1.1.
Пояснительная записка.
Направленность общеразвивающей программы: техническая.
Настоящая
дополнительная
общеобразовательная
программа
«Деревообработка» разработана в соответствии с нормативно-правовыми
актами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»,
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678р),
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»,
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. «Санитарно – эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
- СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования
к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
средств обитания»,
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеразвивающих программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»,
- Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2023 № 1678 «Об
утверждении
правил
применения
образовательную деятельность,
организациями,
электронного
осуществляющими
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ,
-
Приказом
Министерства
образования
и
молодежной
политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии
с социальным сертификатом»,
- Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября
2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»,
- Устава МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н.Е. Бобровой» (Приказ №60-Д от
03.03.2016),
- Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах МБУ ДО ПГО «Центр развития творчества им. Н.Е. Бобровой».
Актуальность общеразвивающей программы
Одним из основных направлений дополнительного образования является
«создание
условий для
дополнительного
доступности каждому ребенку качественного
образования
и
возможности
построения
дальнейшей
успешной образовательной и профессиональной карьеры». (Концепция
развития дополнительного образования РФ).
Привлечение детей к программам технической направленности является
одной из задач, поставленных в Концепции развития образования на
территории Свердловской области до 2035 года. Программа отвечает
социально-экономическим запросам региона, направлена на воспитания
мировоззрения соответствующего, традиционной для российского общества
системе ценностей.
Программа имеет техническую направленность, которая является важным
направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для
детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью,
привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у
детей художественного вкуса и творческих способностей. Поэтому пользуется
спросом у детей и их родителей.
Актуальность состоит в том, что она позволяет раскрыть таланты
учащихся, научить молодых людей творчески мыслить, не отрываясь при этом
от реальности, ограниченной применяемыми технологиями, инструментами и
материалами. Также программа предусматривает доведение своих изделий до
совершенства, превращение их в произведения искусства.
Из древесины делается практически все необходимое для жизни: дома,
мебель, посуда, игрушки. Очень важно
познакомить и обучить детей
первоначальными азами работы с деревом.
с
На занятиях объединения
"Деревообработки" учащиеся получают начальные навыки работы с ножовкой,
рубанком, молотком и другим техническим материалом. Полученные знания
дети смогут применить на практике, как дома, так и в школе.
Курс предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях:
конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и
пространственное мышление.
Отличительные особенности общеразвивающей программы.
Отличительной
особенностью
данной
программы
является
направленность образовательного процесса на формирование у обучающихся
технологической культуры.
Данная программа разработана на основе:
1. Технология 5-9 классы: – М.: Просвещение, 2010,
2.Рыженко В.И. и др. Работа по дереву. Резьба. Мозаика. Столярка. Лобзик. М.: Знание, 1998,
3.Федотов Г.А. Волшебный мир дерева. - М.: Дрофа, 2010,
4.Воронцова Ольга. Домашний декоратор. - М.: Эксмо, 2008,
5.Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988,
6.Козловский А.Л. Клеи и склеивание. - М.: Знание, 1976,
7.Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы домашнему
умельцу), - Минск.: Полымя, 2000.
Процесс обучения ориентирован на индивидуальные особенности каждого
ученика — его личные способности, его интересы в изготовлении поделок, его
уровень развития. Программа носит практикоориентированый характер. Всё
изучение теории идёт в процессе практического изготовления поделок
различной сложности. Особое внимание уделяется разделам «Выпиливание» и
«Конструирование».
На стартовом уровне программа направлена на комплексное изучение:
простейших техник и технологий деревообработки (стартовый уровень),
Особенность программы на базовом уровне первого года обучения
состоит в том, что она основывается не на каком-либо одном виде обработки
древесины, а направлена на комплексное изучение различных техник и
технологий, таких как выпиливание, до изготовления сложных деталей изделий
на токарном станке по дереву. При этом, осваивая принципы изготовления
крупных изделий, учащиеся имеют возможность одновременно отрабатывать
навыки и технологии, применяемые при изготовлении миниатюрных изделий.
На базовом уровне второго года обучения программа ориентирована на
практическое выполнение проектов, более сложных в изготовлении поделок.
Теория изучается во время производственного процесса в привязке к каждому
конкретному этапу реализации проекта.
Программа предполагает сохранение традиций русского народа в
изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации
творческой индивидуальности каждого обучающегося.
Продвинутый уровень программы предполагает знакомство обучающихся
к профессиям столяр, плотник и другие, связанные с деревообработкой,
изучение
устройства
станков,
наладка,
техническое
обслуживание,
конструкторская разработка и изготовление движущихся механизмов с
применением электро-технических элементов.
Образовательный процесс строится в соответствии с уровнем общего
развития детей, их индивидуальными способностями и учебной мотивацией. В
рамках программы предполагается реализация параллельных процессов
освоения содержания программы на разных уровнях доступности и степени
сложности, с опорой на диагностику стартовых возможностей каждого из
участников.
Диагностика детей и формирования списка групп проводиться через
тестирование, педагогическое наблюдение за детьми.
Адресат общеразвивающей программы. Возраст учащихся 9-17 лет.
Для успешного освоения программы численность детей в группе составляет
от 4 до 6 человек.
Состав групп разновозрастной.
Стартовый уровень: от 9 до12 лет.
Базовый уровень 1 год обучения: от 11 до 14 лет.
Базовый уровень 2 год обучения: от 13 до 17 лет.
Условия приема обучающихся.
На стартовый уровень программы принимаются дети желающие
заниматься техническим творчеством (в соответствии с заявленным возрастом),
и на основании результатов собеседования.
На базовый уровень (первый год обучения) принимаются дети,
освоившие стартовый уровень, а также обучающиеся, имеющие необходимые
навыки и знания.
На базовый уровень (второй год обучения) принимаются дети,
прошедшие базовый уровень (первого года обучения).
Возрастные особенности:
Дети 9-12 лет психологические особенности развития учащихся
начальной
школы
предполагают
интерес
к
игровой
деятельности
и
изготовлению игрушек, любимых героев. Инфантильность, эмоциональность.
Слабое физическое развитие, подверженность влиянию авторитета взрослых.
Программа поможет детям в развитии самостоятельности в решениях,
интереса к творчеству, способствует физическому развитию.
Дети 11-14 лет это период для творческого поиска и самовыражения,
который играет немаловажную роль в развитии творческих способностей
подростков.
Присутствует
эмоциональная
неустойчивость,
изменение
характера. Данный период благоприятен для освоения различных видов
практической и в том числе технической
деятельности, поиск себя в
творчестве. Благоприятная сформированная среда может способствовать
активизации творческих способностей и проявлению творческой активности
подростков в различных областях деятельности, в том числе создание
технических проектов.
Дети
13-14
лет
более
эмоционально
устойчивы,
способны
сконцентрироваться на выполняемой задаче, зачастую уже имеют свое
представление об эстетической стороне выполняемого изделия, способны к
самостоятельным конструкторским решениям.
Обучающиеся 14 – 17 лет уже проявляют осознанный интерес к
технической деятельности, способны самостоятельно определять интересные
для себя проекты и реализовывать их. Особенности: пубертатный период,
самоутверждение, общение типа «взрослый-взрослый». В этот возрастной
период
занятия
по
программе
«Деревообработка»
содействуют
в
ориентировании по дальнейшей профессиональной деятельности учащегося.
Режим занятий.
Стартовый уровень. 1 год обучения: 3 раза в неделю по 1 академическому часу
(45 минут).
Базовый уровень. 1 год обучения: 2 раза в неделю по 2 академических часа (45
минут).
Базовый уровень. 2 год обучения: 3 раза в неделю по 2 академических часа
(45 минут).
Перерыв между занятиями 10 минут.
Объем общеразвивающей программы составляет 481 часов.
Стартовый уровень, 1 год обучения – 111 часов.
Базовый уровень, 1 год обучения – 148 часов.
Базовый уровень, 2 год обучения – 222 часа.
Срок освоения общеразвивающей программы 3 года.
Уровни общеразвивающей программы.
Стартовый
уровень
предполагает
использование
и
реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность
освоения
содержания
общеразвивающей
программы
по
деревообработке. Дети осваивают приемы работы с ручными инструментами,
учатся начальным инженерным навыкам, выполняют работу по образцу.
Стартовый уровень является первой ступенью - переходом к базовой
общеразвивающей программе обучения.
Базовый уровень (первый год обучения) предполагает использование и
реализацию таких форм организации материала, которые позволяют освоить
специализированные знания и навыки по деревообработке. Обучающиеся
осваивают
технологию
деревообрабатывающих
изготовления
станков,
изделий
изучают
с
использованием
свойства
древесины,
самостоятельно выполняют некоторые этапы работ.
Базовый уровень (второй год обучения) предполагает знакомство с
понятиями
«проектная деятельность», «этапы разработки творческого
проекта». Выполняют усложненные чертежи, спецификации, разметку деталей,
сборочные работы. Самостоятельно выполняют все этапы изготовления
сложных конструкций.
Разрабатывают
проекты
и
принимают
участие
конкурсах по защите проектов, а также в выставках технического и
декоративно – прикладного творчества. Знакомство с профессиями на
предприятиях деревообрабатывающей промышленности.
Учащиеся в течение всего курса проходят инструктажи по технике
безопасности в соответствии с уровнем программы.
Формы обучения для стартового, базового уровней.
Очная, групповая, парная, индивидуальная работа с учащимся в виде
консультационной и практической помощи.
При необходимости некоторые разделы программы могут быть
реализованы в режиме дистанционного обучения. С помощью программ
Zoom, WhatsApp, социальной сети VK осуществляются индивидуальные и
групповые занятия.
Виды занятий. На всех уровнях программы приоритетным является
практическое занятие.
В дистанционном режиме: видеоурок, практическое занятие, лекция,
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы.
На стартовом уровне: наблюдение, опрос.
На базовом уровне: наблюдение, опрос, оценка поделок.
Итоговые занятия по окончании темы, полугодия и года проводятся в
виде викторин, выставок поделок.
Цели и задачи программы.
Стартовый уровень.
Цель: формирование устойчивой мотивации обучающихся к техническому
творчеству через освоение начальных приемов работы с деревом.
Задачи (стартовый уровень):
Обучающие:
- обучить технике безопасности при использовании инструментов для ручной
обработки древесины;
- освоить основы технологии изготовления изделий ручной обработки
древесины;
- освоить основные приемы сборки.
Развивающие:
- развивать технические, творческие способности учащихся;
- развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
- развить планового и последовательного выполнения этапов работы.
Воспитательные:
- воспитать бережного отношения к природе, экономичного использования
материала,
- привить навыков аккуратности, чистоты, организации рабочего места,
- сформировать навыки работы в творческом коллективе,
- воспитать навыки бесконфликтного общения в коллективе,
- воспитать чувство гражданской ответственности.
Базовый уровень.
Цель: развитие soft и hard компетенций через совершенствование навыков
работы с деревом и обучение основам проектной деятельности.
Задачи (первый год обучения):
Обучающие:
- обучить технике безопасности при использовании станков обработки
древесины;
- освоить использование на практике технологических возможностей станков,
инструментов, приспособлений;
- научить последовательности выполнения изделия из дерева на станке;
- научить выполнять изделие средней сложности под контролем педагога.
- дать знания и развить умения по разработке проектов.
- дать представление о профессиях связанных с деревообработкой.
Развивающие:
- развить навыков составления наиболее оптимального и при этом наименее
трудо - и материалозатратного технологического процесса;
- развить художественного вкуса;
- развить социальные навыки.
Воспитательные:
- воспитать дисциплины, взаимоуважения, ответственности, взаимопомощи,
самостоятельности;
- привить бережное отношение к результатам творчества сверстников;
- воспитать трудолюбие, терпение, усидчивость, настойчивость в достижении
поставленной задачи,
- воспитать гражданскую и патриотическую ответственность.
Задачи (второй год обучения):
Обучающие:
- обучить технике безопасности при использовании станков обработки
древесины;
-
совершенствовать
знания
и
использование
на
практике
сложных
технологических процессов при работе на станках;
- научить самостоятельному составлению последовательности технического
процесса при выполнении изделия из дерева;
- научить самостоятельно выполнять изделие средней сложности;
- освоить базовые навыки проектной деятельности.
Развивающие:
- развить навыки составления наиболее оптимального и при этом наименее
трудо - и материалозатратного технологического процесса;
- развить художественный вкус;
- объяснить и показать приемы работы менее опытным обучающимся;
- сформировать навыки поиска информации в интернет-ресурсах.
Воспитательные:
-
воспитать
понятие
дисциплины,
взаимоуважения,
ответственности,
взаимопомощи, самостоятельности;
- научить бережному отношению к результатам творчества сверстников;
-воспитать трудолюбие, терпение, усидчивость, настойчивость в достижении
поставленной задачи;
- воспитать чувство гражданской и патриотической ответственности.
Планируемые результаты.
Стартовый уровень.
Предметные.
Обучающие будут знать:
- технику безопасности при использовании инструментов для ручной
обработки древесины;
- основы технологии изготовления изделий ручной обработки древесины;
- основные приемы сборки отдельных деталей в конструкторское изделие;
Обучающие будут уметь:
- рационально организовывать рабочее место;
- соблюдать правила техники безопасности;
- читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
- определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
- производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
- применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;
- производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
- самостоятельно разрабатывать композиции для резьбы и выполнять их;
- экономно расходовать материалы и электроэнергию.
Личностные.
У обучающихся будут сформированы:
- бережное отношение к природе;
- знание способов экономичного использования материала;
- соблюдение аккуратности, чистоты на своем рабочем месте и в мастерской;
- знание, как организовать рабочее место;
- личностные качества: терпение, настойчивость, трудолюбие;
- чувство гражданской ответственности.
Метапредметные
- планирование и последовательное выполнение этапов работы;
- принятие и понимание поставленной учебной задачи;
- владение навыками работы в творческом коллективе;
- начальное представление о бесконфликтном общении в разновозрастном
коллективе.
Базовый уровень (первый год обучения).
Предметные:
- учащиеся должны знать и соблюдать
технику безопасности при
использовании станков обработки древесины;
- соблюдать правила пожарной безопасности, внутреннего распорядка центра;
- знать и уметь использовать
на практике технологические возможности
станков, инструментов, приспособлений;
- знать последовательность выполнения изделий средней сложности из дерева
на деревообрабатывающих станках под контролем педагога;
- знать основы композиции: основные принципы декоративного оформления
плоскости;
- знать основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение
на различных видах изделий;
- знать технологический процесс изготовления изделий и декорирование их
выжиганием;
- знать разные виды резьбы и их особенности;
- знать способы экономного расходования материалов, электроэнергии,
бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями.
Должны уметь:
- выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
- затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
- выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных
видов резьбы;
- бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами.
Обучающиеся должны освоить следующие навыки:
- владения основными ручными инструментами по обработке, точению,
выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
- выполнения операции, выпиливания, резьбы и мозаики;
- владения основными элементами графической грамотности;
- выполнения плоскостной разметки;
- разработки и составление композиции для выжигания, различных видов
резьбы;
- выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами
резьбы.
Личностные:
- учащиеся должны научиться соблюдать дисциплину, общаться на принципах
взаимоуважения, ответственности, взаимопомощи, самостоятельности;
- освоить бережное отношение к результатам творчества сверстников;
- сформированы качества: трудолюбие, терпение, усидчивость, настойчивость
в достижении поставленной задачи;
- чувство гражданской ответственности.
Метапредметные:
- планирование и последовательное выполнение этапов работы;
- принятие и понимание поставленной учебной задачи;
- владение навыками работы в творческом коллективе;
- начальное представление о бесконфликтном общении в разновозрастном
коллективе;
- уметь объяснить и показать приемы работы менее опытным обучающимся,
-способны самостоятельно находить нужную информации в интернетресурсах.
Базовый уровень (второй год обучения).
Предметные:
- знают и выполняют правила техники безопасности при работе на
деревообрабатывающих станках;
- знают и используют на практике сложные технологические приемы работы
при работе на станках;
- самостоятельно составляют последовательности технического процесса при
выполнении изделия из дерева;
- освоили разные техники художественной плоской резьбы по дереву, объемной
резьбы;
-
умеют
пользоваться
всеми
инструментами
для
обработки
дерева,
имеющимися в мастерской;
- умеют самостоятельно выполнять изделия различной сложности;
- освоили метод проектов и умеют применять его на практике;
- получили представление о производствах и профессиях в области
деревообработки.
Личностные:
- соблюдают правила пожарной безопасности;
- знают и соблюдают правила внутреннего распорядка ЦРТ;
-учащиеся должны научиться соблюдать дисциплину, общаться на принципах
взаимоуважения, ответственности, взаимопомощи, самостоятельности;
- бережно относиться к результатам творчества сверстников;
- освоить в работе принципы
трудолюбия, терпения, усидчивости,
настойчивости в достижении поставленной задачи.
Метапредметные:
- планирование и последовательное выполнение этапов работы;
- принятие и понимание поставленной учебной задачи;
- владение навыками работы в творческом коллективе;
- владеть навыками работы в коллективе,
- находить оптимальные формы взаимодействия со сверстниками в процессе
выполнения совместного проекта;
- освоить самостоятельный поиск информации в интернет-ресурсах;
- выбирать проект для самостоятельной реализации и выполнять все этапы
работ для его изготовления.
Учебный (тематический) план
(Стартовый уровень)
№
п/п
Количество часов
Всего
В том числе
часов
теория практика
Наименование разделов, тем
Формы контроля
1.
Введение. Техника безопасности
1
1
-
2.
Выпиливание лобзиком
10
1
9
беседа
наблюдение
3.
Изготовление конструкций из отдельных
деталей
10
3
7
4.
Конструирование изделий из веток
5
1
4
5.
Выжигание по дереву
5
1
4
6.
Комплексная работа по выпиливанию
ножовкой
20
2
18
беседа
наблюдение
самоконтроль
беседа
наблюдение
беседа
наблюдение
самоконтроль
анализ
наблюдение
самоконтроль
анализ
6.1
Выпиливание по прямой линии
10
1
9
10
1
9
10
1
9
6.2. Выпиливание по изогнутой линии
Изготовление
7
предметов
на
произвольную тему.
8.
Изготовление будок для собак
20
2
18
8.1
Изготовление деталей
10
1
9
8.2
Сборка
10
1
9
9.
Роспись (раскрашивание) изделий
10
2
8
111
16
95
Итого:
беседа
наблюдение
беседа
наблюдение
беседа
наблюдение
беседа
наблюдение
беседа
наблюдение
наблюдение
выставка
Содержание учебного (тематического) плана
Стартовый уровень.
1.Введение. Техника безопасности.
Теория: Организация рабочего места. Инструменты и материалы. Заготовка
материалов для выполнения плана работы
объединение. Требования
безопасности труда в учебных мастерских. Причины травматизма и меры по
его предупреждению.
Причины пожаров в помещениях учебных мастерских.
Правила поведения учащихся при пожаре.
Практика не предполагается.
2. Выпиливание лобзиком.
Теория:
Знакомство
с
технологией
ручной
обработки
древесины.
Выпиливание лобзиком. Инструменты, материалы и приемы работы.
Практика:
Изготовление
моделей
автомобилей,
корабликов,
силуэты
животных, буквы. Изготовление корпуса; разметка; пиление; обработка
шкуркой. Сборка деталей в изделие на клее. Покраска гуашью. Лакирование.
3. Изготовление конструкций из отдельных деталей
Теория: Рисование чертежа (рисунок). Составление перечня материалов,
Рациональное использование заготовки.
Практика: Изготовление деталей, сборка, раскрашивание кормушки для птиц.
4. Конструирование изделий из веток.
Теория: Структура, составление композиций, приемы сборки композиций из
веток, художественное использование, практическое применение.
Практика: Изготовление рамочки для фотографий из веток. Сухие ветки
необходимо очистить от различных загрязнений.
5. Выжигание по дереву.
Теория: Устройство и приемы выжигания. Плоское выжигание. Выбор
рисунка. Инструменты и приспособления для выжигания. Безопасность труда
при выжигании.
Практика: Выполнение эскиза досочки, крышка для альбома и другое.
Орнамент для выжигания.
Выбор рисунка; перенос рисунка на заготовку через копирку; выжигание
рисунка;
тонирование
заготовки;
лакирование
изделия;
отделка.
6. Комплексная работа по выпиливанию ножовкой.
окончательная
6.1 Выпиливание по прямой линии.
Теория: Рассказ о правильности разметок для выпиливания по прямым
линиям. Учет дефектов доски. Применение стусла.
Практика: Пропиливание по прямой. Дополнительная обработка наждачной
бумагой. Изготовление модели автомата, пистолета, разделочной досочки, и
других предметов.
6.2. Выпиливание по изогнутой линии.
Теория: Способы нанесения разметки. Использование лекал, циркуля.
Практика: Выпиливание изогнутых форм ножовкой с тонким полотном,
лобзиком. Силуэты животных, цветы, разделочные досочки и др.
7. Изготовление предметов на произвольную тему.
Теория: Выбор изделия, определение сложности, последовательность работ,
необходимый инструмент.
Практика: Чертёж (эскиз), подбор материала (доска, брус и т. п.), подготовка
инструмента, выполнение работ. Выпиливание ножовкой, строгание изделий.
Подгонка по размеру. Шлифование готового изделия.
8.
Изготовление будок для собак
8.1. Изготовление деталей.
Теория: Определение размеров, конструктива, материалов для изготовления
стен, пола, крыши, выбор утеплителя.
Практика: Эскиз, разметка, распиловка, подгонка, сборка элементов на гвозди,
сборка на саморезы. Этапы сбора стен, пола, потолка. Определение размера и
вырезание крыши из металлочерепицы или металлопрофиля. Подготовка
деталей для окончательной сборки будки.
8.2. Сборка.
Теория: Выбор способа соединения, последовательности, определение длинны
саморезов, гвоздей.
Практика: сборка будки на саморезы, гвозди.
9.
Роспись (раскрашивание) изделий.
Теория:
Выбор
рисунка,
орнамента,
цвета,
лака.
Определение
последовательности нанесения красок.
Практика: Нанесение рисунка, орнамента, раскрашивание, при необходимости
лакировка (после просушки).
Подведение итогов: проверка знаний, обсуждение какие были сложности при
выполнении работ, какие были ошибки, способы исправления погрешностей в
работах.
Учебный (тематический) план
Базовый уровень (первый год обучения)
№
п/п
Количество часов
Наименование разделов
Всего
часов
В том числе
Теория Практика
1.
Введение. Техника безопасности.
1
1
-
2.
Выпиливание на лобзиковом станке.
10
1
9
3.
Изготовление конструкций из
отдельных деталей (скворечник)
30
3
27
3.1
Чертеж
10
1
9
скворечника
на
бумаге,
Формы контроля
разметка на доске
беседа
наблюдение
беседа
наблюдение
беседа
наблюдение
самоконтроль
беседа
наблюдение
3.2
Выпиливание ножовкой, сверление
отверстия.
10
1
9
беседа
наблюдение
3.3
Сборка выпиленных деталей
саморезами
10
1
9
беседа
наблюдение
4.
Сверление на станке
10
1
9
5.
Выжигание
20
2
18
5.1
Рисунок
10
1
9
беседа
наблюдение
беседа
наблюдение
самоконтроль
беседа
наблюдение
5.2
Выжигание выжигателем
10
1
9
6.
Комплексная работа по выпиливанию
ножовкой.
30
3
27
6.1
Разметка
10
1
9
самоконтроль
анализ
беседа
наблюдение
самоконтроль
беседа
наблюдение
самоконтроль
6.2
Выпиливание по прямой
10
1
9
беседа
наблюдение
самоконтроль
6.3
Выпиливание по изогнутой линии
10
1
9
7
Изготовление предметов на
произвольную тему
27
3
24
7.1
Резьба по дереву
7
1
6
7.2
Простые поделки
10
1
9
7.3
Сборные изделия
10
1
9
8
Шлифовка изделий
20
2
18
8.1
Шлифовка на станке
10
1
9
8.2
Ручная шлифовка
10
1
9
беседа
наблюдение
самоконтроль
анализ
беседа
наблюдение
самоконтроль
беседа
наблюдение
самоконтроль
беседа
наблюдение
самоконтроль
беседа
наблюдение
самоконтроль
беседа
наблюдение
самоконтроль
беседа
наблюдение
самоконтроль
беседа
наблюдение
самоконтроль
148
16
132
Итого:
Содержание учебного (тематического) плана
Базовый уровень. Первый год обучения.
1.Вводное занятие. Охрана труда и пожарная безопасность. Основные
сведения о видах художественной обработки древесины.
Теория: Требования безопасности труда в учебных мастерских. Причины
травматизма и меры по его предупреждению. Правила и инструкция по
технике
безопасности
электробезопасности.
труда;
их
выполнение.
Основные
правила
Причины пожаров в помещениях учебных мастерских. Меры предупреждения
пожаров,
правила
пользования
легковоспламеняющимися
электроинструментами
и
работы
с
жидкостями. Правила поведения учащихся при
пожаре.
2.Выпиливание на лобзиковом станке.
Теория: Настройки станка, безопасность, виды пилочных полотен, установка
(замена) пилок. Инструменты, материалы и приемы работы.
Практика: Выпиливание на станке. Изготовление моделей автомобилей,
корабликов, силуэты животных, буквы. Изготовление корпуса; разметка;
пиление; обработка шкуркой. Сборка деталей в изделие на клею. Покраска
гуашью. Лакирование.
3. Изготовление конструкций из отдельных деталей (скворечник)
3.1 Чертеж скворечника на бумаге, разметка на доске
Теория: Особенности изделия — правильные размеры,
(отсутствие клея,
лаков красок), внутренние поверхности оставляем без обработки. Рисование
эскиза (чертеж). Составление перечня материалов,
Практика: Выбор заготовки. Выполнение чертежа на бумаге, перенос чертежа
на доску с учетом рационального использования заготовки.
3.2 Выпиливание ножовкой, сверление отверстия.
Теория: Способы выпиливания ножовкой. Сверло Форстера.
Практика: выпиливание деталей по размерам, подгонка до отсутствия щелей,
сверление входного отверстия.
3.3 Сборка выпиленных деталей саморезами.
Теория: Определение длинны саморезов.
Практика: сборка деталей скворечника на саморезы. При необходимости
подгонка рубанком или рашпилем.
4. Сверление на станке.
Теория: Настройки, регулировки, режимы сверления, безопасность, парная
работа, виды свёрел, определение диаметра сверления отверстий.
Практика: разметка заготовки, крепление заготовки в тисах, крепление
заготовки
струбцинами,
применение
безопасного
ручного
удержания
заготовки при парном сверлении. Выборка углублений больших площадей с
применением сверла Форстнера.
5. Выжигание.
5.1. Рисунок.
Теория: Выбор рисунка, выполнение эскиза досочки, крышка для альбома и
другое. Орнамент для выжигания.
Практика: Нанесение рисунка на фанеру, досочку. Перенос рисунка на
заготовку через копирку. Выполнение поделок: разделочные доски различной
формы, силуэты животных (поросенок, олень, гусь, лошадка, крокодил, заяц,
кошка) и многое другое.
5.2. Выжигаем выжигателем.
Теория: Устройство и приемы выжигания. Плоское выжигание. Инструменты
и приспособления для выжигания. Безопасность труда при выжигании.
Практика: выжигание рисунка, тонирование заготовки, лакирование изделия,
окончательная отделка. Поделки: Разделочные доски различной формы,
силуэты животных (поросенок, олень, гусь, лошадка, крокодил, заяц, кошка) и
многое другое.
6. Комплексная работа по выпиливанию ножовкой.
6.1 Разметка.
Теория: Приемы выпиливания ножовкой. Инструменты и приспособления для
выпиливания.
Приемы
выпиливания
наружных
элементов
изделия.
Шлифование готового изделия. Отделка готового изделия.
Практика: Разметка заготовки.
6.2 Выпиливание по прямой.
Теория: Разметка прямыми линиями. Учет дефектов доски. Применение сусла.
Практика: Выпиливание по прямой широкой ножовкой.
6.3 Выпиливание по изогнутой линии.
Теория: Способы выполнения изогнутых пропилов.
Практика: выпиливание округлых поверхностей ножовкой с тонким лезвием.
Выпиливание квадратных отверстий. Применение сверления и использование
стамески в процессе выпиливания сложных контуров.
7. Изготовление предметов на произвольную тему.
7.1 Резьба по дереву.
Теория: Техника безопасности. Выбор изделия по образцам, самостоятельный
выбор изделий из журналов, интернета, определение сложности, подбор
материала заготовки — размеры, тип древесины, последовательность работ,
выбор узора, рисунка.
Практика: Вырезание резцами по дереву, соблюдение направления резания.
расположению волокон древесины.
7.2 Простые поделки.
Теория: Выбор изделия по образцам, самостоятельный выбор изделий из
журналов, интернета, определение сложности, подбор материала заготовки —
размеры, тип древесины, последовательность работ, определение какие станки
нужно
будет
использовать
в
процессе
изготовления,
необходимый
инструмент.
Практика: Изготовление поделок простой формы.
7.3 Сборные изделия.
Теория: Выбор изделия по образцам, самостоятельный выбор изделий из
журналов, интернета, определение сложности, подбор материала заготовки —
размеры, тип древесины, последовательность работ, выбор приемов сборки,
определение какие станки нужно будет использовать в процессе изготовления,
необходимый инструмент.
Практика: выполнение чертежа (эскиза), спецификация деталей (отдельных
элементов) подбор материала (доска, брус и т. п.), подготовка инструмента,
выполнение работ. Выпиливание ножовкой, строгание изделий. Выпиливание
лобзиком, сверление. Подгонка по размеру. Шлифование готового изделия.
Покрытие изделия лакокрасочными материалами.
Презентация своего изделия: выбор изделия, назначение, этапы выполнения
работы, какие новые виды работ были освоены при изготовлении.
8. Шлифовка изделий.
8.1 Шлифовка на станке.
Теория:
Техника
приспособления
применения
безопасности.
для
наждачной
Выбор
шлифовки,
бумаги
приёмов,
Определение
различной
инструменты
и
последовательности
зернистости.
Расположение
заготовки на наждачном круге.
Практика: Шлифовка изделий простой формы на шлифовальном станке.
8.2 Ручная шлифовка.
Теория: Выбор наждачной бумаги для шлифовки направление движений при
шлифовке с учетом направления волокон древесины. Выбор приёмов,
инструменты
и
приспособления
для
шлифовки.
Определение
последовательности применения наждачной бумаги различной зернистости.
Практика: Шлифовка изделий более сложной формы вручную. Обработка
изделий рашпилем, наждачной бумагой, войлоком.
Учебный (тематический) план
Базовый уровень (второй год обучения)
Количество часов
№
п/п
Наименование разделов
1.
Введение в тему. Техника безопасности.
2.
Основы
дерева.
3.
материаловедения
обработки
Всего
В том числе
часов Теория Практика
2
2
5
3
2
Художественная обработка бересты
10
2
8
4.
Токарные работы
31
4
27
4.1
Разметка
5
1
4
4.2
Округление рубанком
6
1
5
4.3
Обработка заготовки до цилиндра
10
1
9
4.4
Фигурное точение
10
1
9
5
Работа на сверлильном станке
15
2
13
5.1
Разметка и фиксация заготовки
5
1
4
5.2
Сверление
10
1
9
6.
Выжигание
15
2
13
Формы контроля
беседа
беседа
наблюдение
самоконтроль
беседа
наблюдение
самоконтроль
анализ
беседа
наблюдение
самоконтроль
анализ
беседа
наблюдение
самоконтроль
анализ
беседа
наблюдение
самоконтроль
анализ
беседа
наблюдение
самоконтроль
анализ
беседа
наблюдение
самоконтроль
анализ
беседа
наблюдение
самоконтроль
анализ
беседа
наблюдение
самоконтроль
анализ
беседа
наблюдение
самоконтроль
анализ
беседа
наблюдение
самоконтроль
6.1
Материал
выжигания
6.2
заготовки,
рисунок
для
5
1
4
Выжигание, обработка.
10
1
9
7.
Комплексная работа по выпиливанию
25
3
22
7.1
Разметка
5
1
4
7.2
Выпиливание по прямой
10
1
9
7.3
Выпиливание по изогнутой
10
1
9
8
Ручная работа резцами по дереву
20
4
16
8.1
Нанесение рисунка
10
2
8
10
2
8
25
10
15
2
1
1
4
3
1
1
3
2
3
1
2
3
2
1
5
2
3
5
2
3
44
16
28
8.2
9
Резьба
Проектная деятельность. Модуль 1
9.1 Проектная деятельность. Типы проектов.
9.2 Учебный творческий проект.
9.3 Алгоритм работы над проектом
9.4 Ситуация и проблема. Постановка цели.
Формулирование темы проекта
9.5 Планирование
деятельности.
Формулирование задач. Ресурсы.
9.6 Структура проекта. Письменная часть
проекта.
9.7 Оценивание проекта. Защита проекта.
Презентация.
10 Выполнение
индивидуального
творческого проекта. Модуль 2.
анализ
беседа
наблюдение
самоконтроль
наблюдение
самоконтроль
анализ
наблюдение
самоконтроль
анализ
беседа
наблюдение
самоконтроль
анализ
беседа
наблюдение
самоконтроль
анализ
беседа
наблюдение
самоконтроль
анализ
наблюдение
самоконтроль
анализ
беседа
наблюдение
самоконтроль
анализ
беседа
наблюдение
самоконтроль
анализ
самоконтроль
анализ
входной
контроль
анкетирование
опрос
опрос
деловая игра
опрос
опрос
опрос
10.1 Постановка цели. Формулирование темы
проекта
3
2
1
10.2 Выбор идеи
изделия
4
2
2
4
2
2
10
2
8
8
2
6
10
3
7
10.7 Подведение итогов работы над проектом.
11. Знакомство
с
производством
в
деревообрабатывающей
промышленности на предприятия
5
30
3
3
2
27
11.1 Лесопилки
10
1
9
11.2 Изготовление мебели
10
1
9
11.3 Строительство деревянных сооружений
10
1
9
222
51
171
по
созданию
проектного
10.3 Планирование деятельности
10.4 Изготовление
изделия
творческого
проектного
10.5 Сбор и структурирование информации
10.6 Оформление результатов проекта
Итого:
педагогичес
кое наблюдение
консультация
педагогичес
кое наблюдение
консультация
педагогичес
кое наблюдение
консультация
педагогичес
кое наблюдение
консультация
педагогичес
кое наблюдение
консультация
педагогичес
кое наблюдение
консультация
анализ проекта
сопровождение
наблюдение
самоконтроль
анализ
наблюдение
самоконтроль
анализ
наблюдение
самоконтроль
анализ
наблюдение
самоконтроль
анализ
Содержание учебного (тематического) плана
Базовый уровень. Второй год обучения.
1. Введение в тему. Техника безопасности
Теория: Организация рабочего места. Инструменты и материалы. Заготовка
материалов для выполнения плана работы кружка. Требования безопасности
труда в учебных мастерских. Причины травматизма и меры по его
предупреждению.
Причины пожаров в помещениях учебных мастерских. Правила поведения
учащихся при пожаре.
2. Основы материаловедения обработки дерева.
Теория: Свойства древесины (Направление волокон, сушка). Свойства фанеры,
ДСП, ДВП. Материалы, инструменты и приспособления. Подготовка к работам.
Основные признаки древесины для определения пород. Технологические
свойства. Недостатки древесины. Сведения о сушке древесины. Характеристика
основных пород: пластичность, красота текстуры, декоративные качества.
Практика: Подготовка дерева к обработке. Учет требований к качеству
художественных изделий из дерева. Организация рабочего места при
склеивании. Отделочные материалы, облицовка, вощение, лакирование,
нанесение
бронзы,
Выпиливание
позолота.
ножовкой,
Подготовка
сколы
стамеской,
поверхности
для
обработка
отделки.
напильником,
шлифование.
3. Художественная обработка бересты
Теория: Заготовка бересты, свойства. Обработка, чистка верхней части бересты,
раскройка листа бересты. Рациональное использование заготовки.
Практика: Плетение из лычек ободка. Конструирование из бересты.
4.Токарные работы
4.1 Разметка.
Теория: Повторение понятие разметки. Виды разметки. Инструменты и
приспособления для разметки: малка, циркуль, нутромер, отволока, скоба,
рейсмус, уровень с весом, угольник, ерунок, складной метр.
Практика: Определение центров торцов заготовки, определение припусков на
фиксацию заготовки на шпинделе и задней бабке, разметка общей длинны.
Нанесение ориентиров профиля для последующего точения.
4.2 Округление рубанком.
Теория: Выбор направления строгания с учетом расположения волокон
древесины. Разметка торцов до 8-угольника.
Практика: Округление рубанком до формы 8-угольника.
4.3 Обработка заготовки до цилиндра.
Теория: Подбор и подготовка заготовок для токарной обработки. Правила
установки заготовки на токарный станок.
Практика: Установка заготовки на токарный станок. Выполнение черновой
обработки заготовки до формы цилиндра. Дети устанавливают заготовку и
обтачивают.
4.4 Фигурное точение.
Теория: Выбор резцов по форме режущей кромки, соответствующей профилю
рисунка.
Практика: Фигурное точение. Чистовое точение и выполнение фасонных
поверхностей. Шлифование и полирование поверхностей на токарном станке.
Обработка готового изделия после точения. Перечень изделий: чашки,
матрешки, детали к декоративным изделиям, подсвечники. Проточка выемок,
углублений для придания более сложной формы.
5. Работа на сверлильном станке.
5.1 Разметка и фиксация заготовки.
Теория: Выбор способа крепления в тисках или вручную. Технология
закрепления заготовок в станочных тисах. Правила разметки.
Практика: Разметка заготовки. Закрепление заготовки, установка сверла
Теория: Устройство станка, регулировки станка, типы свёрел, выбор диаметра
сверла, принцип работы кулачкового патрона, установка сверла.
Практика: Работа на станке. Сквозное сверление, сверление глухих отверстий
на заданную глубину.
6. Выжигание
6.1. Материал заготовки, рисунок для выжигания
Теория: Материал – досочка, фанера, ОСВ. Требования к заготовке. Выбор
рисунка подходящего для выжигания. Способы нанесения рисунка.
Практика: Подготовка заготовки – шлифование, резьба. Перенос рисунка,
рисование от руки.
6.2. Выжигание, обработка.
Теория: Прибор для выжигания. Технология выжигания. Безопасность.
Выжигание
с
элементами
выпиливания.
Приемы
выжигания.
Плоское
выжигание. Инструменты и приспособления для выжигания. Безопасность
труда при выжигании.
Практика:
Выжигание,
соблюдение
режимов
накаливания
выжигателя.
Покрытие лаком, светлой морилкой морилкой.
7. Комплексная работа по выпиливанию
7.1 Разметка.
Теория: Принципы рациональной разметки. Инструменты – линейка, угольник,
транспортир.
Практика: Нанесение разметки с учетом дефектов древесины.
7.2 Выпиливание по прямой линии.
Теория: Выбор заготовки, выбор инструмента, последовательность распила.
Способы крепления деталей. Инструменты и приспособления для выпиливания.
Приемы выпиливания наружных элементов изделия. Использование стамески в
процессе выпиливания.
Практика: Выпиливание по прямой ножовкой с широким полотном. Возможно
использование направляющего лотка.
7.3 Выпиливание по изогнутой линии.
Теория: Выбор заготовки, выбор инструмента, последовательность распила.
Способы крепления деталей. Инструменты и приспособления для выпиливания.
Приемы
выпиливания
наружных
и
внутренних
элементов
изделия.
Выпиливание округлых поверхностей. Использование стамески в процессе
выпиливания.
Практика: Выпиливание по изогнутой линии ножовкой с узким полотном.
Приемы «подкручивания» ножовки.
8. Ручная работа резцами по дереву
8.1 Нанесение рисунка
Теория: Техника безопасности. Выбор изделия по образцам, самостоятельный
выбор изделий из журналов, интернета, определение сложности, подбор
материала заготовки — размеры, тип древесины, последовательность работ,
выбор узора, рисунка. Способы переноса рисунка – копирка, срисовывание по
клеткам и т.д.
Практика: Нанесение рисунка с помощью копировальной бумаги или
рисованием от руки
8.2. Резьба резцами различной формы.
Теория: Техника, безопасность. Способы крепления заготовки. Нанесение
рисунка. Выбор резцов. Приемы резания, виды резцов, назначение, виды
древесины, направление волокон древесины
Практика. Закрепление заготовки. Резьба резцами различной формы, обработка
изделия.
9. Проектная деятельность.
Модуль 1. Проектная деятельность.
9.1. Проектная деятельность. Типы проектов.
Теория: Проект и его типы. Классификации проектов. Проектный продукт.
Практика: Практическая работа «Типы проектов».
9.2. Учебный творческий проект.
Теория: Учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Этапы
работы над проектом.
Практика: Практическая работа «Этапы работы над проектом».
9.3. Алгоритм работы над проектом.
Теория: Творческий проект: основные этапы работы над проектом. Проблема,
цель проекта, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация.
Практика: Практическая работа «Алгоритм работы над проектом».
9.4. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы проекта.
Теория: Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с
различных точек зрения.
Практика: Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.
Постановка
цели
как
прогнозируемый
результат.
Требования
к
формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы
проекта.
9.5. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы.
Теория: Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить
задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка,
предотвращение.
Что
такое
ресурсы.
Какие
бывают
ресурсы
(информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом.
Выявление ресурсов.
Практика: Практическая работа (схематическое изображение составляющих
проекта).
9.6. Структура проекта. Письменная часть проекта.
Теория: Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению
письменной части проектов. Титульный лист. Содержание. Введение.
Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение.
Практика: Практическая работа «Оформление письменной части проекта».
9.7. Оценивание проекта. Защита проекта. Презентация
Теория: Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка.
Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные
способы общения. Использование средств наглядности. Критерий «Качество
проведения презентации».
Практика:
Практическая
работа
«Оценивание
собственного
проекта».
Практическая работа «Публичные пробы».
10. Модуль 2. Выполнение индивидуального творческого проекта
10.1. Постановка цели. Формулирование темы проекта.
Теория: Понятия «проблема» и «противоречие». Анализ проблемы с
различных точек зрения.
Практика: Определение темы и цели проекта.
10.2. Планирование деятельности.
Теория:
Задачи
проекта.
Ресурсы
(информационные,
трудовые).
Практика: Определение задач проекта. Выявление ресурсов.
10.3. Выбор идеи по созданию проектного изделия.
материальные,
Теория: Анализ идей проектного изделия. Инструменты и материалы.
Практика: Разработка эскиза изделия.
10.4. Изготовление творческого проектного изделия.
Теория: Построение чертежей и схем. Технология изготовления изделия.
Последовательность изготовления изделия. Технология изготовления изделия.
Правила техники безопасности.
Практика: Выполнение изделия.
10.5. Сбор и структурирование информации.
Теория: Планирование, поиск информации. Работа с каталогами, справочной
литературой, Интернет-ресурсами. Оформление списка литературы.
Практика:
Работа
с
источниками
информации.
Анализ
информации.
Формулирование выводов. Экономическое и экологическое обоснование
проекта. Реклама проекта.
10.6. Оформление результатов проекта.
Теория: Правила оформления текстового материала проекта. Требования к
оформлению компьютерной презентации. Требования к защите проектной
работы в форме презентации.
Практика: Оформление проекта, согласно требованиям.
10.7. Подведение итогов над проектом.
Теория: Требования к защите проекта.
Практика: Защита проекта. Самооценка.
11.
Знакомство
с
производством
в
деревообрабатывающей
промышленности на предприятия
11.1 Лесопилки
Теория. Техника безопасности при посещении предприятий. Знакомство со
способом заготовки древесины и первичной обработкой - распил на обрезные и
профильные доски. Оборудование, используемое на предприятиях для
обработки древесины. Виды работ. Специальности. Особенности. Заготовка
древесины, доставка, хранение.
Практика. Посещение предприятия, наблюдение, ознакомительная беседа,
вопросы-ответы. Знакомство со специальностями.
11.2 Изготовление мебели
Теория. Виды производства мебели – корпусная, гнуто-клееная, массив.
Техника
безопасности
используемое
на
при
посещении
предприятиях
предприятий.
производства
мебели.
Оборудование,
Виды
работ.
Специальности. Особенности.
Практика. Посещение предприятия, наблюдение, ознакомительная беседа,
вопросы-ответы. Знакомство со специальностями.
11.3. Строительство деревянных сооружений
Теория: Техника безопасности при посещении предприятий. Оборудование,
используемое
на
строительстве
домов.
Виды
работ.
Специальности.
Особенности.
Практика. Посещение предприятия, наблюдение, ознакомительная беседа,
вопросы-ответы. Знакомство со специальностями. Строительство деревянных
сооружений. Знакомство со строительством домов из бревен, оцилиндрованных
бревен, бруса.
Календарный учебный график.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Основные
характеристики
образовательного
процесса
Количество
учебных
недель
Количество учебных дней
Количество часов
в
неделю
Количество часов (всего)
Недель
в
первом
полугодии
Недель
во
втором
полугодии
Сроки аттестации
Расписание занятий
Стартовый
уровень
обучения
37
Базовый
уровень
первый год
обучения
37
Базовый
уровень
второй год
обучения
37
111
3
72
4
111
6
111
17
148
17
222
17
20
20
20
15.12.-20.12;
15.05-20.05
3 раза в
2 раза в
2 раза в
неделю по
неделю по
неделю по
2 часа
2 часа
9. Начало занятий
10. Каникулы
11. Выходные дни
12. Окончание учебного года
1 часу
01.09.2023
01.09.2023
01.09.2023
1.07 -31.08
1.07 -31.08.
1.07 -31.08
Праздничные дни, установленные
законодательством РФ
31.05
Условия реализации общеразвивающей программы.
Материально-техническое обеспечение.
Занятия проходят в мастерской, оборудованной в соответствии с техникой
безопасности и санитарно-гигиеническими норами. В качестве рабочего места
для детей используется столярные верстаки и токарные станки для обработки
древесины. Имеется дополнительная оснастка – вентиляция. Рабочее место
педагога организовано и оборудовано ТСО.
На экспозиционно-выставочном стенде содержится информация: Виды
древесины, примеры раскроя заготовки, виды старинных рубанков, образцы
поделок.
Дидактическое обеспечение:
- рабочие программы;
- методические пособия по темам программы: «Изготовление поделок на
вольную тему», «Рациональная разметка заготовки»;
- плакат по разметке заготовки для разделочной досочки;
- плакаты по технике безопасности при работе на верстаках, при работе со
стамесками и лакокрасочными материалами.
Материалы и инструменты, используемые педагогом и воспитанниками,
подбираются из материально-технической базы творческого объединения к
каждому занятию.
Перечень инструментов, необходимых для реализации программы.
1. Пилы ножовки.
2. Электродрель.
3. Электролобзик.
4. Ручные лобзики.
5. Рубанки.
6. Фуганок.
7. Напильники.
8. Наборы рашпилей.
9. Набор стамесок.
10. Набор ручных столярных инструментов.
11. Молотки.
12. Киянки.
13. Сусло.
14. Струбцины.
15. Отвертки.
16. Угольники деревянные.
17. Линейки металлические 30, 50 и 100 см.
18. Угольники пластмассовые.
19. Чертежные принадлежности.
Перечень станочного и прочего оборудования
1. Станок токарный по дереву.
2. Станок токарный по металлу.
3. Станок сверлильный.
4. Верстаки столярные.
5. Лобзиковый станок
6. Заточной станок
Перечень расходных материалов
1. Дерево разных пород.
2. Фанера 3-10 мм.
3. Шпон.
4. Пилки для лобзиков.
5. Наждачная бумага.
6. Различные виды клея.
7. Нитролак.
8. Растворитель 646.
9. Масляный лак.
10. Разбавитель.
11. Краски, тушь, фломастеры, карандаши.
12. Копировальная бумага.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования, имеющий
высшее
профессиональное
образование,
прошедший
профессиональную
переподготовку по должности педагог дополнительного образования.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая
часть включает краткие пояснения
по темам занятий с показом приёмов
работы.
На начальном этапе работы осваиваются приёмы выпиливания или
выжигания. Это должны быть небольшие по объёму работы, выполняемые по
образцу.
Запас знаний и навыков, полученных школьниками в течение первого года
занятий, позволяет им на втором году обучения успешно справляться с более
сложным видом работ.
На базовом уровне практическая часть занятий состоит из нескольких
заданий, выполняемые по образцу. Учащиеся самостоятельно выполняют
эскизный рисунок. Составляют композицию.
На втором году обучения базового уровня обучающиеся осваивают более
сложные виды работы по дереву: токарные работы, сверление на станке,
распиловка округлых поверхностей ручным электролобзиком.
Создавая разные композиции, учащиеся осваивают приёмы обработки
древесины,
практически
знакомятся
с
свойствами наиболее распространённых
физическими
и
декоративными
древесных пород, приобретают
познания в области претворения их в декоративные формы и образы.
По сравнению с первым годом обучения, когда задания в обработке
дерева
сменяются
относительно
часто,
что
обусловлено
учебно–
психологическими и методическими соображениями, на базовом уровне
предусмотрено исполнение более длительных композиций. Это объясняется
значительно более трудоёмкой техникой и технологией исполнения ручной
резьбы, сложностью моделировки деталей, обработки фона, значительно более
ответственной
работой
над
подготовительным
рисунком,
объёмом
и
значимостью коллективного задания по оформлению конкретного интерьера,
заточке и правке инструмента.
Токарная обработка древесины.
Беседам по теоретическим вопросам отводится не более 15-20 минут на
каждом двухчасовом занятии. Рассказ педагога сопровождается показом
образцов токарных изделий, а также просмотром диафильмов, фотографий,
анализом изделий.
Практическая работа включает изучение токарных станков, примеры
работы измерительным инструментом, составление эскизов и чертежей
изделий, разработку творческой работы.
Особенное место на практических занятиях отводится
работе на
токарных станках по выполнению изделия из материала. Обучение этой работе
следует начинать с изготовления изделия по образцам. Такие
задания
выполняются при точении цилиндрических, криволинейных поверхностей и
при внутреннем точении.
В процессе занятий руководитель уделяет особое внимание вопросам
безопасности труда, соблюдения правил личной гигиены.
Словесные
объяснение
рассказ
Методы обучения и виды занятий.
Наглядные
показ видеоматериалов, иллюстраций;
индивидуальный
показ
(в
случае
отставания учащегося от учебного
материала группы)
показ педагогом приёмов исполнения
Практические
работа по образцу;
самостоятельная
работа
практические работы
Формы работы: беседы, объяснение, рассказ, практическая работа,
выставка, творческий отчет.
Формы проведения занятий: очная, групповая, парная, индивидуальная
работа с учащимся в виде консультаций и практической помощи. При
необходимости некоторые разделы программы могут быть реализованы в
режиме дистанционного обучения. С помощью программ Zoom, WhatsApp,
социальной сети VK осуществляются индивидуальные и групповые занятия.
Педагогические технологии, применяемые на занятиях.
Личностно
-
ориентированные
технологии
способствуют
развитию
самостоятельности, ответственности, умению взаимодействовать с педагогом
и друг с другом. Развивают навыки бесконфликтного общения в коллективе.
Здоровьесберегающие
технологии
здоровьесберегающие
технологии
реализуются на занятиях объединения за счет создания благоприятного
психологического климата в коллективе, создающего комфортные условия для
творческой деятельности. Учебный материал, формы обучения подбираются с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Технологии проектной деятельности развивают способность планирования,
самостоятельность при выборе проекта и принятии решений при его
реализации.
Формы аттестации и контроля.
Входная диагностика проходит в форме индивидуального собеседования.
Видами контроля занятий по программе «Деревообработка» являются
текущий, промежуточный и итоговый.
Текущий контроль проводится с целью оценки качества освоения
конкретной темы. Текущий контроль проводится на каждом занятии в форме
наблюдения за практической работой обучающихся. Цель – выявление
ошибок и успехов в работах обучающихся.
Промежуточный контроль проводится в конце каждого полугодия в
форме творческой работы — выполнение изделия на заданную тему (проверка
практических знаний) и тестирования (проверка теоретических знаний).
Итоговый контроль проводится в форме тестирования и выполнения
итоговой практической работы. Итоговая работа демонстрирует умения
реализовать творческий подход в выборе решения, умение работать с
материалом.
В течение учебного года лучшие работы обучающихся выставляются на
выставках и конкурсах различного уровня.
Промежуточные
- выставка работ обучающихся в объединении.
Итоговые:
- итоговые занятия с опросом учащихся по пройденному материалу;
- выставка поделок в ЦРТ, городе.
Методы отслеживания результатов образовательной деятельност и:
- наблюдение;
- тестирование;
- творческие выставки изделий в объединении, ЦРТ;
- участие в творческих конкурсах, выставках муниципального, регионального
уровней;
- участие в конкурсах разного уровня.
Оценочные материалы
Критерии определения уровня освоения творческих заданий для
стартового и базового уровней.
Низкий - обучающийся с трудом повторяет задание после показа
педагога.
Изделие
выполнено недостаточно аккуратно,
отклонения
в
соблюдении технологических приемов, не соблюдена последовательность
ведения работы, низкий уровень самостоятельности.
Средний - обучающийся выполняет задание хорошо, владеет навыками
творчества.
отклонения
Работа
в
выполнена
соблюдении
достаточно
аккуратно,
технологических
незначительны
приемов,
соблюдена
последовательность ведения работы. Самостоятельность достаточно высокая.
Высокий - работа выполнена аккуратно, с соблюдением технологических
приемов, соблюдена последовательность ведения работы, высокая степень
самостоятельности при работе над изделием, имеет творческое воображение.
Карта определения уровня освоения программы заполняется на каждую
группу 2 раза в год (декабрь, май).
№
п/п
Уровни усвоения программы
ФИ обучающегося
Начало года
Конец года
Для проверки теоретических знаний предлагается тестирование –
комплекс заданий на выявление знаний, умений, навыков.
Оценка знаний уровневая:
- учащийся ответил на все вопросы – высокий уровень;
- учащийся ответил от 50% до 70% вопросов – средний уровень;
- учащийся ответил менее чем на 50% – низкий уровень.
Таблица учета участия обучающихся в конкурсах и выставках
за учебный год
№
Фамилия,
имя
Дата
Название, место
проведения
конкурса,
выставки
Название
работы
Стартовый уровень.
Вопросы для промежуточного тестирования
1. Для чего предназначен рубанок?
а) рубить
б) строгать
2.Какой способ соединения деталей является неразборным?
а) гвозди
б) саморезы
Результат
в) клей
Оценивание: за каждый правильный ответ – 1 балл
- Устный опрос учащихся по различным темам пройденного материала.
Вопросы для итогового тестирования.
Задание: выберите правильный ответ.
1. Как называется напильник по дереву?
а) фуганок
б) рашпиль
в) зубило
2. Как определить возраст дерева по спилу?
а) по диаметру спила
б) по годовым кольцам
в) по толщине коры
3. В какой последовательности производится обработка поверхности изделия
из дерева
а) морилка, шлифовка, лакировка
б) лакировка, шлифовка, морилка
в) шлифовка, морилка, лакировка
Оценивание: за каждый правильный ответ – 1 балл
- Устный опрос учащихся по различным темам пройденного материала.
Базовый уровень (первый год обучения).
Вопросы для промежуточного тестирования
1. Инструмент для определения угла наклона линий:
а) транспортёр
б) транспортир
в) угольник
2. При установке пилочного полотна в лобзиковый станок зубчики полотна
должны быть направлены:
а) вверх
б) вниз
Оценивание: за каждый правильный ответ – 1 балл
- Выполнение эскиза изделия по заданному образцу.
- Устный опрос учащихся по различным темам пройденного материала.
Вопросы для итогового тестирования.
Задание: выберите правильный ответ.
1.
От воздействия воды лучше всего защищает
а) пропитка
б) морилка
в) лакировка
2.Для фиксации заготовки большой длинны к верстаку используются
а) тисы
б) струбцины
в) болты
3.При работе на токарном станке необходимо предварительно надеть:
а) очки
б) респиратор
в) щиток защитный лицевой
Оценивание: за каждый правильный ответ – 1 балл
- Выполнение эскиза изделия по заданному образцу.
- Устный опрос учащихся по различным темам пройденного материала.
Базовый уровень (второй год обучения).
Вопросы для промежуточного тестирования
1.Инструмент используемый в паре со стамеской?
а) молоток
б) киянка
в) долото
2.При изготовлении поделки содержащей отверстия выпиливанием из фанеры
сначала:
а) выпиливаем контур
б) сверлим отверстия
Оценивание: за каждый правильный ответ – 1 балл
- Выполнение чертежа изделия с размерами по заданному образцу.
- Устный опрос учащихся по различным темам пройденного материала.
Вопросы для итогового тестирования
Задание: выберите правильный ответ.
1.Какой зернистости используется наждачная бумага при финишной шлифовке:
а) 60
б) 80
в) 40
2.Предварительное округление заготовки перед токарной обработкой на станке
выполняется:
а) строганием
б) сверлением
в) обработка рашпилем
3.Сколько режущих кромок у перьевого сверла:
а) 2
б) 4
в) 6
Оценивание: за каждый правильный ответ – 1 балл
- Выполнение чертежа изделия с размерами по заданному образцу.
- Устный опрос учащихся по различным темам пройденного материала.
Метапредметные результаты
Результат заносится в «Мониторинг достижения метапредметных
результатов». Используется метод педагогического наблюдения.
Фамилия Имя учащегося__________________________________
Показатели
(планируемые
Степень выраженности качества
результаты)
Способность - Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет
к сотрудничеству аргументировать свою позицию;
- Способен к взаимодействию и сотрудничеству
(групповая и парная работа; дискуссии;
коллективное решение учебных задач).
- Проявляет эмоциональное позитивное
отношение к процессу сотрудничества;
ориентируется на партнера по общению, умеет
слушать собеседника, совместно планировать,
договариваться и распределять функции в ходе
выполнения задания, осуществлять взаимопомощь
Ба
лл
1
2
3
Умение
формулировать
цель, задачи
- Способен сам формулировать цель, предлагает
варианты;
- Формулирует цель при помощи педагога;
- Формулирует цель при значительной помощи
педагога
Умение
- Умеет самостоятельно планировать свою
планировать свою деятельность;
деятельность
- Умеет самостоятельно планировать свою
деятельность, но в сложных случаях требуется
помощь педагога;
- Планирует свою деятельность при помощи
педагога
Умение
- Умеет самостоятельно и адекватно оценивать
оценивать свою
свою деятельность и деятельность других;
деятельность и
- Умеет самостоятельно и адекватно оценивать
деятельность
свою деятельность и деятельность других по
других
заданным критериям;
- Оценивает свою деятельность и деятельность
других при помощи педагога
3
2
1
3
2
1
3
2
1
Высокий уровень 10-12, средний уровень 9-7, низкий уровень 6-4.
Личностные результаты
Предварительный контроль личностных результатов. Результат
заносится в «Мониторинг достижения личностных результатов». Определяется
методом наблюдения.
Балл
Фамилия Имя учащегося__________________________________
Показатели
планируемых
Степень выраженности качества
результатов
УчебноПроявляет активный учебно - познавательный
познавательная
интерес к новому материалу саморазвитию и
активность
самообучению.
Проявляет интерес к деятельности, настойчив в
достижении цели, проявляет активность только на
определенные темы или на определенных этапах
работы.
На занятиях не активен, выполняет задания
только по четким инструкциям.
Ответственное
Ответственно относится к обучению, стремится
отношения
к к самостоятельной творческой активности
процессу обучения и
Не имеет устойчивой мотивации к обучению и
мотивация
к
саморазвитию
познанию
3
2
1
3
2
1
Умение
настраиваться
преодоление
трудностей
на
Знания техники
безопасности,
условия правильной
организации рабочего
места
Патриотические
чувства,
толерантность
и
гражданская
ответственность
Этические
чувства:
доброжелательность,
эмоциональнонравственная
отзывчивость
Безответственно относится к обучению.
Усидчив на занятии доводит начатое дело до
конца.
Выполняет задания только по желанию, не
всегда усидчив .
Не дисциплинирован, не усидчив отвлекается от
выполнения задания,
Соблюдает технику безопасности и условия
правильной организации рабочего места
Соблюдает технику безопасности с небольшими
замечаниями, организует рабочее место, также с
некоторыми недочетами.
Не использует правила правильной организации
рабочего места, нарушает технику безопасности
Имеет активную гражданскую позицию и
заинтересован в духовно – нравственном и гражданско
- патриотическом воспитании
Заинтересован в духовно – нравственном и
гражданско - патриотическом воспитании, выражает
гордость и уважение за свою страну.
Не понимает важности любви к своей Родине,
равнодушен к патриотизму, культуре и традициям.
Оказывает доброжелательное отношение к
другим людям, отзывчив на просьбы о помощи.
Оказывает доброжелательное отношение, но не
всегда оказывает помощь.
Имеет равнодушие по отношению к другим.
Высокий уровень 18-15, средний уровень 14-11, низкий уровень 10-6.
3
2
1
3
2
1
3
2
1
3
2
1
3.Список литературы
Список литературы для педагога
1. Деревообработка. Инструменты и оборудование. - М.: НТС "Стройинформ",
Феникс, 2018.-452c.
2. Маковский, Н.В. Автоматизация технологических процессов в
деревообработке / Н.В. Маковский. - М.: М.-Л.: Гослесбумиздат, 2016. - 400 c.
3. Мартин, Экхард Деревообработка. Справочник строителя / Экхард Мартин. М.:Техносфера, 2018.- 689 c.
4. Мельников, Илья Все о станках для деревообработки / Илья Мельников. Москва: Машиностроение, 2018.- 621 c.
5. Мельников, Илья Деревообработка. Лакокрасочные материалы / Илья
Мельников.-Москва: Гостехиздат, 2018.- 983 c.
6. Мельников, Илья Классификация пиломатериалов и технология
деревообработки / Илья Мельников. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2018. - 171 c.
7. Пижурин, А. А. Моделирование и оптимизация процессов деревообработки.
Учебник / А.А. Пижурин, А.А. Пижурин. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 376 c.
8. Сост., Фридман И.М. Деревообработка. Практическое руководство / Фридман
И.М.Сост..-М.:ПрофиКС, 2016.-544c.
9. Степанов, Б. А. Материаловедение (деревообработка) / Б.А. Степанов. - М.:
Академия, 2018.- 106 c.
10. Степанов, Б. А. Материаловедение. Деревообработка / Б.А. Степанов. - М.:
Академия, 2016. -235 c.
11. Степанов, Борис Абрамович Материаловедение (деревообработка). Учебное
пособие. Гриф Экспертного совета по профессиональному образованию МО РФ
/ Степанов Борис Абрамович. - М.: Академия (Academia), 2017. - 307 c.
12. Фокин, С.В. Деревообработка. Технологии и оборудование / С.В. Фокин. М.:Феникс, 2017.- 143 c.
13. Фокин, С.В. Деревообработка: технологии и оборудование. Учебное
пособие. Гриф МО РФ / С.В. Фокин. - М.: ИНФРА-М, 2018. -288 c.
Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей
1.Альберт Д. Библия работ по дереву — М.: ACT: Кладезь, 2015. — 321 с.
2. Котельников В.С. Большой справочник столяра. Все виды столярноплотницких работ своими руками / В.С. Котельников. — Ростов-н/Д.: Феникс,
2014. — 216 с.
3. Рыкунин С.Н. Технология деревообработки: учебник для проф.-техн. училищ
/ С.Н. Рыкунин, Л.Н. Кандалина. — М.: Академия, 201 1. — 352 с.
4. Расев А.И. Сушка древесины: учебник для вузов / М.: Лань, 2010. — 416 с.
5. Клюев Г.И. Справочник мастера столярного и мебельного производства
[Текст] / Г.И. Клюев. — М.: Академия, 2010. — 368 с.
6. Бобиков П.Д. Изготовление столярно-мебельных изделий. учебник для проф.техн. училищ / П.Д. Бобиков. — М.: Академия, 2010. — 360 с.
7. Фокин С.В. Столярно-плотничные работы: учебник для проф.-техн. училищ /
С.В. Фокин, О.Н. Шпортько. — М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. - 336 с.
8. Любченко В.И. Резание древесины и древесных материалов: учеб, пособие
для вузов / В.И. Любченко. — М.: Лесная промышленность, 1986. — 296 с.
9. Бершадский А.Л. Резание древесины: учеб, пособие для вузов / А.Л.
Бершадский, Н.И. Цветкова. — Минск, 1975. — 304 с.
Аннотация
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Деревообработка»
Направленность программы – техническая.
Цель программы - Формирование устойчивой мотивации обучающихся к
техническому творчеству и творческих способностей через освоение
различных технологий по деревообработке с использованием станков и
инструментов.
Состав обучающихся. Возраст 9 — 17 лет. Состав группы 4-7 человек.
На стартовый уровень программы принимаются дети желающие заниматься
техническим творчеством (в соответствии с заявленным возрастом), и на
основании результатов собеседования.
На базовый уровень (первый год обучения) принимаются дети, освоившие
стартовый уровень, а также обучающиеся, имеющие необходимые навыки и
знания.
На базовый уровень (второй год обучения) принимаются дети, прошедшие
базовый уровень первого года обучения.
На продвинутый уровень принимаются дети, успешно прошедшие базовый
уровень второго года обучения.
Режим занятий.
Стартовый уровень. 1 год обучения: 3 раза в неделю по 1 академическому часу
(45 минут).
Базовый уровень. 1 год обучения: 2 раза в неделю по 2 академических часа (45
минут).
Базовый уровень. 2 год обучения: раза в неделю по 2 академических часа (45
минут).
Продвинутый уровень: 3 раза в неделю по 2 академических часа (45 минут).
Перерыв между занятиями 15 минут.
Объем программы 481 час.
Программа рассчитана на 3 года.
Форма организации процесса обучения: учебная группа. Занятия
проводятся в очной форме, также может быть использована форма заочного
обучения с использования дистанционных образовательных технологий.
Краткое содержание.
Отличительной особенностью данной программы является направленность
образовательного процесса на формирование у обучающихся
технологической культуры.
В ходе занятий учащиеся овладевают навыками изготовления поделок и
предметов из дерева с использованием ручного инструмента и
деревообрабатывающих станков, основами черчения, проектной деятельности.
Ожидаемый результат.
Стартовый уровень.
Предметные:
- знание техники безопасности при использовании инструментов для ручной
обработки древесины;
- основы технологии изготовления изделий ручной обработки древесины;
- основные приемы сборки отдельных деталей в конструкторское изделие;
- принципы организации рабочего места и основные правила техники
безопасности;
- основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз,
технический рисунок);
- технологические, экологические свойства материалов;
- способы разметки по шаблону;
-принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду
деятельности, по свойствам материалов;
- иметь понятие о конструировании и моделировании;
- способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование,
полирование;
- технологический процесс изготовления изделий и декорирование их
выжиганием.
Обучающие должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место;
- соблюдать правила техники безопасности;
- читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
- определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
- производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
- применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;
- производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
- самостоятельно разрабатывать композиции для резьбы и выполнять их;
- экономно расходовать материалы и электроэнергию.
Личностные:
- бережное отношение к природе;
- знание способов экономичного использования материала;
- соблюдение аккуратности, чистоты на своем рабочем месте и в мастерской;
- знание, как организовать рабочее место;
- выработка качеств: терпение, настойчивость, трудолюбие.
Метапредметные
- технические навыки в конструкторском решении при изготовлении изделий,
в составлении техпроцесса (последовательность выполнения операций);
- владение навыками планирования и последовательного выполнения этапов
работы;
- владение навыками работы в творческом коллективе;
- умение бесконфликтно общаться в разновозрастном коллективе.
Базовый уровень (первый год обучения).
Предметные:
- учащиеся должны знать и соблюдать
технику безопасности при
использовании станков обработки древесины, пожарной безопасности,
внутреннего распорядка центра;
- знать и уметь использовать на практике технологические возможности
станков, инструментов, приспособлений;
- знать последовательность выполнения изделий средней сложности из дерева
на деревообрабатывающих станках под контролем педагога;
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления
плоскости;
- основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на
различных видах изделий;
- технологический процесс изготовления изделий и декорирование их
выжиганием;
- разные виды резьбы и их особенности;
- способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного
обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями.
Должны уметь:
- выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
- затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
- выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных
видов резьбы;
- бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами.
Воспитанники должны освоить следующие навыки:
- владения основными ручными инструментами по обработке, точению,
выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
- выполнения операции, выпиливания, резьбы и мозаики;
- владения основными элементами графической грамотности;
- выполнения плоскостной разметки;
- разработки и составление композиции для выжигания, различных видов
резьбы;
- выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами
резьбы.
Личностные:
- учащиеся должны научиться соблюдать дисциплину, общаться на принципах
взаимоуважения, ответственности, взаимопомощи, самостоятельности;
- освоить бережное отношение к результатам творчества сверстников;
- сформированы качества: трудолюбие, терпение, усидчивость, настойчивость
в достижении поставленной задачи.
Метапредметные
- развитие навыков составления наиболее оптимального и при этом наименее
трудо - и материалозатратного технологического процесса;
- владеть навыками работы в творческом коллективе,
- уметь объяснить и показать приемы работы менее опытным обучающимся,
-способны самостоятельно находить нужную информации в интернетресурсах;
- выбирать проект для самостоятельной реализации и выполнять все этапы
работ для его изготовления.
Базовый уровень (второй год обучения).
Предметные:
- знают и выполняют правила техники безопасности при работе на
деревообрабатывающих станках;
- знают и используют на практике сложные технологические приемы работы
при работе на станках;
- самостоятельно составляют последовательности технического процесса при
выполнении изделия из дерева;
- освоили разные техники художественной плоской резьбы по дереву, объемной
резьбы;
- умеют пользоваться всеми инструментами для обработки дерева,
имеющимися в мастерской;
- умеют самостоятельно выполнять изделия различной сложности.
Личностные:
- соблюдают правила пожарной безопасности;
- знают и соблюдают правила внутреннего распорядка ЦРТ;
-учащиеся должны научиться соблюдать дисциплину, общаться на принципах
взаимоуважения, ответственности, взаимопомощи, самостоятельности;
- бережно относиться к результатам творчества сверстников;
- освоить в работе принципы
трудолюбия, терпения, усидчивости,
настойчивости в достижении поставленной задачи.
Метапредметные
- освоить навыки составления наиболее оптимального и при этом наименее
трудо - и материалозатратного технологического процесса;
- уметь объяснить и показать приемы работы менее опытным обучающимся,
- владеть навыками работы в коллективе,
- уметь выполнять сложные совместные проекты в сотрудничестве друг с
другом;
- освоить самостоятельный поиск информации в интернет-ресурсах.
- выбирать проект для самостоятельной реализации и выполнять все этапы
работ для его изготовления.
Метапредметные:
- понимание задачи поставленной педагогом и выполнение ее поэтапно;
- наличие начального опыта творческого осмысления искусства эстрадного
пения на основе личных экспериментов;
- сформированы основы современного музыкального мышления;
- сформированы приемы самостоятельной и коллективной работы,
самоконтроля и взаимоконтроля.
Личностные:
- мотивация к вокально-исполнительской культуре через эстрадное пение;
- развитие личностного творческого потенциала ребёнка;
- проявление творческой инициативы, осознание своих возможностей и
развитие целеустремлённости;
- сформированность гражданской позиции.
Предметные:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- освоена на начальном уровне техника эстрадного пения;
- сформированы начальные навыки сольного и ансамблевого исполнения;
- сформированы первоначальные навыки актёрского мастерства;
- владение элементами эстрадного танца;
- ориентируются в работе с техническими атрибутами (микрофон,
фонограмма, музыкальная аппаратура).