1. Основные характеристики общеразвивающей программы.
1.1.
Направленность
Пояснительная записка.
общеразвивающей
программы
–
социально-
гуманитарная.
Программа разработана в соответствии с
нормативно – правовыми
документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р),
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»,
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
г. «Санитарно – эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
- СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов средств обитания»,
- Письмом
Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242
«О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеразвивающих
программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»,
- Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2023 № 1678 «Об утверждении
правил
применения
деятельность,
организациями,
электронного
обучения,
осуществляющими
образовательную
дистанционных
образовательных
технологий при реализации образовательных программ,
- Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области
от
29.06.2023
№
785-Д
«Об
утверждении
Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация
дополнительных
образовательных
программ
в
соответствии
с социальным сертификатом»,
- Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. №
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»,
- Устава МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н.Е. Бобровой» (Приказ №60-Д от 03.03.2016),
- Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах МБУ ДО ПГО «Центр развития творчества им. Н.Е. Бобровой».
Актуальность общеразвивающей программы базируется на современных
требованиях модернизации системы образования.
Одной
Свердловской
из
приоритетных
области
является
задач
Стратегии
развития
учебно-исследовательская
воспитания
и
проектно-
исследовательская деятельность.
Успех человека в современном мире во многом определяется его
способностью организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь
необходимые ресурсы, наметить план действий, уметь проанализировать в какой
степени удалось достичь поставленных целей. Вовлечение обучающихся в
проектно-исследовательскую деятельность, способствующую формированию
продуктивного мышления, развитию творческого мышления, необходимых для
успешной социализации личности в будущем является одной из задач
современного
образования,
эффективным
методом
организации
образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность является
средством освоения обучающимися окружающей действительности, помогает
1
им установить истину, развить умение работать с научной информацией,
сформировать проектно-исследовательский стиль мышления. Результатом этой
деятельности
является
формирование
познавательных
мотивов,
исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся научных
знаний и способов деятельности. Поставленная проблема и обозначенная тема
должны быть актуальными для ребенка, а исследовательская работа должна
выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимыми для этого
ресурсами.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе
разные
категории участников образовательного процесса
(обучающихся,
родителей, педагогов, социальных партнеров), создает условия для работы с
семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения.
Необходимые
для
организации
проектно-исследовательской
деятельности
знания и умения в будущем станут основой для организации научноисследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах ит.д. Программа
позволяет реализовать актуальные в настоящеевремякомпетентностный,личностно ориентированный,деятельностныйподходы.
С началом XXI века становится все более очевидно, что умения и навыки
исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья
жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому
человеку.
Проектная
компетентность
школьника
представляет
собой
сформированность у выпускника основной школы навыков уверенно, без задержек
и трудностей в различных учебных и личных ситуациях осуществлять проектную
деятельность: создавать в процессе проектной деятельности требуемый продукт
(материальный или интеллектуальный), который является результатом решения
учебной или социальной проблемы; регулировать и оценивать осуществляемую
проектную деятельность; применять в процессе реализации проекта предметные
знания и способы деятельности, а также осуществлять коммуникативные действия
в ходе разработки, реализации и презентации проекта.
2
Компетентность человека в любой области может быть сформирована,
развита
и
оценена
только
в
процессе
соответствующей
деятельности,
следовательно, проектная компетентность может быть результатом только
проектной деятельности.
Проектная
деятельность
учащихся
–
особый
вид
самостоятельной
деятельности, направленный на изучение научной или практической проблемы,
имеющий интерес для учащихся, которой большое внимание уделено в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования. Данная программа направлена на ознакомление с данным видом
деятельности
учащихся
образовательных
учреждений
основного
общего
образования.
Отличительные особенности общеразвивающей программы.
Программа разработана на основании: методического пособия для педагогов
Проектная деятельность обучающихся И. С. Огоновской. (Проектная деятельность
обучающихся: метод. пособие для педагогов / И. С. Огоновская – Екатеринбург:
ООО «Периодика», 2017. – 224 с.) и доработана на основе собственного
педагогического опыта.
Отличительная особенность программы в том, что она позволяет
обучающимся познакомиться с теоретическими знаниями по проектной и
исследовательской
деятельности
и
получить
практические
навыки.
Отличительные особенности программы в том, что в её основе заложено
практико-ориентированное
приобретение
кроме
обучение,
знаний,
т.е.
умений,
образование
навыков
-
направлено
опыта
на
практической
деятельности. Программа подразумевает дифференцированный подход, который
проявляется в разном уровне содержания практических заданий на занятиях, в
проведении индивидуальных консультаций по индивидуальным темам проектов.
Адресат общеразвивающей программы. Программа рассчитана учащихся
13-16лет.Предполагаемый
состав
группы
–
одновозрастной.
одновременно находящихся в группе 13-15 человек.
3
Число
детей
Подросток стремится
к самообразованию,
причем
часто становится
равнодушным к отметкам. Подросток претендует на равноправие в отношениях со
старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.
Гармонизировать отношения с подростком можно лишь приняв его взрослую
позицию и направив его энергию в творческое, продуктивное русло.
Главная идея программы заключается в том, что проектно-исследовательской
деятельности – направленность на результат, который получается при решении
личностно-значимой для обучающегося проблемы. Технология организации такого
вида деятельности включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и
проблемных
методов,
направленных
на
самостоятельную
реализацию
обучающимися задуманного результата. Знания, полученные в результате этой
деятельности, становятся новыми и личностно значимыми для конкретного
исследователя. Программа имеет социально-гуманитарную направленность, так
как способствует развитию социальных способностей и готовности к социальной
деятельности.
Принцип формирование групп основан на добровольности.
Режим занятий. 2 часа 1 раз в неделю
Объем общеразвивающей программы 16 часов.
Срок освоения общеразвивающей программы– 2 месяца.
Уровень программы стартовый, разработана для обучающихся 5-9 классов,
предполагает
теоретическое
знакомство
с
основами
проектной
и
исследовательской деятельностью. Программа предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную
сложность
предлагаемого
для
освоения
содержания
общеразвивающей программы.
Формы обучения: очная, обучение с использованием дистанционных форм
обучения. Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая
принцип
группового
обучения
с
индивидуальным
образовательного учреждения.
4
подходом
в
кабинете
Виды занятий. Занятия могут проводиться в виде лекции или беседы,
практические и индивидуальные занятия (консультации).
Дистанционные формы: занятия на платформе Zoom
Формы
подведения
общеразвивающей
программы:
итогов
беседа,
реализации
дополнительной
практическая
работа,
опрос,
тестирование.
1.2.
Цель общеразвивающей программы.
Цель программы: формирование представления об исследовательском
обучении как ведущем способе учебной деятельности;
Задачи:
Обучающие:
- ознакомить с принципами и правилами организации проектно-исследовательской
деятельности;
- обучить специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований;
Развивающие:
-
развивать
познавательные
интересы,
самостоятельность
учащихся
в
осмыслении явлений, событий, процессов;
-
развивать коммуникативные навыки (партнерское общение).
Воспитательные:
- формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять
инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с
установленным планом и графиком работы).
- развивать умения анализировать (креативность и критическое мышление).
Планируемые результаты.
Метапредметные результаты:
- научаться пользоваться библиографическим указателем по теме и определить
спектр литературы по теме своего проекта и зафиксировать необходимую
информацию;
5
- смогут обработать полученный материал, проанализировать, систематизировать,
интерпретировать его;
- подготовят проект к защите.
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению;
- будут развиты познавательные навыки.
Предметные результаты:
- будут знать основы проектной деятельности;
- уметь правильно оформить проект.
Учебный (тематический) план.
№
Название разделов, тем
Количество часов
Формы
аттестации /
контроля
Всего в том числе
Теория Практика
2
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
3. Формы учебных проектов
1
0,5
0,5
Деловая игра
4. Алгоритм проектной деятельности
1
0,5
0,5
Собеседование
2
1
1
Собеседование
6. Практическая часть проекта
2
1
1
Опрос
7. Оформление выводов, заключения,
списка литературы
8. Изготовление наглядных пособий,
приложения, презентаций
9. Подготовка
1
к защите проекта
1
Итого
2
1
1
Тест
2
1
1
2
1
1
Анализ
презентаций
Игра
16
8
8
1.
2.
5.
Введение
1
в предмет
.
Требования к написанию проектной
работы.
Теоретическая
2
часть проекта
6
Содержание учебного (тематического) плана.
Тема 1. Введение в предмет
Теория. Типология и классификация проектов. Индивидуальные и групповые
проекты. Продолжительность выполнения. Вид проектной деятельности.
Этапы организации проектной деятельности. Планирование индивидуальной и
коллективной проектной деятельности.
Этапы проекта: подготовительный, поисковый, аналитический, практический,
контрольно-оценочный, презентационный.
Требования к составлению индивидуальных и коллективных проектов.
Практика. Разбор документов образовательной организации об индивидуальных
проектах.
Тема 2. Требования к написанию проектной работы.
Теория. Актуальность и новизна исследования. От проблемы к цели исследования.
Принципы постановки цели и задач исследования. Объект и предмет исследования.
Методы научного исследования.
Практика. Выбор темы. Обоснование актуальности и новизны. Формулировка цели
и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования.
Знакомство с проблемой в литературных источниках. Подбор методов.
Тема 3.
Теория.
Формы учебных проектов.
Особенности
информационных,
исследовательских,
творческих,
прикладных, экзистенциональных, социальных, отчётных, игровых, инженерных
проектов. Характеристика и требования к продукту.
Практика. Анализ продуктов проекта для целевой аудитории.
Тема 4. Алгоритм проектной деятельности.
Теория. Методы проектирования. Особенности индивидуальных планов написания
проекта.
Практика. Подготовка индивидуальных планов написания проекта
Тема 5. Теоретическая часть проекта.
7
Теория. Анализ проблемной ситуации. Подбор и обзор научной литературы по
теме работы. Особенности работы с литературными, архивными, интернетисточниками. Правила оформления ссылок и цитат.
Практика. Обработка литературных источников.
Тема 6. Практическая часть проекта.
Теория. Подготовка к проведению исследования, применению диагностики,
построению модели, проведению расчетов и т.п. Этапы и требования проведения
проекта. Как использовать современные информационные технологии при
выполнении научно-исследовательских работ. Правила оформления результатов.
Практика.
Работа с источниками и подбор методик, применение диагностики,
построение модели, проведение расчетов и т.п. Отбор фактического материала.
Тема 7. Оформление выводов, заключения, списка литературы.
Теория. Требования к оформлению заключения проекта, к оформлению списка
литературы. Анализ проделанной работы. Практическая значимость проекта,
сильные и слабые стороны.
Практика. Составление списка литературы.
Тема 8.
Изготовление наглядных пособий, приложения, презентаций.
Теория. Способы, используемые для улучшения доказательной базы проведённого
исследования.
Для
чего
изготавливаются
таблицы,
графики,
фотографии,
лонгриды. Требования к оформлению презентации.
Практика. Построение графиков, схем, таблиц. Подготовка копий материалов,
макетов, иллюстраций, коллекций и т.д. Оформление презентации.
Тема 9.
Подготовка к защите проекта.
Теория. Подготовка публичного выступления. Особенности представления и
защиты научно-исследовательской работы. Регламент выступления.
Практика. Отработка навыков публичного выступления и ответов на вопросы.
Защита проекта.
8
2. Организационно – педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов (всего)
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Режим занятий
Сроки проведения аттестации
10
11
Каникулы
Выходные дни
12
Окончание учебного года
Базовый уровень
второй год обучения
8
8
2
16
8
8
01.09
2 часа 1 раз в неделю
В соответствии с
программой
1.06 – 31.08
Выходные и праздничные
дни, установленные
законодательством РФ
31.05
2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое
обеспечение:
школьный
класс,
проектор,
компьютер, экран для демонстрации презентаций.
Кадровое обеспечение
–
педагог дополнительного образования, имеющий
высшее профессиональное образование, прошедший обучение по профилю
программы.
Методические материалы.
1. Огоновская И.С. Азбука исследователя. – Екатеринбург: Сократ, 2008
(Методические рекомендации).
2. Озеров А.Г. Методическиерекомендации по организации исследовательской
деятельности
обучающихся//
Как
выиграть
краеведческий
конкурс
или
олимпиаду по краеведению. Москва 2019- С. 3-31
3. Обухов А.С. Комарова
Н.М. Кондратьева Н.Л. Игры на развитие
исследовательских способностей: наблюдательность. // Исследователь 2020/№2
(30)- С. 118-129
9
4.
Петряева
Е.Ю.,
Пластинина
В.М.,
Содномова
Л.П.
Реферат
и
исследовательская работа: рекомендации по написанию и представлению. – М.
Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников»,2008, -48 с.- Серия
«Методическое обеспечение».
Дидактические пособия:
- Карточки с заданиями по теме «Алгоритм проектной деятельности. Методы
проектирования. Формы проекта. Подготовка индивидуальных планов написания
проекта».
- Примеры учебных проектов обучающихся для работы по теме «Требование к
написанию проектной работы. Определение объектной области, объекта и
предмета
исследования.
Определение
проблемы,
темы,
цели,
задач
исследования».
Информационное обеспечение (в том числе информационные технологии):
- презентация по теме «Требования к оформлению презентации»
- видеозапись «Пять секретов успешного выступления в онлайн- конференции.
Спикер - Волкова М.В.».
Преобладающая технология учебного процесса при реализации программы
«Основы проектной деятельности» - личностно-ориентированная (обращение к
субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности;
признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).
Принципы организации учебного процесса.
- Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его
интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной
степени сложности).
- Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре
и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
- Свободы выбора решений и самостоятельность в их реализации.
- Систематичности, последовательности, наглядности обучения.
В качестве ведущих методов обучения по программе используются
10
проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.
- Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и
творческой инициативы учащихся.
- Проектный метод используется при организации научно-исследовательской
деятельности учащихся, решении конкретных задач.
- Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать
с различными источниками информации, вычленять проблемы для организации
исследования, искать пути реализации этих проблем.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Основы проектной деятельности» применяются
входящий, текущий и итоговый виды контроля.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы. Цель определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы
работы с учащимися. Формы оценки – собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела
программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством
выполнения практических работ. Анализируются положительные и отрицательные
стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с
помощью заданий педагога; взаимоконтроль, самоконтроль и др.
Итоговый контроль осуществляется в конце освоения программы.
Оценочные материалы.
Формы диагностики: входящей - тест 1, итоговой - 2 задание.
1 задание. Расположите в правильном порядке структурные части проектной
работы.
Теоретическая часть.
Приложение.
Введение.
Заключение.
11
Практическая часть.
Титульный лис.
Содержание.
Список литературы.
Критерии оценивания: при выполнении более 50% задания – зачёт.
2 задание. Задание преобразовать текст «Положения об итоговой оценке
достижения метапредметных результатов освоения ООП ООО в форме итогового
индивидуального
проекта»
с
использованием
программы
Word
согласно
требованиям к индивидуальному проекту обучающихся.
Требования для оформления проектов следующие: шрифтом TimesNewRoman,
размер шрифта 14, интервал между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см.,
нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.
Текст для выполнения задания.
Положение
об итоговой оценке достижения метапредметных результатов освоения ООП
ООО в форме итогового индивидуального проект.
Материалы, представляемые обучающимся в аттестационную комиссию по
завершению проекта для его защиты:
Паспорт проекта;
Выносимый на защиту продукт проектной деятельности;
Подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту
исходного замысла, цели и назначения проекта; краткое описание хода
выполнения проекта и полученных результатов; список использованных
источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме
того, включается описание особенностей конструкторских решений, для
социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
12
Краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы
обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе: инициативности и
самостоятельности;
выполняемой
ответственности
работе);
(включая
исполнительской
динамику
дисциплины.
отношения
При
наличии
к
в
выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также
отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и
практическая значимость полученных результатов.
Требования к оформлению отчётной документации по ИИП.
Отчёт выполняется на листах формата А4, шрифтом TimesNewRoman, размер
шрифта 14, интервал между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее –
1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
КАЖДАЯ НОВАЯ ГЛАВА НАЧИНАЕТСЯ С НОВОЙ СТРАНИЦЫ.
ТОЧКУ В КОНЦЕ ЗАГОЛОВКА, РАСПОЛАГАЕМОГО ПОСРЕДИНЕ
СТРОКИ, НЕ СТАВЯТ.
ВСЕ РАЗДЕЛЫ ПЛАНА (НАЗВАНИЯ ГЛАВ, ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ,
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, КАЖДОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ) НАЧИНАЮТСЯ С
НОВЫХ СТРАНИЦ.
ВСЕ СОКРАЩЕНИЯ В ТЕКСТЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАСШИФРОВАНЫ.
ОБЪЕМ ТЕКСТА, ВКЛЮЧАЯ ФОРМУЛЫ И СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,
ОТ 10 ДО 15 СТРАНИЦ печатного текста.
Для приложений отводится дополнительно не более 10 страниц формата
А4.
Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами в нижнем правом
углу, страницы приложений в верхнем правом углу
Критерии оценивания: задания считается выполненным при результате более
65%.
3 задание. Подготовить презентацию собственного проекта.
13
3. Список литературы.
Список литературы для педагога.
1. Огоновская И. С. Проекты гражданско-патриотической направленности в
системе воспитательной работы образовательного учреждения. Проектная
деятельность обучающихся: методическое пособие для педагогов / И. С.
Огоновская – Екатеринбург: ООО «Периодика», 2017. – 224 с
2. Исследователь/Researcher, научно-методический журнал 2020/№2 (30)
3. Исследователь/Researcher, научно-методический журнал 2020/№3 (31).
4. Как выиграть краеведческий конкурс или олимпиаду по краеведению. Москва
2019
5. Петряева Е.Ю. Пластинина В.М. Содномова Л.П. Реферат и исследовательская
работа: рекомендации по написанию и представлению. – М. Библиотека журнала
«Исследовательская работа школьников» ,2008, -48 с.- Серия «Методическое
обеспечение».
Список литературы для обучающихся.
1.
ОгоновскаяИ.С. Азбука исследователя. Методические рекомендации.
Издательство: Сократ, 2008 г.
14
Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе
«Основы проектной деятельности».
Направленность общеразвивающей программы – социально-педагогическая.
Уровень стартовый, рассчитан на обучающихся 6-9 классов, предполагает
знакомство с основами проектной и исследовательской деятельностью, уровень
(стартовый) – 2 месяца по 2 часа в неделю.
Программа разработана на основании современных нормативно – правовых
документов.
Научно-исследовательская
самостоятельной
деятельности,
деятельность
учащихся
–
особый
вид
направленный
на
изучение
научной
или
практической проблемы, имеющий интерес для учащихся
Отличительная особенность программы заключается в том, что она позволяет
познакомиться обучающимся с теоретическими знаниями по проектной и
исследовательской деятельности и получить практические навыки.
Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип
группового обучения с индивидуальным подходом в кабинете образовательного
учреждения.
Предполагаемый состав группы – одновозрастной.
Формы проведения занятий могут быть в виде лекции или беседы,
практические и индивидуальные занятия (консультации).
На занятиях преобладают репродуктивные, частично-поисковые методы.
Цель научно-исследовательской деятельности в педагогическом смысле –
формирование у обучающихся способностей к самореализации через освоение
исследовательских
навыков
как
универсального
способа
познания
действительности.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомление обучающихся с теоретическими знаниями и специальной
терминологией основ проектно – исследовательской деятельности;
15
- ознакомление
с
принципами
и
правилами
организации
проектно-
исследовательской деятельности;
- формирование навыков презентации результатов собственной деятельности.
- развитие навыков исследовательской деятельности.
Развивающие:
-
развитие
познавательных
интересов,
самостоятельности
учащихся
в
осмыслении явлений, событий, процессов.
- развитие общественных умений, навыков и способов познавательной
деятельности, включающих:
- составление плана, тезиса, текста;
- сравнение, сопоставление, оценивание;
-
разделение
процесса
на
этапы,
выделение
характерных
причинно-
следственных связей;
- логическое обоснование и аргументирование собственных суждений;
- выдвижение гипотезы и понимание необходимости ее проверки на практике;
- умение действовать по алгоритму;
- умение пользоваться различными источниками информации и др.
- развитие мотивации к процессу получения знаний;
Воспитательные:
- воспитание целеустремленности, инициативности, творческого отношения к
делу;
- развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной
деятельности;
- воспитание положительного отношения к творчеству, потребности в
творческой деятельности.
16