96 с.
4. Дик Брюн, Аттие Лиххарт Живопись в образовании ://К.:изд-во Киев
«НАИРИ», 2006 - 200с.
5.Вольфганг М.Ауэр Практика пробуждение чувств: //К.: изд-во: Киев «Наири»
2014 - 300с.
6. Анке-уша Клаузен, Мартин Ридель Рисовать- учиться видеть, методическое
пособие: //К.: Изд-во «Новалис» 2008 - 256с.
7. Питер Бюхе Практика рисования форм. //К.: Изд-во «Наири». 2014. – 144с.
8. Питер Бюхи «Развитие и укрепление чувств с помощью рисования форм»- 2-е
издание//К.: Изд-во «Наири», 2011. – 116с.
9.Эве-Лис Дамм «Я рисую»: //К.:Изд.-во Киев «Наири»2008 - 98с.
Список литературы для родителей.
1.Вольфганг М.Ауэр Практика пробуждение чувств // Киев «Наири» 2014г.
2. Анке-уша Клаузен, Мартин Ридель Рисовать- учиться видеть, методическое
пособие//К.: Изд-во «Новалис» 2008г.
3. Питер Бюхе Практика рисования форм. – К.: Изд-во «Наири». 2014. – 144с.
4. Питер Бюхи Развитие и укрепление чувств с помощью рисования форм- 2-е
издание - К.: Изд-во «Наири», 2011. – 116с.
Список литературы для детей.
1.Нарине Мальцева, Леся Музыченко Живые травы прорастают//серия книг для
чтения «Я вглядываюсь в мир». –К.:Изд-во Киев «Наири»2012г.
2. Герберт Громан Из жизни животных//серия книг для чтения «Я вглядываюсь в
мир». –К.:Изд-во Киев «Наири»2017г.
3.Ф.Лопатина М.Скребцова «Вечная мудрость сказок»//изд-во Москва Амп-рита
–Русь 2008, 4 тома.
4. Иванова Э.И. Ноев ковчег. Легенды, стихи и рассказы о животных. народов и
писателей мира./Москва «Просвещение»1993г.
5.Козлов С. «Ежик в тумане» сказки// Москва издательский дом «ОНИКС21 век»
Центр общечеловеческих ценностей 2005г.
6.Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок: уроки нравственности в
притчах, легендах и сказках народов мира. Москва изд.: Амрита-Русь 2008г.
7.Йохансон Ирена Истории к праздникам года. /перевод с нем. Л.Н. Банзелюк«Духовное
познание»,
Калуга,
1993-112с.
Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе
«Рисовать – учиться видеть».
Статус программы: Дополнительная общеразвивающая программа разработана
на основании программ:
1.Меличева М.В. Солнцеворот. Программа ДО дошкольников средствами
искусства художественного движения – СПб.: Образовательные проекты, Речь
2009. -48 с.
1. Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской
школы/перевод санглийского Е.Мезенцевой, Г.Волковой – К.:Изд-во «Наири»,
2006.- 200с.
2. Анке Уша Клаузен, Мартин Ридель. Рисовать – учиться видеть М.: Новалис
2008.- 256с.
Программа
«Рисовать-учиться
видеть»
является
разноуровневой,
рассчитана на 3 года обучения. Каждый год обучения представлен как цикл,
имеющий задачи,
учебный план,
содержание
программы,
планируемые
результаты.
Программа разработана на основе следующих концептуальной идеиформирования базовой культуры личности ребенка на основе освоения
различных арт-техник.
Направленность: социально-гуманитарная.
Цель
программы:
Формирование
навыков
применения
арт-техник
(«динамического рисования», «рисования форм»), как инструмента для познания
мира.
Режим занятий: Стартовый уровень: 2 раза в неделю по 1 учебному часу.
Перерывы между занятиями составляют 10 минут.
Объем общеразвивающей программы составляет 74 часа.
Краткое содержание: познание мира и себя с помощью арт техник
«Динамическое рисование», «Рисование форм», «Эвритмии»
Ожидаемый результат: умение детей с помощью, арт-техник, переживать
процессы внешнего мира через чувство движения, пробудить интерес и желание
легко
и
творчески
воплощать
образы
в
разных
материала.