Баскетбол

1. Комплекс характеристик общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа «Баскетбол» отнесена к
физкультурно – спортивной направленности.
Программа разработана в соответствии с

нормативно – правовыми

документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р),
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»,
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
г. «Санитарно – эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
- СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов средств обитания»,
- Письмом

Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242

«О направлении

информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации

адаптированных

дополнительных

общеразвивающих

программ,

способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»,
- Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2023 № 1678 «Об утверждении
правил

применения

деятельность,

организациями,

электронного

осуществляющими

обучения,

дистанционных

образовательную
образовательных

технологий при реализации образовательных программ,
- Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области

от

29.06.2023

№

785-Д

«Об

утверждении

Требований

к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация

дополнительных

образовательных

программ

в

соответствии

с социальным сертификатом»,
- Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г.
№

652н

«Об

утверждении

профессионального

стандарта

«Педагог

дополнительного образования детей и взрослых»,
- Уставом МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н.Е. Бобровой» (Приказ №60-Д от
03.03.2016),
- Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах МБУ ДО ПГО «Центр развития творчества им. Н.Е. Бобровой».
Актуальность общеразвивающей программы.
Одним из приоритетных направлений развития нашей страны является
национальный проект «Здоровье». Политика популяризации здорового образа
жизни ведется достаточно активно. В концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года одной из приоритетных
задач является формирование у обучающихся ценностей здоровья и здорового
образа

жизни

через

развитие

оздоровительные достижения детей.

форматов,

раскрывающих

физкультурно-

Занятия баскетболом являются хорошей школой развития физической
культуры и проводятся с целью укрепления здоровья, достижения всестороннего
развития подростков.
Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу
жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для
профессионального самоопределения, творческой самореализации личности
ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.
Баскетбол

позволяет решить проблему занятости у детей свободного

времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта. И, что ещё очень
важно, что мяч является постоянным источником положительных эмоций и может
стать надежным другом человека на всю жизнь.
Упражнения в баскетболе с различными мячами крайне динамичны и
эмоциональны. Они способствуют всестороннему развитию ребенка, и, прежде
всего, развитию таких его качеств как ловкость, сила, скорость, выносливость,
координационные способности. Кроме того, игры и упражнения с мячами активно
воздействуют

на

психическое

развитие

(развивают

внимание,

реакцию,

сообразительность), физиологические процессы (усиливают кровообращение,
дыхание, обмен веществ и др.), идеальны для развития командного духа. Поэтому
программа пользуется спросом у детей и родителей.
Отличительные особенности общеразвивающей программы. Программа
«Баскетбол» разработана на основании Программы спортивной подготовки для
ДЮСШ (Советский спорт, 2004г.) и профессионального опыта педагога.
Данная программа направлена на развитии у обучающихся постоянной
потребности развиваться в жизни, получать знания по принципу «от простого к
сложному», тесно связана со школьной программой по предмету «Физическая
культура» и ориентирован на учащихся 9-10 лет.
Курс направлен на укрепление здоровья, коррекцию физического развития и
повышение физической подготовленности учащихся.

Баскетбол очень интересная игра. ФИБА насчитывает 213 стран.

На

сегодняшний день баскетбол 3 на 3 и баскетбол 5на 5 включены в программу
Олимпийских игр. Официальный вид спорта Баскетбол 3 на 3, фактически вырос
из неформального популярного у молодежи игры стритбол (уличный баскетбол).
Для игры в Стритбол нужен минимум: щит, кольцо, площадка, 2 игрока и мяч.
Реализация данной программы по баскетболу в системе физического
воспитания обучающихся объясняется несколькими причинами:
– доступностью игры для любого возраста,
– возможностью его использования для всестороннего физического развития и
укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств,
- использование его, как полезного и эмоционального вида активного отдыха при
организации досуга;
- высоким зрелищным эффектом игрового состязания.
Содержательное наполнение программы позволяет планомерно работать с
детьми

разного

возраста,

объединяя

их

по

физическим

данным

и

подготовленности.
Особенностью программы является то, что она учитывает специфику
дополнительного образования

и позволяет охватить значительно больше

желающих заниматься этим видом спорта, а также то, что она включает, кроме
практических умений, и теоретические знания по баскетболу и технике судейства.
Материал программы дается в четырех разделах: основы знаний, общая и
специальная физическая подготовка, основы баскетбола, судейская практика.
Программа рассчитана на последовательное и постепенное получение детьми
теоретических и практических знаний и умений.
Адресат общеразвивающей программы. Программа стартового уровня
рассчитана на юношей 9-10 лет. Обучающиеся зачисляются на программу без
конкурса, но при наличии медицинской справки о допуске к занятиям

баскетболом.

При наборе детей могут учитываться антропометрические

особенности.
Возрастные особенности. Дети школьного возраста 9-10 лет очень
подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен.
Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести
длительные периоды напряженной деятельности.
Его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное,
то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое. В данном
возрасте у подростков сохраняется высокий уровень авторитета взрослого
человека.
Программа поможет обучающимся приобрести навыки дисциплины; развить
качества физической подготовки, коммуникативного опыта в коллективе
сверстников.
Количество обучающихся в группе минимум 12, максимум 15 человек.
Режим занятий: 5 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность одного
занятия – 45 минут. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут.
Объем общеразвивающей программы. Программа рассчитана на 185
часов в год.
Срок реализации программы – 1 год.
Формы обучения для стартового уровня: очная, групповая, фронтальная.
При необходимости возможно обучение с использованием дистанционных
форм обучения. (Размещение материалов для изучения в виде презентаций и
видеоматериалов через платформы WhatsApp и Zoom) .
Виды занятий: занятие - тренировка, соревнование, игра, беседа.
В дистанционном формате: видеоурок, видеоролики.
Формы подведения результатов. Стартовый уровень: устный опрос,
анкетирование, сдача нормативов.

Уровень сложности реализации программы – стартовый. Предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации
материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
общеразвивающей программы. Обучающиеся получают необходимые знания и
представления о баскетболе, базовые навыки ведения игры в баскетбол (стритбол).
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель программы – приобщение обучающихся к здоровому образу жизни
через освоение игры в баскетбол.
Задачи:
Обучающие:
- научить оздоровительному комплексу физических упражнений,
- познакомить с правилами игры в баскетбол,
- научить тактическим приемам ведения игры,
- научить техническим приемам игры в баскетбол.
Развивающие:
-

развитие

основных

физических

качеств

(ловкость,

сила,

скорость,

выносливость);
- развитие коммуникативных навыков;
- формировать навыков дисциплины и самоорганизации.
Воспитательные:
- воспитать чувство товарищества;
- воспитать чувство личной ответственности;
- развивать моральные и волевые качества;
- воспитание патриотических чувств на примере исторических событий в спорте
(баскетболе).

Планируемые результаты.
Метапредметные:
У обучающихся будут развиты:
- двигательные качества (быстрота, выносливость, гибкость, сила),
- принятие цели и планирование действий для ее достижения,
- навыки дисциплины и самоорганизации.
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
- устойчивая мотивация к занятиям спортом,
- морально-волевые качества,
- в соответствии с возрастом сформированы гражданские и патриотические
чувства.
Предметные:
Обучающиеся будут знать:
- правила игры в баскетбол;
- технику выполнения спортивного комплекса упражнений.
Обучающиеся будут уметь:
- выполнять оздоровительный комплекс физических упражнений,
- владеть навыками ведения мяча используя различные приемы,
- владеть тактическими приемами ведения игры.
1.3 Содержание общеразвивающей программы.
Стартовый уровень
Учебный (тематический) план
№

Название разделов, тем

Количество часов
Всего

в том числе

Формы
аттестации/

Теория

Практика

1.

Основы знаний (теория)

3

3

-

2.

Общая

22

4

18

и

специальная

Опрос
Контрольные
тесты

физическая подготовка
Основы баскетбола, в т.ч.:

150

20

130

3.1 Изучение и совершенствование

50

10

40

3.

контроля

технических приемов игры в

Опрос

и

наблюдение

нападении
3.2 Изучение и совершенствование

50

10

40

технических приемов игры в

Опрос

и

наблюдения

защите
3.3 Учебная игра

50

-

50

Участие

в

соревнованиях
4.

Судейская практика

5

2

3

Опрос

5.

Контрольные испытания

5

2

3

Тестирование и
игра

Всего часов за 37 недель

185

31

154

Содержание учебного (тематического) плана.
1. Основы знаний.
Теория. Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная
часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического
развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. История
развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достижения баскетболистов России
на мировой арене. Гигиенические правила занятий физическими упражнениями.
Общие требования безопасности при проведении занятий по спортивным играм.
Правила игры баскетбол 3 на 3. Состав команды, расстановка и перемещение
игроков. Начало, счёт и результат игры.

Оборудование площадки и инвентарь для игры. Уход за инвентарём.
Значение

физических

упражнений

для

поддержания

работоспособности.

Самоконтроль и его основные приёмы. Мышечная система человека
Гигиена одежды и обуви при занятиях баскетболом.
Понятие о технике игры в баскетбол. Основные технические приёмы и значение
технической подготовки.
История возникновения баскетбола. Крупнейшие соревнования по баскетболу в
России и в мире.
2. Общая и специальная физическая подготовка
Теория. Понятие общей физической подготовки. Физические качества. Виды
силовых способностей: собственно силовые, скоростно-силовые. Строение и
функции мышц. Изменение в строении и функциях мышц под влиянием занятий
спортом. Методика воспитания силовых способностей. Понятие быстроты, формы
ее проявления. Зачем нужна гибкость спортсмену. Знакомство с методикой и
нормативами выполнения различных упражнений.
Практика. Ходьба с различными положениями ног и рук, бег обычный, с
ускорениями, спиной вперед.
Передвижение приставными шагами правым и левым боком. Общеразвивающие
силовые упражнения без предметов (подтягивания, отжимания и др.) с
преодолением собственного веса.
Выполнение упражнений, направленных на развитие специальных двигательных
качеств: быстроты, координации, прыгучести, гибкости.
Выполнение упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств
(упражнения с набивными мячами, со скакалкой, ускорения из различных
исходных положений, прыжки в длину и высоту, жонглирование мячами).
Выполнение прыжковых упражнений: прыжки в длину с места, прыжки с места и
с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.
Выполнение акробатических упражнений: перекаты, кувырки, стойки.

Бег на дистанции 100, 400, 500 м.
Бег с изменением направления и скорости.
Челночный бег.
Подвижные игры и эстафеты.
3. Основы баскетбола
3.1. Изучение и совершенствование технических приемов игры в нападении.
Теория. Изучение технических приемов игры в нападении. Изучение технических
приемов игры в защите.
Практика. Совершенствование технических приемов игры в нападении: ведение
мяча левой и правой рукой, с изменением направления, ловля и передача мяча
двумя руками от груди на месте и в движении, двумя руками от головы во время
ходьбы и бега (после ловли и после ведения) вперед, в стороны, на короткие и
средние расстояния; передача мяча после поворота на месте и после ловли с
остановкой, передача мяча с отскоком от пола.
Ведение мяча со снижением, обводка, переход от обычного ведения к ведению со
снижением; изменение скорости передвижения во время ведения. Ведение мяча с
последующей остановкой и с продолжением ведения на месте.
Броски одной рукой от плеча, с места, в движении. Бросок мяча одной рукой от
головы с места и в движении после ведения. Штрафные броски. Ловля мяча,
летящего навстречу и с боку, с выходом вперед и в сторону.
3.2.

Изучение и совершенствование технических приемов игры в защите.

Теория. Изучение технических приемов игры в защите.
Практика. Совершенствование технических приемов игры в защите: защитная
стойка баскетболиста, опека игрока, перехваты мяча, подбор мяча под кольцом.
Сочетания изученных приемов перемещения.
3.3.

Учебная игра.

Теория не предполагается.

Практика. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями. Участие в
учебно-тренировочных играх, соревнованиях по подвижным играм с элементами
техники баскетбола. Подвижные игры с мячом и без мяча («Вышибалы»,
«Собачка», футбол, салки и т.д.). Тренировочные игры 1 на 1, 3 на 3, 5 на 5.
4. Судейская практика.
Теория. Изучение и обсуждение правил судейства в баскетболе. Судейская
бригада: главный судья соревнований, судьи в поле, секретарь, хронометрист. Их
роль в организации и проведении соревнований. Механика судейства для двух
судей.
Практика. Судейство соревнований и товарищеских игр на уровне объединения.
Заполнение и ведение протоколов баскетбольных игр.
5. Контрольные испытания.
Теория. Знакомство с таблицей нормативов.
Практика. Сдача нормативов и теоретического теста.
2. Организационно – педагогические условия.
2.1. Календарный учебный график
№

Основные характеристики
образовательного процесса
1. Количество учебных недель
2. Количество учебных дней
3. Количество часов в неделю
4. Количество часов (всего)
5. Недель в первом полугодии
6. Недель во втором полугодии
7. Начало занятий
8. Каникулы
9. Режим занятий
10. Сроки проведения
аттестации обучающихся

Стартовый уровень
37
185
5
185
17
20
1.09
1.06–31.08
1 раз в неделю по 2 часа
15.12-20.12,
15.05-20.05

11. Выходные дни

Праздничные дни,
установленные
законодательством РФ.
31.05

12. Окончание учебного года

2.2. Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимы материально-техническое,
информационное и кадровое обеспечение.
Материально-технического обеспечение.
Помещение. Спортивный зал для занятий баскетболом; спортивный
инвентарь

(кольца

для

баскетбола,

конструкции

баскетбольные,

мячи

баскетбольные, сетки баскетбольные, стойки, маты, скакалки, гимнастические
скамейки).
Форма обучающихся. Обучающимся на занятиях необходимо находиться в
спортивной форме и обуви (костюмы спортивные тренировочные, кроссовки для
баскетбола, футболки, майки, шорты).
Информационное обеспечение: использование интернет ресурса; работа с
сайтом образовательной организации (страница о секции баскетбола, результаты
тестирований, соревнований, работа с родителями, фото и видео материалы и
прочее).
Кадровое обеспечение. Программу реализует педагог дополнительного
образования, имеющий высшее профессиональное (педагогическое) образование,
прошедший курсы повышения квалификации по направлению деятельности.
Методическое материалы
№

Тема
программы

Форма
организации
и проведения
занятия

Методы и приёмы
организации
учебновоспитательного
процесса

Дидактический
материал,
техническое
оснащение занятий

Вид
и
форма
контроля, форма
предъявления
результата

Основы
знаний
1

2

3

4

Фронтальная,
групповая,
индивидуальн
ая,
подгрупповая

Словесный,
объяснение,
рассказ,
беседа
практические
задания,
объяснение нового
материала.

Конспекты занятий
для педагога.
Словесный,
Общая
и Индивидуаль
наглядный показ,
специальная ная,
групповая,
упражнения
в
физическая
поточная,
в парах, тренировки
подготовка
парах

Основы
баскетбола

Судейская
практика

Индивидуаль
ная,
групповая,
подгрупповая,
в парах

Фронтальная,
индивидуальн
ая

Словесный,
объяснение,
беседа,
практические
занятия,
упражнения
в
парах, тренировки,
наглядный
показ
педагогом.
Учебная игра.
Теоретические
и
практические
занятия,
тренировки,
Учебная игра.

Специальная
Тестирование,
литература,
опрос
справочные
материалы,
картинки, плакаты.
Официальные
правила баскетбола.

Литература,
таблицы,
схемы,
карточки,
спортивный
инвентарь: набивные
мячи,
гимнастические
скакалки, гантели
Дидактические
карточки, плакаты,
мячи на каждого
обучающего, стойки
для обводки

Зачет,
Тестирование,
протоколы

Зачет,
тестирование,
учебная
игра,
промежуточный
тест, соревнования

Руководство
для Учебная игра,
судей.
Механика соревнования
судейства
в
баскетболе.
Дидактические
карточки, плакаты,
видеозаписи.
Обучающие диски.

Структура или алгоритм занятий:
- организационный момент,
- разминка (Физиологический эффект разминки объясняется тем, что вегетативные
органы и системы человека обладают определенной инертностью и не сразу
начинают действовать на том функциональном уровне, который требуется для
качественного обеспечения двигательной деятельности),

- основная часть (Учебно-тренировочного занятия обеспечивает решение задач по
обучению технике двигательных действий и воспитанию физических и
личностных качеств. Занятия, направлены на повышение уровня физической
подготовленности, строятся на основе использования разнообразных физических
упражнений: общеразвивающих, спортивных, отражающих специфику избранного
вида спорта и упражнений из других видов спорта.
- подведение итогов занятия (Постепенное снижение нагрузки и, соответственно,
восстановление организма. В этих целях используются малоинтенсивный бег,
ходьба, дыхательные упражнения и упражнения на растягивание и расслабление
мышц).
Использование игровых технологий
способствует

расширению

кругозора

в

тренировочном

учащихся,

развитию

процессе

познавательной

активности, формированию разнообразных умений и навыков практической
деятельности,

а

также

является

эффективным

средством

мотивации

и

стимулирования учащихся на обучение, так как создается благоприятная
атмосфера. Данная технология позволяет обучающимся во время занятий
совершенствовать

свое

мастерство,

отрабатывать

технические

элементы,

тактические задания.
Здоровьесберегающие технологии – способствуют, укреплению здоровья
обучающихся.

Данная

технология

учитывает

важнейшие

характеристики

образовательной среды и условия жизни детей, положительно воздействует на их
здоровье. Данная технология позволяет минимизировать риски получения травм,
растяжений, ушибов. Способствует правильному формированию и отношению к
здоровью ребенка.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для

оценки

результативности

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы «Общая физическая подготовка» применяются
входящий, промежуточный и итоговый виды контроля.

Входная диагностика осуществляется при комплектовании группы.
Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, степень их физической
подготовки, определить формы и методы работы с учащимися.
Промежуточный
нормативов по ОФП

контроль проводится в конце полугодия в форме сдачи
и устного опроса (проверка практических знаний) и

собеседование, тестирование (проверка теоретических знаний).
Итоговый контроль проводится в форме сдачи спортивных нормативов по
ОФП и тестирования.
Формы и методы контроля:
- наблюдение – визуальный контроль с целью совершенствования действий
учащихся;
- тестирование, собеседование, опрос, сдача нормативов – комплекс заданий на
выявление знаний, умений, навыков.
Оценочные материалы.
Входная диагностика предполагает собеседование с педагогом. Выявляет
уровень мотивации обучающегося к занятиям баскетболом. Практическая часть
предполагает выполнение упражнений, которые позволяют определить уровень
физической подготовки обучающихся.
Промежуточный и итоговый

контроль предполагает теоретическую и

практическую части. Практическая часть проводится по одним и тем же заданиям.
В

конце

учебного

года

через

сравнительный

анализ

просматриваются

продвижение обучающихся в развитии и освоении программы.
Показатели двигательной подготовленности по программе «Баскетбол»
Контрольные упражнения
Высокий
8,1
190
6

Челночный бег 3 х 10м /сек/
Прыжок в длину с места /см/
Подтягивание на перекладине
из виса и виса лежа /раз/
Поднимание туловища,
лёжа на 23

Юноши / уровень
Выше среднего Средний
8,6
9,1
175
160
5
3
21

17

спине /30 сек/
Прыжки через скакалку /1мин/
Кросс 1000м (23 кр. в зале)
/мин/
Бросок н/мяча 1кг
/см/

120
5.15
800

105
5.30
700

100
5.50
600

Промежуточный контроль
Тест на проверку знаний «Правила игры в баскетбол».
Обучающимся необходимо выбрать правильный ответ.
1. Размеры баскетбольной площадки:
А) 32х16 м
Б) 40х20 м
В) 28Х15 м
Г) 9х18 м
Ответ – В
2. Входят ли линии, ограничивающие площадку, в её размеры:
А) ДА
Б) НЕТ
Ответ – Б
3. Высота от пола до уровня кольца составляет:
А) 2,90 м
Б) 2,95 м
В) 3,00 м
Г) 3,05 м
Ответ – Г
4. Может ли игровая форма состоять из маек одного цвета, а шорт другого
цвета:
А) ДА
Б) НЕТ
Ответ – А
5.Можно ли игрокам использовать предохранительные покрытия для пальцев,
кистей, локтей, сделанные из мягкого пластика или кожи:
А) ДА

Б) НЕТ
Ответ – Б
6.Можно ли игрокам использовать защитное приспособление для носа из
твёрдого материала:
А) ДА
Б) НЕТ
Ответ – А
7.Продолжительность 4 периода в матче:
А) 10 минут
Б) 12 минут
В) 15 минут
Ответ – А
8.Соответствие продолжительности перерыва и периодов игры:
А) между 3 и 4 четвертью 1) 20 минут
Б) между 1 и 2 половиной игры 2) 2 минуты
В) между играми в расписании 3) 15 минут
Ответ – А-2, Б-3, В-1
9. Мяч становится живым, когда:
А) во время розыгрыша спорного броска мяч покидает руки судьи при
подбрасывании
Б) мяч оказывается в руках игрока, выполняющего штрафной бросок
В) верно всё вышеперечисленное
Ответ – В
10. Мяч становится мёртвым, когда:
А) мяч оказывается в руках игрока для вбрасывания из-за пределов площадки
Б) звучит сигнал устройства 24 секунд, когда одна из команд контролирует мяч
В) верно всё вышеперечисленное
Ответ – Б
11.Остановка игры по просьбе тренера или помощника тренера – это:
Ответ – тайм-аут

12.Может ли капитан затребовать тайм-аут:
А) ДА
Б) НЕТ
Ответ – Б
13.Сколько тайм-аутов можно взять в 1 половине игры:
А) два
Б) три
Ответ – А
14.Остановка игры по просьбе запасного для того, чтобы стать игроком – это:
Ответ – замена
15.Сколько времени даётся команде для перевода мяча из тыловой зоны в
передовую:
А) пять секунд
Б) восемь секунд
В) десять секунд
Г) двенадцать секунд
Ответ – Б
16.В течение какого времени команда должна выполнить бросок с игры:
А) двадцати четырёх секунд
Б) тридцати секунд
В) в течение неограниченного времени
Ответ – А
17. Несоблюдение правил вследствие неправильного контакта с соперником –
это:
Ответ – фол
18. Сопоставьте нарушение и название фола:
А) драка 1) технический фол
Б) игрок явно не пытается сыграть в мяч 2) персональный фол
В) неправильная блокировка игрока 3) неспортивный фол

Г) симуляция фола 4) дисквалифицирующий фол
Ответ – А-4, Б-3, В-2, Г-1
Итоговый контроль.
Тест на проверку знаний «Правила игры в баскетбол».
1. Судьями-секретарями являются:
А) секретарь
Б) комиссар
В) оператор 24 секунд
Г) секундометрист
Д) все вышеперечисленные
Ответ – А, В, Г
2.Может ли быть оспорено решение, принятое судьями:
А) ДА
Б) НЕТ
Ответ – Б
3. На каком расстоянии должна находится скамейка запасных игроков от
игровой площадки:
А) не менее 5 метров
Б) не менее 2 метров
В) не менее 1 метра
Ответ – Б
4.Сколько комплектов маек должна иметь команда:
А) три
Б) четыре
В) два
Ответ – В
5. Сколько времени длится тайм- аут:
А) 30 секунд
Б) 1 минуту
В) 2 минуты

Ответ – Б
6. Могут ли неиспользованные тайм- ауты быть перенесены на вторую
половину или дополнительный период
А) да
Б) нет
Ответ – Б
7. Какие действия не являются ведением:
А) последовательные броски с игры
Б) выбивание мяча из- под контроля над мячом
В) прерывание передачи и установление контроля над живым мячом
Г) всё выше перечисленное
Ответ – Г
8. Запрещенное перемещение одной или обеих ног в любом направлении во
время контроля над живым мячом:
Ответ – пробежка
9. Разрешенное перемещение, при котором игрок, держащий живой мяч
вышагивает один или несколько раз в любом направлении:
Ответ – поворот
10. В течении какого времени плотноопекаемый игрок должен передать,
бросить в корзину или повести мяч:
А) 5 секунд
Б) 3 секунд
В) 4 секунд
Ответ – А
11. Попытка задержать или помешать сопернику без мяча, занять желаемую
позицию:
Ответ – заслон
12. Физическое воздействие друг на друга двух или более соперников:
Ответ - драка
13. Что входит в обязанности секретаря:
А) записывать фамилии и номера игроков в протокол
Б) производить замены

В) определять поочередное владение мячом
Г) всё выше перечисленное
Ответ – Г
14. За сколько времени до начала игры секретарь должен подготовить протокол:
А) за 30 минут
Б) за 10 минут
В) за 20 минут
Ответ – В
15. Какой шириной должны быть нанесены линии на игровой площадке:
А) 3 сантиметра
Б) 5 сантиметров
Ответ – Б
16. Какой высоты должен быть номер на спине игрока:
А) не менее 20 сантиметров
Б) не менее 10 сантиметров
В) не менее 10 сантиметров
Ответ – А
17. Какой высоты должен быть номер на груди игрока:
А) не менее 20 сантиметров
Б) не менее 10 сантиметров
В) не менее 10 сантиметров
Ответ – Б
18. Игрок, который является представителем своей команды на игровой
площадке:
Ответ – капитан
19. Командный контроль над мячом заканчивается, когда:
А) соперник устанавливает контроль над мячом
Б) мяч становится мёртвым
В) мяч покидает руку игрока, выполняющего бросок с игры
Г) всё выше перечисленное

Ответ – Г
20. Неправильный персональный контакт игрока с толчком или движением в
туловище соперника – это:
Ответ – столкновение
21. Неправильный персональный контакт, который препятствует
передвижению соперника – это:
Ответ – блокировка
22. Неправильный персональный контакт с соперником, который мешает
свободе его перемещения – это:
Ответ – задержка
23. Неправильный персональный контакт с любой частью тела, при котором
игрок насильно сдвигает соперника – это:
Ответ – толчок
24. Технический фол дают игроку, когда он:
А) пренебрегает предупреждениями судей
Б) неуважительно обращается к судьям
В) использует выражения или жесты, оскорбляющие зрителей
Г) совершил грубое нарушение против соперника
Ответ – А, Б, В
25. Когда фиксируется технический фол, кто из членов команды соперников
может выполнить штрафной бросок:
А) капитан команды
Б) любой член команды
Ответ – Б
26. Между кем должен сидеть комиссар:
А) между секретарем и оператором 24 секунд
Б) между помощником секретаря и секундометристом
В) между секретарем и секундометристом
Ответ – В
27. Когда секундометрист должен подать свой сигнал об истечении таймаута:
А) в 45 секунд

Б)в 50 секунд
В) в 60 секунд
Ответ – Б
28. За сколько времени до начала первой четверти секундометрист должен
подать свой сигнал:
А) за 3 минуты
Б) за 1минуту 30 секунд
В) за 5 минут
Ответ – А
29. За сколько времени до начала третьей четверти секундометрист должен
подать свой сигнал:
А) за 3 минуты
Б) за 1минуту 30 секунд
В) за 2 минуты
Ответ – Б
30. Каким может быть фол игрока:
А) персональным
Б) техническим
В) неспортивным
Г) дисквалифицирующим
Д) всё выше перечисленное
Ответ – Д
31. Каким может быть фол тренера:
А) техническим
Б) неспортивным
В) дисквалифицирующим
Г) всё выше перечисленное
Ответ – А, В
32. Какой буквой обозначается технический фол тренеру за неспортивное
поведение:
А) C

Б) B
В) U
Ответ – А
33. Какой буквой обозначается неспортивный фол:
А) C
Б) U
В) P
Ответ – Б
34. Сколько очков для команды отводится в одном протоколе:
А) 150
Б) 160
В) 180
Ответ – Б
35. Сколько человек находится за секретарским столиком:
А) 6
Б) 4
В) 5
Г) 3
Ответ – В
36. За сколько времени до начала игры тренеры должны указать пятерых
игроков, которые начнут игру:
А) 5 минут
Б) 10 минут
В) 1 минуту
Ответ – Б
37. Является ли нарушением, если игрок умышленно забрасывает мяч с игры в
собственную корзину:
А) да
Б) нет
Ответ – А

38. Какое максимальное количество очков может заработать игрок за одну
атаку:
А) три
Б) четыре
В) два
Ответ – Б
39. Предоставляемая игроку возможность набрать очко броском в корзину без
помех – это:
Ответ - штрафной бросок
40. Показания 24 секунд сбрасываются, как только:
А) судья даёт свисток при фоле или нарушении
Б) мяч попадает в корзину после броска с игры
В) мяч касается кольца после броска с игры
Г) всё выше перечисленное
Ответ - Г
Лист мониторинга личностных результатов обучающихся
Критерии оценки
личностных
результатов
Степень
познавательной
активности
обучающегося
Творческая
активность, участие в
учебных проектах и
конкурсах
Представления о
принципах и нормах
морали
Уровень мотивации к
общению и
сотрудничеству
Трудолюбие и
ответственность

Фамилии учащихся

Критерии оценки личностных результатов учащихся
Показатели

Степень
познавательной
активности
воспитанника

Творческая
активность,
участие в
учебных
проектах и

Уровни освоения
Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Не проявляет
постоянного и
устойчивого интереса
к знаниям.
На
занятиях
в
основном пассивен.
Часто
пропускает
занятия

В процессе восприятия
учебного материала
проявляет степень
интереса к знаниям.
Активен, при поддержке
педагога
и
демонстрирует хорошие
способности к обучению.
Занятия
пропускает
редко.
Имеет устойчивый
интерес к творческой
деятельности, участник
двух-трех групповых
проектов

Проявляет высокую
степень интереса к
знаниям. В процессе
получения знаний
активен и организован.
Не пропускает занятия
без уважительной
причины

Осознает и принимает
ценности государства,
коллектива, семьи,
личности и
индивидуальности
другого человека.
Понимает
необходимость
соблюдения в жизни
норм морали и права.

Уважает и принимает
ценности российского
государства и
общества, коллектива,
семьи, другого
человека как
индивидуальности и
личности.
Руководствуется в
жизни моральными
нормами и законами.

Не
проявляет
интереса
к
деятельности,
является участником
одного
группового
проекта;

Проявляет ярко
выраженный интерес к
спортивной
деятельности; участник
групповых проектов

конкурсах
Представления
о принципах и
нормах морали
(уровень
осознанности и
принятия
ценности
российского
государства

Нарушены
представления
о
принципах и нормах
морали.

Уровень
мотивации к
общению и
сотрудничеству

Трудолюбие и

Сохраняет
отстраненную
позицию, временами
полностью избегает
общения и
взаимодействия.

Любая работа
ответственность вызывает нежелание,
приступает к
Порученному делу
только после долгих
понуканий со
стороны взрослого

Проявляет интерес к
общественной жизни
коллектива. Открыт для
общения с другими
людьми, но иногда
испытывает затруднения
при установлении
контактов и отношений
сотрудничества.

Занимает социально
активную позицию
(принимает участие в
акциях, волонтерском
движении, является
членом общественных
организаций). Имеет
высокий уровень
мотивации к общению
и сотрудничеству.
Выполняет только ту
Трудолюбив. Сам
работу, которая
берется даже за
нравится, необходимость «грязную» работу,
дополнительной работы получает удовольствие
вызывает
от сложной,
отрицательные эмоции;
трудоемкой работы

3.Список литературы.
Список литературы для педагогов:
1.Настольная книга учителя физической культуры, Г.И. Погадаев, ФиС, 1998, М.,
496 с.
2.Спортивная медицина, В.В.Васильева и др., Медгиз, 1957, М., 376 с.
3.Нестеровский Д.И., Баскетбол. Теория и методика обучения, Академия, М.,
2004, 336 с.
4.Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Физическая культура. Упражнения и игры с
мячами, Издательство НЦ Энас, М., 2004, 136 с.
5.Видякин М.В., Начинающему учителю физкультуры, Учитель, Волгоград, 2004,
154 с.
6.Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе, авт.-сост. Белоножкина О.В.
и др., Учитель, Волгоград, 2006, 173 с.
7.Кузин В. В., Полиевский С.А. Баскетбол. Начальный этап обучения.- Изд.2-еМ.: Физкультура и спорт, 2002, 136 с.

8.Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ. М. Советский спорт,
2004г.
9.Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства. М. 1997г.
10.Грасис А. Специальные упражнения баскетболистов – М., ФиС, 1967, 1972.
11.Пинхолстер А. Энциклопедия баскетбольных упражнений – М., ФиС, 1973
12.Стонкус С.С. Индивидуальная тренировка баскетболистов– М., ФиС, 1967.
13.Кудряшов

В.П.,

Мирошникова

Т.И.,Физическая

подготовка

юных

баскетболистов – Минск, 1970.
14.Линдеберг Ф. Баскетбол – игра и обучение – М., ФиС, 1971, 1972.
15.Чернова Е.А. Некоторые рекомендации по работе с детьми. Школа баскетбола.
Самара 2002г
16.Яхонтов Е.Р. Индивидуальная тренировка баскетболиста – М., ФиС, 1981, 1985.
Список литературы для обучающихся:
1.Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков.

НИК Сортэл. М.

2002г.
2.Билл Гатмен и Том Финнеган. Все о тренировке юного баскетболиста. М. АСТ.
2007г.
3.Джерри В., Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения.. М. АСТ.
2006г.
4.Евгений Гомельский. Игра гигантов. М. ВАГРИУС. 2004г.
5.Костинова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М. Ф и С. 2002г.
6.Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. М. Фис. 1999г.
7.Леонов А.Д. Малый А.А. Баскетбол – книга для учащихся – Киев, Радянська
школа, 1989.
8.Официальные правила баскетбола. Руководство для судей. Механика для двух
судей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных, а также на сбор статистики сервисом Яндекс.Метрика. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».