Разумейка

1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Разумейка» имеет социально - гуманитарную направленность.
Программа разработана в соответствии с

нормативно – правовыми

документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г.
г.

№ 629

«Об

утверждении

Порядка

организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»,
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р),
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»,
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. «Санитарно – эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
- СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов средств обитания»,
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеразвивающих программ,
способствующих

социально-психологической

реабилитации,

профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»,
- Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2023 № 1678 «Об
утверждении

правил

образовательную

применения

деятельность,

организациями,

электронного

осуществляющими

обучения,

дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ,
- Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области

от

29.06.2023

№

785-Д

«Об

утверждении

Требований

к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии
с социальным сертификатом»,
- Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021
г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»,
- Уставом МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н.Е. Бобровой» (Приказ №60-Д от
03.03.2016),
- Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах МБУ ДО ПГО «Центр развития творчества им. Н.Е. Бобровой».
Актуальность общеразвивающей программы.
Дополнительное образование это особая среда, которая
формирование

и

развитие

творческих

способностей,

направлена на
удовлетворение

индивидуальных потребностей, организацию их свободного времени, а также
обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную
ориентацию, и выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся
способности.
Одним из приоритетных направлений развития, согласно Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года, является развитие у детей и молодежи навыков инновационной
активности и творческой деятельности.

Кроме того существует запрос со стороны родителей на образовательные
услуги для своих детей, где они бы смогли развивать свое творческое
мышление, которое бы способствовало их более успешной самореализации в
своей дальнейшей деятельности.
Именно эти проблемы помогает решать программа дополнительного
образования «Разумейка». На занятиях учащиеся приобретают необходимые
навыки, раскрывают свой творческий потенциал. Творческие способности
проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в жизни
изменения, в готовности использовать новые возможности, предоставляемые
постоянно обновляющейся жизнью, в стремлении избежать очевидных,
традиционных решений, в выдвижении нестандартных, неординарных идей. Но
самое главное состоит в том, что творчество дает возможность удовлетворять
высшую человеческую потребность - потребность в самореализации.
Поскольку
представлены

в

системе

недостаточно,

школьного
творческое

образования
мышление

такие

детей

занятия

развивается

стихийно, и по мере продвижения ребенка к окончанию школы уровень
творческого

мышления

снижается.

Систематическая работа в этом направлении создает благоприятные
условия для развития творческих способностей. Поэтому программы по
развитию творческих способностей чрезвычайно востребованы.
Отличительные особенности программы.
Программа объединения «Разумейка» модифицированная, составлена на
основе:

авторской

программы

«Развитие

творческого

мышления»,

разработанной Н.П. Федотовой; авторских программ «Мир фантазии» и «Мир
логики», разработанной С. И. Гин.
Особенности данной программы в том, что на занятиях ребёнку
предлагаются

задания

в

игровой

форме,

что

очень

привлекает

и

заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной
задачей предлагаемой программы является именно развитие познавательных

способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то
конкретных знаний и умений.
В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческопоисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта
разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Программа

построена

на

разнообразном

материале,

это

создает

благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми
логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются
общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения,
управлять собой в сложных ситуациях.
Данная программа создает условия для развития у детей познавательных
интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает
у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Во время занятий по предложенной программе происходит становление у детей
развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь
ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В
результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём
развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной
деятельности.
Программа разновозрастная. В зависимости от сформированных умений
и навыков учащихся, педагог корректирует работу детей. Всегда есть выбор
вариантов заданий в меру способностей и желаний учащегося, что способствует
самовыражению детей и возможности развития по индивидуальной траектории.
Адресат общеразвивающей программы. Программа рассчитана на
детей 6-8 лет. Минимальный состав группы 12 человек, максимальный - 15
человек. Дети зачисляются на программу на общих основаниях.
Детей 6-8 лет отличают высокий уровень активности, значимая награда –
похвала, рассеянность внимания (не могут долго концентрировать свое
внимание на чем-то определенном), требуют в постоянной деятельности и

внимания, бурно проявляют эмоции, при неудаче в деле, резко теряют интерес
к продолжению этого вида деятельности.
Программой курса «Разумейка» предполагается построение занятий на
принципах сотворчества, взаимодействия и взаимообогащения учащихся как в
сотрудничестве с учителем, так и между собой. К другим условиям повышения
эффективности

реализации

программы

благоприятной

психологической

курса,

атмосферы,

относятся

ориентация

обеспечение
на

интересы,

потребности, духовные ценности учащихся в качестве содержательной основы
построения занятия, учёт их индивидуальных психолого - возрастных
особенностей.
Обучение основано на активности и самостоятельности детей. Каждый
сам определяет степень своей включенности в занятие. Это позволяет детям,
испытывающим дискомфорт в ситуации неопределенности, адаптироваться к
новым условиям в удобном для них темпе.
Режим занятий – занятия проводятся 2 раза
продолжительность

одного

занятия

для

в неделю

учащихся

по 1 часу

составляет

один

академический час - 45 минут.
Объем программы - программа рассчитана на 74 часа в год.
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год.
Режим проведения занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1
часу. Продолжительность одного занятия для учащихся составляет один
академический час - 40 минут.
Уровень

общеразвивающей

программы

–

стартовый,

что

предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных
форм организации материала по направленности программы, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы материала
(беседа, практические занятия, игра); при этом программа предусматривает
индивидуальный темп с учетом общего развития ребенка, его способностей и
мотивации. Программа является самостоятельным курсом.

Формы обучения: очная. Формы проведения занятий: групповые,
индивидуальные. При необходимости используются дистанционные формы
обучения (страница «ВК» https://vk.com/club193406608 (игры, творческие
задания).
Программа включает разные виды занятий: учебное занятие, занятие –
игра, индивидуальная работа.
Формы подведения результатов: тестирование, практическая работа.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель программы: развитие творческого воображения на основе

обучения

способов преодоления психологической инерции, освоения приёмов создания
творческих продуктов.
Задачи:
Обучающие:
- овладение креативными навыками продуктивной деятельности;
- овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях;
- формирование умения контролировать и оценивать свою работу.
Развивающие:
- развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением;
- развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное,
доказывать и опровергать;
- развитие творческих способностей каждого ребенка.
Воспитательные:
- воспитание таких черт характера, как усидчивость, организованность;
- умение добиваться результата;
- воспитание системы нравственных межличностных отношений;
- стимуляция желания и стремления детей к познанию и исследованию нового;
- воспитание любви к родному краю.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:

- повышение уровня развития общих свойств дивергентного мышления
(беглости и гибкости мысли, оригинальности, любознательности, точности)
- ориентирование на разнообразие способов решения творческих задач;
- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях.
- формулирование собственной точки зрения;
- умение грамотно использовать речь и задавать вопросы;
- уважительное отношение к традициям малой родины.
Предметные результаты:
- умеет отбирать необходимую информацию, находить еѐ в дополнительных
источниках;
- может структурировать найденную информацию в нужной форме;
- может проанализировать ход и способ действий;
- понимает информацию, представленную в изобразительной,
схематичной, модельной форме;
- использует знаково-символичные средства для решения различных
учебных задач.
Метапредметные результаты
- планирует свои действий в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации;
- адекватно воспринимает предложения и оценку педагога, товарищ.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план.
Количество часов
№

Наименование темы

всего

теория

практика

1

1.Вводное занятие.

1

1

-

2

Знакомство с
фантазированием

3

3

-

Формы аттестации/
контроля
Обсуждение,
придумывание

2.1.

Понятие о
фантазировании

1

1

-

Обсуждение,
придумывание

2.2.

Что мешает придумывать?

1

1

-

Обсуждение,
придумывание

2.3.

Необычный взгляд на
привычные вещи.

1

1

-

Обсуждение,
придумывание

3.

Развитие
ассоциативности.

4

-

4

3.1.

Сочинение загадок

1

-

1

3.2.

Придумывание метафор

1

-

1

3.3.

Правила запоминания

1

-

1

Загадки, обсуждение
Загадки, обсуждение

3.4.

Обобщение изученного.
Приём фантазирования
«Морфологический
анализ»

1

-

1

Загадки, обсуждение

6

1

5

4.1.

Приём «Объединение»

1

1

-

4.2.

Морфологический анализ

1

-

1

Обсуждение, анализ

4.3.

Игры со словами

1

-

1

Обсуждение, анализ

4.4.
4.5.

Конструктор игр
Придумывание сказок
Обобщение изученного
материала
Приём фантазирования
«Метод фокальных
объектов».

1
1

-

1
1

1

-

1

3

-

3

5.1.

Признаки объектов.

1

-

1

5.2.

Действия объектов.

1

-

1

5.3.

Метод фокальных
объектов

1

-

1

Приёмы
фантазирования Джанни
Родари.

5

1

4

6.1.

Приём «Круги по воде»

1

1

-

6.2.

Приёмы «Бином
фантазии», «Произвольная
приставка»

1

-

1

6.3.

Приём «Что потом?»

1

-

1

4.

4.6.
5.

6.

Загадки, обсуждение

Обсуждение, анализ

Обсуждение, анализ
Обсуждение, анализ
Обсуждение, анализ

Беседа, объяснение,
практическое
задание, игра
Беседа, объяснение,
практическое
задание, игра
Беседа, объяснение,
практическое
задание, игра

Игра, обсуждение,
фантазирование
Игра, обсуждение,
фантазирование
Игра, обсуждение,
фантазирование

6.4.

Приём «Творческая
ошибка»

1

-

1

Игра, обсуждение,
фантазирование

6.5.

Обобщение изученного

1

-

1

Игра, обсуждение,
фантазирование

Типовые приёмы
фантазирования.

7

1

6

7.1.

Приём «Оживление»

1

1

-

7.2.

Приём «Увеличение –
уменьшение»

1

-

1

7.3.

Приём «Ускорение –
замедление»

1

-

1

7.4.

Приём «Дробление –
объединение»

1

-

1

7.5.

Приём «Наоборот»

1

-

1

7.6.

Приём «Бином
антонимов»

1

-

1

7.7.

Обобщение изученного

1

-

1

Изобретательские
ресурсы.

2

-

2

8.1.

Метод Робинзона

1

-

1

Рефлексия,
обсуждение

8.2.

Использование ресурсов.

1

-

1

Рефлексия,
обсуждение

Фантазирование и
прогнозирование.

3

1,5

2,5

9.1.

Сказки про животных

1

0,5

0,5

9.2.

Сказки от слова
«Почему?»

1

-

1

9.3.

Правила прогнозирования

1

-

1

10.

Учимся выделять
признаки.

7

2

5

1

1

-

7.

8.

9.

10.1.

Знакомство с курсом
«Мир логики»

Фантазирование,
рефлексия,
обсуждение
Фантазирование,
рефлексия,
обсуждение
Фантазирование,
рефлексия,
обсуждение
Фантазирование,
рефлексия,
обсуждение
Фантазирование,
рефлексия,
обсуждение
Фантазирование,
рефлексия,
обсуждение
Фантазирование,
рефлексия,
обсуждение

Фантазирование,
обсуждение,
рефлексия
Фантазирование,
обсуждение,
рефлексия
Фантазирование,
обсуждение,
рефлексия

Осуждение,
самопроверка,

10.2.

Признаки объекта

1

1

-

10.3.

Различия

1

-

1

10.4.

Сходство

1

-

1

10.5.

Существенные признак

1

-

1

10.6.

Характерные признаки

1

-

1

10.7.

Упорядочение признаков

1

-

1

11.

Учимся сравнивать.

2

-

2

11.1.

Правила сравнения.

1

-

1

11.2.

Значение сравнения.

1

-

1

12.

Учимся
классифицировать.

3

-

3

12.1.

Понятие о классах

1

-

1

12.2.

Правила классификации.

1

-

1

12.3.

Вопросы.

1

-

1

Учимся находить
закономерности.

4

1

3

Алгоритм

1

1

-

1

-

1

1

-

1

Логические задачи.

1

-

1

14.

Учимся выделять вид
отношения между
понятиями.

6

2,5

3,5

14.1.

Причина и следствие.

1

0,5

0,5

13.
13.1.
13.2.
13.3.
13.4.

Закономерности в числах
и фигурах.
Закономерности в буквах
и словах.

проблемная ситуация
Осуждение,
самопроверка,
проблемная ситуация
Осуждение,
самопроверка,
проблемная ситуация
Осуждение,
самопроверка,
проблемная ситуация
Осуждение,
самопроверка,
проблемная ситуация
Осуждение,
самопроверка,
проблемная ситуация
Осуждение,
самопроверка,
проблемная ситуация
Осуждение,
самопроверка
Осуждение,
самопроверка
Проблемная
ситуация,
самопроверка, игра
Проблемная
ситуация,
самопроверка, игра
Проблемная
ситуация,
самопроверка, игра
Задание на смекалку,
игра, самопроверка
Задание на смекалку,
игра, самопроверка
Задание на смекалку,
игра, самопроверка
Задание на смекалку,
игра, самопроверка

Обсуждение

14.2.
14.3.
14.4.
14.5.
14.6.
15.
15.1.
15.2.
16.

Причинно
-следственные цепочки.
Противоположные
отношения между
понятиями.
Отношения «род – вид»
между понятиями.
Упорядочение по
родовидовым
отношениям.
Виды отношений между
понятиями.
Учимся давать
определения.
Определения.
Анализ ошибок в
построении определений
Учимся делать
умозаключения.

1

1

-

1

1

-

1

-

1

Обсуждение

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

3

-

3

Умозаключения

1

-

1

16.2.

Анализ ошибок в
построении
умозаключений.

1

-

1

16.3.

Язык и логика.

1

-

1

3

0,5

2,5

1

0,5

0,5

1

-

1

Продолженная аналогия.

1

-

1

Учимся рассуждать.

2

-

2

18.1.

Рассуждения.

1

-

1

18.2.

Юмор и логика

1

-

1

Упражнения и игры на
развитие эрудиции.

4

0,5

3,5

19.1.

Викторина.

1

0,5

0,5

19.2.

Способы и методы
развития зрительной и
слуховой памяти

1

-

1

17.1.
17.2.
17.3.
18.

19.

Учимся использовать
аналогии.
Придумывание по
аналогии.
Использование аналогии
в обучении.

Обсуждение
Обсуждение

16.1.

17.

Обсуждение

Обсуждение

Рефлексия,
обсуждение
Рефлексия,
обсуждение
Обсуждение, задание
на смекалку,
рефлексия
Обсуждение, задание
на смекалку,
рефлексия
Обсуждение, задание
на смекалку,
рефлексия
Обсуждение, задание на
смекалку, рефлексия
Обсуждение, задание на
смекалку, рефлексия
Обсуждение, задание на
смекалку, рефлексия

Рефлексия,
обсуждение
Рефлексия,
обсуждение
Беседа, объяснение,
практическое
задание, игра
Беседа, объяснение,
практическое
задание, игра

19.3.

19.4.

20.

Игры на развитие
причинно-следственных
связей.
Специальные методы
запоминания
определенных видов
информации
(мнемотехника)
Игры для развития
внимания и памяти.

1

-

1

1

-

1

3

1

2

20.1.

Игра «Перевертыши».

1

1

-

20.2.

Игра «Найди связь».

1

-

1

Тест – игра на внимание,
умственное развитие и
умение быстро
ориентироваться
«Поменяй букву»

1

-

1

Подведение итогов

1

1

-

Итого

74

16

58

20.3.

21.

Беседа, объяснение,
практическое
задание, игра
Беседа, объяснение,
практическое
задание, игра

Беседа, объяснение,
практическое
задание, игра
Беседа, объяснение,
практическое
задание, игра
Беседа, объяснение,
практическое
задание, игра

Рефлексия

Содержание учебного (тематического) плана.
1. Вводное занятие
Теория. Организационные вопросы. Беседа о содержании курса, его целях и
задачах. Ознакомление с режимом работы объединения, с содержанием
предстоящей работы. Правила поведения в объединении, техника безопасности.
Практика не предполагается.
2. Знакомство с фантазированием
2.1. Понятие о фантазировании
Теория. Чем различаются фантазия и ложь? Чем отличается сказка от
реальности.
Практическая часть. Чтение рассказа. Обсуждение «Легко ли выдумывать?».
Входная контрольная работа.
2.2. Что мешает придумывать?

Теория. Что мешает придумывать. Как преодолеть силу привычки.
Практическая часть. Упражнение «Боремся с психологической инерцией».
Решение задач «да-неток».
2.3. Необычный взгляд на привычные вещи.
Теория. Прием «Думай о другом». На что похожи окружающие нас вещи?
Практическая часть. Игра «Теремок». Упражнение «Кляксы». Практическая
работа по приёму «Думай о другом!».
3. Развитие ассоциативности
3.1. Сочинение загадок
Теория. Ознакомление с алгоритмом сочинения загадок.
Практическая часть. Игра «Отгадай-ка». Ознакомление с алгоритмом
сочинения загадок. Практическая работа по сочинению загадок. Анализ
применимости алгоритма.
3.2. Придумывание метафор
Теория. Правила придумывания метафор.
Практическая часть. Игра «Море волнуется…». Упражнение «Превращения».
Ознакомление с алгоритмом придумывания метафор. Практическая работа по
придумыванию метафор.
3.3. Правила запоминания
Теория. Правила запоминания. Ассоциативный способ запоминания.
Практическая часть. Игра «Пол – потолок». Упражнение «Проверка памяти».
Тренинг «Цепочка ассоциаций». Практическая работа «Как запоминать
словарные слова?».
3.4. Обобщение изученного.
Повторение изученного материала и наиболее понравившихся игр.
4. Приём фантазирования «Морфологический анализ»
4.1. Приём «Объединение»
Теория. Прием «Объединение». Как придумать сказочное животное.

Практическая часть. Упражнение «Кто больше знает?». Игра «да-нетка».
Фантазирование «Необычные животные». Беседа «Сказочные животные».
Рисование.
4.2. Морфологический анализ
Теория. Ознакомление с приёмом «Морфологический анализ».
Практическая часть.

Упражнение «Домики». Упражнение «Фоторобот

охотника». Игра-рисование «Превращалки».
4.3. Игры со словами
Практическая часть. Игра «Мальчики или девочки?». Упражнения «Имена и
числа

в

словах».

Игра

«Почему не

говорят?».

Отгадывание

шарад.

Инсценирование.
4.4. Конструктор игр.
Теория.

Можно

ли

придумать

новую

игру.

Знакомство

с

приемом

конструирования игр.
Практическая часть. Упражнение «Игра для слонов». Практическая работа
«Синтез учебных игр». Игра «Смешная история».
4.5. Придумывание сказок
Теория. Из чего состоит сказка? Характерные признаки сказки. Сочинение
сказок с новыми характеристиками.
Практическая часть. Игра «Герои сказок». Практическая работа по сочинению
сказочных сюжетов.
4.6. Обобщение изученного материала
Повторение изученного материала и наиболее понравившихся игр.
5. Приём фантазирования «Метод фокальных объектов».
5.1. Признаки объектов.
Теория. Основные признаки объектов. Алгоритм сочинения загадок по их
признакам.
Практическая часть. Игра «Аукцион». Игра «Цепочка». Практическая работа
по сочинению загадок. Упражнение «Если бы…».
5.2. Действия объектов.

Теория.

Основные действия объектов. Алгоритм сочинения загадок по их

действиям.
Практическая

часть.

Игра

«Кто?

Что

делает?».

Игра-театрализация.

Практическая работа по сочинению загадок. Упражнение «Нелепицы».
Упражнение «Перевёртыши».
5.3. Метод фокальных объектов.
Теория. Принцип метода фокальных объектов.
Практическая часть. Игра «Невпопад». Упражнение «Необычные предметы».
Практическая работа по усовершенствованию объектов.
6. Приёмы фантазирования Джанни Родари.
6.1. Приём «Круги по воде»
Теория. Приём «Круги по воде». Сочинение историй по приему.
Практическая часть. Игра «Поле Чудес». Сочинение историй.
6.2. Приёмы «Бином фантазии», «Произвольная приставка»
Теория. Приём «Бином фантазии». Сочинение историй по приему. Сочинение
новых слов по приему «Произвольная приставка».
Практическая часть. Игра «Кто? Что?». Объяснение приёма «Произвольная
приставка». Фантазирование по приёмам.
6.3. Приём «Что потом?»
Теория. Что бывает после сказки? Как сочинить необычную историю из
обычного сюжета.
Практическая часть. Загадки-шутки. Практическая работа «Что потом?».
Фантазирование «Сказки с тремя концами». Упражнение «Фантастическое
продолжение».
6.4. Приём «Творческая ошибка»
Теория. Приём «Творческая ошибка», сочинение историй по приему.
Практическая часть. Игра «Запрещённое движение. Упражнение «Объясни
ошибку». Сочинение сказки по приёму «Кит и Кот».
6.5. Обобщение изученного
Повторение изученного материала и наиболее понравившихся игр.

7. Типовые приёмы фантазирования
7.1. Приём «Оживление»
Теория. Приём «Оживление». Зачем нужно оживлять предметы?
Что думают предметы?
Практическая часть. Игра «Одушевлённое – неодушевлённое». Упражнение
«Что думают предметы?». Фантазирование по приёму.
7.2. Приём «Увеличение – уменьшение»
Теория. Приём «Увеличение – уменьшение». Что случиться, если привычные
предметы изменят свои размеры?
Практическая часть. Игра «Карлики и великаны». Упражнение по изменению
свойств и признаков объектов.
7.3. Приём «Ускорение – замедление»
Теория. Приём «Ускорение – замедление». Что случиться, если привычное для
нас время замедлиться или ускориться?
Практическая часть. Игра «Быстро – медленно». Упражнение «Времена года».
Фантазирование «Если бы время могло изменяться…».
7.4. Приём «Дробление – объединение»
Теория. Приём «Дробление – объединение». Для чего можно разделить или
объединить объекты?
Практическая часть. Игра «В одном – много». Фантазирование по приёму.
Отгадывание загадок.
7.5. Приём «Наоборот»
Теория. Приём «Наоборот». Что случиться, если все будет происходить
«наоборот?». Как будут работать предметы, если они станут выполнять
противоположные действия?
Практическая часть. Проблемная ситуация. Упражнение «Что делают
не-предметы».

Рисунки

с

«Шифровки».
7.6. Приём «Бином антонимов»

противоречиями.

Загадки-ловушки.

Игра

Теория. Приём «Бином антонимов». Как могут быть связанны в сказках условия
и свойства?
Практическая часть. Игра «Чёрное – белое». Фантазирование по приёму.
Отгадывание загадок.
7.7. Обобщение изученного
Повторение изученного материала и наиболее понравившихся игр.
8. Изобретательские ресурсы
8.1. Метод Робинзона
Теория. Скрытые свойства объектов. Как прожить на необитаемом острове?
Практическая часть. Игра «Необитаемый остров». Обсуждение «Как прожить
на

необитаемом

острове?».

Упражнение

«Робинзоны».

Упражнение

«Путаница». Фантазирование «Обмен телами».
8.2. Использование ресурсов.
Теория. Способы решения проблемных ситуаций.
Практическая часть. Игра «Маша-растеряша». Упражнение «Ищем замену».
Упражнение «Кружок». Упражнение «Поиск объяснений».
9. Фантазирование и прогнозирование
9.1. Сказки про животных
Теория. Характерные особенности животных. Зачем нужны сказки про
животных.
Практическая часть. Игра «Зоопарк». Упражнение «Сказки с «объяснениями».
Рисование «Сказочные места». Упражнение «А почему?»
9.2. Сказки от слова «Почему?»
Теория. Какие бывают причины, как их можно использовать в сочинении
историй?
Практическая часть. Игра «Обмен причинами». Фантазирование «Мировые
загадки». Упражнение «Найди причину».
9.3. Правила прогнозирования
Теория. Как «заглянуть» в будущее? Правила прогнозирования.

Практическая часть. Игра «Чего раньше не было?». Практическая работа по
прогнозированию.
10. Учимся выделять признаки
10.1. Знакомство с курсом «Мир логики»
Теория. Что значит слово «логика»? Логика в нашей жизни.
Практическая часть. Игра на внимание «Путаница».
10.2. Признаки объекта
Теория. Сравнение. Как выделить признаки у объекта.
Практическая часть. Игра на внимание «Запрещённое движение», игра
«Передай апельсин», задание на смекалку.
10.3. Различия
Теория. Различие объектов.
Практическая часть. Игра на внимание «Повтори – отличись», работа в
группах

«Обучающий

альбом»,

упражнение

«Чем

отличаются?»,

игра-дискуссия «Чем страус отличается от человека?», упражнение «Что
изменилось?».
10.4. Сходство
Теория. Сходство объектов.
Практическая часть. Игра на внимание «Руки-ноги», упражнение «Найти
общее», работа в группах «Чем похожи?», упражнение «Проверь себя».
10.5. Существенные признаки
Теория. Чем отличаются существенные и не существенные признаки. Примеры
существенных признаков.
Практическая часть. Игра на внимание «Птица, рыба», упражнение
«Выделение существенных признаков», работа в группах «Почему они
вместе?».
10.6. Характерные признаки
Теория. Характерные признаки, их особенности. Неизмеряемые признаки.

Практическая часть. Игра-театрализация «Изобрази дерево», беседа о
характерных признаках, работа в группах «Как сравнить?», беседа о
«неизмеряемых» признаках, задача-шутка.
10.7. Упорядочение признаков
Теория. Значение слова «порядок». Упорядочивание объектов по признакам.
Практическая часть. Игра на внимание «Буква, цифра», работа в группах «Как
упорядочить?», упражнение «Кто больше?», задание на смекалку.
11. Учимся сравнивать
11.1. Правила сравнения.
Теория. Что такое сравнение. Правила сравнения.
Практическая часть. Игры на внимание «Эстафеты», упражнение на сравнение
игр, работа в парах «Где ошибка?», работа в группах «Сравнение объектов».
11.2. Значение сравнения.
Теория. Значение сравнения. Влияние сравнения на принятие решения.
Практическая часть. Игры на внимание «Хор», «Разминка», упражнение на
выбор объекта, работа в группах «Сравниваем «по правилам», упражнение
«Проверь себя».
12. Учимся классифицировать
12.1. Понятие о классах
Теория. Что такое «класс»? Примеры классов объектов.
Практическая часть. Игра на внимание «Мальчик, девочка, цветок»,
упражнение «Четвёртый лишний», упражнение «Четыре лишних», работа в
группах «Исключи и объясни», игра «Выбывание слов», задание на смекалку.
12.2. Правила классификации.
Теория. Правила классификации. Примеры классификации.
Практическая часть. Игра на внимание «Руки вверх – руки в стороны», работа
в группах «Раздели и назови», упражнение «Где классы, где части?», задание на
смекалку.
12.3. Вопросы.
Теория. Зачем мы задаем вопросы? Классификация вопросов.

Практическая часть. Игра на внимание «Да и нет», работа с текстом,
упражнение «Вопросы корректные и некорректные», игра «Да-нетка».
13. Учимся находить закономерности
12.1. Алгоритм
Теория. Что такое алгоритм? Как мы используем алгоритм в повседневной
жизни.
Практическая часть. Игра на внимание «Плавает – летает», упражнение
«Проверь себя», работа в парах «Графический диктант», работа в группах
«Составляем

план»,

составление

инструкции

«Как

открыть

дверь?»,

задания-шутки.
13.2. Закономерности в числах и фигурах.
Практическая часть. Игра на внимание «Посчитай – не ошибись», упражнение
на поиск закономерности числового ряда, упражнение «Проверь себя», работа в
группах «Продолжи ряд», упражнение на нахождение закономерности в серии
фигур, задание на смекалку.
13.3. Закономерности в буквах и словах.
Практическая часть. Игра на внимание «Цепочка», упражнение «Алфавит»,
работа в группах «Продолжи ряд», упражнение «Проверь себя», задание на
смекалку, игра «Да-нетка».
13.4. Логические задачи.
Практическая часть. Игра на внимание «Отвечай – не торопись!», решение
логических задач на упорядочение, решение логических задач: родственные
отношения, решение логических задач на нахождение соответствия, работа в
группах «Решение задач», решение логических задач про лжецов.
14. Учимся выделять вид отношения между понятиями
14.1. Причина и следствие.
Теория. Причина и следствие. Как найти причину?
Практическая часть. Игра на внимание «День, ночь», упражнение «Найди
пару», работа в группах «Почему и что потом?», упражнение «Как найти
причину?», задачи-шутки.

14.2. Причинно-следственные цепочки.
Теория. Причинно-следственные цепочки – что это? Приемы создания
причинно-следственных цепочек.
Практическая часть. Игра на внимание «Рассказчик», упражнение по
составлению причинно-следственных цепочек, работа в группах «Сочинители»,
игра «Обмен причинами».
14.3. Противоположные отношения между понятиями.
Теория. Признаки предмета, прямые и противоположные. Противоположные
признаки в зависимости от точки зрения.
Практическая часть. Игра на внимание «Наоборот», упражнение на выделение
противоположных признаков, упражнение «Проверь себя», работа в группах
«Точка зрения», упражнение «Подбери антоним», задание на смекалку.
14.4. Отношения «род – вид» между понятиями.
Теория. Значение слов «род», «вид», «элемент».
Практическая часть. Игра на внимание «Реки, города», упражнение «Проверь
себя», работа в группах «Найди ошибку», игра «Да-нетка».
14.5. Упорядочение по родовидовым отношениям.
Теория. Что такое понятия, их виды и способы взаимодействия.
Практическая часть. Игра на внимание «Род – вид», упражнение «Проверь
себя», упражнение «Разложи по порядку», работа в группах «Составляем
схемы», задачи-шутки.
14.6. Виды отношений между понятиями.
Теория. Виды отношений между понятиями.
Практическая часть. Игра на внимание «Понятно – непонятно», упражнение
«Группировка», работа в группах «Кто больше?», упражнение «Проверь себя».
15. Учимся давать определения
15.1. Определения.
Теория. Значение определений в нашей повседневной жизни. Способы
объяснения значения слов.

Практическая часть. Игра «Да-нетка», игра-дискуссия «Что такое книга?»,
упражнение «Правила построения определений».
15.2. Анализ ошибок в построении определений
Теория. Ошибки в построении определений. Как проверить правильность
составления определения.
Практическая часть. Игра на внимание «Правильно – неправильно», работа в
группах «Исправляем ошибки», упражнение «Почему так говорят?».
16. Учимся делать умозаключения
16.1. Умозаключения
Теория. Суждения и умозаключения. Как мы рассуждаем в жизни?
Практическая часть. Игра на внимание «Съедобное – несъедобное»,
упражнение «Проверь себя», работа в парах «Восстанавливаем суждения»,
работа в группах «Как мы делаем выводы».
16.2. Анализ ошибок в построении умозаключений.
Теория.

Построение

умозаключений.

Анализ

ошибок

в

построении

умозаключений.
Практическая часть. Игра на внимание «Рыцари и лжецы», упражнение
«Сравнение умозаключений», работа в группах «Ищем «ловушки», упражнение
«Следовательно»,

практическая

работа

«Умозаключения»,

упражнение

«Доказательство».
16.3. Язык и логика.
Теория. Логики в языке. Правила сохранения логики в языке.
Практическая часть. Игра на внимание «Числа и слова», упражнение
«Перестановки», упражнение «Кто кого?», упражнение «Двойной смысл»,
упражнение «Проверь себя».
17. Учимся использовать аналогии.
17.1. Придумывание по аналогии.
Теория. Аналогии вокруг нас. Объяснение приема «Придумывание по
аналогии».

Практическая часть. Игра ни внимание «Сказочный герой», упражнение
«Сказка-калька», упражнение «Продолжи стихотворение», работа в группах
«Сочинение загадок», придумывание вопросов на смекалку.
17.2. Использование аналогии в обучении.
Теория. Использовании аналогии в обучении. Примеры аналогий.
Практическая часть. Игра на внимание «Повторяй за мной», упражнение
«Подражайка», упражнение «От двух до пяти», упражнение «Аналогии»,
упражнение «Проверь себя», работа в группах «Шестиклеточные логиконы».
17.3. Продолженная аналогия.
Практическая часть. Игра на внимание «Пальцы», игра «Да-нетка», решение
задач, упражнение «Секретный язык», беседа о суевериях.
18. Учимся рассуждать
18.1. Рассуждения.
Теория.

Рассуждения

и

умозаключения.

Приемы

решения

задач

«с

противоречиями»,
Практическая часть. Игра на внимание «Перестановки», работа в группах
«Решаем и объясняем», упражнение «Рассуждения», решение задач
противоречиями», решение детективных задач.
18.2. Юмор и логика
Теория. Что такое остроумие? Можно ли развить чувство юмора?
Практическая часть. Игра «Несмеяна», упражнение «Придумай окончание».
19. Упражнения и игры на развитие эрудиции.
19.1. Викторина.
Теория. Что такое викторина. Правила проведения викторины.
Практическая часть. Поиск ответов на вопросы.
19.2. Способы и методы развития зрительной и слуховой памяти
Теория. Память и внимание – важные функции человека. Приемы улучшения
памяти.
Практическая часть. Игры на развитие памяти и внимания.
19. 3. Игры на развитие причинно-следственных связей.

«с

Теория. Что означает «причина и следствие».
Практическая часть. Дидактические игры на развитие причинно-следственных
связей.
19.4. Специальные методы запоминания определенных видов информации
(мнемотехника)
Теория. Что означает термин «Мнемотехника». Методы мнемотехники.
Практическая часть. Приемы мнемотехники.
20. Игры для развития внимания и памяти
20.1. Игра «Перевертыши».
Теория. Что такое внимание и память. Упражнения для развития внимания и
памяти. Объяснение правил игры.
Практическая часть. Игра «Перевертыши».
20.2. Игра «Найди связь».
Теория. Объяснение правил игры.
Практическая часть. Игра «Найди связь».
20.3. Тест – игра на внимание, умственное развитие и умение быстро
ориентироваться «Поменяй букву»
Теория. Как развивать внимание и память. Объяснение правил игры.
Практическая часть. Игра «Поменяй букву».
21. Подведение итогов обучения
Обобщающее занятие
Презентация творческих работ. Итоговая контрольная работа. Анкетирование.
2. Организационно – педагогические условия.
2.1. Календарный учебный график
№ Основные характеристики образовательного

Стартовый уровень

процесса

1 Количество учебных недель

37

2 Количество учебных дней

74

3 Количество часов в неделю

2

4 Количество часов (всего)

74

5 Недель в первом полугодии

17

6 Недель во втором полугодии

20

7 Начало занятий

1 сентября, 10 января

8 Каникулы

1.06. по 31.08

9 Сроки аттестации

15.12.-20.12, 15.05-20.05

10 Режим занятий

2 раза в неделю по 1 часу

11 Выходные дни

Воскресенье,
праздничные
дни,
установленные законодательством РФ

12 Окончание учебного года

31 мая

2.2. Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение:
- кабинет;
- парты, стулья;
- дидактический материал;
- школьная доска, тетради, карандаши, ластик.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющий
высшее

профессиональное образование, прошедший курсы повышения

квалификации.
Методическое обеспечение образовательной программы
Виды методической продукции.
- раздаточный материал, который постоянно пополняется и совершенствуется
(найди отличия, графические диктанты, лабиринты, ребусы, раскрась по
цифрам и т.д.);
- конспекты занятий;
- группа «ВК»: https://vk.com/club193406608;
- оценочный и диагностический материал: тест по методике «Дорисовывание

фигур» О.М. Дьяченко (комплект карточек).

В основе обучения лежат групповые (коллективная деятельность,
выставки, конкурсы, ролевые игры) и индивидуальные (практико-творческие
задания, беседы) занятия. А также следующие методы:
Наглядные: наблюдение (кратковременное и длительное), показ, демонстрация
(опытов,

прослушивание

музыки);

Игровые: дидактические игры с предметами, настольно – печатные и
словесные, игровые упражнения, игры – занятия, подвижные игры, творческие
игры,

ролевые

Метод

поисково–исследовательской

обучающихся

с

выполнением

работы:

различных

игры;
самостоятельная
заданий

на

работа
занятиях;

Практическая работа: игры, творческие упражнения, помощь сверстнику;
Словесные: объяснение,

обсуждение,

рассказ,

беседа

с

привлечением

имеющихся у обучающихся знаний, чтение художественного произведения;
Коммуникативно–развивающие методы: выполнение творческих коллективных
работ;
Интерактивные методы: обучение во взаимодействии.
Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических,
возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе
обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций
успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого
материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют
совместные обсуждения технологии выполнения заданий, изделий, а также
поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса,
выставки работ, конкурсы.
Важными условиями творческого самовыражения детей

является

свобода выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная,
групповая).
Формы проведения занятий: традиционное занятие, комбинированное
занятие практическое занятие.

Для

реализации

программы

«Разумейка»

используются

следующие

педагогические технологии: здоровьесберегающие, практикоориентированное
обучение.

Применение

данных

технологий

способствует

сохранению

физического и психологического здоровья, созданию оптимальных условий для
развития

творческих

познавательной

способностей

активности,

детей,

активизации

самовыражению,

творческой

самореализации

и
и

приобретению навыка самостоятельности.
Алгоритм занятия имеет следующие этапы:
-

организационный этап,

-

подготовительный этап,

-

этап актуализации имеющихся у детей знаний,

-

этап работы по новому материалу,

-

этап обобщения пройденного материала,

-

этап закрепления новых знаний, умений и навыков,

-

физкультминутка или этап релаксации,

-

контрольный этап,

-

итоговый этап,

-

этап рефлексии,

-

информационный этап.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля

знаний,

умений

и

навыков

обучающихся.

Именно

через

контроль

осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
Видами контроля занятий по программе «Разумейка» являются текущая,
промежуточная и итоговая аттестации.
Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения
конкретной темы. Текущая аттестация проводится на каждом занятии в форме
наблюдения за практической работой обучающихся. Цель – выявление ошибок
и успехов в работах обучающихся.

Промежуточная аттестация проводится в начале учебного года
с использованием методики «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко с целью
выявления уровня воображения у учащихся в начале обучения.
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года, где дети
выполняют то же задание по методике О.М. Дьяченко. Результаты выявляются
путем сравнения результатов начала и конца учебного года.
Формы аттестации:
- беседа – использование предыдущего опыта учащегося и привлечение новых
знаний посредством диалога.
- наблюдение – визуальный контроль над творческим процессом с целью
предотвращения ошибочных действий учащихся.
- тестирование – комплекс заданий на выявление знаний, умений, навыков
(используется при дистанционном обучении);
- методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
Оценочные материалы.
Стартовый уровень.
Тест на проверку теоретических знаний.
Вопрос 1. Что такое фантазия?
1. Фантазия — это способность представлять себе что-то, чего на самом
деле нет.
2. Фантазия — это искусство создания иллюзий.
3. Фантазия — это состояние мечтания.
Вопрос 2. Какой из предложенных вариантов является ассоциацией?
1. Лес, город, капля.
2. Яблоко, сад, урожай.
3. Космос, машина, ведро.

Вопрос 3. Какой из предложенных вариантов является признаками
объекта?
1. Цвет, размер, форма.
2. Когда, где, возле.
3. Быстрый, мокрый, веселый.
Вопрос 4. Что это: Висит груша, нельзя скушать.
1. Поговорка
2. Присказка.
3. Загадка.
Вопрос 5. Великан и мальчик с пальчик, какой прием фантазирования
можно соотнести к этим сказочным героям?
1. Оживление.
2. Увеличение-уменьшение.
3. Ускорение-замедление.
Вопрос 6. Выбери вариант ответа, который соответствует определению:
причина и следствие.
1. Мальчик играл со спичками и загорелась скатерть.
2. Девочка шла домой и пошел дождь.
3. Наступило утро и папа забыл дома ключи.
Вопрос 7. Что из предложенных вариантов является закономерностью?
1. В августе выпал снег.
2. Смена дня и ночи.
3. Облачный день.
Вопрос 8. Кошка, собака, корова. Ромашка, колокольчик, роза. Кастрюля,
тарелка, кувшин. Эти понятия распределены на …

1. Признаки.
2. Сравнения.
3. Классы.
Критерии оценивания:
6-8 баллов – высокий уровень;
4-5 баллов – средний уровень;
0-3 баллов – низкий уровень.

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
Методика направлена на определение уровня развития воображения,
способности создавать оригинальные образы.
В качестве материала используется один комплект карточек (из двух
предлагаемых),

на

каждой

из

которых

нарисована

одна

фигурка

неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.
Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.

Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих
комплектов,

другой

может

быть

использован

во

время

повторного

обследования.
Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты
будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что
каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка,
любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как
ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ
ребенка фиксируется.
Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с
фигурками.
Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке
показать несколько вариантов дорисовывания.
Для

оценки

подсчитывается

уровня

выполнения

коэффициент

задания

оригинальности

для

каждого

(К ор):

ребенка

количество

неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в
которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент.
Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора
считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.
Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой
группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое
детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не
засчитывается ни одному из этих детей.
Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по
характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из
детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.
Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.
По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали
– фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал
ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у
одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же
фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого
ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины
Кор суммируют и делят на количество детей в группе).
Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на
2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл

выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2
и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная
характеристика уровней выполнения задания.
Можно выделить следующие уровни:
При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или
рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные
изображения («такой узор»).
Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный
схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае
рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако
все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся
самим ребенком или другими детьми группы.
При

высоком

уровне

дети

дают

схематичные,

иногда

детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся
самим

ребенком

или

другими

детьми

группы).

Предложенная

дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.
Срез знаний по дисциплине "Разумейка" (дистант)
1.Фамилия Имя
________________________________

для

2. Перед тобой две группы фигур. С лева есть пустой квадратик, найди
закономерность и укажи номер недостающей фигуры из правой группы.

1. 2. 3. 4. 5.
3. Перед тобой две группы фигур. С лева есть пустой квадратик, найди
закономерность и укажи номер недостающей фигуры из правой группы.

1. 2. 3. 4. 5.
4. На рисунке предоставлены фигуры, объединенные одним признаком, но
одна из них этому признаку не соответствует. Найдите эту фигуру и
укажите ее номер.

1. 2. 3. 4. 5.
5. На рисунке предоставлены фигуры, объединенные одним признаком, но
одна из них этому признаку не соответствует. Найдите эту фигуру и
укажите ее номер.

1. 2. 3. 4. 5.

3.Список литературы
Список литературы для педагога.
1. Андреева, И.А. 30 уроков развития творческих способностей и воображения /
И.А. Андреева. - М.: Современная школа (Букмастер), Интерпрессервис,
2015. — 32 с.
2. Богоявленская Д.Б. Природа творчества без мистики. / Философия
творчества.- Издательство “Интелл”, Москва.- 2015. - с. 122-137.
3. Борисова, В. Н., Макарова, Т. А. Ребенок старшего дошкольного возраста как
субъект игровой деятельности в процессе организации сюжетно-ролевой
игры [Электронный ресурс]/ В.Н. Борисова, Т.А. Макарова// Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 381–385.
– URL: http://e-koncept.ru/2015/95361.htm. (Дата обращения 10.03.2018)
4. Ванник М.Э. Творческое воображение на уроках / М.Э. Ванник // Учитель.
Учебно-методическое издание. – 2015. - 164 с.
5. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей
у детей дошкольного возраста : книга для воспитателей детского сада / Л. А.
Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2013. - 479 с.
6. Воображение

в

психологии.

[Электронный

ресурс].

URL:

http://psymedcare.ru/voobrazhenie-psihologii. (дата обращения 12.03.2019).
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.
Выготский. – Изд. 3-е, доп. – М.: Просвещение, 2015. – 93 с.
8. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения [Текст] / Е.В. Заика //
Вопросы психологии. - 2014.- 86 – 92 с.
9. Методы

развития

воображения.

[Электронный

ресурс].

URL:

http://studwood.ru/585132/psihologiya. (Дата обращения 15.03.2019).
10. Развитие творческого воображения. [Электронный ресурс]. URL:
https://studbooks.net/1823531/pedagogika . (дата обращения 15.03.2019).
11. Родари, Дж. Грамматика фантазии/Дж. Родари.-М.: Самокат, 2011.- 237 с.

12.Шинкарёва Н. А., Карманова А. В. Педагогические условия развития
творческого воображения детей старшего дошкольного возраста // Молодой
ученый. — 2016. — 1210-1213с.
Список литературы для обучающихся, родителей.
1. Парфенова, И.И. Лучшие игры в дорогу для развития воображения / И.И.
Парфенова. - М.: Эксмо, 2015.-144с.
2. Пропись для развития воображения и образного мышления. - М.: Окей
Книга, 2014.-16с.
3. IQ клуб https://iqclub.ru/skill/creativity

Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе
«Разумейка».
Статус
программы:
Программа
объединения
«Разумейка»
модифицированная, составлена на основе: авторской программы «Развитие
творческого мышления», разработанной Н.П. Федотовой; авторских
программ «Мир фантазии» и «Мир логики», разработанной С. И. Гин.
Направленность программы – социально - гуманитарная.
Цель программы: развитие управляемого творческого воображения на
основе обучения способам преодоления психологической инерции, освоения
приёмов создания творческих продуктов.
Состав обучающихся: Программа рассчитана на детей 6-8 лет.
Минимальный состав группы 12 человек, максимальный - 15 человек.
Дети зачисляются на программу на общих основаниях.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза
в неделю,
продолжительность одного занятия для учащихся составляет один
академический час - 40 минут.
Объём общеразвивающей программы 74 часа.
Уровень общеразвивающей программы – стартовый, что
предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных
форм организации материала по направленности программы, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы материала
(беседа, практические занятия, игра); при этом программа предусматривает
индивидуальный темп с учетом общего развития ребенка, его способностей и
мотивации.
Эта программа является самостоятельным курсом.
Формы обучения и виды занятий программы.
Индивидуальные –
практико-творческие
задания,
беседы;
Групповые - коллективная деятельность, выставки, конкурсы, ролевые игры).
Программа включает разные виды занятий:
- учебное занятие;
- занятие – игра;
- индивидуальная работа.
При необходимости используются дистанционные формы обучения
(страница «ВК» https://vk.com/club193406608 (игры, творческие задания).
Программа включает разные виды занятий: учебное занятие, занятие –
игра, индивидуальная работа.
Краткое содержание: На занятиях программы дополнительного
образования «Разумейка» учащиеся приобретают необходимые навыки,
чтобы раскрыть свой творческий потенциал. Творческие способности
проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в жизни
изменения, в готовности использовать новые возможности, предоставляемые
постоянно обновляющейся жизнью, в стремлении избежать очевидных,
традиционных решений, в выдвижении нестандартных, неординарных идей.
Но самое главное состоит в том, что творчество дает возможность

удовлетворять высшую человеческую потребность - потребность в
самореализации.
Ожидаемый результат:
Личностные результаты:
- повышение уровня развития общих свойств дивергентного мышления
(беглости и гибкости мысли, оригинальности, любознательности, точности),
- ориентирование на разнообразие способов решения творческих задач;
- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
его строении, свойствах и связях,
- формулирование собственной точки зрения,
- умение грамотно использовать речь и задавать вопросы,
- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо
предмет или вопрос.
Предметные результаты:
- умеет отбирать необходимую информацию, находить ее в дополнительных
источниках;
- может структурировать найденную информацию в нужной форме;
- может проанализировать ход и способ действий;
- понимает
информацию,
представленную
в
изобразительной,
схематичной, модельной форме;
- использует знаково-символичные средства для решения различных учебных
задач.
Метапредметные результаты
- планирует свои действий в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации,
- адекватно воспринимает предложения и оценку педагога, товарищей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных, а также на сбор статистики сервисом Яндекс.Метрика. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».