Эстрадный вокал старт, база

1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы.
1.1.Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Эстрадный вокал» отнесена к художественной направленности.
Программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми
документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
-

Приказом

27.07.2022г.

Министерства
г.

осуществления

№

629

просвещения

«Об

Российской

утверждении

образовательной

Порядка

деятельности

по

Федерации

от

организации

и

дополнительным

общеобразовательным программам»,
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678р),
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»,
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. «Санитарно – эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
-

СанПиН

1.2.3685-21

Гигиенические

нормативы

и

требования

к

обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
средств обитания»,
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по

реализации адаптированных дополнительных общеразвивающих программ,
способствующих
профессиональному

социально-психологической
самоопределению

детей

реабилитации,
с

ограниченными

возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»,
- Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2023 № 1678 «Об
утверждении

правил

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ,
-

Приказом

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии
с социальным сертификатом»,
- Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября
2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»,
- Уставом МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н.Е. Бобровой» (Приказ №60-Д от
03.03.2016),
- Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах МБУ ДО ПГО «Центр развития творчества им. Н.Е. Бобровой».
Актуальность программы
В Концепции развития

образования

на территории Свердловской

области на период до 2035 года важным условием для развития
интеллектуального, экономического и творческого потенциала города,
области является поддержка и развитие одаренных детей. Пение – одно из
важнейших средств формирования духовности человека, его сознания,
чувственно-эмоциональной

сферы.

Развитие

эмоциональности,

формирование и развитие вокальных умений и навыков, творческого
мышления и самовыражения на лучших образцах современной песенной

эстрадной

культуры

профессиональному

и

способствует

социальному

духовно-нравственному,

становлению,

самовыражению

и

самоутверждению личности. Именно одаренные дети смогут в будущем
компенсировать потребность государства в интеллектуальных человеческих
ресурсах, что будет способствовать развитию науки, культуры и всех
областей социальной жизни общества.
Система дополнительного образования может создать условия

для

успешного решения поставленных задач.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей
программы «Эстрадный вокал» направлена на удовлетворение эстетических
потребностей личности, способствует формированию ее сознания, расширяет
жизненный

опыт,

способствует

духовному,

социальному

и

профессиональному становлению личности ребенка.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно
раскрывать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого
комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает
реализовать потребность в общении и самореализации через занятия и
выступления, тренирует память, музыкальный слух. Поэтому данная
программа

востребована

среди

детей

и

родителей

(законных

представителей).
Особенности общеразвивающей программы
Программа

«Эстрадный

вокал»

разработана

на

основе

программы «Эстрадный вокал», автор Дамм Л.В., и дополнительной
общеразвивающей программы «Эстрадный вокал» автор Сабурова Е. А.
Также использован личный многолетний опыт работы с детьми в
дополнительном образовании и накопленные знания в области преподавания
вокала.
Программа
обучению,

учет

предусматривает

дифференцированный

психофизиологических

особенностей

подход

к

учащихся. Дети

приходят с разным уровнем подготовки, поэтому и темп освоения детьми

образовательной программы различный. Первый год обучения (стартовый
уровень) самый сложный, у детей формируются начальные навыки
исполнительского мастерства, чистого интонирования, певческого дыхания;
учатся чистому и слаженному пению

одноголосно в ансамбле с

сопровождением инструмента, фонограммы; развивают гармонический и
мелодический слух, эстетический вкус.
Современная образовательная среда — это условия, в которых каждый
ребенок

развивается

соразмерно

своим

способностям,

интересам

и

потребностям. Дополнительное образование — важный и неотъемлемый
компонент системы общего образовательного процесса. Оно способствует
углублению знаний, развитию разносторонних интересов и способностей
учащихся, выходящих за рамки образования.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос
помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое
отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат –
необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство
красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек
начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового
аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном
общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно
реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки,
приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию
творческой

фантазии. Пение

эстетического

является

воспитания. Занятия

весьма

музыкой

действенным
развивают

методом

не

только

музыкальные способности детей и их художественный вкус, но и
содействует воспитанию определенных черт характера. В процессе изучения
вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального
исполнительства,
мастерства.

расширяют

кругозор,

познают

основы

актёрского

После освоения основных вокально-певческих навыков, на базовом
уровне учащиеся приобретают навыки двухголосного пения, с элементами
трехголосия, также совершенствуют навыки пения под фонограмму и
аcapella. Участвуют в концертных программах

и вокальных конкурсах

внутриучрежденческого и муниципального уровней. Это новая ступень в
освоении мастерства вокалиста, который предполагает более высокий
уровень вокального творчества.
Программа «Эстрадный вокал» дублируется в темах, различны глубина
материала,

методы

и

технологии

реализации,

степень

индивидуализированного подхода к детям разных стартовых возможностей и
способностей.
Воспитательная

ценность

программы

заключается

в

том,

что

программа формирует ответственное отношение к учению, готовность и
способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию. Воспитывает уважительное отношение к иному
мнению, истории и культуре своего и других народов. Программа
воспитывает готовность и способность вести диалог и достигать в нем
взаимопонимания, а также чувства доброжелательности и эмоциональнонравственной

отзывчивости,

понимание

чувств

других

людей

и

сопереживание им.
В

процессе

обучения,

у подростков

формируется

коммуникативная

компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и
младшими в образовательной, общественно полезной, творческой и других
видах деятельности. Также формирует компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, осознание и ответственное
отношение к собственным поступкам.
Адресат общеразвивающей программы.
На программу зачисляются дети от 7-15 лет.
стартовый уровень от 7 до 10 лет,
базовый уровень от 11 до 15 лет.

На программу стартового уровня зачисляются дети желающие
заниматься вокальным искусством, в соответствии с заявленным возрастом
по

программе,

прошедшие

предварительное

собеседование

(прослушивание.)
На

программу

базового

уровня

принимаются

обучающиеся,

прошедшие стартовый уровень или владеющие необходимыми вокальными
данными.
Младший школьный возраст (7-10 лет).
Психологические особенности. Организм ребенка 7 - 10 лет находится в
процессе роста, активного развития мышления, воображения, памяти, речи.
Ведущей деятельностью является учение – приобретение новых знаний,
умений, навыков. Основные достижения этого возраста обусловлены
характером учебной деятельности, и задача педагога создать оптимальные
условия для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом
индивидуальности каждого ребенка. Занятия по программе сформируют у
детей внимательность, усидчивость, уверенность.
Особенности голосового аппарата. Голосовой аппарат не сформирован —
характеризуется нешироким певческим диапазоном — максимум октава (доре первой октавы — до-ре второй). Наиболее удобные звуки – ми 1 – ля 1.
Певческие голоса детей этого возраста отличаются легким фальцетным
(головным) звучанием, обладают небольшой силой — от пиано до меццофорте, тонкими связками, малоподвижным небом, малой емкостью легких,
отсюда слабым, поверхностным дыханием. Существенного различия между
голосами мальчиков и девочек нет. В данном возрасте преобладает верхний
резонатор, голоса мальчиков и девочек однородны. Тембр очень неровен,
гласные звучат пестро. Все это учитывается при подборе вокальных
упражнений, репертуара. Задача педагога – добиваться более ровного
звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона.
Средний школьный возраст (11 – 15 лет.)

Психологические особенности. Период 11 – 15 лет характеризуется
становлением

избирательности,

целенаправленности

восприятия,

устойчивого произвольного внимания и логической памяти. Подростки
усовершенствуют навыки вокальной работы, могут самостоятельно выбирать
вокальные произведения и работать над образом.
Особенности голосового аппарата. У детей этого возраста намечаются
элементы

грудного

звучания,

формируется

индивидуальный

тембр,

несколько расширяется диапазон (ля малой октавы — ми, ми бемоль второй).
Голоса приобретают некоторую насыщенность звучания. В этом возрасте
различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. К 11
годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного
звучания. У девочек преобладает звучание головного регистра, начинает
определяться тембр женского голоса. Диапазон высоких голосов (сопрано):
до, ре первой октавы — фа, соль второй октавы; диапазон низких (вторых)
голосов или альтов: ля малой октавы — ре, ми-бемоль второй октавы. 13-15
лет. Мутационный (переходный) период. Формы мутации протекают
различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и
повышенная утомляемость голоса), у других – более явно и ощутимо (голос
срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного
периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У
детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без
резких изменений голоса. Задача педагога – своевременно услышать
мутацию и при первых ее признаках принять меры предосторожности:
сначала использовать щадящий режим занятий и удобный для данного голоса
диапазон и репертуар.
Число детей, одновременно находящихся в группе:
стартовый уровень – от 12 до 15 человек,
базовый уровень – от 10 до 12 человек.
Режим занятий
Стартовый и базовый уровень - 2 раза в неделю по 2 академических часа.

Объём общеразвивающей программы составляет 444 часа.
стартовый уровень – 148 часов,
базовый уровень (первый год обучения) – 148 часов,
базовый уровень (второй год обучения) – 148 часов.
Срок освоения программы: 3 года.
Стартовый уровень – 1 год,
Базовый уровень – 2 года.
Уровни программы.
Стартовый уровень - это начальный этап, на уровне исполнительской,
репродуктивной

деятельности.

Уровень

предоставляет

обязательный

минимум, который позволяет создать пусть не полную, но обязательно
цельную картину основных музыкальных представлений.

Предлагает

знакомство со строением голосового аппарата, знакомство учащихся с
вокальной музыкой, эстрадным вокалом. Обучение навыкам извлечения
округлого звука, певческого дыхания (диафрагмального). Знакомство со
сценической грамотой, с элементами хореографии. И как результат
концертная деятельность. Первый этап способствует развитию интереса к
сотворчеству в коллективе. Учащиеся приобретают первичный опыт в
представлении своей работы на концертах.
Базовый уровень (первый год обучения) обеспечивает право ребёнка на
развитие, личностное самоопределение и самореализацию, адаптацию к
жизни в обществе, а также выявление и поддержку детей, проявивших
выдающиеся способности, развитие у учащихся творческих способностей. На
данном этапе предполагается овладение специальными знаниями, умениями
и навыками, более углубленное изучение вокальной и музыкальной
терминологии.
Базовый

уровень (второй

формированием

силы

год

звука

обучения)

овладение

Совершенствование

элементарными

над

техническими

навыками, развитие слуха. Ведется работа над расширением диапазона.
Подбирается

более

сложный

репертуар.

Продолжается

работа

над

сценическим

мастерством

на

более

сложном

уровне.

У

учащихся

формируется более устойчивая потребность в занятии данным видом
творчества, участие в концертах и конкурсах более высокого уровня.
Закрепление

и

совершенствование

вокальных

навыков;

сольное

и

ансамблевое пение
Перечень форм обучения.
Стартовый уровень - очное, групповое.
Базовый уровень - очное, групповое, индивидуально-групповое.
При необходимости может быть использовано обучение с использованием
дистанционных форм. Группа в мессенджере Ватсап, «ФаСоль-бэнд»
Перечень видов занятий.
Стартовый уровень - беседа, практическое занятие.
Базовый уровень-беседа, практическое занятие, тренинг, мастер-класс. В
дистанционном режиме: аудио - упражнения, видеоурок, телеконференция
Перечень форм подведения итогов реализации программы.
Стартовый уровень - зачетное занятие.
Базовый уровень - отчетный концерт, открытое занятие, участие в
фестивалях.
В дистанционном режиме: видеоконференция.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель стартового уровня. Развитие индивидуальных качеств обучающихся
через приобщение к искусству сольного пения и пения в вокальной группе.
Задачи стартового уровня:
Образовательные:
- сформировать навыки певческой установки,
- сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с
основными свойствами певческого голоса,
- научить петь в ансамбле слитно, согласованно.
Развивающие:

- развить вокальный слух,
- развить певческое дыхание,
-расширить диапазон голоса.
Воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус,
- воспитывать чувство коллективизма,
- воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом,
- воспитание патриотизма и любви к Родине.
Цель базового уровня.
Формирование

творческих

способностей

обучающихся

средствами

вокального искусства.
Задачи базового уровня (первый год обучения):
Образовательные:
- научить использовать при пении разные виды атак звука: твердую, мягкую,
аспиратную,
- научить петь с применением разных штрихов легато, нон легато, стаккато,
- сформировать вокальную артикуляцию, совершенствовать речевой аппарат.
Развивающие:
- развить гармонический и мелодический слух.
- развить преодоление мышечных зажимов.
-развить умение держаться на сцене.
Воспитательные:
-воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом,
-воспитывать чувство патриотизма, уважения к музыкальной культуре своего
народа,
-способствовать

формированию

воли,

взаимодействию с партнерами.
Задачи базового уровня (второй год обучения):
Образовательные:

дисциплинированности,

-совершенствовать

вокальные

умения

и

навыки

через

усложнение

репертуара,
- расширить представления о вокальной музыке различных направлений
эстрадно-джазового вокала,
- совершенствовать вокально-технические приемы эстрадного пения.
Развивающие:
- развивать творческую активность,
- продолжать развивать музыкальные способности детей: ладовое чувство,
чувство ритма, гармонический слух,
- развивать голосовые данные, силу голоса, диапазон, беглость, тембр.
Воспитательные:
- воспитывать выдержку, умение считаться с мнением коллектива.
- продолжать прививать художественный и музыкальный вкус,
- формировать качества, способствующие самоутверждению личности,
самостоятельности и свободы выбора,
- воспитание патриотизма и любви к Родине.
1.3. Планируемые результаты.
Стартовый уровень.
К концу учебного года обучающиеся должны овладеть умениями:
метапредметными:
- диапазон голоса расширен на 0.1-1.5 тона в грудном и головном регистре
певческого диапазона,
- поставлен правильный тип певческого диафрагмально-реберного дыхания,
- выработана более точная координация слуха и голоса.
личностными:
- воспитано чувство уважительного отношения к участникам коллектива,
- воспитан интерес к певческой деятельности,
- воспитана потребность к прослушиванию качественного музыкального
материала,

- сформировано чувство любви и уважения к Родине.
предметными:
- сформированы навыки певческой установки,
- сформировано умение петь, соблюдая правила звуковедения,
- умение петь в ансамбле (учащиеся вместе начинают и заканчивают
музыкальную фразу, соблюдают ритмический, динамический, дикционный
ансамбль).
Базовый уровень (первый год обучения)
К концу учебного года обучающиеся должны овладеть умениями:
метапредметными:
- на слух различают мажорный и минорный лад, скачки в мелодии,
постепенное движение вверх и вниз,
- умеют снимать напряжение с различных групп мышц шеи, плечевого пояса,
нижнего опорного пояса с помощью дыхательных и телесных практик,
- взаимодействуют с партнерами на сцене, находя свое местоположение с
точки зрения рисунка танцевальных движений.
личностными:
- воспитан интерес к музыкальному и вокальному искусству,
- воспитано уважительное отношение к музыкальной культуре своего народа,
- воспитано умение слаженно работать длительное время с партнерами по
коллективу и осуществлять контроль качества исполнения,
- сформировано чувство любви и уважения к Родине.
предметными:
- умеют петь с разыми видами атак звука (твердой, мягкой, аспиратной),
- поют, применяя музыкальные штрихи (legato, nonlegato, stakkato),
- сформирована четкая артикуляция согласных, единая вокальная позиция
гласных. Легко и свободно двигается челюсть.
Базовый уровень (второй год обучения).
К концу учебного года обучающие должны овладеть умениями:
Метапредметные:

- умение преодолевать технические трудности при разучивании учебных
упражнений и песенного репертуара,
- способность адекватно оценивать свое выступление и партнеров,
- приобретение опыта коллективной творческой деятельности и публичных
выступлений.
Личностными:
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
- овладение умением предлагать свою помощь к сотрудничеству в
коллективе,
- сформированность эстетических взглядов, нравственных установок
- сформировано чувство любви и уважения к Родине.
Предметными:
- знание приемов эстрадного пения и применение их в практической
деятельности,
- выразительное, образно-эмоциональное исполнение репертуара в сочетании
со сценическим замыслом,
- владение фразировкой, нюансировкой, динамикой в исполнении вокальных
произведений.
1.4. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Стартовый уровень 1 год обучения
Название блоков

№

п/п

Количество часов
Всего Теория Практика
2
1
1
24
2
22

2

Волшебный мир звуков
Певческие навыки

3

Пение произведений

80

8

72

4

Сценическая
постановка
номеров
Навыки
эмоциональновыразительные исполнения
Работа с техническими

26

4

22

6

1

5

4

1

3

1

5
6

Формы
аттестации/контроля
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение
контрольный опрос
Педагогическое
наблюдение
контрольный опрос
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое

7

средствами
Концертные выступления
Итого часов

6
148

17

6
131

наблюдение
Открытое занятие

Содержание учебного (тематического) плана
Стартовый уровень 1 год обучения
1. Волшебный мир звуков
Теория: знакомство с детьми. Беседа «Волшебный мир звуков». Беседа о
режиме, графике работы, программе обучения. Инструктаж по технике
безопасности.
Практика: Прослушивание детей на знакомых и любимых ими песнях,
выявление голосовых возможностей: наличия ладового чувства, чувства
ритма, музыкального слуха, памяти. Определение тембра и диапазона голоса
каждого ребенка.
2. Певческие навыки
Теория: Певческая установка. Правильная артикуляция гласных звуков.
Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный.
Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная
установка. Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании.Понятие о дикции
и артикуляции. Понятие мышечной работы и усилий голосового аппарата.
Практика: Упражнения на постановку речевого и певческого дыхания.
Дыхательные упражнения по Стрельниковой: «Ладошки», «Погончики»,
«Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой
маятник».

Фонетическая

Артикуляционные

ритмика.

упражнения.

Дикционные

Скороговорки.

упражнения.

Комплекс

вокальных

упражнений для развития певческого голоса.
Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса;
выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для
избегания форсирования звука. Унисонные упражнения. Пение упражнений с
сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

3. Пение произведений
Теория: Знакомство с современными композиторами и их произведениями.
Биографические данные. Прослушивание и выбор репертуара. Особенности
репертуара (жанр, эмоциональная окраска, особенности текста). Строение
песни

(вступление,

запев,

куплет,

припев,

проигрыш)

Определение

соответствия репертуара вокальным способностям.
Практика: Пение произведений соло и в ансамбле. Разбор мелодии
произведения (движение мелодии, темп, ритмический рисунок, динамика и
акценты). Разбор текста произведения (эмоциональная составляющая, паузы,
дыхание).
Работа над мелодией (разучивание мелодии в виде вокализа, без привязки к
словам).
Исполнение произведения в конечном варианте под фонограмму.
4. Сценическая постановка номеров
Теория: Сценическое движение. Что это такое и для чего оно необходимо в
вокальной практике. Понятие о сценическом движении и его роль в создании
художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между
сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и
его создание.
Практика: Разучивание движений по пластике для передачи образа песни с
соответствием жестов, мимики, тексту и музыке вокального номера.
Соединение вокальных навыков исполнения произведения с танцевальной
частью постановки номера. Отработка выхода на номер и ухода после
исполнения номера. Обучение чувству пространства сцены, света, середины.
5. Навыки эмоционально-выразительного исполнения
Теория: Движения, жесты, мимика. Значимость в постановке вокальных
номеров. Музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл
конкретного вокального произведения.

Практика: Выразительность мимики лица. Выражение глаз, выразительность
движения и жестов. Пение в сочетании с пластическими движениями и
элементами актёрской игры.
6. Работа с техническими средствами
Теория: Основы работы с микрофонами (радио, шнуровыми, гарнитурами),
особенности работы с микрофонами на стойках.
Практика: Постановка руки, держащей микрофон. Координация руки с
микрофоном и головы (при поворотах, движениях, танцах).Работа с
микрофоном при разном звучании (удалении, если очень громко и
приближении, если тихо).Обращение с микрофонами на вступлении и
проигрышах (как держать микрофон при разных танцевальных движениях,
не направляя его в мониторы).
7. Концертные выступления
Практика: Подготовка и проведение отчетных выступлений для родителей.
Учебный (тематический) план
Базовый уровень (первый год обучения)
Название блоков

№

п/п
1
2

Голос - самый
совершенный инструмент
Певческие навыки

3
4
5
6
7

Количество часов
Всего Теория Практика
2
1
1
22

2

20

Пение произведений

82

10

72

Навыки
эмоциональновыразительные исполнения
Сценическая
постановка
номеров
Работа с техническими
средствами
Концертные выступления

26

4

22

6

1

5

4

1

3

6

-

6

Итого часов

148

19

129

Формы
аттестации/контроля
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение
контрольный опрос
Педагогическое
наблюдение
контрольный опрос
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Открытое занятие,
концерт

Содержание учебного (тематического) плана
Базовый уровень (первый год обучения)
1. Голос - самый совершенный инструмент.
Теория: Беседа о свойствах и качествах человеческого голоса. Ознакомление
детей с программой занятий на год. Инструктаж по технике безопасности.
Детьми закрепляются правила поведения на занятиях в вокальном классе, как
пользоваться с электроприборами, аудиоаппаратурой, бережно относиться к
имуществу кабинета, соблюдать дисциплину, чистоту и порядок.
Практика: подбор репертуара на 1 полугодие. Организация и проведение
игры по желанию детей.
2.Певческие навыки
Теория: Закрепление

навыков

певческой

установки.

Гигиена

голоса.

Разновидности вокальных упражнений и их значении в применении.
Правильная артикуляция гласных звуков. Знакомство с музыкальными
терминами «вокальная позиция», «атака звука», тип смыкания Голосовых
связок. (толстое, тонкое, жесткое, фрай)
Практика: Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой
установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при
пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения. Пение с
пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное
сохранение

певческой

установки

при

хореографических

движениях

(элементах) в медленных и средних темпах. Упражнения на постановку
речевого

и

Стрельниковой:

певческого

дыхания.

«Ладошки»,

Дыхательные

«Погончики»,

упражнения

«Маленький

по

маятник»,

«Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».Фонетическая
ритмика.

Дикционные

Скороговорки.

Развитие

упражнения.

Артикуляционные

музыкальных

способностей:

упражнения.

упражнения

на

развитие чувства ритма и музыкальной памяти, чувство лада и музыкальный
слух. Упражнения на

формирование

гортани, языка,мягкого неба)

высокой позиции звука(положение

3.Пение произведений
Теория: Прослушивание и выбор репертуара. Особенности репертуара (жанр,
эмоциональная окраска, особенности текста). Определение соответствия
репертуара вокальным способностям. Рассказ о произведении, стиле, эпохе,
композиторе. Анализ фонограммы («минусовки»).
Практика: Разбор мелодии произведения (движение мелодии, темп,
ритмический рисунок, динамика и акценты). Разбор текста произведения
(эмоциональная составляющая, паузы, дыхание). Работа над мелодией
(разучивание мелодии в виде вокализа, без привязки к словам).Работа над
чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без
сопровождения

музыкального

инструмента

(фортепиано).Диапазон

и

сложные места (самые высокие и низкие ноты, скачки, хроматические
переходы

и прочие

места,

требующие

внимательного

разучивания).

Исполнение произведения в конечном варианте под фонограмму.
4.Навыки эмоционально-выразительного исполнения
Теория: Жесты вокалиста (солиста и участника ансамбля): движение рук,
кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений
головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество
людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни
и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя.
Требования к тренингу жестов.
Практика: Выразительность мимики лица. Выражение глаз, выразительность
движения и жестов.
5.Сценическая постановка номеров
Теория: Понятие типы и виды сценического движения. Связь различных
видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения.
Основные сведения об устройстве сценического пространства, названия и
расположения основных объектов на сцене и за сценой. Основы поведения за
кулисами.

Практика: Соединение вокальных навыков исполнения произведения с
танцевальной частью постановки номера. Отработка сценических движений,
жестов

в

разучиваемых

песнях.

Выработка

навыков

ориентации

в

пространстве сцены. Двигательные упражнения и танцевальные движения,
инсценировка песен. Отработка выхода на номер и ухода после исполнения
номера. Обучение чувству пространства сцены, света, середины.
6. Работа с техническими средствами
Теория: Виды

микрофонов

по

назначению

и

области

применения.

Технические особенности микрофонов. Основные проблемы при работе с
микрофоном. Основы сценического технического оборудования. Вокальные
эффекты.
Практика: Дальнейшее освоение пения с микрофоном. Навыки работы с
фонограммой. Пение с вокальными эффектами микрофонов и без. Пение с
мониторами и без (разница, особенности работы поведения с микрофонами
при наличии мониторов на сцене). Пение в зале (спускаясь со сцены)–
особенности звука, микрофонов.
7. Концертные выступления
Практика: Подготовка и проведение отчетных выступлений для родителей,
участие в концертах на уровне учреждения, города
Учебный (тематический) план
Базовый уровень (второй год обучения)
№

Название блоков

Количество часов
Всего Теория Практика

п/п
1
2

Гигиена голоса певца

Певческие навыки

2
22

1
2

1
20

3

Пение произведений

82

10

72

4

Сценическая
номеров
Навыки

постановка

24

4

20

эмоционально-

6

1

5

5

Формы
аттестации/контрол
я
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение
контрольный опрос
Педагогическое
наблюдение
контрольный опрос
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое

6
7

выразительные исполнения
Работа
с
техническими
средствами
Концертные выступления
Итого часов

4

1

3

8
148

119

8
129

наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Открытое занятие

Содержание учебного (тематического) плана
Базовый уровень (второй год обучения)
1. Гигиена голоса певца
Теория: Беседа «Гигиена голоса певца» Ознакомление детей с программой
занятий на год. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: подбор репертуара на 1 полугодие. Организация и проведение
игры по желанию детей.
2. Певческие навыки
Теория: Певческая установка. Гигиена голоса. Устройство голосового
аппарата. Различные положения вокальных структур голосового аппарата
(гортани, языка, мягкого неба, СЧН). Вокальные приемы вибрато, мелизмы,
тванг, бэлтинг.
Правильная артикуляция гласных звуков. Знакомство с музыкальными
терминами. Мышечная поддержка звука, опора.
Практика: Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих
навыков у учащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии
исключения форсирования звука. Укрепление дыхательных функций в
пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого
выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения.
Специальные

дыхательные

Фонетическая

ритмика.

упражнения

Дикционные

(шумовые

упражнения.

и

озвученные).

Артикуляционные

упражнения. Скороговорки. Отработка упражнений на использование
резонаторов

доведение

постановки

артикуляционного

аппарата

до

автоматизма при разговоре и пении. Телесные практики на снятие мышечных
и психологических зажимов.
3. Пение произведений

Теория: Прослушивание и выбор репертуара. Особенности репертуара (жанр,
эмоциональная окраска). Основные сведения о работе над текстом
произведения, последовательность разбора текста (проставление акцентов,
пауз,

дыханий

и

т.д.)

Анализ

песни

(настроение,

художественное

содержание, средства выразительности и др.). Рассказ о произведении, стиле,
эпохе, композиторе. Понятие «музыкальный образ песни», «слова-образы»
Практика: Разбор

мелодии

произведения

(движение

мелодии,

темп,

ритмический рисунок, динамика и акценты). Разбор текста произведения
(эмоциональная составляющая, паузы, дыхание). Работа над мелодией
(разучивание мелодии в виде вокализа, без привязки к словам).Диапазон и
сложные места (самые высокие и низкие ноты, скачки, хроматические
переходы и прочие места, требующие внимательного разучивания).Соло,
одноголосное и двухголосное исполнение песенного репертуара.
Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками.
Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов.
Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актёрской
игры. Исполнение произведения в конечном варианте под фонограмму.
4. Сценическая постановка номеров
Теория: Закрепление понятия о сценическом движении и его роль в создании
художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между
сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и
его создание. Соотношение движения и пения в процессе работы над
вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных
произведений. Выбор сценических движений в соответствии со стилем
вокальных произведений при условии сохранения певческой установки.
Взаимосвязь

между

песней

и

сценическими

движениями,

элементы

танцевальных стилей. Знакомство с терминологией эстрадного танца.
Эстетика сценического движения
Практика:
Сценические

Практическая

работа

движения.

Разработка

по

созданию

эстрадного

хореографических

номера.

зарисовок

для

вокальных номеров. Отработка фрагментов вокальных произведений в
сочетании с пластическими и сценическими движениями. Выработка
навыков ориентации в пространстве сцены. Двигательные упражнения и
танцевальные движения, инсценировка песен. Регулирование мышечных
напряжений — преодоление «зажима» в различных движениях.Соединение
вокальных навыков исполнения произведения с танцевальной частью
постановки номера. Отработка выхода на номер и ухода после исполнения
номера.
5. Навыки эмоционально-выразительного исполнения
Теория: Что такое актёрское мастерство и для чего оно необходимо
вокалисту. Атрибутика внешнего вида: костюм, макияж, причёска. Культура
поведения на сцене. Владение собой, устранение волнения на сцене.
Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм
исполнителя.
Практика: Упражнения на развитие воображения, памяти, творческих
способностей, устранение страха и зажима, развитие сценического движение
и речи, приобретение уверенности в себе, открытости, умения не бояться
публики. Специальные упражнения по актерскому мастерству: мимические,
по сценической пластике. Воспитание самовыражение через движение и
пение. Развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя спокойно,
раскрепощенно. Развитие умения перевоплощения, в соответствии с
характером музыкального произведения.
6. Работа с техническими средствами
Теория: Основы сценического технического оборудования. Вокальные
эффекты. Правила работы с компьютером (включение и выключение
фонограммы).
Практика: Пение с вокальными эффектами микрофонов и без.
Пение с мониторами и без (разница, особенности работы поведения с
микрофонами при наличии мониторов на сцене).
Пение в зале (спускаясь со сцены) - особенности звука, микрофонов.

7. Концертные выступления
Подготовка и проведение отчетных выступлений для родителей, участие в
концертах на уровне учреждения, города или области.

2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график.
№

Основные характеристики
образовательного процесса

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов (всего)
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы
Режим занятий

10.
11.

Сроки
обучающихся
Выходные дни

12.

Окончание учебного года

Стартовый
уровень

Базовый
уровень
(1г.о.)

Базовый
уровень
(2г.о.)

37
37
74
74
4
4
148
148
17
17
20
20
1.09.2023
1.06–31.08
2 раза в неделю
академических часа
аттестации 15.12.-.25.12, 15.05-25.05.
Праздничные
установленные
законодательством РФ.
31.05

37
74
4
148
17
20

по

2

дни,

2.2. Условия реализации программы.
Материально- техническое обеспечение.
Помещение: учебный класс.
Музыкальные инструменты: фортепиано или синтезатор.
Оборудование: музыкальный центр, компьютер (ноутбук), акустическая
система (микрофоны, колонки), зеркало.
Кадровое обеспечение.

Педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное
образование, прошедший курсы повышения квалификации по профилю
программы.
Методические материалы.
Учебной основой для занятий служат различные музыкально-вокальные
упражнения и эстрадные песни. Большое внимание уделяется формированию
певческих навыков и развитию музыкальных способностей.
На распевание и разучивание упражнений, способствующих развитию
звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство ритма, дикции,
артикуляции и мимике, тембрового слуха и певческого дыхания отводится
15-20 минут. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный
перерыв в занятиях) время, отводимое на распевание и развитие певческих
навыков, может быть увеличено.
В работе над песней можно выделить следующие этапы:
- показ песни, сопровождаемый беседой, разбором характера и содержания
песни;
- разучивание мелодии песни по фразам, предложениям, куплетам (чистое
интонирование мелодии, точность ритма, расстановка дыхания,
стилистические моменты;
- работа по тексту (дикция, идея произведения, характер, актѐрские задачи;
- исполнение песни под аккомпанемент фортепиано или минусовую
фонограмму (контроль за процессом «впевания», работа с микрофоном);
- сценическое движение (жест, мимика, раскрытие образа).
Для освоения учащимися программного материала применяются такие
методы обучения как, словесные, наглядные, практические, частичнопоисковые, стимулирования и мотивации.
Словесные: объяснение, рассказ, сравнение, замечание, анализ. Например,
объяснение вокально-технических приѐмов, новых терминов и понятий,
рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д. В работе этот метод
должен быть доступен для детского восприятия.

Наглядные: показ иллюстративного материала, например, при изучении
строения гортани, работы диафрагмы; использование аудио и видео
материалов при демонстрации образца исполнения, исполнение педагогом
музыкального материала.
Практические: тренинги, вокальные упражнения. Их можно разделить на
две группы. К первой относятся те, которые применяются вне связи с какимлибо конкретным произведением. Они способствуют последовательному
овладению техникой эстрадного пения. Упражнения второй группы
направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании песен.
Планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует
укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости.
Частично-поисковые:

индивидуальный

и

коллективный

исполнительских средств (вокальных и пластических) для
художественного

образа

Стимулирования

и

исполняемого

мотивации:

эстрадного

создание

поиск
создания

произведения.

ситуации

успешности,

возможности самовыражения, самореализации, поощрение, творческие
задания.
На занятиях используются следующие приѐмы:
- пение по «цепочке»;
- пение «про себя»;
-

игровые

приѐмы

(«Ритмическое

эхо»,

«Парад

звѐзд»,

«Эхо»,

«Импровизационный концерт», «Свечи», «Одуванчик», «Артикуляционная
разминка» и др.);
- использование детских музыкальных инструментов для активизации
слухового внимания и развития чувства ритма;
- моделирование высоты звука движениями руки;
- отражение направления движения мелодии при помощи ручных знаков;
- сочетание запевов солистов с группой;
- динамическое развитие;
- сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего

- устные диктанты;
- задержка звучания ансамбля на отдельных звуках по руке дирижѐра;
- выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные
упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или
вокализацией.
Все методы и приемы музыкального обучения находятся в тесной
взаимосвязи.

Их

разнообразие

определяется

спецификой

вокального

искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы
применяются не изолированно, а в различных сочетаниях в зависимости от
музыкального опыта детей.
На протяжении обучения необходимо развивать у детей тембровое чувство
и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных
произведений, создавать условия, в которых ребѐнок испытывает радость
ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта.
Также для успешной реализации программы имеется фонотека с
подборкой музыкального материала в разных стилях вокального искусства.
Используются видеоуроки с записью мастер-классов на разные виды
вокальной техники.
Методической основой преподавания является метод «EVT»
В основе вокальной техники EVT лежит четкое утверждение: научный
подход и специализированные знания позволяют четко контролировать
вокальный аппарат, позволяя намного увеличить его потенциал. Estill Voice
Training детально показывают и изучают строение голосовых связок и
гортани.
Метод EVT базируется на трех составляющих:
- Power (cила) - основан на работе дыхательной системы, «выбрасывающей»
воздух из легких и выступающей в роли источника энергии, производящего
звук;
- Source (источник) – голосовые» складки», возникающие в результате
вибрации источника звуковых волн;

- Filter (фильтр) – конечный результат формирования звуковых волн
(голосовой тракт).
Принцип работы Estill Voice построен на корректном взаимодействии и
контроле функций силы, источника и фильтра вокального аппарата.
В

процессе

освоения

программы

используются

современные

образовательные технологии.
Здоровьесберегающие технологии - Lax Vox метод вокальной реабилитации
и вокальной терапии вне зависимости от этапа обучения обеспечивает
собранное и свободное звукоизвлечение, помогает быстро подготовить голос
перед работой, облегчает перенапряжение в гортани, устраняет болезненную
работу мышц. Может применяться как в лечебно-профилактических целях,
так и в процессе обучения.

Результаты исследования нового вокального

метода позволили сделать выводы о несомненной пользе вокализации через
трубку, что способствует рациональному звукоизвлечению, связанному с
учетом баланса анатомических и физиологических особенностей человека.
Игровые технологии -

Бумвэйкеры современная технология для развития

музыкальных способностей у детей. (Boomwhackers) изобретены в США в
начале 90-х как инструмент помогающий людям сплотиться и лучше
почувствовать друг друга. Каждая палка звучит в определенной ноте
Диатонический набор BW-DG включает в себя 8 трубок с нотами C'-D'-E'-F'G'-A'-B'-C'', каждая из которых имеет свой цвет. Восемь нот гаммы дают
возможность играть мелодии и разнообразные ритмические рисунки,
методом удара трубок о поверхность или друг о друга.
Структура построения основных занятий:
- организационный момент;
- дыхательная гимнастика;
- упражнения на дикцию и артикуляцию;
- вокально-тренировочные упражнения;
- теоретическая часть;

- работа над репертуаром;
- подведение итога занятия.
2.3. Формы аттестации/контроля
Управление

учебным

процессом

невозможно

без

осуществления

контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль
осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
Входная диагностика предполагает прослушивание и собеседование с
педагогом в начале учебного года.
Видами

контроля

занятий

по

программе

являются:

текущая,

промежуточная и итоговая аттестации.
Текущий контроль проводится с целью контроля качества освоения
конкретной темы. Текущий контроль проводится на каждом занятии и в
процессе концертной деятельности в форме наблюдения за практической
работой обучающихся.

Цель – выявление ошибок и положительных

результатов в музыкальной деятельности обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия в
форме творческой работы (проверка умений и навыков) и опрос (проверка
теоретических знаний).
Итоговая аттестация проводится методом наблюдения и учета участия
ребенка в концертных мероприятиях.
Промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится на каждом
уровне по одинаковым оценочным материалам. Это позволяет определить
(сравнить) степень освоения программы обучающихся в середине и в конце
учебного года.
Оценочные материалы.
Входная диагностика музыкальных способностей детей для всех
уровней.
1. Тест — игра на изучение чувства ритма
Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в
ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается «спрятать»
голос и только прохлопать мелодию.
За наличие знаний и умений в той или иной графе таблицы карты ребенок
получает от 1 до 3 баллов, по окончании диагностики баллы складываются, и
сумма баллов определяет уровень знаний и умений учащегося.
Критерии оценки:
- точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними
ладошками на протяжении всех 8 тактов — высокий уровень;
- воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с
некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) — средний уровень;
адекватное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов — слабый уровень;
- неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса —
низкий уровень.
Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического
слуха).
2. «Гармонические загадки»
Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности
определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер
звучания в ладовых созвучиях.
Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает
ребёнку отгадать, сколько звуков «спряталось» в нём, а также определить,
как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.
Критерии оценки:
- низкий уровень — ребёнок определил 1-3 созвучия,
- средний уровень — ребёнок определил 4-7 созвучий,
- высокий уровень — ребёнок определил 8-10 созвучий.
3. «Повтори мелодию»
Цель:

определить

представлений:

уровень

развития

произвольных

слухомоторных

- вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых
связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного
эталона мелодии;
- инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на
инструменте (фортепиано) мелодический образец.
Стимулирующий материал могут составить простые попевки или
песенки. Ребёнку предлагается:
- спеть любую известную ему песню;
- повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте.
Критерии оценки:
- низкий уровень — последовательное исполнение звуков вверх или вниз по
направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;
- средний уровень — опевание тоники и последовательное исполнение
тетрахорда (вверх — вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка
диапазоне;
- высокий уровень — опевание, последовательное и скачкообразное (на
кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических
линий в диапазоне октавы и более.
Стартовый уровень
Вопросы для оценивания теоретических знаний учащихся
Для промежуточного и итогового контроля для стартового уровня
1. Что такое певческая установка?
2. Назовите основные виды певческого дыхания.
3. Укажите строение песни (вступление, проигрыш, куплет, запев, припев);
4. Что значит исполнение на forte, на piano?
5. Что такое мелодия?
6. Что такое пауза?
7.Что такое аккомпанемент?
8. Как называют людей, которые пишут песни?
Прослушивание. Контрольное занятие. Отчетный концерт

За наличие знаний и умений в той или иной графе карты ребенок получает от
1 до 3 баллов, по окончании диагностики баллы складываются, и сумма
баллов определяет уровень знаний и умений учащегося.
1 год обучения Критерии умений
Высокий уровень (3 балла)
Чисто интонируя, исполняет несложную в мелодическом отношении песню.
Правильно формирует гласные. Мягко, напевно, не выталкивая, произносит
согласные звуки. Чувствует ритмическую пульсацию песни.
Безошибочно ответил на теоретические вопросы .
Обладает выразительностью, чувством ритма. Координировано исполняет
движения. Принимает активное участие в концертах.
Средний уровень(2 балла)
Может исполнить несложную песню, но допущены две ошибки в
интонировании

мелодии,

недостаточно

выразительная

фразировка,

недостаточно опёртое дыхание.
Допустил 1-2 ошибки при опросе.
Исполняет

координировано

танцевальные

движения,

допускает

незначительные ошибки. Обладает чувством ритма, выразительностью.
Принимает участие в концертах.
Низкий уровень (1 балл)
Невыразительное, неуверенное исполнение произведений. Допущено три
ошибки в нотном тексте, слабое дыхание, не проставлены смысловые
акценты в словесном тексте.
Допустил 3 и более ошибок при опросе.
Не музыкален. Нет чувства ритма.
Базовый уровень 1 год обучения
Промежуточный и итоговый контроль
Теоретический вопросы
Рекомендуется включать вопросы предыдущего года обучения.
1. Что такое мелодия?

2. Что такое аккомпанемент?
3. Что такое кантилена?
4. Чем отличается пение legato от пения staccato?
5. Назовите выразительные средства музыки.
6. Что такое унисон?
7. Какие знаете правила охраны и гигиены голоса?
Прослушивание. Контрольное занятие. Отчетный концерт
Критерии промежуточного и итогового уровня
Высокий уровень (3 балла)
Выразительно-эмоциональное исполнение чисто интонационно несложной в
мелодическом отношении песни, без помощи музыкального инструмента –
соло, владение цепным дыханием. Пение мягко, легко, в унисон, сглаживая
регистры.
Безошибочно ответил на теоретические вопросы.
Знает и координировано исполняет танцевальные элементы, свободно
владеет понятиями и терминологией. Обладает выразительностью.
Принимает осмысленное и активное участие в концертах.
Средний уровень (2 балла).
Недостаточное владение вокально-технических навыков, исполнение песни с
сопровождением, допущены 2-3 ошибки в интонировании мелодии. Пение
мягко, легко. При выполнении теста допустил 2-3 ошибки. Совмещает пение
с танцевальными движениями. Правильно воспринимает музыкальный
материал, обладает чувством ритма. Принимает активное участие в
концертах.
Низкий уровень (1 балл).
Неточное знание музыкального материала, допущены четыре
ошибки, нечеткая дикция.
При выполнении теста допустил 3 и более ошибки.

и более

Не справляется с исполнением танцевальных движений. Не музыкален. Нет
чувства ритма.
Незаинтересованность участия в концертах.
Базовый уровень 2 год обучения
Для промежуточного и итогового контроля
Теоретический вопросы
Рекомендуется включать вопросы предыдущего года обучения.
Назовите виды певческого дыхания.
1. Что такое диапазон голоса?
2. Что такое многоголосие?
3. Что такое певческая опора?
4. Что такое темп?
5. Какие знаете правила охраны и гигиены голоса.
6. Что такое интонирование?
7. Что такое динамические оттенки?
8. Что такое ансамбль?
Прослушивание. Контрольное занятие. Отчетный концерт
Критерии промежуточного и итогового уровня
Высокий уровень (3 балла)
Уверенное эмоциональное исполнение песни на два голоса, чёткая дикция,
чистая интонация.
Пластическая

и

эмоциональная

выразительность.

Свободно

владеет

понятиями и терминологией.
При теоретическом опросе не допущено ни одной ошибки.
Активно участвует в концертах, конкурсах, фестивалях.
Средний уровень (2 балла)
Исполнение произведений со знанием словесного текста, но допущены две
ошибки в интонировании мелодии, недостаточно выразительная фразировка,
незначительные ошибки при пении двухголосия.
При опросе допущено 2-3 ошибки.

Знает и достаточно координированно выполняет танцевальные элементы
(допущены небольшие неточности при выполнении).
Участвует в концертах.
Низкий уровень (1 балл)
Допускает значительные ошибки в интонировании мелодии, в том числе, при
исполнении двухголосия. Слабое знание словесного текста.
При опросе допустил 3 и более ошибки.
Выполняет с ошибками выученные танцевальные движения. Проблемы с
координацией движений.
Незаинтересованность участия в концертах.
Лист мониторинга метапредметных результатов обучающихся
Критерии оценки
Фамилии учащихся
метапредметных
результатов
Свобода
восприятия
теоретической
информации
Умение сравнивать
анализировать,
обобщать,
выделять главное
Знать
название
техник ДПИ
Освоение
начальных
навыков
выполнения
Свобода владения
инструментами
Аккуратность
выполнения
практической
работы

Оригинальность
выполнения
практической
работы
Низкий уровень: 0-1 (неправильные или не полные ответы, работа
выполнена не аккуратно, с помощью педагога)
Средний уровень: 2-3 (на большинство вопросов даны правильные ответы,
работа выполнена аккуратно, с небольшими недочетами)
Высокий уровень: 4-5 (ответы правильные, задание выполнено аккуратно, с
элементами оригинальности)
Для проведения мониторинга образовательной деятельности подобраны
диагностические методики.
Методы диагностики результативности образовательного процесса
(для обучающихся):
- Лист мониторинга метапредметных результатов обучающихся;
- Карта самооценки учащимися и экспертной оценки педагогом
компетентности учащегося;
- Тест «Виды и техники декоративно-прикладного творчества для
изготовления авторской куклы»;
- Лист изучения умений и навыков, приобретённых обучающимися по
программе.
Анкета для изучения уровня удовлетворённости обучающихся.
Анкеты для родителей
«Исследование удовлетворённости родителей уровнем дополнительного
образования детей».
Лист мониторинга метапредметных результатов обучающихся
Критерии оценки

Фамилии учащихся

метапредметных
результатов
Свобода
восприятия
теоретической
информации
Умение сравнивать
анализировать,
обобщать,
выделять главное
Знать название
техник ДПИ
Освоение
начальных
навыков
выполнения
Свобода владения
инструментами
Аккуратность
выполнения
практической
работы
Оригинальность
выполнения
практической
работы
Низкий уровень: 0-1 (неправильные или не полные ответы, работа
выполнена не аккуратно, с помощью педагога).
Средний уровень: 2-3 (на большинство вопросов даны правильные ответы,
работа выполнена аккуратно, с небольшими недочетами).
Высокий уровень: 4-5 (ответы правильные, задание выполнено аккуратно, с
элементами оригинальности).
3. Список литературы.
Список литературы для педагога.

1. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.:
Музыка, 2007.-128 с.
2. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М.: МГПИ,1983.
-96 с.
3. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребѐнка - Минск: ТетраСистемс,
2007. -122 с.
4. Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио - СПб:
Лань, 1997.-64 с.
5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология - М., 1993. -193 с.
6. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития - М.: Просвещение,
2006. -173 с.
7. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1996.-194
с.
8. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005. -318 с.
9. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004.-88 с.
11. Коллиер Д.Л. «Становление джаза». –М.: 1984. – 411 с.
13. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.-135 с.
14. Малахов Современные дыхательные методики – Донецк, 2003. -75 с.
15. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Наука.1967. -122 с.
16. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество - М.: Академия, 2004. – 671 с.
17. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком - Ярославль: Академия развития,
2002. – 128 с.
18. Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры
для детей дошкольного и младшего школьного возраста - М.: Классика-XXI,
2005.- 50 с.
19. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло . – СПб.: Питер,
2007. -12- с.
20. Гарина З. Голос. Музыкальная грамота для вокалистов – М. Издательство
АСТ 2015-128 с.

21. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио СПб: Лань, 1997.- 64 с.
22. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) - М.:
2002.- 212 с.
23. Шацкая В. Н. Детский голос. - М., Педагогика, 1970. -341 с.
24. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС, 2000.256 с.
25. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария»,
2000. -76 с.
26.Гонтаренко Н. Б. Уроки сольного пения. Вокальная практика – Ростов-наДону Феникс 2015-192 с.
Список литературы для учащихся и родителей.
1. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство - М.: Музыка,
1974. -337 с.
2. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005.- 318 с.
3. Клѐнов А. Там, где музыка живѐт. – М., 1986.- 152 с.
4. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. - Л.,1986. -74 с.
5. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Искусство, 1967. – 122 с.
6. Никитина А., Я вхожу в мир искусств, №5, 6 – М.: Театр – студия «Дали»,
1997.- 242 с.
7. Светличная Л., Сказка о музыке – М.: Творческий центр, 2003.- 64 с.
8. Цой В. Музыка волн, музыка ветра. – М., ЭКСМО, 2006. – 384 с.
9. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария»,
2000.- 76 с.
Информационные интернет–ресурсы
1. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru
2.

Федеральный

www.fcior.edu.ru

центр

информационно-образовательных

ресурсов.

3. Всероссийский Интернет-педсовет. http://www.pedsovet
4. В помощь учителю СОМ. http://www.Som.fio
5. Международный образовательный портал. http://www.maam.ru.
6. Группа «Музыкальная студия Апрель» https://vk.com/club105898530
7. Эстрадная студия А. Церпята «Азбука-Хит» http://www.azbukahit.ru
8. Музыкальный форум. http://www.mp3sort.com
9. Песни для детей. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
10. Виталий Алексеев. Песни и музыка. http://alekseev.numi.ru/
11. Вокальная студия Талисман. http://talismanst.narod.ru/
12. Студия Родники. http://www.rodniki-studio.ru/
13. Песни о школе. http://www.lastbell.ru/pesni.html
Аннотация к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Эстрадный вокал».
(Стартовый и базовый уровень)
Статус программы. Программа «Эстрадный вокал» модифицированная,
разработана на основе программы «Эстрадный вокал», автор Дамм Л.В., и
дополнительной общеразвивающей программы «Эстрадный вокал» автор
Сабурова Е. А..
Направленность программы – художественная.
Цель программы - формирование творческих способностей обучающихся
средствами вокального искусства.
Состав обучающихся. На программу зачисляются дети от 7-15 лет.
стартовый уровень от 7 до 10 лет,
базовый уровень от 11 до 15лет.
Объем программы: 444 часа.
стартовый уровень – 148 часов,
базовый уровень (первый год обучения) – 148 часов,
базовый уровень (второй год обучения) – 148 часов,

Режим занятий: Стартовый и базовый уровень -

2 раза в неделю по 2

академических часа. Продолжительность одного академического часа - 45
мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Форма организации процесса обучения очная. Возможно использование
дистанционных форм обучения. Занятия организуются в учебной группе. В
содержание программы входят теоретические и практические занятия.
Краткое содержание. Тематическая направленность программы позволяет
раскрывать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого
комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает
реализовать потребность в общении и самореализации через занятия и
выступления, тренирует память, музыкальный слух. Поэтому данная
программа

востребована

среди

детей

и

родителей

(законных

представителей).
Ожидаемый результат. В процессе изучения вокала (в том числе
эстрадного) обучающиеся осваивают основы вокального исполнительства,
расширяют кругозор, познают основы актёрского мастерства.
После освоения основных вокально-певческих навыков, на базовом
уровне учащиеся приобретают навыки двухголосного пения, с элементами
трехголосия, также совершенствуют навыки пения под фонограмму и
аcapella. Участвуют в концертных программах

и вокальных конкурсах

внутриучрежденческого и муниципального уровней. Это новая ступень в
освоении мастерства вокалиста, который предполагает более высокий
уровень вокального творчества.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных, а также на сбор статистики сервисом Яндекс.Метрика. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».