Эстрадный вокал продвинутый

1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Эстрадный вокал» отнесена к художественной направленности.
Программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми
документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
-

Приказом

27.07.2022г.

Министерства
г.

осуществления

№

629

просвещения

«Об

Российской

утверждении

образовательной

Порядка

деятельности

по

Федерации

от

организации

и

дополнительным

общеобразовательным программам»,
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678р),
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»,
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. «Санитарно – эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
-

СанПиН

1.2.3685-21

Гигиенические

нормативы

и

требования

к

обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
средств обитания»,
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по

реализации адаптированных дополнительных общеразвивающих программ,
способствующих
профессиональному

социально-психологической
самоопределению

детей

реабилитации,
с

ограниченными

возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»,
- Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2023 № 1678 «Об
утверждении

правил

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ,
-

Приказом

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии
с социальным сертификатом»,
- Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября
2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»,
- Уставом МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н.Е. Бобровой» (Приказ №60-Д от
03.03.2016),
- Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах МБУ ДО ПГО «Центр развития творчества им. Н.Е. Бобровой».
Актуальность программы
В Концепции развития

образования

на территории Свердловской

области на период до 2035 года важным условием для развития
интеллектуального, экономического и творческого потенциала города,
области является поддержка и развитие одаренных детей. Пение – одно из
важнейших средств формирования духовности человека, его сознания,
чувственно-эмоциональной

сферы.

Развитие

эмоциональности,

формирование и развитие вокальных умений и навыков, творческого
мышления и самовыражения на лучших образцах современной песенной

эстрадной

культуры

профессиональному

и

способствует

социальному

духовно-нравственному,

становлению,

самовыражению

и

самоутверждению личности. Именно одаренные дети смогут в будущем
компенсировать потребность государства в интеллектуальных человеческих
ресурсах, что будет способствовать развитию науки, культуры и всех
областей социальной жизни общества.
Система дополнительного образования может создать условия

для

успешного решения поставленных задач.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей
программы «Эстрадный вокал» направлена на удовлетворение эстетических
потребностей личности, способствует формированию ее сознания, расширяет
жизненный

опыт,

способствует

духовному,

социальному

и

профессиональному становлению личности ребенка.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно
раскрывать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого
комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает
реализовать потребность в общении и самореализации через занятия и
выступления, тренирует память, музыкальный слух. Поэтому данная
программа

востребована

среди

детей

и

родителей

(законных

представителей).
Особенности общеразвивающей программы
Программа

«Эстрадный

вокал»

разработана

на

основе

программы «Эстрадный вокал», автор Дамм Л.В., и дополнительной
общеразвивающей программы «Эстрадный вокал» автор Сабурова Е. А.
Также использован личный многолетний опыт работы с детьми в
дополнительном образовании и накопленные знания в области преподавания
вокала.
Программа
обучению,

учет

предусматривает

дифференцированный

психофизиологических

особенностей

подход

к

учащихся. Дети

приходят с разным уровнем подготовки, поэтому и темп освоения детьми

образовательной программы различный. Первый год обучения (стартовый
уровень) самый сложный, у детей формируются начальные навыки
исполнительского мастерства, чистого интонирования, певческого дыхания;
учатся чистому и слаженному пению

одноголосно в ансамбле с

сопровождением инструмента, фонограммы; развивают гармонический и
мелодический слух, эстетический вкус.
Современная образовательная среда — это условия, в которых каждый
ребенок

развивается

соразмерно

своим

способностям,

интересам

и

потребностям. Дополнительное образование — важный и неотъемлемый
компонент системы общего образовательного процесса. Оно способствует
углублению знаний, развитию разносторонних интересов и способностей
учащихся, выходящих за рамки образования.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос
помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое
отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат –
необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство
красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек
начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового
аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном
общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно
реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки,
приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию
творческой

фантазии. Пение

эстетического

является

воспитания. Занятия

весьма

музыкой

действенным
развивают

методом

не

только

музыкальные способности детей и их художественный вкус, но и
содействует воспитанию определенных черт характера. В процессе изучения
вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального
исполнительства,
мастерства.

расширяют

кругозор,

познают

основы

актёрского

На

продвинутом

уровне

трехголосные произведения, с
концертную

деятельность

обучающиеся

дети

уверенно

поют

сопровождением и без. Через активную

формируется

новый

социальный

опыт,

формируется начальная профессиональная ориентация.
Программа «Эстрадный вокал» дублируется в темах, различны глубина
материала,

методы

и

технологии

реализации,

степень

индивидуализированного подхода к детям разных стартовых возможностей и
способностей.
Воспитательная

ценность

программы

заключается

в

том,

что

программа формирует ответственное отношение к учению, готовность и
способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию. Воспитывает уважительное отношение к иному
мнению, истории и культуре своего и других народов. Программа
воспитывает готовность и способность вести диалог и достигать в нем
взаимопонимания, а также чувства доброжелательности и эмоциональнонравственной

отзывчивости,

понимание

чувств

других

людей

и

сопереживание им.
В

процессе

обучения,

у подростков

формируется

коммуникативная

компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и
младшими в образовательной, общественно полезной, творческой и других
видах деятельности. Также формирует компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, осознание и ответственное
отношение к собственным поступкам.
Адресат общеразвивающей программы.
На программу продвинутого уровня зачисляются дети от 15-17 лет.
На программу принимаются обучающие, прошедшие базовый уровень
программы или владеющие необходимыми вокальными данными, которые
определяются после индивидуального собеседования и прослушивания
педагога.
Старший школьный возраст (15-17 лет)

Возрастные
является

особенности.

Ведущей

учебно-профессиональная

деятельностью

старшеклассников

деятельность.

Развиваются

и

укрепляются качества: целеустремлённость, решительность, настойчивость,
самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Учебная деятельность
способствует раскрепощению внутреннего творческого потенциала, выбору
воплощению творческих идей и поиску выражения своей индивидуальности.
Особенности голосового аппарата. У детей старшего школьного возраста
постепенно

появляется

индивидуальных

грудной

особенностей

резонатор.

голоса

старшего

В

зависимости
школьника

от

работа

начинается с того голосового регистра, который он использует при
спонтанном пении наиболее часто.
В старшей

группе

(16-18

лет) происходит стабилизация,

исчезают

болезненные явления и голос приобретает индивидуальный тембр, диапазон
расширяется до 1,5 — 2 октав, звучание микстовое (смешанное). В период
полового созревания голос мальчиков понижается на октаву и приобретает
характерную для мужского голоса окраску. Это явление относится к
вторичным половым признакам и вызвано перестройкой организма под
влиянием эндокринной системы. Если гортань девочки в этот период растет
пропорционально во все стороны, то гортань мальчика вытягивается вперед
более чем в полтора раза, образуя «адамово яблоко». Это резко изменяет
высоту и певческие качества голоса мальчика. Певческие свойства девочек
сохраняются и после мутации. В юношеском возрасте важно соблюдать
санитарные правила пения, не допускать форсированного звука, развивать
технику дыхания и весьма осторожно расширять диапазон. Охрана детского
голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во
многом содействует продуманный репертуар, соответствующий певческим
возрастным особенностям детей.
Число детей, одновременно находящихся в группе от 8 до10 человек.
Режим занятий
Продвинутый уровень - 3 раза в неделю по 2 академических часа.

Объём общеразвивающей программы составляет 444 часа:
продвинутый уровень (первый год обучения) –222 часа,
продвинутый уровень (второй год обучения) – 222 часа.
Срок освоения программы: 2 года
Уровни программы.
Продвинутый уровень (первый год обучения).

В этот образовательный

период ведется более углубленное изучение музыкальной терминологии.
Большое внимание отводится работе над выравниванием звучности голоса на
всем диапазоне, овладением сложными вокальными приемами, развитие
четкой дикции, «сглаживанием» переходных нот. Подбор более сложного
репертуара. Более детально ведется работа над художественным образом.
Продвинутый уровень (второй год обучения).

Во второй год обучения

продвинутого уровня уделяется внимание профориентации учащихся. В
содержание

программы

входит

посещение

Дней

открытых

дверей

профильных учебных заведений, встреча со студентами, обучающихся в этих
заведениях. Участие в конкурсах на базе музыкальных ВУЗов.
Перечень форм обучения очное, групповое, индивидуально-групповое,
индивидуальное.
При необходимости может быть использовано обучение с использованием
дистанционных форм. Группа в мессенджере Ватсап, «ФаСоль-бэнд»
Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, мастер-класс,
тренинг, индивидуальные консультации.
В дистанционном режиме: аудио - упражнения, видеоурок, телеконференция
Перечень форм подведения итогов реализации программы: открытое
занятие, отчетный концерт, участие в фестивалях и конкурсах, участие в
мастер-классах.
В дистанционном режиме: видеоконференция.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы.

Цель продвинутого уровня.
Создание

развивающей

эстетическому

развитию

среды,

способствующей

обучающихся,

направленной

художественнона

начальную

профессиональную ориентацию в области эстрадного вокала.
Задачи продвинутого уровня (первый год обучения).
Образовательные:
- совершенствовать навыки сольного и ансамблевого пения,
- совершенствовать навыки сценического мастерства,
- познакомить с основными правилами коллективной импровизации.
Развивающие:
- совершенствовать способности к самостоятельной работе,
- продолжать развивать тембр, силу, гибкость и диапазон голоса,
- продолжать развивать навыки коллективной работы.
Воспитательные:

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию,
- воспитывать способность к самореализации в пространстве музыкальной
культуры,
- воспитать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре
своего и других народов.
Задачи продвинутого уровня (второй год обучения):
Образовательные:
-сформировать

устойчивые

вокально-хоровые

навыки:

пение

без

сопровождения, пение на два - три голоса,
- сформировать умение петь в разных певческих регистрах: грудном,
головном, миксовом,
- сформировать умение петь с использованием вокальных приемов и техник
(фальцет, тванг, мелизмы),

- обучить самостоятельному анализу произведений и его разучивания.
Развивающие:
-совершенствовать голосовой аппарат,
- развить преодоление мышечных и психологических зажимов,
- развить артистическую смелость и непосредственность, самостоятельность,
- совершенствовать актерские навыки.
Воспитательные:
- способность формулировать собственное мнение и позицию,
- воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность,
- эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического
характера.
1.3. Планируемые результаты.
Продвинутый уровень (первый год обучения).
К концу учебного года обучающиеся должны овладеть умениями:
метапредметными:
- проявляют творческую активность, экспериментируют со сценическими
образами, индивидуальность в вокальной манере исполнения,
-

умение

организовывать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность с педагогом и сверстниками,
- обладают диапазоном голоса в пределах 2 октав, умеют петь с
использованием головного и грудного резонатора, микстовым звуком.
Личностные
- способность формулировать собственное мнение и позицию,
- воспитано уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре
своего и других народов,
- владение основами самоконтроля, самооценки.
Предметные

- умение применять приемы звуковой подачи при работе с микрофоном и
фонограммой,
- умение акустически выстраивать свой голос относительно разных
партнѐров
зависимости

по

ансамблю,

от

характера

умело

варьировать

произведения

и

тембровую
тембра

окраску

партнѐра,

в

тонко

чувствовать настроение и намерение партнѐра в ансамбле,
- умение использовать средства музыкальной выразительности и различные
виды эстрадной вокальной и сценической техники в сфере сольного и
ансамблевого исполнительства.
Продвинутый уровень (второй год обучения)
К концу учебного года обучающиеся должны овладеть умениями:
метапредметными:
- устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной и содержательной
вокально-учебной

деятельности,

включая

информационно-

коммуникационные технологии,
- высокая мотивация и стремление к художественному самообразованию,
- умение справляться с мышечными и психологическими зажимами
посредством дыхательных гимнастик и телесных практик,
- владение актѐрской интерпретацией.
личностными:
- воспитана устойчивая потребность к творческой деятельности в области
вокального искусства,
- воспитана целеустремленность, настойчивость в достижении высокого,
качественного результата,
- сформированы основы музыкальной культуры учащегося как неотъемлемой
части общей духовной культуры.
предметными:
- умеют петь на два, три голоса под фонограмму (-) и без сопровождения,

- умеют исполнять музыкальные произведения в различных регистрах, с
использованием

вокальных приемов: тванг, бэлтинг, фальцет, мелизмы,

сформированы

-

вокальных

представления

произведений

и

о

методике

приемах

работы

разучивания
над

эстрадных

исполнительскими

трудностями.
1.4. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Продвинутый уровень, 1 год обучения
№

п/п

Название блоков

Количество часов
Всего Теория Практика
2

1

1

2

Отличие разных
исполнительских манер
Певческие навыки

36

6

30

3

Пение произведений

124

16

108

4

Сценическая
постановка
номеров
Навыки
эмоционально
выразительные исполнения
Работа
с
техническими
средствами
Концертные выступления

34

8

26

8

2

6

6

2

4

12

-

12

Итого часов

222

35

187

1

5
6
7

Формы
аттестации/контро
ля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
контрольный
опрос
Педагогическое
наблюдение
контрольный
опрос
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Открытое
занятие,концерт

Содержание учебного (тематического) плана
Продвинутый уровень (первый год обучения)
1.Отличие разных исполнительских манер
Теория:

Беседа «Отличие разных исполнительских манер». Вокальные

«профессии». Ознакомление детей с программой занятий на год. Инструктаж
по технике безопасности. Составление расписания.
Практика: подбор репертуара на 1 полугодие. Организация и проведение
игры по желанию детей.

2. Певческие навыки.
Теория: Сведения о строении певческого аппарата, необходимости разогрева
связок перед пением. Знакомство с музыкальными терминами. Компрессия в
работе голосового аппарата. Резонаторы и резонаторные ощущения (грудной,
головной). Регистры голосов натуральные и певческие (грудной, головной,
микст, свисток). Регистровые Флипы. Вокальности: Спич, Край, Бэлтинг,
фальцет и т.д. Особенности звукоизвлечения в разных вокальностях и их
отличия друг от друга.
Практика: Вокальные упражнения (распевание).Упражнения на постановку
речевого и певческого дыхания. Постановка речевого дыхания. Дыхательные
упражнения.

Фонетическая

ритмика.

Дикционные

упражнения.

Артикуляционные упражнения. Скороговорки. Упражнения на развитие
навыка двух, трехголосного пения. Взаимо и самоконтроль за правильностью
выполнения упражнений.
3. Пение произведений.
Теория: Прослушивание и выбор репертуара. Особенности репертуара (жанр,
эмоциональная

окраска.

Основные

сведения

о

работе

над

текстом

произведения, последовательность разбора текста (проставление акцентов,
пауз,

дыханий

и

т.д.)

Анализ

песни

(настроение,

художественное

содержание, средства выразительности и др.). Работа над произведениями
различных жанров. Рассказ о произведении, стиле, эпохе, композиторе.
Практика: Работа над сложностями интонации, строя и ансамбля в
произведениях.

Разнообразие

вокально-исполнительских

приемов

(глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные
регистры и т.д.). Диапазон и сложные места (самые высокие и низкие ноты,
скачки, хроматические переходы и прочие места, требующие внимательного
разучивания). Соло, одноголосное и двухголосное исполнение песенного
репертуара. Элементы трехголосного пения. Пение с сопровождением и под
фонограмму с использованием сценических движений.
Исполнение произведения в конечном варианте под фонограмму.

4. Сценическая постановка номеров.
Теория: Знакомство

с

видами

и

типами

сценического

движения.

Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический
образ. Пластичность и статичность вокалиста. Взаимосвязь между песней и
сценическими движениями, элементы танцевальных стилей. Знакомство с
терминологией эстрадного танца. Эстетика сценического движения.
Практика: Практическая работа по соединению с различных видов и типов
сценического движения с задачами вокального исполнения. Практическая
работа по созданию эстрадного номера. Разработка хореографических
зарисовок для вокальных номеров. Отработка сценических движений.
Выработка навыков ориентации в пространстве сцены. Двигательные
упражнения и танцевальные движения, инсценировка песен. Пение в
сочетании

с

пластическими

движениями

и

элементами

актерской

игры. Отработка выхода на номер и ухода после исполнения номера.
5. Навыки эмоционально-выразительного исполнения.
Теория: Условия создания яркого сценического образа. Жесты вокалиста,
мимика, глаза и улыбка. Певческая установка в различных ситуациях
сценического действия. Основы сценического мастерства. Сценический
имидж.
Практика: Разучивание движений, создание игровых и театрализованных
моментов для создания образа песни. Воспитание самовыражение через
движение и пение. Развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя
спокойно, раскрепощенно. Развитие умения перевоплощения, в соответствии
с характером музыкального произведения.
6. Работа с техническими средствами.
Теория: Основы сценического технического оборудования. Вокальные
эффекты. Правила работы с компьютером (включение и выключение
фонограммы).
Практика: Пение с вокальными эффектами микрофонов и без. Пение с
мониторами и без (разница, особенности работы поведения с микрофонами

при наличии мониторов на сцене). Пение в зале (спускаясь со сцены) –
особенности звука, микрофонов.
Концертные

7.

выступления.

Подготовка

и

проведение

отчетных

выступлений для родителей, участие в концертах на уровне учреждения,
города

или

области.

Учебный (тематический) план
Продвинутый уровень 2 год обучения
Название блоков

№

п/п
1
2

Импровизация - высший
уровень вокальной
творческой деятельности
Певческие навыки

3
4
5
6
7

Количество часов
Всего Теория Практика
2
1
1

36

6

30

Пение произведений

118

14

104

Сценическая постановка
номеров
Навыки эмоционально выразительные
исполнения
Работа с техническими
средствами
Концертные выступления

38

9

29

8

2

6

8

2

6

12

-

12

Итого часов

222

34

188

Формы
аттестации/контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
контрольный опрос
Педагогическое
наблюдение
контрольный опрос
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Открытое
занятие,концерт

Содержание учебного (тематического) плана
Продвинутый уровень (второй год обучения)
1. Импровизация - высший уровень творческой деятельности вокалиста.
Теория: Виды импровизации: ритмическая, мелодическая, ладовая.
Практика:

Показ

примеров

разных

видов

импровизации.

Пение

импровизаций – вариаций на заданную тему в различном характере, с
различным ритмическим рисунком, с использованием мелизматики
2. Певческие навыки.

Теория: Отличие народной, академической и эстрадной манеры исполнения.
Стили и направления в эстрадной музыке рок, поп, соул, блюз, R&B,мюзикл.
Практика: Усложнение

комплексов

вокальных

упражнений

по

совершенствованию вокальных навыков учащихся. Дети продолжают
учиться петь чисто в унисон, подголоски, двухголосие наиболее сложные и
протяженные трехголосные построения. Совершенствование певческих
навыков: пение с разных видов атак, использование быстрой смены режимов
работы голосовых связок, развитие навыка пения на мышечной поддержке
звука тела. Сохранение единой вокальной позиции во время формирования
звука.

Дикционные

упражнения.

Артикуляционные

упражнения.

Скороговорки. Взаимо и самоконтроль в пении упражнений.
3. Пение произведений.
Теория: Прослушивание и выбор репертуара. Особенности репертуара (жанр,
эмоциональная окраска). Основные сведения о работе над текстом
произведения, последовательность разбора текста (проставление акцентов,
пауз,

дыханий

и

т.д.)

Анализ

песни

(настроение,

художественное

содержание, средства выразительности и др.). Работа над произведениями
различных жанров. Рассказ о произведение, стиле, эпохе, композиторе.
Практика: Разбор

мелодии

произведения

(движение

мелодии,

темп,

ритмический рисунок, динамика и акценты). Разбор текста произведения
(эмоциональная составляющая, паузы, дыхание). Работа над мелодией.
Диапазон и сложные места (самые высокие и низкие ноты, скачки,
хроматические переходы и прочие места, требующие внимательного
разучивания). Соло, одноголосное, двухголосное и трехголосное исполнение
песенного репертуара.
Исполнение произведения в конечном варианте под фонограмму.
4. Навыки эмоционально-выразительного исполнения.
Теория: Понятие «сценическое искусство». Основы сценического мастерства.
Сценический имидж.

Практика: Тренинги (для развития смелости и непосредственности в
окружающей обстановке), сценические этюды – чтобы понять характер
героя, действия вокального произведения. Умение передать посредством
мимики и жестов эмоциональное содержание песни. Разучивание движений,
создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.
Воспитание самовыражение через движение и пение. Развитие умения
сконцентрироваться на сцене, вести себя спокойно, раскрепощенно. Развитие
умения перевоплощения, в соответствии с характером музыкального
произведения.
5. Сценическая постановка номеров.
Теория: Понятие танцевальные движения, стили, манеры исполнения.
Движение и пение – особенности работы над ними. Взаимосвязь между
песней и сценическими движениями, элементы танцевальных стилей.
Знакомство с терминологией эстрадного танца. Продолжают знакомиться с
элементами хореографии в песенном искусстве, с понятием «сценическое
движение», «сценическая пластика».
Практика: Формирование пластической культуры вокалистов через моторно
– двигательные упражнения, изучений движений в соответствии с песенным
репертуаром. Практическая

работа

по

созданию

эстрадного

номера.

Разработка хореографических зарисовок для вокальных номеров. Выбор
сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений
при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов
вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими
движениями.

Двигательные

упражнения

и

танцевальные

движения,

инсценировка песен. Пение в сочетании с пластическими движениями и
элементами актерской игры. Работа с жестом. Соединение вокальных
навыков исполнения произведения с танцевальной частью постановки
номера. Отработка выхода на номер и ухода после исполнения номера.

Изучение понятий: интервал, дистанция, перестановка в сценической
постановке номера. Отработка концертных номеров с хореографическими
зарисовками.
6. Работа с техническими средствами.
Теория: Основы сценического технического оборудования. Вокальные
эффекты.
Практика: Работа

с

микрофоном.

Пение

с

вокальными

эффектами

микрофонов и без них. Пение с мониторами и без (разница, особенности
работы поведения с микрофонами при наличии мониторов на сцене).
Пение в зале (спускаясь со сцены) особенности звука, микрофонов.
7. Концертные выступления.
Практика: Подготовка и проведение отчетных выступлений для родителей,
участие в концертах на уровне учреждения, города или области.
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график.
№

Основные характеристики
образовательного процесса

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов (всего)
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10.

Окончание учебного года

Продвинутый
уровень
(1г.о.)

Продвинутый
уровень
(2г.о.)

37
111
6
222
17
20

37
111
6
222
17
20

1.09.2023
1.06–31.08
Праздничные дни,
установленные
законодательством РФ.
31.05

2.2. Условия реализации программы.
Материально- техническое обеспечение.
Помещение: учебный класс.
Музыкальные инструменты: фортепиано или синтезатор.
Оборудование: музыкальный центр, компьютер (ноутбук), акустическая
система (микрофоны, колонки), зеркало.
Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное
образование, прошедший курсы повышения квалификации по профилю
программы.
Методические материалы.
Учебной основой для занятий служат различные музыкально-вокальные
упражнения и эстрадные песни. Большое внимание уделяется формированию
певческих навыков и развитию музыкальных способностей.
На распевание и разучивание упражнений, способствующих развитию
звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство ритма, дикции,
артикуляции и мимике, тембрового слуха и певческого дыхания отводится
15-20 минут. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный
перерыв в занятиях) время, отводимое на распевание и развитие певческих
навыков, может быть увеличено.
В работе над песней можно выделить следующие этапы:
- показ песни, сопровождаемый беседой, разбором характера и содержания
песни;
- разучивание мелодии песни по фразам, предложениям, куплетам (чистое
интонирование мелодии, точность ритма, расстановка дыхания,
стилистические моменты;
- работа по тексту (дикция, идея произведения, характер, актѐрские задачи;
- исполнение песни под аккомпанемент фортепиано или минусовую
фонограмму (контроль за процессом «впевания», работа с микрофоном);
- сценическое движение (жест, мимика, раскрытие образа).

Для освоения учащимися программного материала применяются такие
методы обучения как, словесные, наглядные, практические, частичнопоисковые, стимулирования и мотивации.
Словесные: объяснение, рассказ, сравнение, замечание, анализ. Например,
объяснение вокально-технических приѐмов, новых терминов и понятий,
рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д. В работе этот метод
должен быть доступен для детского восприятия.
Наглядные: показ иллюстративного материала, например, при изучении
строения гортани, работы диафрагмы; использование аудио и видео
материалов при демонстрации образца исполнения, исполнение педагогом
музыкального материала.
Практические: тренинги, вокальные упражнения. Их можно разделить на
две группы. К первой относятся те, которые применяются вне связи с какимлибо конкретным произведением. Они способствуют последовательному
овладению техникой эстрадного пения. Упражнения второй группы
направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании песен.
Планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует
укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости.
Частично-поисковые:

индивидуальный

и

коллективный

исполнительских средств (вокальных и пластических) для
художественного

образа

Стимулирования

и

исполняемого

мотивации:

эстрадного

создание

поиск
создания

произведения.

ситуации

успешности,

возможности самовыражения, самореализации, поощрение, творческие
задания.
На занятиях используются следующие приѐмы:
- пение по «цепочке»;
- пение «про себя»;
-

игровые

приѐмы

(«Ритмическое

эхо»,

«Парад

звѐзд»,

«Эхо»,

«Импровизационный концерт», «Свечи», «Одуванчик», «Артикуляционная
разминка» и др.);

- использование детских музыкальных инструментов для активизации
слухового внимания и развития чувства ритма;
- моделирование высоты звука движениями руки;
- отражение направления движения мелодии при помощи ручных знаков;
- сочетание запевов солистов с группой;
- динамическое развитие;
- сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего
- устные диктанты;
- задержка звучания ансамбля на отдельных звуках по руке дирижѐра;
- выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные
упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или
вокализацией.
Все методы и приемы музыкального обучения находятся в тесной
взаимосвязи.

Их

разнообразие

определяется

спецификой

вокального

искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы
применяются не изолированно, а в различных сочетаниях в зависимости от
музыкального опыта детей.
На протяжении обучения необходимо развивать у детей тембровое чувство
и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных
произведений, создавать условия, в которых ребѐнок испытывает радость
ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта.
Также для успешной реализации программы имеется фонотека с
подборкой музыкального материала в разных стилях вокального искусства.
Используются видеоуроки с записью мастер-классов на разные виды
вокальной техники.
Методической основой преподавания является метод «EVT»
В основе вокальной техники EVT лежит четкое утверждение: научный
подход и специализированные знания позволяют четко контролировать
вокальный аппарат, позволяя намного увеличить его потенциал. Estill Voice

Training детально показывают и изучают строение голосовых связок и
гортани.
Метод EVT базируется на трех составляющих:
- Power (cила) - основан на работе дыхательной системы, «выбрасывающей»
воздух из легких и выступающей в роли источника энергии, производящего
звук;
- Source (источник) – голосовые» складки», возникающие в результате
вибрации источника звуковых волн;
- Filter (фильтр) – конечный результат формирования звуковых волн
(голосовой тракт).
Принцип работы Estill Voice построен на корректном взаимодействии и
контроле функций силы, источника и фильтра вокального аппарата.
В

процессе

освоения

программы

используются

современные

образовательные технологии.
Здоровьесберегающие технологии -

Lax Vox метод вокальной

реабилитации и вокальной терапии вне зависимости от этапа обучения
обеспечивает собранное и свободное звукоизвлечение, помогает быстро
подготовить голос перед работой, облегчает перенапряжение в гортани,
устраняет болезненную работу мышц. Может применяться как в лечебнопрофилактических целях, так и в процессе обучения.

Результаты

исследования нового вокального метода позволили сделать выводы о
несомненной
рациональному

пользе

вокализации

звукоизвлечению,

через

трубку,

связанному

что

с

способствует

учетом

баланса

анатомических и физиологических особенностей человека.
Игровые технологии -

Бумвэйкеры современная технология для

развития музыкальных способностей у детей. (Boomwhackers) изобретены в
США в начале 90-х как инструмент помогающий людям сплотиться и лучше
почувствовать друг друга. Каждая палка звучит в определенной ноте
Диатонический набор BW-DG включает в себя 8 трубок с нотами C'-D'-E'-F'G'-A'-B'-C'', каждая из которых имеет свой цвет. Восемь нот гаммы дают

возможность играть мелодии и разнообразные ритмические рисунки,
методом удара трубок о поверхность или друг о друга.
Структура построения основных занятий:
- организационный момент;
- дыхательная гимнастика;
- упражнения на дикцию и артикуляцию;
- вокально-тренировочные упражнения;
- теоретическая часть;
- работа над репертуаром;
- подведение итога занятия.
2.3. Формы аттестации/контроля
Управление

учебным

процессом

невозможно

без

осуществления

контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль
осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
Входная диагностика предполагает прослушивание и собеседование с
педагогом в начале учебного года.
Видами

контроля

занятий

по

программе

являются:

текущая,

промежуточная и итоговая аттестации.
Текущий контроль проводится с целью контроля качества освоения
конкретной темы. Текущий контроль проводится на каждом занятии и в
процессе концертной деятельности в форме наблюдения за практической
работой обучающихся.

Цель – выявление ошибок и положительных

результатов в музыкальной деятельности обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия в
форме творческой работы (проверка умений и навыков) и опрос (проверка
теоретических знаний).
Итоговая аттестация проводится методом наблюдения и учета участия
ребенка в концертных мероприятиях.

Промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится на каждом
уровне по одинаковым оценочным материалам. Это позволяет определить
(сравнить) степень освоения программы обучающихся в середине и в конце
учебного года.
Оценочные материалы.
Входная диагностика музыкальных способностей детей для всех
уровней.
1. Тест — игра на изучение чувства ритма
Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.
Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в
ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается «спрятать»
голос и только прохлопать мелодию.
За наличие знаний и умений в той или иной графе таблицы карты ребенок
получает от 1 до 3 баллов, по окончании диагностики баллы складываются, и
сумма баллов определяет уровень знаний и умений учащегося.
Критерии оценки:
- точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними
ладошками на протяжении всех 8 тактов — высокий уровень;
- воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с
некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) — средний уровень;
адекватное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов — слабый уровень;
- неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса —
низкий уровень.
Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического
слуха)
2. «Гармонические загадки»
Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности
определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер
звучания в ладовых созвучиях.

Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает
ребёнку отгадать, сколько звуков «спряталось» в нём, а также определить,
как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.
Критерии оценки:
- низкий уровень — ребёнок определил 1-3 созвучия,
- средний уровень — ребёнок определил 4-7 созвучий,
- высокий уровень — ребёнок определил 8-10 созвучий.
3. «Повтори мелодию»
Цель:

определить

уровень

развития

произвольных

слухомоторных

представлений:
- вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых
связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного
эталона мелодии;
- инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на
инструменте (фортепиано) мелодический образец.
Стимулирующий материал могут составить простые попевки или
песенки. Ребёнку предлагается:
- спеть любую известную ему песню;
- повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте.
Критерии оценки:
- низкий уровень — последовательное исполнение звуков вверх или вниз по
направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;
- средний уровень — опевание тоники и последовательное исполнение
тетрахорда (вверх — вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка
диапазоне;
- высокий уровень — опевание, последовательное и скачкообразное (на
кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических
линий в диапазоне октавы и более.
Продвинутый уровень 1 год обучения

Для промежуточного и итогового контроля
Теоретические вопросы
Возможно включение вопросов предыдущего года обучения.
1. Определите характер, образное содержание исполняемого произведения?
2. Перечислите правила охраны голоса.
3. Перечислите резонаторы и регистры голосов.
4. Что такое вокализ?
5. Назовите виды и типы сценического движения.
6. Что такое тембр голоса?
7. Что такое певческий диапазон?
8. Что такое артикуляция?
Прослушивание. Контрольное занятие. Отчетный концерт
Критерии промежуточного и итогового уровня
Высокий уровень (3 балла)
Уверенное эмоциональное исполнение песни с элементами двухголосия,
чёткая дикция, чистая интонация и выразительный звук, ощущение высокой
певческой позиции.
При выполнении теста не допущено ни одной ошибки.
Умеет исполнить песню с движением. Пластическая и эмоциональная
выразительность. Свободно владеет терминологией .
Активное участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Средний уровень (2 балла)
Исполнение произведений со знанием словесного текста, не очень уверенное
применение вокально-технических навыков, недостаточно выразительная
фразировка, допущены ошибки при исполнении песни.
При опросе допущено 2-3 ошибки.
Допускает незначительные ошибки при исполнении песен с танцевальными
движениями.
Участвует в концертах.
Низкий уровень (1 балл)

Неточное знание музыкального материала, допущены три и более ошибки в
исполнении песни, невыразительное исполнение.
При опросе допущено более 3 ошибок.
Выполняет с ошибками выученные танцевальные движения. Проблемы с
координацией движений.
Слабая заинтересованность участия в концертах.
Продвинутый уровень 2 год обучения
Для промежуточного и итогового контроля
Теоретические вопросы
Возможно включение вопросов предыдущего года обучения.
1. Какие классификации певческих голосов вы знаете?
2. Какие регистры в вокальном диапазоне вы знаете?
3. Что такое бэк-вокал?
4. Что такое резонатор?
5. Что такое фразировка?
6. Перечислите правила поведения на сцене.
Наблюдение, Контрольное занятие. Отчетный концерт
Критерии промежуточного и итогового уровня
Высокий уровень (3 балла)
Исполняет песню (двухголосную) с движением, соло
характером.

Поёт,

сглаживая

регистры,

поёт

в

выразительно и с
фокусе

головного

резонирования (тонкое смыкание ГС) и в фокусе грудного резонирования
(толстое смыкание ГС) Осмысленное выполнение исполнительских задач,
поставленных педагогом.
При выполнении теста не допущено ни одной ошибки.
Абсолютная

музыкальность

исполнения

танцевальных

Свободно владеет терминологией.
Активное участие в отчётных концертах, конкурсах, фестивалях.
Средний уровень (2 балла)

комбинаций.

Исполняет песню (двухголосную) с движением, соло

выразительно и с

характером. При исполнении песни допущены 1-2 ошибки в средствах
музыкальной выразительности.
Пластическая и эмоциональная выразительность.
Хорошее исполнение танцевальных движений. Достаточно координированно
выполняет комбинированные движения.
При опросе допущено 2-3 ошибки.
Участие в отчётных концертах, конкурсах, фестивалях.
Низкий уровень (1 балл)
Недостаточно

осмысленное

исполнение

произведений,

недостаточное

владение вокально-технических навыков. Допущены значительные ошибки
при исполнении двухголосия в песне.
При опросе допущено более 3 ошибок.
Не обладает знаниями основ танца, не может исполнить их.
Незаинтересованность участия в концертах.
Лист мониторинга метапредметных результатов обучающихся
Критерии оценки
Фамилии учащихся
метапредметных
результатов
Свобода
восприятия
теоретической
информации
Умение сравнивать
анализировать,
обобщать,
выделять главное
Знать
название
техник ДПИ
Освоение
начальных
навыков
выполнения

Свобода владения
инструментами
Аккуратность
выполнения
практической
работы
Оригинальность
выполнения
практической
работы
Низкий уровень: 0-1 (неправильные или не полные ответы, работа
выполнена не аккуратно, с помощью педагога)
Средний уровень: 2-3 (на большинство вопросов даны правильные ответы,
работа выполнена аккуратно, с небольшими недочетами)
Высокий уровень: 4-5 (ответы правильные, задание выполнено аккуратно, с
элементами оригинальности)
Для проведения мониторинга образовательной деятельности подобраны
диагностические методики.
Методы диагностики результативности образовательного процесса
(для обучающихся):
- Лист мониторинга метапредметных результатов обучающихся;
- Карта самооценки учащимися и экспертной оценки педагогом
компетентности учащегося;
- Тест «Виды и техники декоративно-прикладного творчества для
изготовления авторской куклы»;
- Лист изучения умений и навыков, приобретённых обучающимися по
программе.
Анкета для изучения уровня удовлетворённости обучающихся.
Анкеты для родителей
«Исследование удовлетворённости родителей уровнем дополнительного
образования детей»

Лист мониторинга метапредметных результатов обучающихся
Критерии оценки
Фамилии учащихся
метапредметных
результатов
Свобода
восприятия
теоретической
информации
Умение сравнивать
анализировать,
обобщать,
выделять главное
Знать название
техник ДПИ
Освоение
начальных
навыков
выполнения
Свобода владения
инструментами
Аккуратность
выполнения
практической
работы
Оригинальность
выполнения
практической
работы
Низкий уровень: 0-1 (неправильные или не полные ответы, работа
выполнена не аккуратно, с помощью педагога).
Средний уровень: 2-3 (на большинство вопросов даны правильные ответы,
работа выполнена аккуратно, с небольшими недочетами).
Высокий уровень: 4-5 (ответы правильные, задание выполнено аккуратно, с
элементами оригинальности).

3. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.:
Музыка, 2007.-128 с.
2. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М.: МГПИ,1983.
-96 с.
3. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребѐнка - Минск: ТетраСистемс,
2007. -122 с.
4. Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио - СПб:
Лань, 1997.-64 с.
5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология - М., 1993. -193 с.
6. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития - М.: Просвещение,
2006. -173 с.
7. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1996.-194
с.
8. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005. -318 с.
9. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004.-88 с.
11. Коллиер Д.Л. «Становление джаза». –М.: 1984. – 411 с.
13. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.-135 с.
14. Малахов Современные дыхательные методики – Донецк, 2003. -75 с.
15. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Наука.1967. -122 с.
16. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество - М.: Академия, 2004. – 671 с.
17. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком - Ярославль: Академия развития,
2002. – 128 с.
18. Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры
для детей дошкольного и младшего школьного возраста - М.: Классика-XXI,
2005.- 50 с.
19. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло . – СПб.: Питер,
2007. -12- с.

20. Гарина З. Голос. Музыкальная грамота для вокалистов – М. Издательство
АСТ 2015-128 с.
21. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио СПб: Лань, 1997.- 64 с.
22. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) - М.:
2002.- 212 с.
23. Шацкая В. Н. Детский голос. - М., Педагогика, 1970. -341 с.
24. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС, 2000.256 с.
25. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария»,
2000. -76 с.
26.Гонтаренко Н. Б. Уроки сольного пения. Вокальная практика – Ростов-наДону Феникс 2015-192 с.
Список литературы для учащихся и родителей
1. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство - М.: Музыка,
1974. -337 с.
2. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005.- 318 с.
3. Клѐнов А. Там, где музыка живѐт. – М., 1986.- 152 с.
4. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. - Л.,1986. -74 с.
5. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Искусство, 1967. – 122 с.
6. Никитина А., Я вхожу в мир искусств, №5, 6 – М.: Театр – студия «Дали»,
1997.- 242 с.
7. Светличная Л., Сказка о музыке – М.: Творческий центр, 2003.- 64 с.
8. Цой В. Музыка волн, музыка ветра. – М., ЭКСМО, 2006. – 384 с.
9. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария»,
2000.- 76 с.
Информационные интернет–ресурсы
1. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru
2.

Федеральный

www.fcior.edu.ru

центр

информационно-образовательных

ресурсов.

3. Всероссийский Интернет-педсовет. http://www.pedsovet
4. В помощь учителю СОМ. http://www.Som.fio
5. Международный образовательный портал. http://www.maam.ru.
6. Группа «Музыкальная студия Апрель» https://vk.com/club105898530
7. Эстрадная студия А. Церпята «Азбука-Хит» http://www.azbukahit.ru
8. Музыкальный форум. http://www.mp3sort.com
9. Песни для детей. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
10. Виталий Алексеев. Песни и музыка. http://alekseev.numi.ru/
11. Вокальная студия Талисман. http://talismanst.narod.ru/
12. Студия Родники. http://www.rodniki-studio.ru/
13. Песни о школе. http://www.lastbell.ru/pesni.html

Аннотация к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Эстрадный вокал».
Статус программы. Программа «Эстрадный вокал» модифицированная,
разработана на основе программы «Эстрадный вокал», автор Дамм Л.В., и
дополнительной общеразвивающей программы «Эстрадный вокал» автор
Сабурова Е. А.
Направленность программы – художественная.
Цель программы продвинутого уровня.
Создание

развивающей

эстетическому

развитию

среды,

способствующей

обучающихся,

направленной

художественнона

профессиональную ориентацию в области эстрадного вокала.
Состав обучающихся. На программу зачисляются дети 16-17 лет.
Объем программы 444 часа:
продвинутый уровень (первый год обучения) – 222 часа,
продвинутый уровень (второй год обучения) – 222 часа.

начальную

Режим

занятий:

3

раза

в

неделю

по

академических

2

часа.

Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между
учебными занятиями – 10 минут.
Форма организации процесса обучения очная. Возможно использование
дистанционных форм обучения. Занятия организуются в учебной группе. В
содержание программы входят теоретические и практические занятия.
Краткое содержание. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного)
дети осваивают основы вокального исполнительства, расширяют кругозор,
познают основы актёрского мастерства.
На

продвинутом

уровне

обучающиеся

дети

уверенно

поют

трехголосные произведения, с сопровождением и без него. Через активную
концертную

деятельность

формируется

новый

социальный

опыт,

формируется начальная профессиональная ориентация.
Ожидаемый результат. В процессе изучения вокала (в том числе
эстрадного) обучающиеся осваивают основы вокального исполнительства,
расширяют кругозор, познают основы актёрского мастерства.
В процессе освоения продвинутого уровня обучающиеся приобретают:
- устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной и содержательной
вокально-учебной

деятельности,

включая

информационно-

коммуникационные технологии,
- умение петь на два, три голоса под фонограмму (-) и без сопровождения,
- умение исполнять музыкальные произведения в различных регистрах, с
использованием

вокальных приемов: тванг, бэлтинг, фальцет, мелизмы,

У обучающихся сформированы представления о методике разучивания
эстрадных

вокальных

произведений

исполнительскими трудностями.

и

приемах

работы

над


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных, а также на сбор статистики сервисом Яндекс.Метрика. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».