Любовь к своей Родине – это не
нечто отвлеченное;
Это – и любовь к своему городу, к
своей местности, к памятникам ее
культуры, гордость своей историей
Академик Д.
С.Лихачев
1. Комплекс основных характеристик
1.1.
Пояснительная записка
Направленность общеразвивающей программы – туристско краеведческая.
Программа разработана на основании нормативно – правовых
документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р),
-Порядка
и
осуществления
дополнительным
образовательной
общеобразовательным
деятельности
программам
по
(утвержден
Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018г. №
196),
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020
г.
«Санитарно
–
эпидемиологические
требования
к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»,
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020г. № 553 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
общеобразовательным
деятельности
программам,
по
дополнительным
утвержденный
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. №196,
- Письма Министерства образования и науки России от 18.11.2015 №
09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими
рекомендациями по проектированию общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»,
- Письма Министерства образования и науки России от 09.01.2014 № 2
«Об
утверждении
осуществляющими
Порядка
применения
образовательную
деятельность,
организациями,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»,
- Письма Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеразвивающих
программ,
способствующих
социально-
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»,
- Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 №70-Д «Об утверждении
методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015,
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р,
- Федерального проекта «Успех каждого ребенка» (приложение к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
"Образование" от 07 декабря 2018 г. № 3),
- Письма Министерства образования и науки России от 09.01.2014 № 2
«Об
утверждении
осуществляющими
Порядка
образовательную
применения
деятельность,
организациями,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
1
-Устава МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н.Е.Бобровой».
Актуальность
общеразвивающей
программы
обусловлена
значимостью влияния экскурсионной деятельности на развитие
патриотической личности, межличностных отношений подростков и их
физическое
воспитание,
ее
малой
разработанностью
в
общеобразовательных учреждениях. В последние годы развитию
детского туризма в Российской Федерации уделяется значительное
внимание. Постановлением Правительства от 4 ноября 2014 г №1163
образован Координационный совет по развитию детского туризма и
экскурсионной деятельности в России, одними из приоритетных задач
которого являются развитие и увеличение объемов детского туризма в
границах страны. Для этого возраста характерны потребность в
самоутверждении, чувство взрослости, открытости, независимости.
Этот период в жизни подростков является временем формирования
социальных ценностей, а значит важно привить им в это время любовь
к своей малой Родине. Изучение и освоение материала Программы
осуществляется
в
прямом
контакте
с
музейными
предметами
(экспонатами) музеев Полевского и исторических, литературных,
природных, археологических объектов края, что формирует активный
познавательный интерес у школьников к истории и культуре своего
Отечества, что отвечает потребностям обучающихся их родителей
(законных представителей) в формирования человека с устойчивой
системой нравственных ориентиров, уважительно относящегося к
прошлому и настоящему своей страны, ощущающего ответственность
за свои поступки.
Одной из приоритетных задач Стратегии развития воспитания
Свердловской области является достижение личностных результатов в
процессе усвоения детьми разного возраста моральных, правовых,
трудовых, эстетических и иных норм и правил общественной жизни.
Воспитание личности — это вопрос о самосохранении общества,
единстве его прошлого и будущего. Музеи и значимые исторические
2
места
территории
Полевского
городского
округа,
являются
образовательной средой, способствующей формированию личности
гражданина и патриота.
Отличительные особенности общеразвивающей программы.
Данная программа разработана на основе программ: Голюновой
Татьяны Николаевны, «Мир путешествий», г. Тольятти 2019г., Войт
Анжелики Александровны, «Юный музеевед», Санкт – Петербург
2015г.
Отличительной особенностью программы является идея изучения
края с помощью экскурсионной деятельности не только в музеях
города, но и на памятниках природы, истории, археологии, геологии, а
также через изучение литературы Полевского края. Данная программа
позволяет сформировать целостное представление о своей малой
Родине в формировании личности и гражданина своей страны.
Программа доступна для усвоения детьми с разными уровнями
мотивации, индивидуальными особенностями, т.к., имеет статус
стартовый, краткосрочная, направлена на один возрастной уровень и не
требует дифференциации обучающихся.
Отличительные особенности программы в том, что в её основе
заложено
практико-ориентированное
обучение,
т.е.
образование
направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта
практической деятельности. Данная программа дает возможность
каждому ребенку на овладение компетенциями, в соответствии с его
индивидуальными возможностями.
Адресат программы. Программа рассчитана для учащихся 12-15
лет. Предполагаемый состав группы – одновозрастной. На программу
зачисляются
все
желающие
Полевского
городского
дети,
округа.
интересующиеся
Число
детей,
историей
одновременно
находящихся в группе 20-25 человек.
Подростковый возраст — это один из важнейших жизненных
периодов человека, когда формируется способность к сознательному
3
руководству собственным
происходит
образование
поведением.
Именно
собственной
в этот
иерархии
период
ценностей,
формирование воли, становление личности. И от того, как ребенок
пройдет этот непростой период, с каким багажом ценностей и
поведенческих навыков он оттуда выйдет, в полной мере зависит от
родителей и педагогов. В этом возрасте подростки становятся
эмоционально неустойчивыми, чрезвычайно уязвимыми и ранимыми.
Программа, направленная на развитие познавательного интереса,
одним
из
основных
видов
деятельности
которой
является
экскурсионная деятельность, позволит обучающимся реализовать свои
индивидуальные потребности, через изучение родного края и получить
эмоциональную разрядку.
Режим занятий. 10 часов в 2 недели: 1 час в неделю в кабинете
образовательного учреждения теоретическое занятие, 2 раза в месяц
(один раз в две недели) практическое занятие в форме экскурсий на
объект исторического, культурного наследия и в музеи - 8 часов. В
зависимости от погодных условий возможна перестановка тем
экскурсий.
Объём программы. Объём программы составляет 80 часов.
Срок освоения программы: 4 месяца.
Уровень
начальное
общеразвивающей
знакомство
и
программы
изучение
стартовый,
истории
предполагает
Полевского
края,
посредством экскурсионной деятельности на территории городского
округа. Освоение программы, основ определения проблем, исходя из
которых, формируются темы практико – ориентированных проектов,
которые можно реализовать при переходе на программу «Юный
археолог», базового уровня.
Формы обучения. Групповая, очная, возможно использование
дистанционных форм обучения с помощью программы Zoom или
социальной сети ВК https://vk.com/topic-7805505_46622707
Виды занятий: беседа, лекция, практические занятия, экскурсии.
4
Формы подведения результатов: беседа, практическая работа,
опрос, тестирование, кроссворды, викторины.
1.2.
Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель программы. Выявление и развитие интереса обучающихся
к проектной деятельности через изучение исторического и природного
наследия Полевского городского округа.
Задачи программы.
Обучающие:
-
освоение
обучающимися
знаний
по
истории,
минералогии,
археологии, литературе, полученных в результате экскурсионной
деятельности;
- проектирование новых туристко – экскурсионных маршрутов;
- освоение экскурсионно – музейного пространства Полевского
городского округа.
Развивающие:
- развитие потребности изучения исторического и
культурного
наследия территории Полевского края;
- развитие личностных характеристик: активности, самостоятельности,
целеустремленности, гражданственности, ответственности;
- развитие интеллекта, памяти, логики, рефлексивного мышления.
Воспитательные:
- формирование активной гражданской позиции, чувства патриотизма;
- воспитание положительного отношения к творчеству, потребности в
творческой деятельности.
1.3.
Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- получат навыки самостоятельного включения в разнообразную
деятельность по самообразованию,
5
- определят темы проектных работ на стыке наук;
Личностные результаты:
- будут развиты познавательные навыки,
- сформировано бережное отношение к природному и историческому
богатству края,
-произойдёт дальнейшая социализация в культурно – историческом
пространстве территории.
Предметные результаты:
- будут иметь представление о культурно – историческом и музейном
пространстве Полевского городского округа.
Учащиеся будут знать:
- памятники истории и природы (достопримечательности) Полевского
района, сказы П. П. Бажова о Полевском,
- основные исторические события Полевского района,
- определять темы проектов на местности.
1.4. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
(Стартовый уровень)
№
Наименование тем, разделов
Количество часов
Всего
В том числе
теория
1
Введение в образовательную
Формы
аттестаци
и/
контроля
практика
2
1
1
опрос
программу
2
История города Полевского
8
2
6
беседа
3
Красногорский рудник
2
1
1
опрос
4
История села Красная горка и
8
2
6
беседа
окрестностей
5
Село Косой Брод.
2
1
1
опрос
6
История села Косой Брод и
8
2
6
беседа
2
1
1
опрос
окрестностей
7
Село Мраморское
6
8
История села Мраморское
8
2
6
беседа
9
Обустройство стоянок в походе
2
1
1
опрос
10
Легенды Азов-горы
8
2
6
беседа
11
Пруды Полевского района
2
1
1
опрос
12
Штанговский пруд
8
2
6
беседа
13
Виды рюкзаков. Упаковка
2
1
1
опрос
8
2
6
беседа
снаряжения
14
Верхняя Чусовая- места действий
сказов П.П.Бажова
15
Как не заблудиться в лесу
2
2
-
опрос
16
Ориентирование на местности
8
-
8
беседа
Итого
80
23
57
Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1.Введение в образовательную программу (2 часа)
Теория. Знакомство с курсом обучения. Требования по безопасности
при работе с компьютером, офисной техникой; безопасное поведение
во время проведения экскурсий и походов. Беседа о безопасности на
рабочем месте и во время занятий вне учебного кабинета.
Практикане предусмотрена
Тема 2.История города Полевского (8 часов)
Теория. Древняя история края. Памятники археологии. История
возникновения города Полевского. Медные рудники и рудознатцы.
Первые поселенцы.
Практика.
Думная
гора
–
археологический,
исторический
и
литературный памятник. Исторический, археологический музеи города,
памятники и памятные места южной части города. Места действий
сказов П.П. Бажова.
Тема 3.Красногорский рудник (2 часа.)
Теория. Обзор экскурсионных объектов района Красногорского
рудника.
7
Практика. Определение тем проектов по итогам первой экскурсии.
Изучение источников по истории села Красная горка.
Тема 4.История села Красная горка и окрестностей (8 часов)
Теория. Возникновение Красногорского поселения, рудники по добыче
железной руды.
Практика. Поселок Красная горка, Красногорский рудник - место
действия сказа «Медной горы хозяйка», «Сочневы камушки».
Тема 5. Село Косой Брод.(2 часа.)
Теория. Изучение источников по истории села Косой Брод и его
окрестностей.
Практика. Определение тем проектов по итогам экскурсии.
Тема 6. История села Косой брод и окрестностей(8 часов)
Теория. История Кособродской крепости. Старатели с. Косой Брод.
Практика. Гора Школьная, месторождение благородного талька,
мраморная ломня, музей школы села Косой Брод, места действий
сказов П.П. Бажова, история верховьев реки Чусовой.
Тема 7.Село Мраморское (2 часа).
Теория. Изучение источников по истории села Мраморское.
Практика. Определение тем проектов по итогам экскурсии.
Тема 8. История села Мраморское. (8 часов)
Теория. Камнерезное производство. Памятники в с. Мраморское.
Практика. Школьный музей в селе Мраморское, мраморный карьер,
парк скульптур.
Тема 9. Обустройство стоянок в походе. (2 часа)
Теория. Требования к стоянке в походе. Выбор места. Обустройство и
снаряжение
Практика. Установка палатки
Тема 10.Легенды горы – Азов(8 часов)
Теория. Места действия сказов «Дорогое имячко», «Таюткино
зеркальце», «Живинка в деле». Происхождение топонима «Азов».
Легенды о девке Азовке. Археологический клад.
8
Практика. Обустройство стоянки в полевых условиях
Тема 11.Пруды Полевского района (2 часа.)
Теория. Изучение истории создания прудов. Глубоченский, Полевской,
Штанговский, Северский.
Практика. Определение тем проектов по итогам экскурсии на гору
Азов.
Тема 12.Штанговский пруд.(8 часов)
Теория.
История Штанговского пруда. Особенности Штанговского
пруда. гидротехник К. Фролов.
Практика.
Плотина
Штанговского
пруда,
Ивановский
рудник,
минералы Полевского края.
Тема 13.Виды рюкзаков, упаковка снаряжения.(2 часа.)
Теория. Особенности укладки рюкзака. Туристское снаряжение. Что
нужно брать поход.
Практика. Укладка рюкзака.
Тема 14. Река Чусовая (8 часа.)
Теория. История «Верхней Чусовой».Места действий сказов П.П.
Бажова: «Про великого Полоза», «Жабреев ходок». Красногорская
пристань. Карьер п добыче корунда (наждака)
Практика. Экскурсионный маршрут «Верхняя Чусовая».
Тема 15.Как не заблудиться в лесу(2 часа.)
Теория. Виды карт. Топознаки. Ориентирование в лесу.
Практика не предусмотрена
Тема 16. Ориентирование на местности (8 часа.)
Теория. Изучение карты района р. Чусовой (Кособродский Ключик)
Практика. Ориентирование на местности р.Кособродского ключика.
Определение лучших перспективных
и реальных тем проектов по
результатам всех экскурсий.
2. Организационно-педагогические условия реализации программы.
9
Календарный учебный график
2.1.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов (всего)
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Режим занятий
9.
10
11
Сроки аттестации обучающихся
Каникулы
Выходные дни
12
Окончание учебного года
Стартовый уровень
18
74
5
90
17
1
01.09
1 час в неделю в учебном кабинете, 2 раза в месяц (один
раз в две недели) практическое занятие в форме
экскурсий на объект исторического, культурного
наследия и в музеи - 8 часов.
15.12 – 20.12
1.07 – 31.08
Выходные и праздничные дни, установленные
законодательством РФ
31.05
Условия реализации программы
2.2.
Материально-техническое обеспечение: школьный класс, проектор,
компьютер, экран, для демонстрации презентаций и видео экскурсий.
Условием для реализации общеразвивающей программы является
возможность посещения музеев образовательных организаций с. Косой
брод, с. Мраморское, МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н. Е. Бобровой»,
исторического музея г. Полевского, музея полиции, военно – морского
флота и погранвойск.
Кадровое
обеспечение:
педагог
дополнительного
образования,
имеющий высшее профессиональное образование, прошедший курсы
повышения квалификации по профилю программы.
Методические материалы.
1.Буклет
–
карта:
металлургический»,
«Полевской
«Полевской
Бажовский»,
туристский»,
«Полевской
«Полевской
археологический».
2.Информационно – методические материалы по экскурсионному
10
маршруту
«По местам действий сказов П.П. Бажова в г. Полевском «Малахитовая
шкатулка». Непомнящий А.В., Непомнящая О.В., 2020г.
3.Калистратова
Э.А.,
Бажовская
культурологическая
экспедиция
школьников «Сокровенный Урал», Тагильцева Н.Н..
4.По местам бажовских сказов (методические рекомендации), Чусов
А.К., Методические рекомендации к образовательной программе «Наш
город Полевской». В сборнике Полевской край Екатеринбург, 1998г.
Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации
программы «Моя малая Родина»: чтение и анализ краеведческих
материалов, игры, беседы, экскурсии, определение тем творческих и
практико – ориентированных проектов.
Формы
обучения:
групповая,
работа
в
мини-группах,
которая
предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной
теме.
При обучении по данной программе, используются в основном
методика наглядности (экскурсии) и практическая (создание практико ориентированных тем проектов), а также методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Объяснительно-иллюстративный метод – это объяснение нового
материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного
материала. При помощи него учащиеся воспринимают, осознают и
фиксируют в памяти информацию педагога.
Репродуктивный
метод
применяется
в
основном
для
приобретения и освоения учащимися навыков и умений и обогащения
знаний.
Частично-поисковый
метод
используется
для
развития
самостоятельности и творческой инициативы учащихся.
Проектный
метод
используется
при
организации
научно-
исследовательской деятельности учащихся, решении конкретных задач.
Исследовательский метод используется для развития умения
11
учащихся работать с различными источниками информации, вычленять
проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих
проблем.
2.3.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для
оценки
результативности
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Моя малая Родина»
применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды
контроля.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы
в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний
учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы
оценки – анкетирование, собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных
тем, раздела программы. В практической деятельности результативность
оценивается качеством выполнения практических работ, поиску и отбору
необходимого материала, умению работать с различными источниками
информации. Анализируются положительные и отрицательные стороны
работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с
помощью
заданий
педагога
(тесты,
кроссворды,
викторины);
взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они активизируют, стимулируют
работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания,
умения, навыки.
Промежуточный контроль осуществляется после двух месяцев
обучения. Формы оценки: тестирование, кроссворды, викторины, участие
в конкурсах.
Итоговый контроль осуществляется в конце освоения программы. Формы
оценки: конкурс на определение лучших тем творческих и практико –
ориентированных проектов.
Оценочные материалы
Входящая диагностика
12
Тест «Знаешь ли ты свой город?»
1. Как называется наш город?
а) Екатеринбург
б) Полевской * 2 балла
в) Пышма
2. Как назывался Екатеринбург прежде?
а) Симбирск
б) Свердловск * 2 балла
в) Самара
3. В Полевском течет река
а) Полевая* 2 балла
б) Чусова́я
в) Ура́л
4.. Наша область называется
а) Самарская
б) Свердловская* 2 балла
в) Екатеринбургская
5. Исключите лишнее название города, которое не относится к
Екатеринбургской области:
а) Первоуральск
б) Косой брод
в) Челябинск* 2 балла
6. Зеленым богатством нашего края является:
а) малахит* 2 балла
б) лягушка
в) мох
7.. Из перечисленных пород деревьев исключите то, которое не растет в
наших лесах:
а) кипарис* 2 балла
б) ель
в) береза
13
8. В водоемах полевского городского округа не водятся:
а) щуки
б) караси
в) акулы* 2 балла
Низкий уровень – 0–8 баллов
Средний уровень – 9-13 баллов
Высокий уровень – 14-16 баллов
Промежуточный контроль
Тест «Символы России»
1.
Какие отличительные знаки нашей Родины вы знаете? (Флаг, герб
и гимн)
2.
Что означает Российский флаг? (Единство страны)
3.
Сколько цветов в Российском флаге? (Три)
4.
Что означает белый цвет? (Мир и чистоту совести).
5.
Синий цвет? (Небо, верность и правду).
6.
Красный цвет? (Огонь и отвагу).
7.
Что изображено на Российском гербе? (Двуглавый орёл).
8.
Что изображено на гербе Полевского? (Каменный цветок).
9.
Что является символом города? (Северская домна).
10.
Для чего нужен герб? (Чтобы отличить одно государство от
другого, монеты своей страны от иностранных монет, для печатей и т.д.)
Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.
Низкий уровень – 0–13 баллов
Средний уровень – 14–17 баллов
Высокий уровень – 18–20 баллов
Итоговое тестовое задание
«Я в этом городе живу, я этот город знаю».
1. Как называется наша область?
2. Найди на карте главный город нашей области. Напиши, как он
называется.
14
3. Напиши, с какими областями и республиками граничит Свердловская
область.
4.Какие города есть на территории нашей области?
6. Как менялось имя нашего города?
7.Год основания города Полевской?
8. Жителей города Полевской называют ______. Про женщин говорят ____________, а про мужчин - ____________.
9. Кого называют почётным гражданином города? Сколько жителей
нашего города имеют такое звание.
10. Герб – это опознавательный знак города. Попробуй объяснить
значение того, что изображено на гербе нашего города?
11. Как называется учреждение, которое собирает, изучает, хранит разные
интересные предметы? (Музей)
12. В древности книги называли «хранилищами мудрости». Книги
хранятся
в
библиотеках.
Значит,
библиотеки
можно
назвать
«хранилищами мудрости». Согласен ли ты с таким высказыванием?
Какие библиотеки есть в нашем городе?
13. В городе много улиц, проспектов, переулков. Но жители быстро
находят нужную им улицу. Почему? У каждой улицы есть своё _____.
(Название)
14. На любой улице много домов. Как найти нужный дом? У каждого
дома есть свой ________. (Номер)
14. Что означает слово «фамилия»? (Семья)
15. Назовите одним понятием слова: «папа», «мама», «дедушка»,
«бабушка», «дети». (Семья)
16.Назовите папу и маму, одним словом. (Родители)
17.Как называется последовательный перечень поколений людей одного
рода с основными сведениями о каждом из них. (Родословная)
18.Какие понятия родственников вы знаете? (Близкие и дальние
родственники)
15
19. Назовите близких родственников. (Мама, папа, брат, сестра, бабушка,
дедушка)
20. Кто относится к дальним родственникам? (Дяди, тети, двоюродные
братья и сестры, прабабушки, прадедушки)
21. Заполни пропуски:
Меня зовут ___________________. Я живу в городе ________. Мой город
находится на юге_______________ области. Годом рождения города
считается _____ год. Моему городу ___ лет. В городе протекает река
_______. В моём городе много достопримечательностей: ____________
музей,
дворец
________,
главная
площадь
города
–
площадь
____________. Я живу на улице ____________, в доме №____. В нашей
семье ___ человек, папа_______, мама________ …
Каждый
правильный
ответ
оценивается
в
2
балла.
Полностью
выполненное задание №21 – 4 балла.
Низкий уровень – 0–24 баллов
Средний уровень – 25-38 баллов
Высокий уровень – 39–44 баллов
Для определения уровня интереса к занятиям используется методика
«Устойчивость интересов».
Инструкция: в течение 3 минут напишите как можно больше слов. Как
можно больше! Затем за 3 минуты напишите как можно больше слов,
относящихся к занятию в вашем творческом объединении. Подсчет
данных.
Подсчитайте процентное отношение слов, непосредственно связанных с
предпочитаемой
деятельности
или
областью
знаний,
к
общему
количеству всех написанных слов. Если полученный процент к
предпочитаемому виду деятельности выше процента общего количества,
значит, у ребенка высокий уровень устойчивости интереса к предмету
деятельности.
3. Поведенческие качества.
16
Сотрудничество (способность ребенка принимать участие в общем деле).
Совместная деятельность связана с распределением функций между
участниками и предполагает умение ребенка: считаться с мнением
других, в чем – то ограничивать себя, проявлять инициативу. В таблице
выделены несколько уровней сотрудничества. Диагностироваться тип
сотрудничества будет с помощью наблюдения.
4.Творческие способности
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества
человека, которые определяют успешность выполнения им творческой
деятельности различного рода.
Для исследования творческий способностей будет использоваться тест
«Творческий потенциал», направленный на выявление творческого
потенциала детей и умения находить нестандартное решение, методику
определения уровня воображения.
Контрольные материалы по темам
Тема 1. Конкурс на лучшую инструкцию по технике безопасности для
школьников во время экскурсионной деятельности,
Тема 3. Тест.
1. Как в сказах П.П. Бажова назывался город Полевской?
- Фабрика
- Завод
- Полевая
- Северная
2. Как правильно называлась кошка в сказе «Кошачьи уши»?
- Полосатая кошка
- Земляная кошка
- Рыжая кошка
- Огненная кошка
3. Голбец – это…
- Подполье
17
- Гостиная
- Кухня
- Двор
Тема 5. Тест.
1.Какого цвета была коса у Хозяйки медной горы?
- Зелёно – чёрная
- Лазурито – малахитовая
- Ссиза – чёрная,
- Медно – малахитовая.
2. Назовите самое дорогое место Хозяйки Медной горы после
Гумёшек.
- Азов - гора
- Красная горка
- Думная гора
- Змеиная горка
3. Парун – это…
- Древнеславянский бог
- Жаркий день после дождя
- Пар в бане
- Утренний туман
4. В каком сказе говорится: «Где стоял, тут и лёг. Сон – он не свой
брат, всех ровняет. Который и боязливый, а храпит не хуже смелого»?
- Малахитовая шкатулка
- Каменный цветок
- Сочневы камушки
- Медной горы хозяйка
5. Какие драгоценные камни искал Сочень на Красногорском руднике?
- Хризолиты
- Медные изумруды
- Рубины
- Малахит шёлкового сорта
18
Тема 7. Тест.
1. Королёк – это…
- Демантоид
- Самородная медь
- Самородок золота
- Изумруд
2. Полер навести – значит….
- Почистить
- Отшлифовать
- Раскрасить
- Покрыть лаком
3.Как П.П. Бажов называл в сказах золотые самородки?
- Жужелка
- Золотник
- Лапотки
- Таракашки
Тема 9. Тест.
1. За что старика Семёныча, из сказа «Про Великого Полоза" считали
чертознаем?
- Знался с тайной силой
- Больше за книжки
- Водил знакомство с чёртом
- Знал где руду искать
2. Полер навести – значит….
- Почистить
- Отшлифовать
- Раскрасить
- Покрыть лаком
3.Зарукавье – это..
- Рукав платья
- Браслет
19
- Манжет
- Воротник
Тема 11. Тест.
1.Как Степан называл свою единственную дочь Танюшку?
- Тюньша
- Памятка
- Родинка
- Дарёнка
2.В каком сказе Хозяйка Медной Горы двоится стала: «сразу двух
девиц в малахитовых платьях люди видали»?
- Хозяйка Медной горы
- Горный мастер
- Каменный цветок
- Малахитовая шкатулка
3.Впишите название цветка в его определение: Бегучий огонёк,
Каменный
цветок, Папора. ___________ – цветок колдовской, клады им
открывают.
____________– воровской это цветок.
_______________– в малахитовой горе растёт – несчастный тот
человек,
который его увидит.
Тема 13. Тест.
1. Какой из цветков послужил основой для Каменного?
- Черемица
- Омег
- Дурман
- Багульник
- Резун
20
2. Назовите гору, на которой Данила мастер добыл малахит для
каменного цветка?
- Думная
- Азов
- Медная
- Змеиная
3. В каком сказе, не упоминается заводовладелец?
- Малахитовая шкатулка
- Кошачьи уши
- Приказчиковы подошвы
- Горный мастер
4. Бергал - так назывался…
- Горный инженер
- Горный рабочий
- Кричный мастер
- Старший рабочий
5.В сказах П.П. Бажова приказчики имеют прозвища, данные им
рабочими. Отметьте не существующее имя.
- Душной козёл
- Жаренный зад
- Северьян Убойца
- Длинная плётка
- Паротя
- Ераско поспешайка
Тема 15. Тест.
1.Отметьте прозвище Данилки из сказа Каменный цветок
- Данилка - сиротинка
- Данилко – недокормыш
- Данилка – поскакушка
- Данилко – оглобля
2. Глядельце - это…
21
- Зеркало
- Разлом горы
- Красивые глаза
- Медная тарелочка
3.Пониток – это….
- Клубок ниток
- Верхняя одежда
- Отрез ткани
- Нитка, вдёрнутая в иголку
4. В какое время происходило действие сказа «Дорогое имячко»?
- В 17 веке
- В 18 веке
- В первой половине 19 века
- Во второй половине 19 века
5. В каких сказах не упоминается Хозяйка Медной горы?
- Хрупкая веточка
- Горный мастер
- Две ящерки
- Сочневы камешки
- Дорогое имячко
- Голубая змейка
- Приказчиковы подошвы
6. Какое прозвище дали рудобои Таютке?
- Тают Гаврилыч
- Натал Гаврилыч
- Марин Гаврилыч
- Настас Гаврилыч
7. Где живёт кошка с огненными ушами?
- На Терсутском болоте
- По речке Мочаловке
- По пескам, где медь добывают с золотыми крапинками
22
- В каменных губах, где золото в виде лопатков.
Тема 17. Тест.
1. В какое время происходило действие сказа «Кошачьи ушки»?
- 1667 – 1669 гг.
- 1812г.
- 1773- 1774гг.
- 1861г.
2. Что значит в сказах «посадить козла»?
- Пустить козла в чужой огород
- Пустить к медеплавильной печи неопытного мастера
- Остудить чугун или медь в печи
- Подарить козла злому соседу
3.Тайный купец-….
- Купец, который ночью продавал товары
- Купец, который тайно скупал золото
- Купец, который состоял на службе заводовладельцев
- Купец, который тайно привозил товары из-за границы.
4. В каких местах старатели встречали Синюшку?
- На Гумёшках
- По глухим болотным местам и по старым шахтам
- На болоте Гальян
- По покосным лужкам в Полдневской стороне
5.Допишите слова героя. «Илья и говорит: «Белое, вот пёрышко – на
весёлый день, чёрное – на спокойную ночь, а рыженькое
на___________»
6. Что получил в подарок Илья от бабки Синюшки?
- Решето с ягодами
- Решето с самоцветными камнями
- Решето с золотом и серебром
- Решето с хризолитами и малахитом
7. Как Бажов называл местное население до прихода русских на Урал?
23
- Чудь белоглазая
- Стары люди
- Древние люди
- Первые люди
8. В какое время происходило действие сказа «Живинка в деле»
- В 17 веке
- В 18 веке
- В первой половине 19 века
- Во второй половине 19 века
10. Конкурс на лучшую тему проекта в сфере туризма и
гостеприимства (обоснование, потенциал, реальность,
востребованность).
24
3. Список литературы.
В связи с отсутствием обновления литературы по краеведению, в список
литературы включены источники старше 5 лет.
Для родителей
1. Бажовская энциклопедия / [ред.-сост.: В. В. Блажес, М. А. Литовская]. Екатеринбург: Сократ, 2007 (Екатеринбург: Уральский рабочий). - 639 с
2. Малахитовая шкатулка: Сказы / П. Бажов. - Екатеринбург: Сред.-Урал.
кн. изд-во, 2002 (Курган: Зауралье). - 173 с.
3. Путешествие по Полевскому краю [Текст] / Станислав Карпов. - 2-е изд. Полевской: Изд-во Карпова, 2013. - 581 с.
4. Полевской и его окрестности XVIII-XXI века. / И.С. Огоновская Екатеринбург: Печатный дом «Формат», 2020.
Для детей.
1.Бажовская энциклопедия / [ред.-сост.: В. В. Блажес, М. А. Литовская]. Екатеринбург: Сократ, 2007 (Екатеринбург: Уральский рабочий). - 639 с
2. Малахитовая шкатулка: Сказы / П. Бажов. - Екатеринбург: Сред.-Урал.
кн. изд-во, 2002 (Курган: Зауралье). - 173, [1] с.
3. Путешествие по Полевскому краю [Текст] / Станислав Карпов. - 2-е изд. Полевской: Изд-во Карпова, 2013. - 581 с.
4. Полевской край: историко-краеведческий сборник. Вып.1.- Екатеринбург:
изд-во "Уралтрейд", 1998 (Сер. Уральское краеведение; № 3).
5. Полевской и его окрестности XVIII-XXI века. / И.С. Огоновская Екатеринбург: Печатный дом «Формат», 2020.
Для педагога.
1. Бажовских сказов дивные места: туристская маршрутная карта: маршрут
(157-90-28) / Федер. агентство геодезии и картографии; сост., подгот. к изд.
Урал. картогр. фабрикой Роскартографии ; ред. С.Н. Иванчилов ; авт. текста
А.П. Черноскутов.
25
2.Бажовская энциклопедия / [ред.-сост.: В. В. Блажес, М. А. Литовская]. Екатеринбург: Сократ, 2007 (Екатеринбург: Уральский рабочий). - 639 с
3. В мире школьных музеев : [сборник статей] / Департамент образования
города Москвы. - Москва : Центр "Школьная книга", 2007-. - 21 см.
4.Вмирешкольныхмузеев.Выпуск1.Отв.редактор:В.П.Моисеенко.М.,Центр“Школьнаякнига”,2007.
5.Малахитовая шкатулка: Сказы / П. Бажов. - Екатеринбург: Сред.-Урал. кн.
изд-во, 2002 (Курган: Зауралье). – 173с.
6. Полевской край: историко-краеведческий сборник. Вып.1.- Екатеринбург:
изд-во "Уралтрейд", 1998 (Сер. Уральское краеведение; № 3).
7. Полевской и его окрестности XVIII-XXI века. / И.С. Огоновская Екатеринбург: Печатный дом «Формат», 2020.
8.Экскурсионная и выставочная работа: Учебно-методическое пособие /
С.Г. Мальцева; Санкт-Петербургский гос. ун-т физической культуры им.
П.Ф. Лесгафта. – СПб.: [б.и.], 2008. – 70с.
Интернет-ресурсы
1.http://www.museum.ru/-МузеиРоссии
2.http://muzei-mira.com/muzei_sha/-Музеимира
3.http://www.polevskoy-turcentr.ru/
- Полевской туристско – краеведческий
портал
26
Приложение №1.
Мониторинг результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной
программе.
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Теоретические
знания по
основным
разделам учебнотематического
плана программы
Владение
специальной
терминологией
Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам
учебно-тематич.
плана программы)
Владение
специальным
оборудованием и
оснащением
Творческие
навыки
Степень выраженности оцениваемого
качества
Критерии
Т е о р е т и ч е с к а я
п о д г о т о в к а
Соответствие
овладел менее чем ½ объема знаний,
предусмотренных программой;
теоретических знаний
объем усвоенных знаний составляет
программным
более ½;
требованиям
освоил практически весь объем знаний,
предусмотренных программой за конкретный
период
Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии
П р а к т и ч
Соответствие
практических умений
и навыков
программным
требованиям
е
Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения
Креативность в
выполнении
практических заданий
Адекватность
восприятия
информации идущей
от педагога
Методы
диагност
ики
1
2
3
Наблюден
ие,
тестирова
ние,
контрольн
ый опрос
и др.
Наблюдени
е,
собеседова
ние
знает отдельные специальные термины, но
избегает их употреблять;
сочетает специальную терминологию с
бытовой;
специальные термины употребляет осознанно
и в полном соответствии с их содержанием.
с к а я
п о д г о т о в к а
овладел менее чем ½ предусмотренных
умений и навыков;
объем усвоенных умений и навыков
составляет более ½;
овладел практически всеми умениями и
навыками, предусмотренными программой
за конкретный период
1
2
3
1
2
3
Наблюден
ие,
контрольн
ое задание
испытывает серьезные затруднения при
работе с оборудованием;
работает с оборудованием с помощью
педагога;
работает с оборудованием самостоятельно,
не испытывает особых трудностей
1
2
3
Наблюден
ие,
контрольн
ое задание
1
2
3
Наблюден
ие,
контрольн
ое задание
1
Наблюде
ние
репродуктивный уровень – в основном,
выполняет задания на основе образца;
творческий уровень (I) – видит
необходимость принятия творческих
решений, выполняет практические задания с
элементами творчества с помощью педагога;
творческий уровень (II) - выполняет
практические задания с элементами
творчества самостоятельно.
Р а з в и т и е
Коммуникативн
ые
Слушать и
слышать педагога,
принимать во
внимание мнение
других людей
Число
балло
в
к о м п е т е н т н о с т е й
испытывает серьезные затруднения в
концентрации внимания, с трудом
воспринимает учебную информацию;
слушает и слышит педагога,
воспринимает учебную информацию при
напоминании и контроле, иногда
принимает во внимание мнение других;
сосредоточен, внимателен, слушает и
слышит педагога, адекватно воспринимает
информацию, уважает мнении других.
27
2
3
Наблюде
ние
Организационные
Организовывать
свое рабочее
(учебное) место
Способность
самостоятельно
организовывать свое
рабочее место к
деятельности и
убирать за собой
Аккуратно,
ответственно
выполнять работу
Аккуратность и
ответственность в
работе
Соблюдения в
процессе
деятельности
правила
безопасности
Соответствие
реальных навыков
соблюдения правил
безопасности
программным
требованиям
испытывает серьезные затруднения
при организации своего рабочего места,
нуждается в постоянном контроле и
помощи педагога;
организовывает рабочее место и
убирает за собой при напоминании
педагога;
самостоятельно готовит рабочее место
и убирает за собой
испытывает серьезные
затруднения при необходимости работать
аккуратно, нуждается в постоянном
контроле и помощи педагога;
работает аккуратно, но
иногда нуждается в напоминании и
внимании педагога;
аккуратно, ответственно
выполняет работу, контролирует себя сам.
овладел менее чем ½ объема навыков
соблюдения правил ТБ, предусмотренных
программой;
объем усвоенных навыков составляет
более ½;
освоил практически весь объем
навыков ТБ, предусмотренных программой
за конкретный период, и всегда соблюдает
их в процессе работы.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
мониторинга результатов обучения детей
по дополнительной общеобразовательной программе
Программа «Моя малая Родина»
Год обучения ______ Группа № ____ Педагог ________ Учебный год _______
Теоретическая подготовка
Теоретические знания,
предусмотренные программой
Владение специальной
терминологией
Практическая подготовка
Практические умения и навыки,
предусмотренные программой
Владение специальным
оборудованием и оснащением,
инвентарем
Творческие навыки
Основные компетентности
28
Конец I-го
полугодия
Конец учебного
года
Конец учебного
года
Конец I-го
полугодия
Конец учебного
года
Конец I-го
полугодия
Показатели
Конец учебного
года
Сроки
диагностики
Конец I-го
полугодия
Фамилия, имя воспитанника
1
2
3
1
2
3
Наблюде
ние,
собеседова
ние
1
Наблюден
ие
2
3
Коммуникативные
Слушать и слышать педагога,
принимать во внимание мнение
других людей
Организационные
Организовывать
свое
рабочее
(учебное) место
Аккуратно, ответственно выполнять
работу
Соблюдения
в
процессе
деятельности правила безопасности
Достижения обучающихся
На уровне Центра детского
творчества
На уровне района, города
На региональном, международном
уровне
29
Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе
«Моя малая Родина».
Статус
программы:
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Моя малая Родина» относится к туристско –
краеведческой направленности, так как ее содержание базируется на
решении задач социализации подростков, их адаптации в обществе,
воспитания чувства принадлежности к своей малой Родине, причастности к
судьбам Отечества. Формирование человека с активной жизненной
позицией происходит через знакомство с музейными коллекциями,
памятниками природы, соприкосновение с историей района, города, России.
Программа модифицированная, составлена на основе программ Голюновой
Татьяны Николаевны, «Мир путешествий» Войт Анжелики Александровны,
«Юный музеевед», педагогом использован их опыт, но в отличие от
изученных программ большее внимание уделяется практической части –
экскурсоведению.
Направленность программы – туристско - краеведческая.
Цель программы: Выявление и развитие интереса обучающихся к
проектной деятельности через изучение исторического и природного
наследия Полевского городского округа.
Состав обучающихся: количество обучающихся в группе 20 - 25 человек
Программа рассчитана на детей 12 - 15 лет. Продолжительность реализации
программы 17 недель.
Режим занятий. 10 часов в 2 недели:1 час в неделю в кабинете
образовательного учреждения теоретическое занятие,2 раза в месяц (один
раз в две недели) практическое занятие в форме экскурсий на объект
исторического, культурного наследия и в музеи - 8 часов. В зависимости от
погодных условий возможна перестановка тем экскурсий или проведение
занятий в онлайн режиме на платформе Zoom
30
Объём программы. Объём программы составляет 80 часов.
Срок освоения программы: 4 месяца.
Форма организации процесса обучения: очная, групповая, возможно
использование дистанционных форм обучения с помощью программы Zoom
или социальной сети ВК
Краткое содержание: Территория Полевского Городского Округа невероятно
интересна с точки зрения истории, археологии, геологии, литературы.
Наследие творчества П.П. Бажова, всегда ассоциировалась с самым
живописным сборником сказов «Малахитовая шкатулка» В городе с
населением в 60 тысяч человек есть широко известный Музейный комплекс
«Северская Домна», филиал Свердловского областного краеведческого музея
«Исторический музей Полевского», музей полиции, пограничников, военно –
морского флота, истории образования, археологический, уникальные музеи
есть в школах города. Кроме того, на территории округа расположены
интереснейшие памятники природы Азов – гора, Думная гора, Штанговский
пруд, Гумёшевское месторождение меди, месторождение благородного талька
в с. Косой брод. Все эти объекты безусловно должны знать подростки
Полевского городского округа потому, что эта их малая Родина. Важно
научить детей пониманию того, как важна для них история своего края,
необходимости сохранять памятники истории и культуры, заинтересовать их
историей музеев мира и России.
Ожидаемый
результат:
обучающиеся
будут
иметь
представление
о
культурно – историческом и музейном пространстве Полевского городского
округа, интересоваться историческим и культурным наследием города и
России, приобретут навыки создания проблемных тем проектов в сфере
туризма и гостеприимства, в результате чего, разовьются: интеллект, память,
логика,
рефлексивное
мышление,
смогут
патриотическую позицию.
31
проявлять
гражданскую
и