1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1.1.
Направленность
Пояснительная записка
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы техническая.
Актуальность
общеразвивающей
программы
для
целевой
группы
раскрывается через нижеследующие аспекты.
1. Соответствие таким нормативным правовым актам, как:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г.
№196 «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»,
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.3022г. № 678-р,
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г.
№
629
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»,
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. «Санитарно – эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
-
СанПиН
1.2.3685-21
Гигиенические
нормативы
и
требования
к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
средств обитания»,
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»,
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 №70-Д «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования детей в Свердловской области»,
- Устав МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н.Е. Бобровой» от 03.03.2016г. Приказ № 60Д,
- Положение «О дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Полевского городского округа «Центр развития творчества им.
Н.Е. Бобровой» от 26.02.2020г., Приказ №15-Д.
2.
Соответствие
региональным
социально-экономическим
и
социокультурным потребностям и проблемам.
2.1. Развитие в Свердловской области (СО) медиасферы и массовых
коммуникаций стремительно растёт. СО активно включилась в такие
Всероссийские современные образовательные проекты, как «Большая
перемена», «Российское движение школьников» и другие, подразумевающие
возможность детей школьного возраста проявить себя на уровне страны,
повысив, тем самым, статус региона и губернатора на уровне всей России.
Для успешного и результативного участия детям, помимо прочего, требуются
умения презентовать себя и свои увлечения, навыки по работе с
информацией, съёмке видеороликов и многие другие. То есть, необходим
сформированный навык работы со всеми доступными инструментами
медиасферы.
2
2.2. На территории Полевского городского округа (ПГО)
успешно
функционируют городские СМИ: газеты, телекомпания, интернет-порталы.
Наравне с взрослыми, участниками медиапроцессов становятся и школьники.
Медианаправление–профориентационный
возможности
для
того,
чтобы
вектор.
наработать
Подросткам
навыки,
открыты
определиться
с
направлением обучения и, в дальнейшем, устроиться на работу в родном
городе, заявляя о себе посредством медиакоммуникаций.
3. Соответствие потребностям и проблемам детей и их родителей или
законных представителей.
3.1.
Необходимость
повышения
уровня
технической
грамотности
–
современные дети сталкиваются с множеством технических средств, однако
используют их лишь поверхностно, без глубокого понимания, на что
способен тот или иной технический ресурс.
3.2. Необходимость развития информационной грамотности – сталкиваясь с
множеством информационных потоков (печатная и интернет-реклама,
интернет-ресурсы, слова одноклассников и т.д.) ребёнку сложно определить,
что является действительно важным, к чему стоит прислушиваться, а что,
зачастую, является фейком. Обилие мошенников (как телефонных, так и
сетевых) придаёт информационной грамотности ещё большую значимость.
3.3. Необходимость повышения лояльности школьников к родному языку и
своей малой Родине – большое влияние иностранного контента и
заимствованных слов, в повседневной жизни обучающихся отдаляет
молодёжь от своих истоков, что придаёт особую значимость гражданскопатриотическому воспитанию обучающихся.
Отличительные
особенности
программы.
Данная
программа
разработана с учётом опыта коллег из Нижнего Тагила и Ревды, а именно:
программы «Детское телевидение» и «Юный репортёр» (автор Ганжа А.А.),
3
«Операторское мастерство» (автор Ченцова С.В.), «От познания к
творчеству (основы ИКТ и журналистики)» (Силачева О.Ф.).
В процессе теоретического обучения обучающиеся познакомятся с
особенностями традиционных и новых медиа, ключевыми понятиями
медиаобразования. Формирование медиакультуры предполагает развитие
вкусов, интересов и потребностей детей в области кино, телевидения,
видео, фотографии и других медиа. Занятия по изучению визуальных
искусств разработаны с целью эстетического развития и художественного
образования детей, как основы дальнейшего нравственного развития
средствами экранных искусств.
Отбор и распределение упражнений выстраиваются по принципу «от
простого к сложному». Каждое конкретное занятие является звеном общей
системы обучения. Предпочтительна очная форма занятий в соответствии с
возрастными особенностями.
Педагог имеет право менять порядок тем в связи с учебной
необходимостью.
В рамках программы предполагается
реализация
параллельных
процессов освоения содержания программы на разных уровнях доступности
и степени сложности, с опорой на диагностику стартовых возможностей
каждого из участников.
Учащиеся получат первоначальные представления о журналистской
профессии,
усвоят
основы
профессиональной
культуры
журналиста,
научатся создавать журналистские тексты в различных мультимедийных
жанрах, освоят навыки поиска информации в различных источниках,
научатся не только собирать материал, но и систематизировать его.
Занятия
по
данной
программе
предполагают
личностно
ориентированный подход, который учитывает личностные особенности
учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Обучение, а также
оценка знаний и умений учащихся проводятся в форме творческих работ,
4
эвристических бесед по всем темам. Качество профессиональной подготовки
учащихся зависит от практики, получаемой ими в процессе обучения.
Практическая работа и создание собственных медиапродуктов обеспечат
учащимся прочное усвоение и закрепление профессиональных знаний,
умений и навыков. В процессе занятий учащиеся пишут, создают
самостоятельно журналистские материалы в разных жанрах, снимают
сюжеты,
фоторепортажи,
постановочные
ролики.
Все
виды занятий
взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Адресат общеразвивающей программы: учащиеся от 11 до 14 лет. Наличие
способностей – не оценивается*, главный критерий – желание ребёнка. Это
определяется
на
основании
собеседования
с
педагогом.
Принципы
формирования учебных групп: по возрасту. *При наличии у поступающего
на программу необходимых начальных компетенций (или при окончании
программы «Поколение Медиа» социально-гуманитарной направленности),
он может быть зачислен сразу на программу второго года обучения.
Краткая характеристика возрастных особенностей подростков 11-14 лет.
Интеллектуальные: требует фактов и доказательств, подвергает всё критике.
Особенно критичен к авторитетам. Начинает мыслить абстрактно, склонен
видеть всё либо в чёрном, либо в белом цвете. Возрастает способность к
логическому мышлению, к проявлению творческого воображения.
Эмоциональные: резкая смена настроения в соответствии с его физическим
состоянием. Начинает обретать уверенность в себе. Обладает энтузиазмом,
чувством юмора. Склонен упрямо придерживаться своих взглядов.
Социальные: растёт желание дружить с группой сверстников. Желает быть
независимым от своей семьи, поскорее стать взрослым. Чувствителен к
мнению родителей и других взрослых, жаждет понимания с их стороны.
Начинает
обретать
навыки
общения.
Увлекает
соревновательная
деятельность. Легко увлекается модным. Начинает формироваться своя
система взглядов и ценностей. В ровесниках и взрослых, прежде всего, ценит
5
честность. Знает, что хорошо и что плохо, но ему не хватает воли и
способности делать то, что хорошо.
Программа «Поколение Медиа. 2.0 (основы ИКТ и журналистики)»
поможет:
1.
развить
медийно-информационную
грамотность
учащихся,
медиакультуру и медиакомпетенции;
2.
сформировать у школьников новые наборыsoft- и hard-компетенций;
3.
выявить
одаренных
детей
с
наклонностями
в
области
медиатворчества.
В ходе образовательной деятельности дети формируют hardskills
(профессиональные навыки) по журналистике и развивают softskills (гибкие
навыки), дающие возможность реализовывать мультимедийные цифровые
проекты,
быть
в
будущем,
востребованным
на
рынке
труда
и
социализированным в общество в новых условиях, в условиях цифровой
экономики.
Количество обучающихся в группе – от 8 до 10 человек.
Объем общеразвивающей программы – общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения
программы – 592.
Общее количество часов:
1 год обучения – 148 ч.
2 год обучения – 222 ч.
3 год обучения – 222 ч.
Срок реализации программы – программа рассчитана на 3 года обучения.
Режим занятий:
Группа 1 г/о – 4 часа в неделю – 2 раза в неделю по 2 часа,
Группа 2 г/о – 6 часов в неделю – 3 раза в неделю по 2 часа,
Группа 3 г/о – 6 часов в неделю – 3 раза в неделю по 2 часа.
6
Продолжительность одного академического часа – 45 минут. Перерыв
между учебными занятиями – 10 минут.
Особенности
организации
образовательного
процесса.
Общие
характеристики:
На
занятиях
используются
игровые
методики,
тренинги,
медиаобразовательные технологии с целью сплочения детского коллектива,
создания дружеской, непринужденной атмосферы, развития навыков
межличностного
взаимодействия.
Программа
поможет
учащимся
адаптироваться в современном информационном мире, овладеть способами
делового взаимодействия через создание мультимедийных продуктов в
различных компьютерных средах, в том числе печатной продукции.
Программа носит практикоориентированый характер: 70-75% практики
и 25-30% теории, что позволит обучающимся максимально погрузиться в
медиасферу, попробовать себя в разных ролях, развить широкий спектр
навыков и способностей. Благодаря занятиям учащиеся получают знания об
основах журналистики, учатся создавать, обрабатывать и распространять
различный контент (текст, фотография, видео и т.д.), работать в команде,
решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, помогать друг
другу, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми.
Таким образом, занятия по программе «Поколение Медиа. 2.0 (основы ИКТ
и журналистики)» будут способствовать повышению общего уровня
культуры учащихся, а различные формы участия в процессе массовой
коммуникации и высокая вариативность в выборе способов передачи
информации – формированию активной гражданской позиции. Программа
предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с
педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Основную
часть программы составляет практическая работа, которая проводится на
каждом
занятии
после
объяснения
теоретического
материала
(информационный материал дается как перед заданием, так и во время
7
работы).
Первый год обучения (стартовый уровень):
Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных
форм
организации
материала,
минимальную
сложность
в
освоении
написания медиатекстов, специфики журналистской деятельности, фото- и
видеосъёмки.
Второй год обучения (базовый уровень):
Постепенное
усложнение
предлагаемого
для
освоения
содержания
программы материала, формирование наборов soft- и hard-компетенций в
части работы с текстовыми материалами, получением информации из
различных
источников,
понимания
специфики
жанров
печатной
журналистики и фотокорреспонденции.
Третий год обучения (продвинутый уровень):
Наращивание сложности предлагаемого материала, оттачивание применения
soft- и hard-компетенций, проектная деятельность по созданию тематических
видеороликов и сюжетов, овладение искусством постановки игровых
роликов и навыков съёмки мероприятий, изучение методике создания и
размещения медиаконтента в сети, разработка лонгрида.
Форма обучения на стартовом, базовом и продвинутом уровнях: очная,
индивидуально-групповая.
При объективной необходимости возможно использование дистанционных
форм обучения через мессенджер «Telegram», социальную сеть «Вконтакте».
Перечень видов занятий на стартовом, базовом и продвинутом уровнях:
лекции, беседы, викторины, конкурсы, тестирование, тематические и
практические
соревнования,
групповое
занятия,
самостоятельная
демонстрация,
проектирование,
работа,
семинары-дискуссии,
мастер-классы,
экскурсии,
игры,
круглые
столы,
консультации,
репетиции,
деловые, ролевые и имитационные игры, тренинги, социальные акции,
участие в выездных мероприятиях и сборах.
8
При использовании дистанционных форм обучения: видео-уроки,
видео мастер-классы.
Перечень
форм
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы на стартовом, базовом и продвинутом
уровнях:
творческий
отчёт,
самопрезентация,
презентация
готового
продукта, открытое занятие, выставка, эссе.
1.2.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Стартовый уровень.
Цель: формирование коммуникативных компетенций обучающихся через
знакомство с основными особенностями современной медиасферы.
Задачи:
Образовательные:
научить приемам коммуникации в «реальном» и «виртуальном» мире;
познакомить с методикой создания информационного контента в
различных форматах: текст, фото, графика, видео, аудио;
научить работать с фактами и их интерпретацией;
познакомить с основами фото- и видеосъёмки на профессиональную
технику.
Развивающие:
содействовать развитию внимательности, наблюдательности;
развивать грамотность устной речи, коммуникативных способностей;
развивать навыки планирования деятельности по заданию педагога.
Воспитательные:
пробудить интерес к культурным событиям, происходящим в мире,
крае, городе, образовательной организации;
сформировать качества: мобильности, быстроты реакции, готовности к
выполнению творческих заданий;
9
содействовать формированию позитивного отношения к своей стране и
малой Родине, к соотечественникам и гостям территории.
Базовый уровень.
Цель: содействовать развитию творческой социально и познавательной
активной личности в условиях деятельности подростковой мультимедийной
редакции.
Задачи:
Образовательные:
научить создавать социально значимую информационную продукцию в
различных форматах: фото, графика, видео, аудио;
выработать навыки ориентирования в современном информационном и
культурно-образовательном пространстве;
научить создавать текстовый журналистский материал в жанре
«заметка», «репортаж»;
познакомить с методикой организации пресс-конференции, правилам
ведения интервью;
изучить методику цифровой обработки фотографий и иллюстраций.
Развивающие:
развивать умение анализировать, обобщать, классифицировать и
систематизировать;
развивать умение принимать нестандартные решения в процессе
поиска интересной темы;
содействовать развитию грамотной речи и тактичного экспромта в
общении со спикерами;
развивать внимание к личности собеседника и умение выстроить ход
разговора в нужном направлении.
Воспитательные:
способствовать становлению активной жизненной позиции и
воспитанию культуры общения в коллективе;
10
способствовать формированию гражданско-патриотического
отношения обучающихся к своей стране и соотечественникам;
способствовать формированию уверенности в себе и своём деле;
способствовать повышению культуры личности обучающегося.
Продвинутый уровень.
Цель: углубить навыки технического творчества обучающихся посредством
профориентационный и проектной деятельности в условиях подростковой
мультимедийной редакции.
Задачи:
Образовательные:
отработать умения исследовательской деятельности, сопряженной со
сферой масс-медиа;
усовершенствовать навыки по созданию информационного контента в
различных форматах;
углубить навыки видео- и фотосъёмки;
освоить профессиональные программы для монтажа;
научить составлять сценарии для тематических роликов;
научить создавать лонгриды;
научить работать в формате проектной деятельности.
Развивающие:
продолжать развивать умение анализировать, обобщать,
классифицировать и систематизировать информацию;
развивать нестандартность мышления;
развивать навыки исследовательской работы;
развивать умение проводить логические связи между цепочкой
событий, синтезировать имеющиеся сведения в единое целое.
Воспитательные:
содействовать формированию гуманистических ценностей;
11
содействовать формированию эстетического вкуса, ответственного
отношения к происходящему вокруг;
содействовать воспитанию нравственного отношения к окружающим;
способствовать поддержанию и закреплению активной гражданской
позиции;
способствовать воспитанию любви к своей Родине.
1.3.
Планируемые результаты
Стартовый уровень.
Предметные результаты
самостоятельно искать необходимую информацию в интернете;
создавать медиапродукты в форматах текста и видео;
работать с файлами, папками и архиваторами;
знание основ технологии производства медиапродуктов;
начальные знания графических программ и программ видеомонтажа.
Метапредметные результаты
оценивать чужую и свою речь;
работать с информацией: извлекать, анализировать, обобщать её;
умение проводить анализ полученных результатов в рамках своей
деятельности;
умение подобрать свои оригинальные примеры, иллюстрирующие
изучаемый материал.
Личностные результаты.
проявлять таланты и творческие способности;
проявлять
доброжелательность
и
эмоционально-нравственную
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях;
12
развить умение не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
Базовый уровень.
Предметные результаты
работать с документами, созданными в программах Microsoft Word,
Microsoft Excel, Microsoft Power Point и их online-версиях;
создавать медиапродукты на различных платформах;
знание особенностей и характерных отличий профессий медиасферы и
журналистики;
знание истории печатной и телевизионной журналистики;
знание видов источников информации и умение работать с ними.
Метапредметные результаты
ставить общую цель и определять пути ее достижения;
работать с информацией: извлекать, анализировать, обобщать и
распространять её;
умение осуществлять поиск инновационных идей, актуальных тем;
начальные навыки критического анализа полученной информации.
Личностные результаты.
проявлять таланты и творческие способности;
проявлять
доброжелательность
и
эмоционально-нравственную
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях;
развить умение не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
Продвинутый уровень
Предметные результаты
13
презентовать себя и свои проекты;
выступать перед камерой и аудиторией;
использовать
технические
возможности
имеющейся
техники
максимально;
умение
пользоваться
техническими
устройствами
для
создания
качественного фото – и видеоконтента;
умения в сфере медиаиндустрии и медиапроектирования.
Метапредметные результаты
устанавливать причинно-следственные связи; выстраивать логические
цепочки рассуждений и т.д.;
аргументировать свои высказывания в дискуссиях при работе над
проектами;
умение
логически
обосновывать
суждения,
систематизировать
материал, создавать и реализовывать проекты.
Личностные результаты.
проявлять таланты и творческие способности;
проявлять
доброжелательность
и
эмоционально-нравственную
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях;
развить умение не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
1.4.
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Стартовый уровень
№
Название раздела, темы
Количество
часов
14
Формы
аттестации
Всего
Теория
Практика
(контроля)
Раздел 1. Основы медиакультуры
1.1 Введение в предмет.
1.2 Место и роль медиа в современном мире.
10
2
2
6
2
1
4
0
1
Беседа
Игра
1.3
2
1
1
2
1
1
2
1
1
30
1
16
1
14
0
Новые
медиа.
Визуальные
средства
коммуникации.
Критический
анализ
медиатекста.
1.4 Медиаобразование. Ключевые понятия.
Защита информации.
1.5
Реклама как особый вид медиатекстов.
Принципы создания рекламных
медиатекстов и их воздействия на
аудиторию.
Раздел 2. Журналистика
2.1 Журналистика. Общие понятия и принципы.
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
Беседа,
творческая
работа
Игра
Беседа,
творческая
работа
Роль
журналистики
в
обществе. 2
Журналистика и общественное мнение.
1
4
1
3
2
2
0
4
6
1
2
2
2
4
0
Факт и его интерпретация. Источники
информации.
СМИ и закон
Социальные
акции,
эксперименты
Функции журналистики
социальные 10
3
4
Профессия журналист. Качества,
необходимые журналисту. Инструментарий
журналиста.
Из истории русской журналистики. Детская 4
журналистика и юнкоровское движение
1
Анкетирование
Групповой
опрос
Групповой
опрос
Групповой
опрос
Творческое
задание
Тест
Творческое
задание
Беседа
Раздел 3. Фотодело
3.1. Фотография: история, виды, жанры.
3.3. Фотосъёмка мероприятий/фотопрогулка
42
2
22
10
1
5
32
1
17
Раздел 4. Кино и телевидение
4.1
Видеокамера. Устройство и принцип
66
10
12
4
54
6
Тест
12
2
10
Тест
4.2
работы
Видеооборудование. Принцип работы с
техникой.
15
Тест
Творческое
задание
4.3
Видеосъемка мероприятий
22
4
18
Творческое
задание
4.4
Учебный творческий минипроект
20
2
18
4.5
Защита проекта
2
0
2
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
148
44
104
ИТОГО
Содержание учебного (тематического) плана.
Стартовый уровень
Раздел 1. Основы медиакультуры.
1.1
Введение в предмет.
Теория. Понятие «медиа». Этапы развития медиакультуры.
Практика не предполагается.
1.2
Место и роль медиа в современном мире.
Теория. Обзор разновидностей медиа. Краткий перечень особенностей.
Практика. Поиск сходств и различий между различными формами
медиакультуры.
1.3
Новые медиа. Визуальные средства коммуникации. Критический
анализ медиатекста.
Теория. Понятие «медиатекст». Структура, логика построения.
Практика. Разбор примеров визуальных коммуникаций, поиск смысловой
нагрузки.
1.4
Медиаобразование. Ключевые понятия. Защита информации.
Теория.
Понятие
«медиаобразование».
Работа
с
информацией
как
обращение с данными, в т.ч. персональными.
Практика.
Обзор
примеров,
поиск
погрешностей
в
работе
медиаспециалистов при работе с информацией.
1.5
Реклама как особый вид медиатекстов. Принципы создания рекламных
медиатекстов и их воздействия на аудиторию.
16
Теория. Понятие «реклама». Отличительные особенности. Набор критериев,
позволяющих отличить рекламный материал от других.
Практика. Практический анализ медиатекстов на предмет содержания
рекламы. Разработка рекламного медиатекста.
Раздел 2. Журналистика.
2.1
Журналистика. Общие понятия и принципы.
Теория. Основные понятия и функции журналистики, краткая история
развития.
Практика не предполагается.
2.2
Роль журналистики в обществе. Журналистика и общественное мнение.
Теория. СМИ как четвёртая власть.
Практика. Анализ журналистских текстов, серьёзно повлиявших на
формирование общественного мнения.
2.3
Факт и его интерпретация. Источники информации.
Теория.
Работа
с
информацией:
правила,
примеры.
Принципы
интерпретации фактов.
Практика. Работа с грамотно составленными и неверно использованными
фактами.
2.4
СМИ и закон.
Теория. Закон «О СМИ»: ключевые положения.
Практика не предполагается.
2.5
Социальные акции, социальные эксперименты.
Теория. Понятие «социальный эксперимент», «социальная реклама». Показ
видео, используемых на массовую аудиторию Разбор. Показ детских работ –
победителей молодёжных конкурсов. Разбор.
Практика. Продумывание структуры собственных социальных акций
(планирование на год).
2.6
Функции журналистики.
Теория. Обзор функций журналистики.
17
Практика. Просмотр тематического фильма и обсуждение поведения
журналиста, анализ последствий и исполнения функций профессии.
2.7
Профессия журналист. Качества, инструментарий, обязанности и права.
Теория. Особенности профессии. Характеристики успешного журналиста.
Практика. Знакомство с личностями известных журналистов и их
творческого пути. Журналисты нашего города.
2.8
Из истории русской журналистики. Детская журналистика и
юнкоровское движение.
Теория. Интересные факты о юнкоровском движении. Особенности детской
журналистики до появления социальных сетей и сегодня. Просмотр страниц
и контента разных объединений юнкоров.
Практика не предполагается.
Раздел 3. Фотодело.
3.1.
Фотография: история, виды, жанры.
Теория. Обзор исторических и культурных особенностей развития
фотографии. Виды и жанры фотографии.
Практика. Поиск различий между кадрами по жанрам.
3.3.
Фотосъёмка мероприятий/фотопрогулка.
Теория. Особенности фотосъёмки. Особенности построения кадра.
Практика. Выход на территорию г. Полевского и работа со смартфоном.
Раздел 4. Кино и телевидение
4.1
Видеокамера. Устройство и принцип работы.
Теория. Обзор технического устройства видеокамеры.
Практика. Игра на соответствие определённой кнопки нужной функции.
Пробная съёмка.
4.2
Видеооборудование. Принцип работы с техникой.
Теория. Обзор минимального набора видеооборудования, необходимого для
съёмки видеосюжета. Особенности работы.
Практика. Знакомство с работой технических устройств.
18
4.3
Видеосъемка мероприятий.
Теория. Особенности видеосъёмки мероприятия.
Практика. Выход на территорию города, работа с техникой.
4.4
Учебный творческий проект.
Теория. Особенности разработки учебного проекта, этапы, сюжет.
Практика. Разработка и создание проекта.
4.5
Защита минипроекта.
Теория не предусмотрена.
Практика. Защита творческих проектов.
Учебный (тематический) план
Базовый уровень
№
Название раздела, темы
Количество
Формы
часов
аттестации
Всег Теор Прак (контроля)
о
ия
тика
Раздел 1. Журналистика
1.1
Социальные акции, социальные
эксперименты
1.2
Основы публицистического стиля.
Структура текста. Заголовок и
заголовочный комплекс
1.3
Лид и его роль в журналистском тексте.
Концовка и завершённый журналистский
текст
1.4
Этапы работы над материалом и
оформление текста публикации.
1.5
Введение в журналистские жанры
1.6
Информационные жанры. Заметка
1.7
Художественно - публицистические жанры.
1.8
1.9
Зарисовка
Аналитическая журналистика. Элементы
анализа в информационных жанрах.
Комментарий.
Опрос
19
156
18
38
6
118
12
6
2
4
6
2
4
Творческое
задание
6
2
4
6
6
10
2
2
2
4
4
8
8
2
6
Творческое
задание
Игра
Игра
Творческое
задание
Беседа
12
2
10
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
1.10
Интервью
12
2
10
1.11
Пресс-конференция
12
2
10
1.12
Репортаж
12
2
10
20
Подготовка специальных материалов в
рамках проекта Областной газеты «ОГ-ого».
22
Подготовка материалов для газеты Центра.
5
1.13
1.14
Раздел 2. Фотодело
2.1.
Фотосъёмка мероприятий
2.2.
Цифровая обработка изображений.
15
5
17
66
30
10
5
56
25
21
2
19
2.3.
Фотосъёмка мероприятий/фото - прогулка
9
2
7
2.4.
Творческий минипроект: фоторепортаж
4
1
3
2.5.
Защита проекта (фоторепортажа)
2
0
2
222
48
174
ИТОГО
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Педагогическое
наблюдение
Защита проектов
Содержание учебного (тематического) плана.
Базовый уровень
Раздел 1. Журналистика.
1.1
Социальные акции, социальные эксперименты.
Теория. Разбор существующих социальных акций.
Практика. Участие в социальных акциях, экспериментах.
1.2
Основы публицистического стиля. Структура текста. Заголовок и
заголовочный комплекс.
Теория. Понятие «текст», «публицистика». Создание и особенности
построения заголовочного комплекса.
Практика. Подбор заголовков для предложенных материалов.
1.3
Лид и его роль в журналистском тексте. Концовка и завершённый
журналистский текст.
20
Теория. Особенности построения
журналистского текста. Элементы.
Композиционная стройность.
Практика. Подбор лида к примерам, составление текста из предложенных
фрагментов.
1.4
Этапы работы над материалом и оформление текста публикации.
Теория. Этапы работы над материалом.
Практика. Написание полного текста для публикации.
1.5
Введение в журналистские жанры.
Теория. Общий обзор жанровой палитры печатной прессы.
Практика. Чтение и разбор примеров, различение жанров.
1.6
Информационные жанры. Заметка.
Теория. Особенности формирования заметки.
Практика. Написание заметки.
1.7
Художественно-публицистические жанры. Зарисовка.
Теория.
Особенности
художественной
публицистики.
Построение
зарисовки.
Практика. Написание зарисовки.
1.8
Аналитическая журналистика. Элементы анализа в информационных
жанрах. Комментарий.
Теория. Особенности аналитического жанра.
Практика. Написание текстов в аналитическом жанре.
1.9
Опрос.
Теория. Суть опроса, методика взятия комментариев у респондентов.
Практика. Подготовка тематических опросов.
1.10 Интервью.
Теория.
Особенности
понятия
«интервью»,
предварительная работа с информацией.
Практика. Общение с героем и написание интервью.
1.11 Пресс-конференция.
21
подготовка
вопросов,
Теория. Особенности организации пресс-конференции.
Практика. Проведение (и/или) участие в пресс-конференции.
1.12 Репортаж.
Теория. Понятие «репортаж».
Практика. Выход «в поля» и написание репортажа.
1.13. Подготовка специальных материалов в рамках проекта Областной
газеты «ОГ - ого».
Теория. Обсуждение предстоящего материала, задания редакции.
Практика. Работа над материалами.
1.14. Подготовка материалов для газеты Центра.
Теория. Обсуждение предстоящего материала.
Практика. Работа по созданию контента.
Раздел 2. Фотодело.
2.1.
Фотосъёмка мероприятий.
Теория.
Особенности
фотосъёмки
на
фотоаппарат.
Устройство
фотоаппаратуры. Построение кадра.
Практика. Фотографирование композиционных постановок.
2.2.
Цифровая обработка изображений.
Теория. Особенности и методика обработки изображений. Работа в
фоторедакторах.
Практика. Отработка приёмов на практике при работе в фоторедакторе.
2.3.
Фотосъёмка мероприятий/фотопрогулка.
Теория. Обзор предстоящей фотопрогулки.
Практика.
Выход
на
территорию
города,
фоторепортажа.
2.4.
Творческий минипроект: фоторепортаж .
Теория. Обзор предстоящих вариантов репортажей.
Практика. Фотосъёмка репортажа.
2.5.
Защита минипроекта (фоторепортажа).
22
работа
по
созданию
Теория не предусмотрена.
Практика. Защита фотопроекта.
Учебный (тематический) план
Продвинутый уровень
№
Название раздела, темы
Количество
часов
Формы
аттестации
(контроля)
Всего Теор
ия
Прак
тика
205
48
157
1.1. Видеосъемка мероприятий и монтаж
60
5
55
1.2. Введение в тележурналистику
1.3. Телевизионный сюжет
6
8
6
2
6
6
12
6
12
2
2
0
1.7. Человек в кадре
6
1
5
1.8. Монтажный план сюжета
6
1
5
1.9 Освоение программ монтажа
22
6
16
1.10 Публикация на видеохостингах
16
3
13
1.11 Создание телевизионных сюжетов,
репортажей. Игровые фильмы и ролики.
1.12 Кино и ТВ: проектная деятельность.
Введение и разработка проектов.
1.13 Защита проектов.
13
1
12
Раздел 1. Кино и телевидение
1.4. Жанры
современного
телевидения. 18
Интервью. Телезарисовка.
1.5 Репортаж: искусство видеть и рассказывать. 18
1.6
Композиция кадра
Раздел 2. Мультимедийный лонгрид
26
6
20
4
1
3
17
23
0
7
10
Творческое
задание
Игра
Творческое
задание
Игра
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Тест,
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Педагогическое
наблюдение
Защита
проектов
2.1.
Обзор онлайн-платформ для верстки
лонгрида
2
2
0
Использование сервиса Tilda Publishing для
создания лонгридов
ИТОГО
12
5
10
222
55
167
2.2
Тест
Творческое
задание
Содержание учебного (тематического) плана.
Продвинутый уровень
Раздел 1. Кино и телевидение.
1.1.
Видеосъемка мероприятий и монтаж.
Теория. Планирование и особенности съёмки необходимого мероприятия.
Практика. Анализ отснятого материала и процесс монтажа.
1.2.
Введение в тележурналистику.
Теория. Исторические особенности развития тележурналистики. Известные
тележурналисты.
Практика не предполагается.
1.3.
Телевизионный сюжет.
Теория. Правила построения сюжета. Особенности работы телекора.
Практика. Анализ представленных сюжетов.
1.4.
Жанры современного телевидения. Интервью. Телезарисовка.
Теория. Обзор жанров современного телевидения.
Практика. Разработка вопросов к респондентам, съёмка интервью и
зарисовки.
1.5
Репортаж: искусство видеть и рассказывать.
Теория. Особенности телерепортажа.
Практика. Съёмка репортажа.
1.6
Композиция кадра.
Теория. Особенности выстраивания видеокадра. Крупность.
Практика не предполагается.
1.7.
Человек в кадре.
24
Теория. Особенности работы с живыми объектами съёмки.
Практика. Съёмка «говорящей головы» и стендапа.
1.8.
Монтажный план сюжета.
Теория. Особенности монтажа. Формирование «монтажной сцены».
Практика. Монтаж сюжета.
1.9
Освоение программ монтажа.
Теория. Обзор монтажных программ и их функций.
Практика.
Работа в предложенных монтажных программах, анализ
функций, качества и возможностей готового продукта.
1.10 Публикация на видеохостингах.
Теория. Обзор существующих видеохостингов, особенности размещения
материалов.
Практика. Размещение материалов на практике, подводные камни процесса.
Создание телевизионных сюжетов, репортажей. Игровые фильмы и ролики.
Теория. Сюжет как проект. Особенности сюжета и репортажа на ТВ.
Методика построения сценария для игрового ролика.
Практика. Процесс съёмки и монтажа сюжетов, репортажей, постановочных
игровых видео.
1.12 Кино и ТВ: проектная деятельность. Введение и разработка проектов.
Теория. Введение в проектную деятельность. Правила и особенности
выбора темы, методика работы над проектом. Разработка индивидуальных
планов по разработке проектов с обучающимися.
Практика. Описание проблемы. Сбор информации, работа с источниками,
подготовка
материала,
анализ
и
синтез
полученной
информации,
построение тезисно-аргументированной концепции проекта, доказательство
гипотезы.
1.13 Защита проектов.
Теория.
Основные
правила
защиты
проектов.
иллюстрация, ответы на вопросы экспертов.
25
Тезис-подтверждение,
Практика. Защита проектов.
Раздел 2. Мультимедийный лонгрид.
2.1.
Обзор онлайн-платформ для верстки лонгрида.
Теория. Перечень онлайн-платформ для верстки лонгрида, их особенности.
Практика не предполагается.
2.2
Использование сервисов для создания лонгридов.
Теория. Обзор функционала существующих сервисов для создания
лонгрида.
Практика. Разработка и создание мультимедийных историй. Презентация
мультимедийных историй.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
№
Количество
Основные характеристики
образовательного процесса
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов (всего)
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы
9.
Сроки проведения аттестации
10.
Режим занятий
11.
Выходные дни
12.
Окончание учебного года
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
37
74
4
148
17
20
01.09.
01.06 – 31.08,
01.01. – 09.01.
15.12-20.12,
15.05-20.05
37
111
6
222
17
20
01.09.
01.06 – 31.08,
01.01. – 09.01.
15.12-20.12,
15.05-20.05
37
111
6
222
17
20
01.09.
01.06 – 31.08,
01.01. – 09.01.
15.12-20.12,
15.05-20.05
2 раза в
3
раза
в 3
раза
в
неделю по 2 неделю по 2 неделю по 2
часа
часа
часа
Суббота, воскресенье. Праздничные дни,
установленные законодательством РФ
31.05
31.05
31.05
2.2. Условия реализации программы
26
Материально-технические
материалы
и
кадровые
условия,
методические
Для успешной реализации программы «Поколение Медиа. 2.0 (основы ИКТ и
журналистики)» необходимы:
− учебный кабинет, оснащенный необходимой мебелью и средствами
обучения (стулья, шкаф, доска/флипчарт, стол педагога, столы для детей);
− студия записи, оснащённая необходимой мебелью (мобильным фоном для
видеостудии, стульями для ведущего и гостей, столом для ведущего (при
наличии);
− технические средства обучения (зеркальный фотоаппарат, видеокамера,
мультимедийный проектор и экран, компьютер, ноутбук, микрофоны,
учебные смартфоны, диктофон, петличная радиосистема, современные
штативы-стабилизаторы, световое студийное оборудование);
Кадровые
условия:
программу
реализует
педагог
дополнительного
образования, имеющий высшее профессиональное образование, прошедший
профессиональную переподготовку по должности педагог дополнительного
образования
и
курсы
повышения
квалификации
по
направлению
деятельности программы.
Методические материалы
Дидактические материалы:
дидактические материалы по каждому из модулей, которые содержат
материал
для
работы
с
обучающимися
по
темам
«Основы
медиакультуры», «Журналистика», «Фото», «Кино и телевидение»,
«Мультимедийный лонгрид».
инструкции и алгоритмы по подготовке творческих проектов.
Занятия организуются с применением следующих методов:
эвристический – метод творческой деятельности;
проблемный – постановка проблемы и самостоятельный поиск ее
решения обучающимися;
27
исследовательский – набор операций, которые необходимо выполнить
в
ходе
выполнения
практических
работ
(форма:
проектная
деятельность);
репродуктивный – воспроизведение знаний и способов деятельности
(форма: подготовка сюжетов и текстов по образцу, беседа, упражнение
по аналогу).
Формы занятий:
практические занятия в группах;
беседа;
интервью с деятелем искусства и другими медиаличностями;
участие в съёмках игровых (тематических) роликов;
творческое занятие (импровизационное, сочинительское, игровое);
комбинированное;
экскурсия;
дискуссия.
Образовательные технологии, используемые в работе, представлены:
технологией проектного обучения (выполнение творческих проектов),
технологией индивидуальной творческой деятельности;
технологией коллективного совместного обучения (работа в паре,
принятие совместных решений, работа в парах сменного состава);
технологией программированного обучения (работа с инструкциями,
схемами, видео).
В результате применения данных технологий обучающиеся смогут
овладеть множеством технических приемов и освоить широкий арсенал
коммуникационных
возможность
навыков.
работать
в
Каждый
обучающийся
индивидуальном
темпе,
получит
повышается
ответственность за результат коллективной работы, актуализируются
полученные опыт и знания.
28
В построении образовательного процесса используются принципы:
принцип систематичности. Необходимо постоянно оттачивать то или
иное действие для того, чтобы сформировался навык и умение.
Необходимо объяснить детям, что для успешной реализации в сфере
медиа необходимо постоянное, систематическое совершенствование;
принцип
вариативности.
Широкое
видоизменение
упражнений,
условий их выполнения, разнообразие методов их применения,
обновление форм и содержания занятий;
принцип «от простого к сложному», от легкого к трудному, от
известного к неизвестному. Весь процесс обучения и воспитания
должен отвечать условиям доступности. Постепенное, но неуклонное
повышение нагрузки, увеличение объема знаний и усложнение
выполняемых обучающимися заданий;
принцип индивидуализации требует построения и проведения занятий
с учетом индивидуальных особенностей обучающихся: пол, возраст,
состояние здоровья. Необходимо также учитывать психологическую
совместимость партнёров при выполнении практических заданий.
Структура занятия:
1. Организация начала занятия (актуализация знаний).
2. Постановка цели и задач занятия (мотивация).
3. Теоретическая часть (ознакомление с новым материалом).
4. Практическая часть (первичное закрепление навыков).
5. Проверка первичного усвоения знаний.
6. Рефлексия.
7. Рекомендации для самостоятельной работы.
2.3. Формы контроля и оценочные материалы
Отслеживание результатов освоения дополнительной общеобразовательной
программы осуществляется с помощью:
29
диагностики
сформированных
предметных,
метапредметных
компетенций и личностных результатов обучающихся в процессе
демонстрации
практических
знаний
и
умений
на
занятиях;
индивидуальных бесед, опросов; выполнении самостоятельных работ;
защиты и реализации проектов.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
презентация и защита индивидуальных или групповых творческих
работ и проектов;
портфолио учащихся.
Контрольно-диагностический материал
Диагностика
результатов
освоения
обучающимися
дополнительной
общеобразовательной программы «Поколение Медиа. 2.0 (основы ИКТ и
журналистики)» проводится на различных этапах освоения материала.
Диагностируются
два
аспекта:
уровень
обученности
и
уровень
воспитанности обучающихся.
Диагностика обученности – это оценка уровня сформированности знаний,
умений и навыков обучающихся на момент диагностирования, включающая
в себя:
• контроль;
• проверку;
• оценивание;
• накопление статистических данных и их анализ;
• выявление их динамики;
• прогнозирование результатов.
Наряду с обучающими задачами, программа «Поколение Медиа. 2.0 (основы
ИКТ и журналистики)» призвана решать и воспитательные задачи.
Существующая воспитательная система создает особую ситуацию развития
коллектива
обучающихся,
стимулирует,
обогащает
и
дополняет
их
деятельность. Ведущими ценностями этой системы является воспитание в
30
каждом
ребенке
человечности,
доброты,
гражданственности,
патриотического, творческого и добросовестного отношения к труду,
бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа.
Диагностика
воспитанности
сформированности
реализуемых
в
–
личностных
системе
это
процесс
свойств
межличностных
и
определения
качеств
отношений
уровня
обучающегося,
(по
методике
«Ценностные ориентации» М. Рокича проходит дважды в год – в сентябре и в
мае). На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или
коррекция
направленности
и
содержания
основных
компонентов
воспитательной работы.
В процессе обучения и воспитания применяются универсальные
способы отслеживания результатов: педагогическое наблюдение, опросники,
тесты, методики, проекты.
Для проверки эффективности и качества реализации дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
применяются
различные виды контроля и формы отслеживания результатов.
Виды контроля включают:
входной контроль проводится в начале учебного года (сентябрь).
Ведется для выявления у обучающихся имеющихся знаний, умений и
навыков;
промежуточный контроль (декабрь-январь) проводится в середине
учебного года. Позволяет оценить степень освоение программы на
данном этапе;
итоговый контроль (апрель-май) проводится в конце каждого учебного
года, позволяет оценить результативность освоения программы за
учебный год.
В процессе обучения и воспитания применяются универсальные способы
отслеживания результатов:
входной контроль (опросники, тестирование, беседа);
31
текущий (потемный) контроль (педагогическое наблюдение, беседы по
изучаемым темам, опросы, блиц-опросы, решение практических задач,
игра, создание медиапродукта);
тематический контроль (тестовые задания, решение ситуационных
задач, презентации по теме или проблеме, создание медиапродукта);
итоговый контроль (дискуссия, круглый стол, защита творческих
проектов, зачёт).
Проверка
достигаемых
обучающимися
образовательных
результатов
производится в следующих формах:
Формы текущего контроля:
анализ
выполнения
(репродуктивного,
заданий
различного
уровня
сложности
творческого,
поискового,
исследовательского),
проведение видеосъемок по заданной теме, монтаж и сдача готового
телематериала;
тестирование и анкетирование, самостоятельная творческая работа и её
обсуждение в группах, участие в конкурсах и фестивалях.
Итоговый контроль проводится в конце года обучения и предполагает
комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным
целям
и направлениям
программы.
Мониторинг
образовательных и
личностных результатов может проходить в форме представления авторского
творческого проекта, или же осуществляться в форме анализа творческой
работы обучающихся на занятиях: тестирование, использование беседы и
практических заданий, обсуждение и исправление ошибок в практических
заданиях.
В рамках реализации программы «Поколение Медиа. 2.0 (основы ИКТ и
журналистики)» оценивается формирование:
1. предметных компетенций по следующим показателям:
умение
пользоваться
техническими
качественного фото - и видеоконтента;
32
устройствами
для
создания
знание особенностей и характерных отличий журналистики от других
профессий;
знание основ технологии производства медиапродуктов;
знание видов источников информации и умение работать с ними.
начальные знания графических программ и программ видеомонтажа;
основные
представления
и
умения
в
сфере
медиаиндустриии
медиапроектирования,
знание видов и источников информации.
2. метапредметных компетенций по следующим показателям:
умение осуществлять поиск инновационных идей, актуальных тем;
начальные навыки критического анализа полученной информации;
умение проводить анализ полученных результатов в рамках своей
деятельности;
умение подобрать свои оригинальные примеры, иллюстрирующие
изучаемый материал;
умение логически обосновывать суждения, систематизировать материал,
создавать и реализовывать проекты.
3. личностных результатов по следующим показателям:
положительная мотивация к обучению и самосовершенствованию;
целенаправленный
интерес
к
изучаемой
технической
сфере
деятельности;
толерантное отношение в межличностном общении и взаимодействии;
осознание ответственности за свои слова и поступки.
Оценочные материалы.
Стартовый уровень
Таблица для мониторинга предметных результатов программы
«Поколение Медиа. 2.0 (основы ИКТ и журналистики)»
33
Условные обозначения степени освоения:
• «Н» - низкая (качество выражено слабо)
• «С» - средняя (качество выражено удовлетворительно)
• «В» - высокая (ярко-выраженное качество)
№ Показатели освоения программы
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
ФИО учащихся
Знает историю развития средств массовой
коммуникации
Знает функции специалистов разных
профессий медиасферы
Знает основные жанры журналистики
Знает правила сценической речи и речевого
этикета
Знает правила этики журналиста
Способен грамотно писать тексты в
нескольких жанрах
Способен вежливо и грамотно общаться с
другими членами творческого коллектива и
незнакомыми людьми
Способен подготовить вопросы для
интервью, естественно вести себя в кадре
Знает особенности средств массовой
информации и коммуникации, роль газет,
телевидения и интернет - сообществ в жизни
общества
Знает правила создания фоторепортажей
Знает правила взаимодействия на съемочной
площадке
Знает основные тенденции развития
медиасферы
Способен найти тему информационный повод
для статьи или сюжета
Способен писать сценарии
Способен монтировать и озвучивать отснятый
материал
Входной контроль. При входном контроле (поступление на программу)
используется анкетирование с последующим обсуждением результата и
беседой. Вопросы анкеты составлены с учетом возраста учащихся. В анкету
включены вопросы закрытые (с выбором ответов), так и открытые (напиши
свой ответ…).
Анкета для входного контроля
34
1. Есть ли у тебя опыт литературной и журналисткой деятельности?
(возможно выбрать несколько ответов):
o Есть публикации в зарегистрированных СМИ
o Есть публикации в школьных стенгазетах
o Есть публикации в Интернете
o Есть неопубликованные стихи, рассказы, журналистские материалы
o Нет никакого опыта
2. Есть ли у тебя опыт фотографирования? (возможно выбрать несколько
ответов):
o Есть опыт фотосъёмки на крупных школьных/городских мероприятиях в
качестве аккредитованного фотографа (съёмка на профессиональный
фотоаппарат)
o Есть опыт фотосъёмки школьных мероприятий
o Есть опыт фотосъёмки событий из своей жизни
o Есть опыт фотосьёмки селфи
o Нет никакого опыта
3. Есть ли у тебя опыт видеосъёмки? (возможно выбрать несколько ответов):
o Есть опыт видеосъёмки на крупных школьных/городских мероприятиях в
качестве основного видеооператора (съёмка на профессиональную камеру)
o Есть опыт видеосъёмки школьных мероприятий
o Есть опыт видеосъёмки событий из своей жизни
o Есть опыт видеосъёмки лайфов
o Нет никакого опыта
4. Есть ли у тебя опыт ведения своего блога? (возможно выбрать несколько
ответов):
o Есть опыт ведения странички в соцсети с обновлением не реже одного раза
в неделю и подписчиков/друзей более 200
o Есть опыт ведения странички в соцсети с обновлением не реже одного раза
в 2 недели и подписчиков/друзей более 100
o Есть опыт ведения странички в соцсети с обновлением не реже одного раза
в 3 недели и подписчиков/друзей более 50
o Есть опыт ведения странички в соцсети с обновлением один раз в месяц и
реже, подписчиков/друзей до 50
o Нет никакого опыта
5. Как ты оцениваешь свои компьютерные навыки? (1 – очень слабые, 2 –
слабые, 3 – средние, 4 – хорошие, 5 – очень хорошие).
ДАЙ ТОЛЬКО ОДИН ОТВЕТ В КАЖДОЙ СТРОКЕ
Навыки/оценка
«1»
«2»
«3»
«4»
«5»
MS Office Word
35
AdobePremier
AdobePhotoshop
Adobe PowerPoint
MS Excel
Интернет-браузер
Социальная сеть
«Вконтакте»
Другие сайты/
порталы
Задания для беседы и установления контакта с обучающимся, понимание
его склонностей, желаний и понимания дальнейшей конструктивной работы
(не для оценки):
6.Напиши, кем ты хочешь стать в будущем? ___________________________
7. Почему ты выбрал именно эту профессию (направление)?____________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Напиши свою мечту_________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Нарисуй свою мечту
10. Напиши, кто твой кумир и почему?_________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Промежуточный
контроль.
Проводится
в
форме
собеседования.
Собеседование с обучающимися проводится по следующим вопросам.
1. Основные правила этики журналиста.
36
2. Чем отличается журналист газеты от журналиста телеканала?
3. Назови основные жанры печатной журналистики.
4. Назови основные жанры ТВ-журналистики.
5. Какова роль газет, телевидения и интернет-сообществ в жизни общества
сегодня? В прошлом веке? В позапрошлом? Что выходило в СМИ на первый
план с течением времени?
6*. Известные люди нашего города.
Критерии оценивания собеседования:
1. Орфоэпические ошибки, речевые нормы и богатство речи;
2. Фактологическая и смысловая точность ответов;
3. Умение услышать вопрос, уловить суть и ответить точно и конкретно.
Итоговый контроль. Проводится для выпускников всех трёх лет обучения в
форме оценки отчётной работы обучающегося (фоторепортаж, видеосюжет,
статья) по 100-бальной шкале. Данный инструмент позволяет провести
сравнительный анализ развития обучающихся.
Общие критерии оценивания фоторепортажа:
1. Наличие продуманной идеи, необычность задумки = 0-25 баллов.
2. Эстетичность, композиционная стройность ряда фотографий = 0-25 баллов.
3. Качество съёмки использованных фоторабот = 0-25 баллов.
4. Наличие необычных подходов в фотосъёмке = 0-25 баллов.
Критерии оценивания видеосюжета:
1. Наличие продуманной идеи, необычность сюжетной линии = 0-25 баллов.
2. Монтаж = 0-25 баллов.
3. Качество съёмки = 0-50 баллов.
Критерии оценивания статьи:
1. Наличие продуманной идеи, необычность, оригинальность сюжетной
линии = 0-15 баллов.
2. Грамотность = 0-35 баллов.
3. Композиционная стройность текста, выдержанность жанра = 0-50 баллов.
37
Базовый уровень
Таблица для мониторинга предметных результатов
программы «Поколение Медиа. 2.0 (основы ИКТ и журналистики)»
Условные обозначения степени освоения:
• «Н» - низкая (качество выражено слабо)
• «С» - средняя (качество выражено удовлетворительно)
• «В» - высокая (ярко-выраженное качество)
№ Показатели освоения программы
п/п
1 Знает основные этапы работы над материалом
2 Умеет оформлять текст публикации,
формировать заголовочный комплекс
3 Знает специфику информационных жанров
4
5
6
7
8
9
10
ФИО учащихся
Знает специфику художественных жанров
Знает специфику аналитических жанров
Умеет проводить опрос и брать интервью
Знает методику подготовки прессконференции
Знает особенности съёмки фоторепортажа
Умеет обрабатывать цифровые изображения
Умеет пользоваться профессиональной
фотоаппаратурой
Входной контроль.
Проводится в форме собеседования по одной из трёх тем:
1. Текст в нашей жизни.
2. Фотография как способ запечатлеть момент.
3. Видео в соцсетях и на ТВ: особенности, сходство и различия.
Промежуточный
контроль.
Проводится
в
форме
собеседования.
Собеседование с обучающимися проводится по следующим вопросам.
1.Этика журналиста. Ответственность журналиста.
2. Чем отличается главный редактор от учредителя? Назови основные
функции главного редактора ПП?
3. Сюжет. Правила съёмки.
4. Построение кадра.
38
5.По какому плану строится заметка?
6*.Известные люди нашего города.
Критерии оценивания собеседования:
1. Орфоэпические ошибки, речевые нормы и богатство речи;
2. Фактологическая и смысловая точность ответов;
3. Умение услышать вопрос, уловить суть и ответить точно и конкретно.
Итоговый контроль. Проводится для выпускников всех трёх лет обучения в
форме оценки отчётной работы обучающегося (фоторепортаж, видеосюжет,
статья) по 100-бальной шкале. Данный инструмент позволяет провести
сравнительный анализ развития обучающихся.
Общие критерии оценивания фоторепортажа:
1. Наличие продуманной идеи, необычность задумки = 0-25 баллов.
2. Эстетичность, композиционная стройность ряда фотографий = 0-25 баллов.
3. Качество съёмки использованных фоторабот = 0-25 баллов.
4. Наличие необычных подходов в фотосъёмке = 0-25 баллов.
Критерии оценивания видеосюжета:
1. Наличие продуманной идеи, необычность сюжетной линии = 0-25 баллов.
2. Монтаж = 0-25 баллов.
3. Качество съёмки = 0-50 баллов.
Критерии оценивания статьи:
4. Наличие продуманной идеи, необычность, оригинальность сюжетной
линии = 0-15 баллов.
5. Грамотность = 0-35 баллов.
6. Композиционная стройность текста, выдержанность жанра = 0-50 баллов.
Продвинутый уровень
Таблица для мониторинга предметных результатов
программы «Поколение Медиа. 2.0 (основы ИКТ и журналистики)»
39
Условные обозначения степени освоения:
• «Н» - низкая (качество выражено слабо)
• «С» - средняя (качество выражено удовлетворительно)
• «В» - высокая (ярко-выраженное качество)
№ Показатели освоения программы
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ФИО учащихся
Знает специфику видеосъёмки мероприятий
Умеет монтировать телевизионный сюжет
Знает специфику постановки социального
ролика/ социальной рекламы
Различает телевизионные жанры
Умеет публиковать видеофайлы на хостингах
Умеет создавать лонгриды
Понимает особенности композиционного
построения кадра
Знает особенности работы в кадре
Владеет навыками работы с медиаконтентом
Знает особенности современного блогинга
Входной контроль.
Проводится в форме собеседования по одной из трёх тем:
1. Я - медиаличность. Что должен знать блогер?
2. Фотокор и видеооператор: сходства и различия в работе.
3. Ведущий новостей и шоу: сходства и различия.
Промежуточный
контроль.
Проводится
в
форме
собеседования.
Собеседование с обучающимися проводится по следующим вопросам.
1. Кодекс этики журналиста.
2. Игровой фильм. Этапы создания.
3. Статья. Подводные камни для журналиста.
4. Лонгрид и презентация.
5. Люди и профессии нашего города.
Критерии оценивания собеседования:
1. Орфоэпические ошибки, речевые нормы и богатство речи;
2. Фактологическая и смысловая точность ответов;
40
3. Умение услышать вопрос, уловить суть и ответить точно и конкретно.
Итоговый контроль. Проводится для выпускников всех трёх лет обучения в
форме оценки отчётной работы обучающегося (фоторепортаж, видеосюжет,
статья) по 100-бальной шкале. Данный инструмент позволяет провести
сравнительный анализ развития обучающихся.
Общие критерии оценивания фоторепортажа:
1. Наличие продуманной идеи, необычность задумки = 0-25 баллов.
2. Эстетичность, композиционная стройность ряда фотографий = 0-25 баллов.
3. Качество съёмки использованных фоторабот = 0-25 баллов.
4. Наличие необычных подходов в фотосъёмке = 0-25 баллов.
Критерии оценивания видеосюжета:
1. Наличие продуманной идеи, необычность сюжетной линии = 0-25 баллов.
2. Монтаж = 0-25 баллов.
3. Качество съёмки = 0-50 баллов.
Критерии оценивания статьи:
7. Наличие продуманной идеи, необычность, оригинальность сюжетной
линии = 0-15 баллов.
8. Грамотность = 0-35 баллов.
9. Композиционная стройность текста, выдержанность жанра = 0-50 баллов.
Лист мониторинга метапредметных результатов обучающихся
Критерии оценки
метапредметных
результатов
Фамилии учащихся
Свобода восприятия
теоретической
информации
41
Умение сравнивать
анализировать,
обобщать, выделять
главное
Освоение
начальных навыков
выполнения
Свобода владения
инструментами
Аккуратность
выполнения
практической
работы
Оригинальность
выполнения
практической
работы
Для подсчета итогового показателя необходимо сосчитать сумму баллов по
каждому обучающемуся, присвоив за каждый критерий свою оценку.
«Низкий уровень» - 1;
«Средний уровень» - 2;
«Высокий уровень» -3.
Критерии
Высокий уровень
оценки
метапредметных
Средний уровень
Низкий уровень
Воспринимает, но
приходится
повторять и
напоминать
Плохо
воспринимает
новый материал.
Требует постоянной
помощи.
результатов
Свобода
восприятия
теоретической
информации
Легко
воспринимает
информацию,
хорошо
запоминает и
умеет применить
на практике
42
Умение
сравнивать
анализировать,
обобщать,
выделять
главное
Умеет сравнивать
техники, понятия,
знает отличия,
умеет применять,
критично
анализировать
свою работу.
Умеет ставить и
идти к цели.
Работает по плану,
выполняя
инструкции. Ставит
цели, но нуждается
в помощи и
разъяснениях.
Может оценить
свою работу.
Освоение
начальных
навыков
выполнения
Знает технологию
и умеет
самостоятельно
выполнять
последовательност
ь изготовления
изделия.
Знает технологию,
Свобода
владения
инструментами
Хорошо владеет
всеми изученными
материалами и
инструментами для
творчества. Умеет
организовать
рабочее место.
Соблюдает все
правила Т.Б. и
личной гигиены.
В основном владеет
всеми изученными
материалами и
инструментами для
творчества. Умеет
организовать
рабочее место.
Соблюдает все
правила Т.Б. и
личной гигиены при
напоминании.
Не владеет в
должной мере
инструментами, не
умеет организовать
рабочее место.
Выполнят работу с
небольшими
недочетами с
небольшой
помощью
Работа выполнена
не аккуратно с
помощью педагога.
Аккуратно и
экономно
пользуется
материалами.
Аккуратность
выполнения
практической
работы
Выполняет работу
самостоятельно и
аккуратно.
Плохо владеет
информацией не
умеет
анализировать, не
активен при
выполнении работы,
не ставит цели.
Плохо знает
технологию и
Освоил не все
последовательность
приемы выполнения
изготовления.
операций.
Нужна постоянная
Требуется помощь
помощь педагога.
педагога.
43
Не умеет
организовать
рабочее место.
Нарушает правила .
не убирает рабочее
место. Не
аккуратен.
Оригинальность
выполнения
практической
работы
Работа выполнена
оригинальна
Работа выполнена
точно по плану.
Оригинальность не
присутствует, не
аккуратно.
Посмотреть, чему равна сумма и выставить итоговую оценку
(Низкий 7- 12 баллов, Средний 13-17 баллов, Высокий 18-21 балл).
Инструкция к мониторингу достижений личностных результатов
обучающихся.
Лист мониторинга личностных результатов обучающихся
Критерии
оценки
метапредметных
результатов
Степень
познавательной
активности
Фамилии учащихся
Интерес к
участию в
олимпиадах,
конференциях,
конкурсах
различного
уровня и
направленности.
Представление о
принципах и
нормах морали
(уровень
осознанности и
принятия
российского
государства и
общества,
коллектива,
семьи , другого
человека как
личности)
44
Уровень
мотивации к
общению и
сотрудничеству
Высокий уровень - 3 балла,
средний уровень – 2 балла,
низкий уровень – 1 балл.
Критерий «Сформированность к познавательной, творческой и иной
деятельности воспитанника»
показатель
низкий
средний
высокий
Степень
познавательной
активности
Не проявляет
устойчивого
интереса к знаниям.
На занятиях в
основном пассивен.
Часто пропускает
занятия
Интерес к
Участие не
участию в
принимает.
олимпиадах,
конференциях,
конкурсах
различного
уровня и
направленности.
В процессе
восприятия
учебного
материала
проявляет
степень интереса
к знаниям.
Активен при
поддержке
педагога,
демонстрирует
хорошие
способности к
обучению.
Занятия
пропускает редко
Проявляет
высокую степень
интереса к
знаниям, в
процессе
получения знаний
активен и
организован.
Участвует в
качестве зрителя
или исполнителя
поручений
педагога.
Проявляет
личную
заинтересованнос
ть к участию в
олимпиадах,
конференциях,
конкурсах
различного
уровня и
направленности
Критерий «Сформированность нравственно-эстетического потенциала
обучающегося
45
показатель
Представление
о принципах и
нормах морали
(уровень
осознанности и
принятия
российского
государства и
общества,
коллектива,
семьи , другого
человека как
личности)
низкий
Нарушены
представления о
нормах морали и
принципах.
средний
Осознает и
принимает
государства,
коллектива,
семьи, личности и
индивидуальност
и другого
человека.
Понимает
необходимость в
жизни норм и
морали.
высокий
Уважает и
принимает
принципы
российского
государства и
общества,
коллектива,
семьи, личности и
индивидуальност
и другого
человека.
Руководствуется
в жизни
моральными
нормами и
законами.
Уровень
Сохраняет
Проявляет
Занимает
мотивации к
отстраненную
интерес к
социально
общению и
позицию, временами общественной
активную
сотрудничеству. полностью избегает жизни
позицию
общения и
коллектива.
(принимает
взаимодействия
Открыт для
участие в акциях,
избегает.
общения с
волонтерском
другими людьми, движении,
но иногда
является членом
испытывает
общественных
затруднения при
организаций).
установлении
Имеет высокий
контакта и
уровень
отношений
мотивации к
сотрудничества.
общению и
сотрудничеству.
Для подсчета итогового показателя необходимо сосчитать сумму
баллов по каждому обучающемуся, присвоив за высокий уровень – 3 балла,
средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл.
Подсчитать сумму и выставить итоговую оценку: высокий -11-12 баллов,
средний-7-10 баллов, низкий-4-6 баллов.
46
4. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Алексеев, К.А. Спортивная журналистика: учебник для магистров / К.А.
2. Алексеев, С.Н. Ильченко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 427 c.
3. Баранова, Е.А. Конвергентная журналистика. теория и практика: Учебное
пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Баранова. – Люберцы:
Юрайт, 2016. – 269 c.
4. Березин, В.М. Фотожурналистика: учебник / В.М. Березин. –
Люберцы:Юрайт, 2016. – 226 c.
5. Билтон,
Н.
Шокирующий
Интернет.
Реальные
истории
в
расследованияхизвестных журналистов / Н. Билтон, Дж. Бартлетт. – М.:
Эксмо, 2017. – 288 c.
6. Бобров, А.А. Журналисты шутят. Инструкция по разведению слухов / А.А.
7. Бобров. – М.: Алгоритм, 2016. – 26 c.
8. Богуславская,
В.В.
Моделирование
текста:
лингвосоциокультурнаяконцепция: Анализ журналистских текстов / В.В.
Богуславская. – М.:Издательство ЛКИ, 2017. – 280 c.
9. Быков, А.Ю. История зарубежной журналистики: учебник для бакалавров
/А.Ю. Быков, Е.С. Георгиева, С.А. Михайлов. – Люберцы: Юрайт, 2016. –
366c.
10. Ворошилов, В.В. Журналистика для бакалавров / В.В. Ворошилов. – М.:
КноРус, 2018. – 144 c.
11. Гордиенко, Т.В. Журналистика и редактирование: учебное пособие /
Т.В.Гордиенко. – М.: Форум, 2015. – 224 c.
12. Денисович, Т.Е. Педагогическая журналистика: учебное пособие /
Т.Е.Денисович. – М.: Форум, 2017. – 608 c.
13. Жданов,
О.
Возвращение
к
языку.
Наглый
самоучитель
райтера,журналиста и писателя / О. Жданов. – М.: Олимп-Бизнес, 2015. –
96 c.
14. Жирков, Г.В. Журналистика сталинской эпохи: 1928-1950-е годы /
Г.В.Жирков. – М.: Флинта, 2016. – 504 c.
15. Жирков, Г.В. Журналистика сталинской эпохи: 1928-1950 г / Г.В.
Жирков.– М.: Флинта, 2016. – 504 c.
16. Ивченко, Л.Д. Ни дня без шутки: Журналисты шутят, а поводов
ужурналистов – масса / Л.Д. Ивченко. – М.: Ленанд, 2015. – 152 c.
17. Ильина, О.В. Риторика: краткий курс для журналистов: Учебнометодическое пособие / О.В. Ильина. – М.: Флинта, 2016. – 68 c.
47
18. Ильина, О.В. Риторика: краткий курс для журналистов: учеб.метод.пособие / О.В. Ильина, Е.В. Каблуков, О.Ф. Автохутдинова. – М.:
Флинта,2016. – 68 c.
19. Колесниченко,
А.В.
Практическая
журналистика:
15
мастерклассов:учебное пособие / А.В. Колесниченко. – М.: Аспект–Пресс, 2016. –
112 c.
20. Колесниченко, А.В. Настольная книга журналиста: учебное пособие /
А.В.Колесниченко. – М.: Аспект-Пресс, 2016. – 400 c.
21. Криницын,
Е.
Как
брать
интервью.
8
мастер-классов
от
лучшихжурналистов России / Е. Криницын. – М.: Альпина Паблишер,
2019. – 164 c.
Список литературы для родителей
1. Березин, В.М. Фотожурналистика: учебник / В.М. Березин. –
Люберцы:Юрайт, 2016. – 226 c.
2. Бобров, А.А. Журналисты шутят. Инструкция по разведению слухов /
А.А.
3. Гордиенко, Т.В. Журналистика и редактирование: учебное пособие /
Т.В.Гордиенко. – М.: Форум, 2015. – 224 c.
4. Жданов, О. Возвращение к языку. Наглый самоучитель райтера,
журналиста и писателя / О. Жданов. – М.: Олимп-Бизнес, 2015. – 96 c.
5. Ивченко, Л.Д. Ни дня без шутки: Журналисты шутят, а поводов у
журналистов – масса / Л.Д. Ивченко. – М.: Ленанд, 2015. – 152 c.
6. Ильина, О.В. Риторика: краткий курс для журналистов: Учебнометодическое пособие / О.В. Ильина. – М.: Флинта, 2016. – 68 c.
7. Ильина, О.В. Риторика: краткий курс для журналистов: учеб.8. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: 15 мастерклассов:учебное пособие / А.В. Колесниченко. – М.: Аспект–Пресс,
2016. – 112 c.
9. Колесниченко, А.В. Настольная книга журналиста: учебное пособие /
А.В.Колесниченко. – М.: Аспект-Пресс, 2016. – 400 c.
10. Криницын, Е. Как брать интервью. 8 мастер-классов от лучших
журналистов России / Е. Криницын. – М.: Альпина Паблишер, 2019. –
164 c.
Список литературы для обучающихся
1.
Березин, В.М. Фотожурналистика: учебник / В.М. Березин. – Люберцы:
Юрайт, 2016. – 226 c.
48
2.
Бобров, А.А. Журналисты шутят. Инструкция по разведению слухов /
А.А.
3.
Жданов, О. Возвращение к языку. Наглый самоучитель райтера,
журналиста и писателя / О. Жданов. – М.: Олимп-Бизнес, 2015. – 96 c.
4.
Ивченко, Л.Д. Ни дня без шутки: Журналисты шутят, а поводов у
журналистов – масса / Л.Д. Ивченко. – М.: Ленанд, 2015. – 152 c.
5.
Ильина, О.В. Риторика: краткий курс для журналистов: учеб.6.
Криницын, Е. Как брать интервью. 8 мастер-классов от лучших
журналистов России / Е. Криницын. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 164 c.
Аннотация
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Поколение Медиа. 2.0 (основы ИКТ и журналистики)»
Статус программы: программа модифицированная. Программа объединения
«Поколение Медиа. 2.0 (основы ИКТ и журналистики)» позволит
познакомить обучающихся с медиасферой, ИКТ и журналистикой,
приобрести навыки по созданию различных информационных продуктов.
Направленность: техническая.
Цель программы: содействовать развитию творческой социально и
познавательной активной личности в условиях деятельности подростковой
мультимедийной редакции, создающей информационный материал,
предназначенный для распространения с помощью мультимедийных средств
массовой информации.
Состав обучающихся: Программа рассчитана на детей с 11 до 14 лет.
Продолжительность реализации программы: три года. Обучающиеся
зачисляются в объединение без конкурса. При наличии навыков, получаемых
на первом году обучения, могут поступить сразу на модуль второго года
обучения.
Режим занятий: занятия 1 г.о. организуются 2 раза в неделю по 2 часа,
занятия 2 г.о. организуются 3 раза в неделю по 2 часа, занятия 3 г.о.
организуются 3 раза в неделю по 2 часа.
Объем программы: 592 часа.
1 г.о.- 148 часов,
2 г.о.- 222 часа,
3 г.о.- 222 часа.
49
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных
группах.
Краткое содержание:
Цель и задачи программы направлены на воспитание личности,
способной быть неравнодушной к происходящему вокруг, нести
ответственность за свои слова и действия, умеющей заявить о себе и
представить себя миру, а также понимающей ценность слова и «картинки» в
условиях современности.
Наиболее успешная реализация данной программы возможна в
учреждениях общего и дополнительного образования с использованием базы
медиастудии (медиацентра), так как именно здесь обучающийся может
окунуться в разнообразный мир медиа, узнать все тонкости и скрытые
элементы процесса создания печатного, фото- и видеоконтента от начала и до
выхода «в эфир».
В практической части программы сделан акцент как на овладение
техническими приёмами создания медиаконтента, на организацию
тематических встреч походов и поездок, что положительно сказывается на
развитии
коммуникативных
и
интеллектуальных
способностей
обучающихся,
учит
самостоятельности,
доброжелательности,
пунктуальности и ответственности.
Основным применяемым методом является практикоориентированное
обучение, основу которого составляет включение внутренних механизмов
развития личности при взаимодействии с внешней средой (другими людьми,
обстоятельствами, природой).
Ожидаемый результат: учащиеся в результате обучения по программе
«Поколение Медиа. 2.0 (основы ИКТ и журналистики)» научатся
презентовать себя и свои проекты, без стеснения держать себя перед
видеокамерой и работать в ней, создавать медиапродукты на различных
платформах, самостоятельно находить необходимую информацию.
Обучающиеся будут уметь ставить общую цель и определять пути ее
достижения, работать с информацией: извлекать, анализировать, обобщать и
распространять
её;
устанавливать
причинно-следственные
связи;
выстраивать логические цепочки рассуждений и т.д.
50