.
1. Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мульти-пульти» отнесена к технической направленности и разработана в
соответствии с нормативными документами:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
-
СанПиН
1.2.3685-21
Гигиенические
нормативы
и
требования
к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
средств обитания»;
-
Приказом
27.07.2022г.
Министерства
г.
осуществления
№
629
просвещения
«Об
Российской
утверждении
образовательной
Порядка
деятельности
по
Федерации
от
организации
и
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
- Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
- Письмом Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»,
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации
программ,
адаптированных
способствующих
профессиональному
дополнительных
общеобразовательных
социально-психологической
самоопределению
детей
с
реабилитации,
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
- Приказом Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
- Уставом МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н.Е. Бобровой» от 03.03.2016г., Приказ
№ 60;
- Положением «О дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Полевского городского округа «Центр развития творчества им.
Н.Е. Бобровой» от 26.02.2020г., Приказ №15-Д.
Актуальность.
Согласно
Концепции
развития
дополнительного
образования
Российской Федерации определены основные приоритеты обновления
содержания и технологии дополнительного образования художественной
направленности, в том числе использование новых форм художественного
творчества
с
применением
цифровых
технологий,
таких
как
мультипликационные и видео - студии. Поэтому, программа может считаться
программой модернизированного формата.
Одним из приоритетных направлений развития, согласно Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года, является развитие у детей и молодежи навыков инновационной
активности и творческой деятельности.
Дополнительное
образование
детей
–
это
образовательное
пространство возможностей для самореализации детей и раскрытия их
талантов
и воспитаниягармонично развитой и социально ответственной
личности.
Данные
задачи
могут
быть
реализованы
через
обучение
по
программедетской анимации «Мульти - пульти».
Мультипликация является одним из самых востребованных видом
современного искусства для детей, так как обладает чрезвычайно высоким
потенциалом
художественно-эстетического,
нравственно-эмоционального
воздействия на ребенка, а также широкими воспитательно-образовательными
возможностями. Современный ребенок привык к готовому кино и
мультфильму, которые часто носят разрушительный характер для душевного
равновесия. Поэтому создание собственных мультфильмов добрых и
поучительных так важно в нынешних условиях. Программа способствует
повышению медиаобразования, знакомит с новыми методами, средствами
создания авторской анимации с применением компьютерных программ.
Знание основ мультипликации даст детям вполне очевидные преимущества
при освоении новых технологий будущего.
Отличительные особенности программы
Программа «Мульти - пульти» является составительской, составлена на
основе
программ
«мастерская
детской
анимации
«Мультифрукт»
Спиридоновой О.В., «Мультстудия» Беглецовой И.Н., и «Мультстудия»
Авериной Е.С. модифицирована и систематизирована на основе личного
опыта.
Дополнительная
общеразвивающая
эмоциональной
отзывчивости детей, любознательности и способности
овладевать
определенными
программа
теоретическими
построена
знаниями
с
учетом
в
области
мультипликации, практическими навыками в области изобразительного и
декоративно-прикладного искусства и работы на компьютере в программах
монтажа («MovieMaker»), приложения для смартфона «StopMotionStudio».
Педагогическая целесообразность заключается в создании условий для
проявления учащимися творческой инициативы, формирования навыков
самоорганизации, самообслуживания, коммуникации, получении новых и
закреплении
аспектов
имеющихся
знаний,
мультипликации,
сочетающих
компьютерных
изучение
технологий
технических
c
созданием
персонажей и практических занятий, связанных с покадровой съемкой.
Занятия мультипликацией развивают не только творческие способности
детей, фантазию, воображение, но и помогают стать уверенней в себе,
почувствовать себя в роли автора, режиссера, художника, звукооператора,
актера.
Содержание занятий построено на взаимодействии различных видов
искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка и т.д.),
объединенных
общей
целью
и
результатом
-
созданием
мультипликационного фильма. Программа включает разнообразные виды
изобразительной (лепка, конструирование, изготовление персонажей из
различных материалов и т.д.) и технической (освоение различных техник
съемки, работа с кино, - видео, - аудио аппаратурой) деятельности.
В
процессе
создания
мультипликационного
фильма
у
детей
развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка,
обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в
различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей
объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений;
цвета, ритма, движения. Творческие способности, направленные на создание
нового, формируются только на нестандартном материале, который делает
невозможным работу по существующему шаблону, анимация - искусство,
разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи
«границы совпадают только с границами воображения».
Дополнительная
эмоциональной
овладевать
общеразвивающая
программа
построена
с
учетом
отзывчивости детей, любознательности и способности
определенными
теоретическими
знаниями
в
области
мультипликации, практическими навыками в области изобразительного и
декоративно-прикладного искусства и работы на компьютере в программах
монтажа («MovieMaker»), приложения для смартфона «StopMotionStudio».
В рамках программы предполагается реализация параллельных
процессов освоения содержания программы на разных уровнях доступности
и степени сложности, с опорой на диагностику стартовых возможностей
каждого из участников.
Адресат программы
Программа адресована учащимся 7-10 лет.
Учитываются характерные психологические особенности обучающихся
7-10
лет:
проявление
развития
у
младших
школьников
нового
познавательного интереса к учебной и творческой деятельности, при
сохранении активной игровой деятельности, а также ориентации на
коллектив сверстников. Для них программа предусматривает воспитание и
развитие нравственных качеств через знакомство с различнымианимации.
Условия набора учащихся в коллектив: принимаются все желающие
дети, по заявлению родителей. Обучающиеся, поступающие на программу,
проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и
склонности к выбранной деятельности.
Наполняемость в группах составляет: минимальное количество - 10
максимальное количество обучающихся до 12 человек. Группа может
состоять из детей одного возраста или быть разновозрастной.
Режим занятий: «Стартовый уровень»: Занятия проводятся 2 раза в неделю
по 2 часа. Всего 4 часа в неделю по каждому модулю. Продолжительность
занятия 45 минут, перерыв 15 минут.
Объем программы 148 часов.
Модуль 1. 74 часа.
Модуль 2. 74 часа.
Срок освоения программы 1 год.
Уровень общеразвивающей программы: «стартовый». Предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации
материала,
минимальную
сложность
освоения содержания программы. Использование
предлагаемого
для
простых шаблонов,
трафаретов, заготовок, которые ребенок может доработать (раскрасить,
долепить, доклеить и т.д.), работа репродуктивного характера.Обучающиеся
ознакомятся с различными видами декоративно - прикладного творчества для
использования в работе по созданию мультфильмов.Обучающиеся освоят
начальные
навыки
проектирования,
монтажа,
съемки,
озвучивания
мультфильма.
В перспективе учащиеся смогут углубить знания и умения по созданию
мультфильмов через обучение по программе базового уровня.
Формы обучения: очная, групповая, индивидуально-групповая.
При необходимости занятия могут проводиться в дистанционном
режиме с помощью социальной сети ВК.
Виды
занятий:
учебные
творческие конкурсы.
занятия,
беседы,
просмотры,
акции,
Занятия проводятся в группах и индивидуально,
сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
В дистанционном режиме: видеоуроки, мастер-классы.
Формы
подведения
результатов:
промежуточное
и
итоговое
тестирование, выполнение творческой работы. Презентация творческих
проектов учащихся. Это мероприятие является контрольным и служит
показателем освоения детьми программы.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: творческое развитие ребенка через приобщение к миру
мультипликации и создание мультфильмов.
Задачи.
Обучающие:
познакомить обучающихся с основными видами мультипликации,
- освоить песочную, перекладную, коллажную и предметную анимации,
создать в этих техниках простые мультфильмы;
научить различным видам анимационной деятельности с применением
различных материалов;
познакомить
обучающихся
с
основными
технологиями
создания
мультфильмов;
- научить планированию общей работы, разработке и изготовлению
персонажей, фонов и декораций, съемке кадров.
Развивающие:
развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность,
логическое мышление и пространственное воображение;
развивать интерес к мультипликации и желание к самостоятельному
творчеству;
способствовать развитию мелкой моторики, координации движения рук,
глазомера, развитию восприятия (зрительного, тактильного, слухового).
Воспитательные:
воспитать
самостоятельность,
ответственность,
самокритичность
взаимопомощь;
- воспитать навыки работы в коллективе;
- воспитать целеустремленность и последовательность в достижении цели;
прививать ответственное отношение к своей работе.
- воспитывать гражданина, любящего свою Родину.
1.3. Планируемые результаты.
Стартовый уровень.
Предметные результаты.
Обучающиеся будут знать:
историю мультипликации;
правила организации рабочего места;
виды мультфильмов (по жанру, метражу, по технике исполнения);
этапы создания мультфильма;
название и назначение технического оборудования;
возможности
применения различных видов изобразительного и
декоративно-прикладного творчества в анимации: (лепка, рисунок,
коллаж, шитье и т. д.)
понятие композиция кадра;
плановость кадров;
цветовая температура;
виды фотоаппаратов;
виды и типы освещения
правила монтажа;
правила записи звука.
Обучающиеся будут уметь:
- изготавливать персонажей мультфильмов из пластилина, ткани, бумаги
и т.п.;
применять различные виды изобразительного и декоративного творчества
(рисунок, лепка, природный и другие материалы) для изготовления
фонов, декораций;
- использовать средства художественной изобразительности;
- озвучивать героев;
- выставлять свет для съемки;
- настраивать веб-камеру;
- принимать решение о композиции кадра;
- правильно использовать плановость в съемке;
- выполнять монтаж отснятого фотоматериала;
- выполнять запись и монтаж звуковых файлов;
- работать в программе Movaviвидеоредактор.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
стремление выражать чувства средствами искусства;
трудолюбие и усидчивость, самостоятельности;
умения работать в коллективе, проявлять творческую активность;
доброжелательное отношение со сверстниками.
любовь и уважение к Родине, ее истории и традициям.
Метапредметные результаты:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
организовывать рабочее место;
определять порядок действий, планировать этапы работы;
анализировать свою деятельность и работы однокурсников, делать
выводы;
задавать вопросы, договариваться, сотрудничать с партнерами;
пользоваться различными материалами и инструментами на практике;
презентовать свои проекты;
применять на практике полученные технические навыки работы с ПК и
в Movaviвидеоредакторе.
1.4. Учебный (тематический) план
Стартовый уровень
Модуль 1. Художественное обеспечение для работы мультстудии
№
Название тем и
разделов
Количество часов
Всего
В том числе
Теория Практика
Формы
аттестации,
контроля
I.
I.1.
Введение в тему.
Знакомство с
историей
мультипликации.
Что такое
мультипликация.
Введение в тему.
18
9
9
2
1
1
Анализ,
тестирование,
самоконтроль
Анализ,
коррекция,
самоконтроль
Анализ,
коррекция,
самоконтроль
I.2.
Знакомство
историей
мультипликации.
с
6
3
3
I.3.
Шедевры
рисованной
советской
и
российской
мультипликации
Наследие мировой
мультипликации
6
3
3
4
2
2
Художественные
приемы для
создания
мультфильмов
Материалы и
инструменты для
создания
мультфильма. Виды
анимации
14
7
7
2
1
1
Анализ,
коррекция,
тестирование
Сыпучая анимация.
Материалы и ее
возможности
Коллажная
анимация
Подготовка
Съёмка в движении
Предметная
анимация.
Композиция кадра.
Покадровая съёмка
движения. Пробные
упражнения
4
2
2
4
2
2
Анализ,
коррекция,
тестирование
Анализ,
коррекция
4
2
2
I.4.
II.
II.1.
II.2.
II.3.
II.4.
Анализ,
коррекция,
самоконтроль
Педагогическое
наблюдение
Творческие
проекты
Создание фильма в
технике песочной
анимации
Разработка сюжета
40
III.1.2
III.
III.1
11
29
Анализ,
коррекция,
тестирование
Анализ,
коррекция,
самоконтроль
Анализ,
коррекция,
самоконтроль
10
3
7
2
1
1
Раскадровка
песочного
мультфильма
2
1
1
III.1.3
Съемка
мультфильма
2
0
2
Анализ,
коррекция
III.1.4
Запись звука
2
0
2
Педагогическое
наблюдение
III.1.5
Монтаж фильма
2
1
1
Анализ,
коррекция
III.2.
Создание фильма в
технике коллаж
14
4
10
III.2.1
Разработка сюжета
2
1
1
Анализ,
коррекция,
тестирование
III.2.2
Изготовление
персонажей и
декораций.
4
1
3
Анализ,
коррекция,
тестирование
III.2.3
Раскадровка
мультфильма
2
1
1
Анализ,
коррекция,
самоконтроль
III.2.4
Съемка
мультфильма
2
0
2
Анализ,
коррекция,
тестирование
III.2.5
Запись звука
Монтаж фильма
4
1
3
Анализ,
коррекция,
Тестирование
III.1.1
III.3.
III.3.1
III.3.2
Создание фильма в
технике
«перекладка»
Разработка сюжета
16
4
12
2
1
1
Изготовление
персонажей
декораций
6
1
5
Анализ,
коррекция,
самоконтроль
Анализ,
коррекция,
самоконтроль
и
III.3.3
Раскадровка
мультфильма
2
0
2
Контроль
III.3.4
Съемка кадров для
мультфильма
2
1
1
Контроль
III.3.5
Монтаж фильма
2
1
1
Контроль
III.3.6
Просмотр
и
обсуждение фильма
Мультфестиваль
Просмотр лучших
фильмов
Итого
2
0
2
2
0
2
Анализ,
самоконтроль
Анализ,
самоконтроль.
тестирование
74
27
47
III.4.
Содержание учебного (тематического) плана
I.
Введение в тему. Знакомство с историей мультипликации. (18ч.)
I.1.Что такое мультипликация.
Введение в тему. Основные понятия в мультипликации. Техника и
оборудование студии. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: понятие «анимация», «мультипликация». Оптические иллюзии.
История появление анимации. Братья Люмьер. Анкетирование.
Практика: оптические иллюзии. Создание игрушки «Птичка в клетке».
I.2. Знакомство с историей мультипликации.
Теория: понятие сюжета в литературном произведении. Понятие конфликта.
Виды конфликта. Каким должен быть персонаж мультфильма. Основные
характеристики персонажа. Внешность персонажа, одежда. Понятие «эскиз».
Практика: изготовление тауматропа. Пробная работа. Отработка навыков
написания короткой истории. Составление характеристики любимого
мультипликационного героя. Разработка эскиза персонажа.
I.3. Шедевры рисованной советской и российской мультипликации.
Теория: Знакомство с профессиями мультстудии. Режиссёр, сценарист,
художник, художник-декоратор.
Основные принципы и сложности рисованной анимации. Знакомство с
технологией первых советских мультфильмов. Основные вехи развития
советской мультипликации. Советские мультипликаторы (Э.Назаров, В.
Котёночкин, Л. Шварцман, Ю. Норштейн и т.д.)
Практика: просмотр первых советских мультфильмов. Создание
простейшей анимации на бумаге.
I.4. Наследие мировой мультипликации.
Теория: наследие Уолт Диснея. Основные вехи развития. Современное
состояние Диснея. Японская анимация «анимэ», «манга» ХаяоМиядзако
Практика: просмотр и обсуждение отрывков мультфильмов Диснея и Х.
Миядзако.
II. Художественные приемы для создания мультфильмов (14ч.)
II.1.Материалы и инструменты для создания мультфильма. Виды анимации.
пластилин, бумага, краски, фотоаппарат, компьютер, штатив и т.д.
Теория: материалы для анимации. Виды анимации. Знакомство анимацией
стоп- кадр. Крупность плана в фотографии, кино и мультфильме.
Практика: освоение различных видов анимации. Понятие композиции,
крупности плана. Дидактическая игра «Определи крупность плана».
Отработка
навыков
создания
разной
крупности
плана
при
съемке
фотографий. Зарисовка персонажей при помощи планов разной крупности.
II.2.Сыпучая анимация.
Теория: материалы и возможности сыпучих материалов. Инструменты и
оборудование. Просмотр примеров мультфильмов.
Практика:
отработка
способов
рисования
сыпучими
материалами.
Упражнения рисования песком. Изготовление анимационных открыток из
песка.
II.3. Коллажная анимация.
Теория: понятия коллажной анимации. Просмотр вариантов. Выбор темы.
Материалы и оборудование. Возможности различных материалов.
Практика: разработка сюжета, подбор материала и изготовление героев.
Упражнения для съемки предметов.
II.4Предметная анимация.
Теория: драматургия. Варианты движения предметов в кадре. Подбор
предметов для съемки названия студии.
Практика: упражнения «Расскажи сказку». Написание короткой истории и
сценария. Варианты движения предметов в кадре. Съемки предметов
в
небольших сюжетах.
III.Творческие проекты (40ч.)
III.1. Создание фильма в технике песочной анимации.
III.1.1. Разработка сюжета
Теория: материалы и оборудование для песочной анимации. Примеры
мультфильмов в песочной технике. Выбор сюжета. Создание сценария
сюжета. Возможности работы с песком.
Практика: упражнение «придумывание коротких историй». Упражнения по
зарисовке песком и использование различных инструментов.
III.1.2. Раскадровка песочного мультфильма.
Теория: Основные образы. Способы быстрой зарисовки.
Практика: Раскадровка в соответствии с сюжетом. Составление экспликации
(таблицы), этюды.
III.1.3. Съемка мультфильма.
Теория:
разноплановые
движения
мультипликатора при съемке.
персонажей.
Работа
художника
-
Практика: пробные упражнения покадровая съемка в соответствии с
сюжетом фильма.
III.1.4. Запись звука.
Теория: подбор фонограмм музыки и шумов и звуков.
Практика: упражнения «рисуем песком под музыку»
III.1.5. Монтаж фильма.
Теория:
профессии мультипликации (звукорежиссер). Правила звукового
оформления. Музыкальное оформление.
Практика: Пополнение копилки фонограмм музыки и звуков для фильма.
III.2.Создание фильма в технике
коллаж.
Использование различных
материалов.
III.2.1. Разработка сюжета
Теория: материалы и оборудование. Примеры мультфильмов в технике
коллаж. Обсуждение. Возможности работы с героями из различных
материалов.
Практика: просмотр фильма в технике коллаж. Создание сценария сюжета.
Выбор и изготовление эскизов для персонажей из пластилина и различных
материалов.
III.2.2. Изготовление персонажей и декораций.
Теория: роль декораций. Виды декораций. Материалы и инструменты.
Практика: изготовление персонажей и декораций для мультфильма из бумаги
и пластилина и других материалов.
III.2.3. Раскадровка мультфильма.
Теория: повторение, работаем над раскадровкой.
Практика: составление таблицы сюжета, действий и диалогов героев.
III.2.4. Съемка мультфильма.
Теория: покадровое движение персонажей при съемке.
Практика: покадровая съемка сюжетов, движение и мимика персонажей.
III.2.5. Запись звука.
Теория: оборудование необходимое для записи звука. Основные правила
записи. Роль музыкального оформления. Подбор шумового и музыкального
оформления. Важность эмоций и выразительности речи.
Практика: упражнения для дикции. Распределение ролей. Репетиция по
озвучке персонажей по ролям.
III.2.6. Монтаж фильма.
Теория: профессии в мультипликации (видеомонтажёр)
10 принципов
монтажа.
Практика: просмотр отснятого материала.
Удаление неудачных кадров.
Создание переходов. Подбор музыки, титры.
III.2.7. Просмотр и обсуждение фильма.
Теория: не предусматривается
Практика: просмотр и обсуждение фильма. Заполнение зрительских карт и
рефлексивных листов участниками проекта. Обсуждение
III.3.Создание фильма в технике «перекладка»
III.3.1. Разработка сюжета
Теория: материалы и оборудование. Примеры мультфильмов в технике
«Перекладка». Обсуждение. Создание сценария сюжета. Возможности
различных материалов.
Практика: чтение литературных рассказов. Написание сценария. Выбор и
изготовление эскиза персонажа, подготовка наглядных материалов по теме.
III.3.2. Изготовление персонажей и декораций.
Теория: роль декораций. Виды декораций. Материалы и инструменты.
Практика: изготовление персонажей и декораций для мультфильма из
различных материалов, бумаги, пластилина.
III.3.3. Раскадровка мультфильма.
Теория: история возникновения понятия. Для чего делают раскадровку.
Сценарий - основа раскадровки. Принцип комиксов.
Практика: составление таблицы раскадровки и описание сюжетов. Рисуем
комиксы.
III.3.4. Съемка кадров для мультфильма.
Теория: движение героев, движение героев на разных планах,
Практика: покадровые движения персонажей при съемке в соответствии с
раскадровкой.
III.3.5. Монтаж фильма.
Теория: основные понятия «монтажа» Простейшие функции. Роль звукового
и шумового оформления.
Практика: монтаж снятых кадров в соответствии с раскадровкой фильма.
III.3.6. Просмотр и обсуждение фильма.
Теория: роль зрительных карт и рефлексивных листов. Правила заполнения
зрительных карт.
Практика: просмотр и обсуждение фильма. Заполнение зрительских карт и
рефлексивных листов участниками проекта.
III. 4. Мультфестиваль
Практика: Публичная защита проектов. Презентация творческих проектов,
созданных в учебном году. Праздничное чаепитие, посвященное окончанию
учебного года.
Коллективное обсуждение результатов за год. Просмотр
лучших проектов. Планы на будущий год.
Модуль 2. Техническое обеспечение для работы мультстудии
№
Название тем и
разделов
I.
I.1.
I.2.
Техническая
эволюция в
мультипликации
Знакомство со
съемочным
оборудованием
мультстудии. ТБ.
Как создается
иллюзия движения в
покадровой
анимации
Количество часов
Всего
В том числе
Теория Практика
18
9
9
Формы
аттестации,
контроля
2
1
1
Анализ,
тестирование
самоконтроль.
6
3
3
Анализ,
коррекция,
самоконтроль.
Ключевые точки в
истории
техники
анимации.
6
3
3
Технические
средства
мультипликации
сегодня.
II.
Технология
создания
мультфильма
II.1.
Оборудование и
программное
обеспечение для
создания
мультфильма.
Правила монтажа.
II.2.
Настройка света на
мульт станке перед
съемкой. Звуковое
сопровождение
мультфильма.
II.3
Правильное
кадрирование, смена
планов при съемке.
II.4.
Съемка и монтаж
мультфильма.
Запись и монтаж
звука. Титры.
III.
Работа над
творческими
проектами
III.1. Съемка и монтаж
фильма в технике
песочной анимации
III.1.1. Особенности съемки
песочных фильмов.
4
2
2
14
6
8
2
1
1
Анализ,
коррекция,
тестирование.
2
1
1
Анализ,
коррекция,
тестирование.
4
2
2
6
2
4
Анализ,
коррекция,
тестирование.
Анализ,
коррекция,
тестирование.
40
15
25
I.3.
I.4.
III.1.2. Съемка
анимации.
песочной
III.1.3 Музыкальное
оформление.
10
4
6
2
1
1
2
1
1
2
1
1
Анализ,
коррекция,
самоконтроль.
Анализ,
коррекция,
самоконтроль.
Анализ,
коррекция,
самоконтроль.
Анализ,
коррекция,
самоконтроль.
Анализ,
коррекция,
самоконтроль.
Анализ,
коррекция,
самоконтроль.
Монтаж фильма
4
1
3
Съемка и монтаж
фильма в технике
Коллаж
Особенности съемки
коллажей.
Программы для
съемки и монтажа
коллажей.
Музыкальное и
звуковое
оформление
Монтаж фильма
14
6
8
2
1
1
4
2
2
6
2
4
Анализ,
коррекция.
2
1
1
Съемка и монтаж
фильма в технике
Перекладка
III.3.1. Установка
аппаратуры для
мультстанка
III.3.2. Съемка кадров на
мульт станке.
16
6
10
2
1
1
4
1
3
III.3.3. Монтаж фильма.
4
2
2
III.3.4
Звуковое и
музыкальное
оформление
III.3.5. Оформление титров.
4
1
3
III.4.
2
2
1
0
1
2
Анализ,
коррекция.
Анализ,
коррекция,
самоконтроль.
Анализ,
коррекция,
самоконтроль.
Анализ,
коррекция,
самоконтроль.
Анализ,
коррекция,
самоконтроль.
Анализ,
коррекция,
самоконтроль.
Анализ,
коррекция.
Анализ,
коррекция,
самоконтроль.
74
31
43
III.1.4
III.2
III.2.1
III.2.2
III.2.3
III.2.4
III.3
Организация
мультфестиваля с
просмотром лучших
фильмов
Итого
Анализ,
коррекция,
самоконтроль.
Анализ,
коррекция,
самоконтроль.
Анализ,
коррекция.
Анализ,
коррекция.
Содержание учебного (тематического) плана
I. Техническая эволюция в мультипликации (18ч.)
I.1. Знакомство со съемочным оборудованием мультстудии.
Инструктаж по технике безопасности и правила работы в студии.
Теория: принципы создания мультфильма.
Практика: знакомство с фотоаппаратом, как с первым техническим
средством ставшим прародителем кинематографа. Анкетирование по
навыкам работы с оборудованием и программным обеспечением «Мои
технические навыки».
1. I.2.Как создается иллюзия движения в покадровой анимации.
Теория: анимация — как технический приём создания иллюзии
движущихся изображений (движения и/или изменения формы объектов
— морфинга) с помощью последовательности неподвижных изображений
(кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой.
Практика: создание иллюзии движения с помощью кадровв технике
StopMotion.
I.3. Ключевые точки в истории развития техники анимации.
Теория: что появилось раньше — кино или анимация.
Изобретения
начала XX века, ставшие ключевыми в истории мультипликации. Золотой
век анимации.
Практика: отработка принципа работы пленочного фотоаппарата и
диапроектора.
I.4. Технические средства мультипликации сегодня.
Теория: техническое оснащение современных профессиональных и
любительских мультипликационных студий.
Практика: подготовка мультстанка, вебкамеры, ноутбука и микрофона к
работе.
II. Технология создания мультфильма (14 ч.)
II.1. Оборудование и программное обеспечение для создания мультфильма.
Правила монтажа.
Теория: Знакомство с ПК, с основными программами. Правила съемки
веб-камерой для создания мультфильма. Знакомство с интерфейсом
программы Movaviвидеоредактор. Правила монтажа.
Практика: установка на мультстанок веб-камеры и подключение ее к
ноутбуку. Запуск программы Movaviвидеоредактор на ноутбуке. Азбука
работы в программе Movaviвидеоредактор.
II.2. Настройка света в мультстанке перед съемкой. Звуковое сопровождение
мультфильма.
Теория: понятие правильного освещения объекта, виды освещения,
цветовая температура и ее настройка. Виды микрофонов, их особенности.
Уровень звука, монтаж звуковых файлов.
Практика: включение и правильная настройка световых приборов на
мультстанке. Подключение микрофона к ноутбуку, настройка уровня
звука в программе Movaviвидеоредактор.
II.3. Правильное кадрирование, смена планов при съемке.
Теория: правильное расположение объекта в кадре. Правило «Золотого
сечения», правило 2/3. Виды планов: общий, первый средний, второй
средний, крупный, деталь.
Практика: фотосъемка правильного расположение объекта в кадре и
сменой планов. Просмотр и анализ отснятого материала.
II.4. Съемка и монтаж мультфильма. Запись и монтаж звука.
Теория: создание на ноутбуке папки для хранения снимаемого видео
материала и звуковых файлов. Правильное копирование файлов, и их
правильное наименование. Правила монтажа файлов для создания
мультфильмов.
Практика: правильное расположение объектов съемки на разных уровнях
мультстанка, освещение объектов, съемка веб-камерой правильно
скадрированных объектов и перенос данных на ноутбук в программу
Movaviвидеоредактор для монтажа. Запись звука на микрофон, диктофон
и его дальнейший монтаж в программе Movavi видео редактор.
III. Работа над творческими проектами (40ч.)
III.1. Съемка и монтаж фильма в технике песочной анимации
III.1.1. Особенности съемки фильма в технике песочной анимации
Теория: Устройство станка для песочной анимации. Программы.
Установка осветительных приборов. Алгоритм создания нового проекта.
Практика: пробные работы с песком. Съемка фотографий для анимации в
технике песочная анимация. Выбор удачных и удаление неудачных
кадров.
III.1.2. Съемка песочной анимации.
Теория: Съемка кадров для фильма. Спецэффекты в фильмах и анимации.
Работа над небольшим роликом зарисовкой. Правила создания нового
проекта и съемки. Сохранение и экспорт фото.
Практика: Съемка небольшого фото файла. Отработка алгоритма работы
в программе (Анимашутер).
III.1.3. Монтаж и музыкальное оформление.
Теория:
правила
работы
над
музыкальнымифайлами.
Подбор
и
скачивание музыкального оформления для ролика. Работа в Программе
Movavi (видео редакторе.)
Практика:
работа по самостоятельному оформлению и монтажу фильма
III.1.4 Монтаж мультфильма
Теория: правила работы над отснятыми файлами. Работа в Программе
Movavi (видео редакторе.) Правильное размещение файлов на тайм
линии.
Практика: работа по самостоятельному оформлению и монтажу фильма.
III.2. Съемка и монтаж фильма в технике коллаж.
III.2.1. Особенности съемки коллажной анимации.
Теория: особенности съемки работы с коллажами. Использование
различных материалов и их возможности. Правила освещения для работы
с коллажами. Программы слайд шоу.
Практика: упражнения по съемке этюдов и коллажей.
III.2.2. Программы для съемки и монтажа коллажных анимационных
фильмов.
Теория: особенности раскадровки в коллажной анимации. Изучение
возможностей мастера переходов эффектов. Возможности программы
программе PowerPoint
Практика: съемка кадров коллажей, согласно сценарию. Работа в
программе PowerPoint
III.2.3. Музыкальное оформление.
Теория: оборудование необходимое для записи звука. Основные правила
записи. Подбор музыки, шумовых эффектов. Расчет фонограммы по
времени (в секундах).
Практика: поиск нужной музыкальной фонограммы наложение звука.
Работа в программе по монтажу
III.2.4. Монтаж фильма.
Теория: простейшие функции. Правила звукового оформления. Сведение
видеоряда и звукоряда.
Практика: монтаж снятых кадров в соответствии с раскадровкой фильма.
Монтаж звука. Обработка. Составление титров.
III.3. Съемки и монтаж фильма на мультстанке в технике Перекладка
III.3.1. Установка аппаратуры для мульт станка
Теория: Аппаратура мульт станка. Особенности и возможности. Уровни
мультстанка.
Правильное
выставление
света.
Настройка
камеры.
Программы для создания мультфильмов. Алгоритм работы в программе
(Анимашутер)
Практика: установка световых блоков и освещения. Отработка алгоритма
создания нового проекта. Настройки параметров Пробные съемки
персонажей на камеру или телефон на разных уровнях. Просмотр
отснятого материала, отбор кадров.
III.3.1. Съемка кадров на мультстанке.
Теория: профессии мультстудии (художник заднего плана). Подготовка
фонов. Уровни мультстанка. Программы для создания мультфильмов.
Оптимальное количество кадров для восприятия глаза. Повторение по
теме «установка освещения».
Практика: установка световых блоков и освещения. Пробные съемки
персонажей на камеру или телефон на разных уровнях. Просмотр
отснятого материала, отбор кадров.
III.3.2. Съемка мультфильма.
Теория: правила съемки отдельных эпизодов фильма .Способы
создания устойчивости объектов.
Соблюдениеправилкрупностиплана,сменяемостипланов.Установка
камеры или телефона на штативы.
Практика: самостоятельная съемка по эпизодам и использование
разных планов на камеру или телефон.
III.3.3. Монтаж фильма.
Теория: повторение: интерфейс монтажной программы Movavi (фотовидео редактор). Простейшие функции. Правила сохранения и экспорта
фото файлов. Повторение правил расположения фото и звуковых файлов
на тайм линии.
Практика: наложение музыки, звука и т.д. Итоговый монтаж.
III.3.4. Музыкальное и звуковое оформление
Теория: оборудование необходимое для записи звука. Основные правила
записи. Подбор музыки, шумовых эффектов. Расчет фонограммы по
времени (в секундах). Озвучка, роль правильной дикции.
Практика: Отработка дикции. Запись по ролям. Поиск нужной
музыкальной
монтажу.
фонограммы
наложение звука. Работа в программе по
III.3.5. Оформление титров
Теория: Правила оформления титров,
которых указывается авторы
фильма, преподаватель, звукооператор, монтажер, автор музыки или
музыкального оформления), название студии.
Практика: Оформление титров для мультфильма.
III.4. Организация мультфестиваля с просмотром лучших фильмов.
Практика: итоговая аттестация. Презентация творческих проектов,
созданных в учебном году. Праздничное чаепитие, посвященное
окончанию учебного года. Коллективное обсуждение результатов за год.
Просмотр лучших проектов. Планы на будущий год.
Итоговая диагностика. Анализ готовых работ. Анкетирование-рефлексия
2. Организационно – педагогические условия реализации
общеразвивающей программы.
2.1. Календарный учебный график
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов (всего)
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы
Сроки проведения аттестации
Режим занятий
Выходные дни
12.
Окончание учебного года
Модуль 1
Модуль 2
37
37
74
74
4
4
148
148
16
16
21
21
01.09
01.09
1.06–31.08
15.12-20.12, 15.05-20.05
2 часа 2 раза в неделю
Праздничные
дни,
установленные
законодательством РФ
31.05
2.2. Материально - техническое обеспечение программы.
- комфортный проветриваемый и хорошо освещенный кабинет;
- удобные столы и стулья;
- интерактивная доска;
- фотоаппараты;
- проектор
- штативы, на которые крепится видеокамера 4 шт.;
- осветительные приборы;
- фоны разноцветные;
- кабель HDMI-HDMI 10 метров (для подключения ноутбука к телевизору) 3 шт.
- сетевой фильтр 10 м.- 3 шт.
- приборы для рисования песком.
- видеокамера с функцией покадровой съемки;
Информационное обеспечение
- телефоны сотовые мобильные 3 шт.
- ноутбук для видеомонтажа мультфильмов – 3 шт.);
- подборка музыкальных произведений (для звукового оформления
мультфильма);
-звуковые колонки для подключения к ноутбуку – 3 пары.
-наушники звуковые для подключения к ноутбуку – 3 шт.
-USB флеш-накопитель (для переноса фото и видеоконтента) на 64 Гб – 3 шт.
-внешний жесткий диск USB3.0 на 2 ТБ (для хранения видео и фото
материалов) – 3 шт.
-скоростной интернет
- диктофон (или смартфон с функцией диктофона) – 3 шт.
- телевизор разрешением FULL HD большой диагонали (65 дюймов), для
просмотра мультипликационных фильмов – 1 шт.
Материалы:
- краски гуашевые, акварель;
- бумага акварельная, картон;
- песок, крупы, кофе;
- цветные карандаши, фломастеры, маркеры;
- старые цветные журналы с картинками, вырезки различных картинок;
- пластилин цветной;
- медная проволока;
- фоамиран.
Инструменты:
- карандаши, ручки, фломастеры
- линейки,
- стеки,
- ножницы,
- резак, плоскогубцы.
Кадровое
обеспечение
дополнительного
программы.
образования,
Программу
имеющий
высшее
ведет
педагог
профессиональное
(педагогическое) образование, прошедший курсы повышения квалификации
по профилю программы.
Методические материалы.
Занятия проводятся в теоретической и практической форме, возможна
также
интеграция
теоретических
и
практических
часов.
Учащиеся
выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. В целях
развития творческого потенциала учащимися выполняются самостоятельные
работы по собственным эскизам.
Для реализации программы используются методы:
7-10лет
- объяснительно-иллюстративный,
-репродуктивный метод,
-игровой метод (игры, путешествия, конкурсы, викторины).
-предметно-информационный,
-проблемно-поисковый метод обучения,
-метод проектов,
-творческие мастерские.
Возможно, объединение учащихся в творческие группы, мастерские во
главе с более опытными учащимися, что позволяет работать одновременно с
детьми разных возрастных групп, где каждый выполняет работу доступную
для него.
Педагогические технологии:
Здоровьесберегающие технологии, предполагают создание правильной
среды для работы: просторный кабинет, освещение, наличие необходимого
оборудования и инструментов, обработку и проветривание кабинета,
соблюдение правил режима работы. А также позволяет равномерно
распределять время подачи учебного материала, чередования мыслительной
и двигательной деятельности ребенка, что дает положительный результат в
обучении.
Игровые технологии предполагают использование кукол в сюжетных
играх, театральных постановках, в съемке мультфильмов для реализации
игровой деятельности ребенка младшего возраста.
Технология сотрудничества. Обучение по изготовлению авторской куклы
предполагает
сотрудничество
как
с
педагогом,
так
и
с
другими
обучающимися в творческих группах и проектах. Дает возможность
совместного взаимодействия в решении поставленных задач.
Технология проблемного обучения позволяет находить неординарные
решения множества технических и художественных проблем, которые
возникают в процессе изготовления авторской куклы.
Технология разноуровневого обучения. Данная технология позволяет
обучаться детям вразными индивидуальными возможностями, и учитывает
личные интересы и потребности каждого ребенка.
Структура занятия:
- организационный этап;
- постановка цели и задач занятия (мотивация);
- теоретическая часть (ознакомление с новым материалом);
- практическая часть (первичное закрепление навыков);
- рефлексия;
- домашнее задание.
Название раздела
Дидактический
Материалы
материал
инструменты
обучения
Мультфильм как Картотека
Мультстанок,
Теория:
вид искусства
ноутбук,
групповые
фрагментов
мультфильмов
и Методика
в проектор. Бумага занятия,
различных
А4, ватман А3, просмотр
техниках.
карандаши
Оптические
простые
иллюзии,
цветные,
картинки,
восковые мелки, работа различной
тауматроп,
фломастеры,
мультфильмов
и Практика:
индивидуальная
сложности.
игрушка «птичка ножницы, краски Творческая
в клетке».
гуашь/акварель,
мастерская
кисточки, ластик,
скотч бумажный.
Технологии
Картотека
Мультстанок,
создания
советских
мультфильма
зарубежных
проектор.
мультфильмов.
Штатив, камера, просмотр
и ноутбук,
фотоаппарат.
Теория:
групповые
занятия,
мультфильмов.
Практика:
индивидуальная
работа различной
сложности.
Творческая
мастерская
Создание фильма Картотека
в
технике
«перекладка»
Мультстанок,
советских
и ноутбук,
Теория:
групповые
зарубежных
проектор.
мультфильмов
Штатив, камера, просмотр
в
занятия,
технике фотоаппарат.
«перекладка»
Пластилин,
картон,
мультфильмов.
Практика:
стеки, индивидуальная
фломастеры,
работа различной
краски, кисти.
сложности.
Творческая
мастерская,
съемка
Создание фильма Картотека
Мультстанок,
Теория:
в технике коллаж пластилиновых
ноутбук,
групповые
пластилиновая
мультфильмов.
проектор.
занятия,
анимация
«Пластилиновая
Штатив, камера, просмотр
ворона», «Падал фотоаппарат.
мультфильмов.
прошлогодний
Практика:
снег»
индивидуальная
работа различной
сложности.
Творческая
мастерская
Коллажная
Картотека
анимация
советских
зарубежных
мультфильмов
Мультстанок,
и ноутбук,
проектор.
Теория:
групповые
занятия,
в Штатив, камера, просмотр
технике коллажа
фотоаппарат.
Вырезки
мультфильмов.
из Практика:
журналов, бумага индивидуальная
цветная,
картон, работа различной
фломастеры.
сложности.
Творческая
мастерская,
съемка
Создание фильма Картотека
Мультстанок,
Теория:
в
ноутбук,
групповые
технике фрагментов
песочной
анимации
в проектор.
анимации
песочной
Штатив, камера, просмотр
технике.
фотоаппарат.
мультфильмов.
Оборудование
Практика:
для
занятия,
рисования индивидуальная
песком, кисти.
работа различной
сложности.
Творческая
мастерская,
съемка
Создание фильма Картотека
Мультстанок,
объемные
советских
персонажи
зарубежных
проектор.
кукольных
Штатив, камера,
мультфильмов
фотоаппарат
Перечень
отечественных
просмотра в рамках программы:
и ноутбук,
мультфильмов,
рекомендуемых
для
1.
Прекрасная Люканида, или война рогачей с усачами (первый русский
мультфильм, один из первых в мире кукольных фильмов). Режиссер
Владислав Старевич, 1912 год.
2.
Цветик-семицветик. Режиссер М.Цехановский, 1949.
3.
Снежная королева. Режиссер Л.Атаманов, 1957.
4.
Чиполлино. Режиссер Б.Дежкин, 1960.
5.
Старая игрушка. Режиссер С.Самсонов, 1964.
6.
Топтыжка (в технике бесконтурного рисунка). Режиссер Ф.Хитрук,
1964.
7.
Каникулы Бонифация (цветной рисованный). Режиссер Ф.Хитрук,
1965.
8.
Варежка. Режиссер Р.Качанов, 1967.
9.
Учитель пения. Режиссер А.Петров, 1968.
10.
Клубок. Режиссер Н.Серебряков, 1968.
11.
Малыш и Карлсон. Режиссер Б.Степанцев,1968.
12.
Карлсон вернулся. Режиссер Б.Степанцев, 1969.
13.
Вини-Пух. Режиссер Ф.Хитрук, 1969.
14.
Ну, погоди! Режиссер В.Котеночкин, 1969-1981 (разные выпуски).
15.
Вини-Пух идет в гости. Режиссер Ф.Хитрук, 1971.
16.
Чебурашка. Режиссер Р.Качанов, 1971.
17.
Шапокляк. Режиссер Р.Качанов, 1974
18.
И мама меня простит. Режиссер А.Петров, 1975.
19.
Конек-Горбунок. Режиссер И.Иванов-Вано, 1975 (новая версия).
20.
Цапля и журавль. Режиссер Ю.Норштейн, 1975.
21.
Ежик в тумане. Режиссер Ю.Норштейн, 1976.
22.
Голубой щенок. Режиссер Е.Гамбург, 1976.
23.
Трое из Простоквашино. Режиссер В.Попов, 1978.
24.
Волшебное кольцо. Режиссер Л.Носырев, 1979.
25.
Премудрый пескарь. Режиссер В.Караваев, 1979.
26.
Сказка сказок. Режиссер Ю.Норштейн, 1980.
27.
Мороз Иванович. Режиссер И.Аксенчук, 1981.
28.
Пластилиновая ворона. Режиссер А.Татарский, 1981 г.
29.
Падал прошлогодний снег. Режиссер А.Татарский, 1983 г.
30.
Пуговица. Режиссер В.Тарасов, 1982.
31.
Жил был Пес. Режиссер Э. Назаров, 1982.
32.
Медведь-липовая нога. Режиссер Г.Баринова, 1984.
33.
Следствие ведут колобки. Режиссер А. Татарский, И.Ковалев. Студия
«Пилот», 1986.
34.
Петух и боярин. Режиссер Л.Мильчин, 1986.
35.
Мартынко. Режиссер Э.Назаров, 1987.
36.
Рождество. Режиссер М. Алдашин, 1996.
37.
Старик и море. Режиссер А.Петров, 1999. Премия «Оскар» в 2000 г.
38.
Гора самоцветов. Сборник мультфильмов по мотивам сказок народов
России. Режиссеры А.Татарский, О.Ужинов, Н.Чернышова, В. Корецкий.
2004-2010 гг.
39.
Моя любовь. Режиссер А.Петров, 2007.
40.
Про Василия Блаженного. Режиссер Н.Березовская, Пилот, 2008.
Перечень зарубежных мультфильмов, рекомендуемых для просмотра в
рамках программы (все мультфильмы продолжительностью более 30 минут)
1.
Белоснежкаисемьгномов.
Snow
White
and
the
Seven
Dwarfs
(1937).США, реж. Уильям Коттрелл.
2.
Путешествия Гулливера. Gulliver'sTravels (1939). США, реж. Дэйв
Фляйшер.
3.
Фантазия. Fantasia (1940). США, реж. НорманФергюсон.
4.
Пиноккио. Pinocchio (1940).США, реж. НорманФергюсон.
5.
Бэмби. Bambi (1942). США, реж. Джеймс Элгар.
6.
Золушка. Cinderella (1949). США, реж. Клайд Джероними.
7.
Алиса в стране чудес. AliceinWonderland (1951).США, реж. Клайд
Джероними.
8.
Леди и бродяга. LadyandtheTramp (1955).США, реж.Клайд Джероними.
9.
Спящая
красавица.
SleepingBeauty
(1958).
США,
реж.
Клайд
Джероними.
10.
101 далматинец. One Hundred and One Dalmatians (1961).США, реж.
Клайд Джероними.
11.
Книга
джунглей.
heJungleBook
(1967).
США,
реж.
Вольфганг
Райтерман.
12.
Могила светлячков. Hotarunohaka (1988).Япония, реж. ИсаоТакахата.
13.
Мой сосед Тоторо. TonarinoTotoro (1988).Япония, реж. ХаяоМиядзаки.
14.
Ведьмина служба доставки. Majonotakkyûbin (1989).Япония, реж.
ХаяоМиядзаки.
15.
Русалочка. TheLittleMermaid (1989).США, реж. РонКлементс.
16.
Красавицаичудовище.
Beauty
and
the
Beast
(1991).США,
реж.
ГариТруздейл.
17.
КошмарпередРождеством. The Nightmare Before Christmas (1993).США,
реж. Генри Селик.
18.
Король Лев. TheLionKing (1994). США, реж. Роджер Аллерс.
19.
История игрушек. ToyStory (1995).США, реж. Джон Лассетер.
20.
Принцесса
Мононоке.
Mononoke-hime
(1997).
Япония,
реж.
ХаяоМиядзаки.
21.
История игрушек 2. ToyStory 2 (1999).США, реж. Джон Лассетер.
22.
Унесенныепризраками. Sen to Chihiro no kamikakushi (2001).Япония,
реж. ХаяоМиядзаки.
23.
Шрек. Shrek (2001). США, реж. Эндрю Адамсон.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
В
начале
обучения
проводится
входной
контроль,
который
предполагает тестирование и педагогическое наблюдение для определения
степени подготовленности, самостоятельности и интереса к занятиям
учащихся.
Результат освоения учащимися программы оценивается два раза в год в конце первого и в конце второго полугодия. Форма оценки качества знаний
и умений обучающихся - самостоятельная творческая работа.
Итоговый контроль – это просмотры и показы фильмов внутри
объединения,
которые
являются
прекрасным
стимулом
для
самосовершенствования. Проводятся различные праздники и мероприятия
вместе с детьми и их родителями. Общение, для улучшения учебного
процесса с учащимися и их родителями, происходит через анкеты, тесты,
собрания, проводятся дни открытых дверей.
По окончании курса программы обучающиеся смогут создавать
небольшие фильмы в изученных техниках.
Оценочные материалы.
Пакет диагностических методик, позволяющих определить начальные
умения и навыки, а также достижение учащимися планируемых результатов.
Входной мониторинг
наблюдения начальных знаний и навыков обучающихся
Критерии оценки
метапредметных
Знаний и навыков
Интерес к ручному труду.
Интерес к
творческойдеятельностипо
созданию мультфильма.
Умение сравнивать
анализировать, обобщать,
выделять главное
Умение слушать и
общаться с окружающими.
Фамилии учащихся
(коммуникабельность)
Начальные навыки
ручного труда
Свобода владения
инструментами и
техникой
Аккуратность выполнения
работы при работе
материалами
Эмоционально волевая
сфера
(усидчивость)
Низкий уровень: 0-1 (неактивен, неаккуратен, плохо владеет инструментами,
слабая мотивация к творчеству, крайне неусидчив, постоянное переключение
интереса.)
Средний уровень: 2-3 (средний уровень развития данных качеств.)
Высокий уровень: 4-5 (активен, аккуратен, усидчив, проявляет активный
интерес к творчеству, умеет общаться, развиты основные навыки работы с
простыми инструментами и техникой.)
Модуль 1. Художественное обеспечение для работы мультстудии
Входная анкета-тест
«Что я знаю о мультфильмах»
1. Ф.И.
2. Назови свой любимый мультфильм
3. Отметь то слово, которое отражает твое отношение к мультфильму.
«Ежик в тумане»
смотрел
«Ну, погоди»
смотрел
«Симпсоны»
смотрел
Слышал только
название
Слышал только
название
Слышал только
Не слышал, не
знаю
Не слышал, не
знаю
Не слышал, не
«Гора
самоцветов»
серия
«Кот Леопольд»
смотрел
«Холодное
сердце»
«Варежка»
смотрел
«Валл-и
смотрел
«Тайна третьей
планеты»
смотрел
смотрел
смотрел
название
Слышал только
название
знаю
Не слышал, не
знаю
Слышал только
название
Слышал только
название
Слышал только
название
Слышал только
название
Слышал только
название
Не слышал, не
знаю
Не слышал, не
знаю
Не слышал, не
знаю
Не слышал, не
знаю
Не слышал, не
знаю
4.Определи фразы героев мультфильмов
- «И того, и другого, и можно без хлеба» (Винни-Пух)
-Ребята, давайте жить дружно!» (Леопольд) «У меня есть мысль, и я её
думаю» (Удав)
-«Если лошадь ляжет спать, она захлебнётся в тумане?» (Ёжик)
-«А-ля-ля-ля-ля, а я сошла с ума. Какая досада…» (Фрекен Бок)
-«Кажется, дождь собирается…» (Пятачок)
-«Леопольд, выходи, подлый трус!» (Мыши)
-«Птица говорун отличается умом и сообразительностью» (Птица Говорун)
-«Свободу попугаям!» (Попугай Кеша)
-«Средства у нас есть. Ума у нас не хватает…» (Матроскин)
Назови героя Студии «Союзмультфильм»
-В мультике «Осторожно, обезьянки» сколько было обезьян? (4 и одна маленькая)
-Какого цвета шарик подарили Ослику Иа? (Зелёный)
-Что сделали с разбойниками Бременские музыканты, чтобы выгнать из
дома? (Напугали)
-Животное старухи Шапокляк – это … (Крыса)
-Какое имя у львёнка из «Как львенок и черепаха пели песню»? (Р-р-мяу)
-Куда собирался попугай из м/ф «Возвращение блудного попугая»? (На
Таити)
-Эти слова были стартом для полёта корабля в мультфильме «Летучий
корабль». Какие? («Земля, прощай!В добрый путь!»)
-Из-за чего пса в мультфильме «Жил-был пёс» выгнали люди? (Он проспал
вора)
-Кто был учителем юных волчат в мультике «Маугли»? (Балу)
-Главный герой в «Рики-Тикки-Тави» — это … (Мангуст)
5.Соотнеси персонажа с названием мультфильма.
Картинки персонажей мультфильмов.
Карта зрителя
№
1
2
3
4
5
6
7
Название критерия
Максимальный оценка
балл
3
3
5
4
Оригинальность названия мультфильма
Соответствие содержания названию
Эмоциональный эффект от просмотра
Использование оригинальных
спецэффектов
Дизайн (цветовая гамма, стиль, шрифт,
2
качество графических эффектов)
Законченность темы
3
Итого
20
Нужно ли доработать фильм? Твои
предложения автору.
Рефлексивный лист участника проекта
Ура! Мы завершили проект!
Опиши и оцени свою работу.
Фамилия, имя
Название проекта
мультфильма?
Техника
мультфильма?
Чем ты занимался?
Какие
сложности
возникли?
Что было самое
интересное
в
работе?
Плюсы работы
Минусы работы
Лист мониторинга метапредметных результатов обучающихся
Критерии оценки
метапредметных
результатов
Фамилии учащихся
Свобода
восприятия
теоретической
информации
Умение сравнивать
анализировать,
обобщать,
выделять главное
Знать название
технологий
мультипликации
Способности к
самовыражению,
творческие
способности и
художественный
вкус.
Свобода владения
техническими
средствами, ПК
Аккуратность
выполнения
практической
работы
Оригинальность
выполнения
практической
работы
Низкий уровень: 0-1 (ребенок испытывает серьезные затруднения при
выполнении
данного
действия,
умеет
его
совершить
лишь
при
непосредственной и достаточной помощи педагога)
Средний уровень: 2-3 (умеетдействовать самостоятельно, но лишь подражая
действиям педагога или
сверстников или умеет достаточно свободно
выполнять действия, осознавая каждый шаг)
Высокий уровень: 4-5 (уровень
автоматизированное, безошибочное
выполнение действия).
Итоговый тест
1.Выберите названия российских мультипликационных студий.
Варианты ответов
- «Мельница».
- «WaltDisneyPictures».
- «Пилот».
- «20th Century Fox».
- «Межрабпомфильм».
-«Мастер-фильм».
2.Кого можно отнести к основателям кинематографа?
Варианты ответов
-Луи Люмьер.
-Огюст Люмьер.
-Якоб Гримм.
-Братья Лизюковы.
-Вильгельм Гримм.
3.Что такое «кадры»?
Варианты ответов
- Кадры – это составляющие любого графического редактора, на которых
располагаются нарисованные изображения.
- Кадры – это люди с хорошим чувством юмора.
- Кадры – это нарисованные или сфотографированные изображения
последовательных фаз движения объектов или их частей.
- Кадры – это сфотографированные изображения объекта, находящегося на
одном месте и в одном положении.
4.Отметьте верное утверждение.
Варианты ответов
- Если герой выполнен из пластилина, то художнику-мультипликатору нужно
для начала создать фигурки героев, а затем менять их положение и
фотографировать каждое изменение. После этого все снимки собираются в
один фильм.
- Если героем является кукла, то художнику-мультипликатору, после
создания кукольных героев, нужно зафиксировать одно или два движения
героев, а затем создать мультфильм.
- Если герой выполнен из пластилина, то художнику-мультипликатору
достаточно создать фигурки героев и сфотографировать каждую фигурку.
После этого все снимки собираются в один фильм.
- Если герой нарисованный, то художнику нужно создать одно или два
изображения с движениями своих героев. После чего фотографируется
каждое движение и из снимков создаётся фильм.
- Если герой нарисованный, то художнику нужно создать огромное
количество
изображений
с
движениями
своих
героев.
После
чего
фотографируется каждое движение и из снимков создаётся фильм.
- Если героем является кукла, то художнику-мультипликатору, после
создания кукольных героев, нужно зафиксировать каждое их движение, а
затем создать мультфильм.
5.Соотнесите даты с событиями.
1. 30 августа 1877 г.
2. 1892 г.
3. 1906 г.
4. 1924-1925 гг.
5. 1935 г.
Варианты ответов
- Создание Александром Ширяевым первого отечественного кукольного
мультфильма.
- Первый показ мультипликационного фильма Эмиля Рейно.
- День рождения рисованной мультипликации.
- Возникновение советской графической мультипликации.
- Основание студии «Союзмультфильм».
6. Как назывался первый полнометражный мультфильм, который
выпустил в 1937 году Уолт Дисней?
Варианты ответов
- «Прекрасная Люканида, или Война усачей и рогачей»
- «Пароходик Вилли»
- «Цветы и деревья»
- «Красная шапочка»
- «Белоснежка и семь гномов»
7. Когда появилась первая примитивная мультипликация?
Варианты ответов
- Во второй половине 19 в.
- В 18 в.
- В первой половине 19 в.
- В первой половине 20 в.
8. Установите порядок действий при создании мультфильмов на
компьютере.
Варианты ответов.
- Продумать героев и сценарий.
- При помощи компьютерной программы нарисовать эскизы героев и задать
анимацию движения.
- Создать объёмный мир для персонажей и самих персонажей в 3В
отображении.
- Создать анимацию для героев.
- Придать чёткость всем объектам и довести мультфильм до логического
завершения, т. Е. собрать все части в единое целое, учитывая размеры и
пропорции.
9. Продолжите определение: «Мультипликация – это…».
Варианты ответов
- технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений с
помощью одного, не изменяющего своего положения, рисунка.
- технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений с
помощью
последовательности
неподвижных
изображений
(кадров),
сменяющих друг друга с некоторой частотой.
- технические приёмы создания изображений в графических редакторах с
помощью инструментов рисования.
- акробатические приёмы создания иллюзии движущихся изображений с
помощью
последовательности
неподвижных
изображений
сменяющих друг друга с некоторой частотой.
10. Установите порядок действий при создании мультфильмов.
Варианты ответов
- Создание персонажей.
- «Оживление» персонажа.
- Озвучивание мультфильма.
- Создание окружающего мира.
- Покадровое создание мультфильма.
Лист мониторинга личностных результатов обучающихся
Критерии оценки
личностных
результатов
Фамилии учащихся
(кадров),
Степень
познавательной
активности
воспитанника
Творческая
активность,
участие в учебных
проектах и
конкурсах
Представления о
принципах и
нормах морали
Уровень
мотивации к
общению и
сотрудничеству
Трудолюбие и
ответственность
Критерии оценки личностных результатов учащихся
Показатели
Степень
познавательной
активности
воспитанника
Уровни освоения
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Не проявляет
постоянного и
устойчивого интереса
к знаниям.
На
занятиях
в
основном пассивен.
Часто
пропускает
занятия
В процессе восприятия
учебного материала
проявляет степень
интереса к знаниям.
Активен, при поддержке
педагога
и
демонстрирует хорошие
способности к обучению.
Занятия
пропускает
редко.
Проявляет высокую
степень интереса к
знаниям. В процессе
получения знаний
активен и организован.
Не пропускает занятия
без уважительной
причины
Творческая
активность,
участие в
учебных
проектах и
конкурсах
Представления
о принципах и
нормах морали
Не
проявляет
интереса
к
деятельности,
является
участникомодного
группового
проекта;
Имеетустойчивый
интерес к творческой
деятельности,
Нарушены
представления
о
принципах и нормах
морали.
Осознает и принимает
ценности государства,
коллектива, семьи,
личности и
индивидуальности
другого человека.
Понимает
необходимость
соблюдения в жизни
норм морали и права.
Уважает и принимает
ценности российского
государства и
общества, коллектива,
семьи, другого
человека как
индивидуальности и
личности.
Руководствуется в
жизни моральными
нормами и законами.
Сохраняет
отстраненную
позицию, временами
полностью избегает
общения и
взаимодействия.
Проявляет интерес к
общественной жизни
коллектива. Открыт для
общения с другими
людьми, но иногда
испытывает затруднения
при установлении
контактов и отношений
сотрудничества.
Занимает социально
активную позицию
(принимает участие в
акциях, волонтерском
движении, является
членом общественных
организаций). Имеет
высокий уровень
мотивации к общению
и сотрудничеству.
Выполняеттолькоту
работу, которая
нравится,
необходимость
дополнительной
работы вызывает
отрицательныеэмоции;
Трудолюбив.Сам
берется даже за
«грязную» работу,
получает
удовольствиеотсложно
й,трудоемкойработы
(уровень
осознанности и
принятия
ценности
российского
участникдвухтрехгрупповыхпроектов
Проявляетярко
выраженный
интерес к
творческой
деятельности;автородно
гоиндивидуального
проекта и участник
групповых проектов
государства
Уровень
мотивации к
общению и
сотрудничеству
Трудолюбие и
Любаяработа
ответственность вызывает
нежелание,приступа
ет к
порученномуделутоль
копоследолгих
понуканий со
стороны взрослого
Модуль 2. Техническое обеспечение для работы мультстудии
Входная анкета-тест
«Мои технические навыки»
1. Ф.И.
2. Являешься ли ты пользователем ПК, подчеркни верное ? Да / нет
3. Если да, для каких целей ты используешь ПК, отметь в таблице?
Функция, для которой используешь ПК
Набор текста
Чтение электронных книг
Рисование
Работа с интернет-источниками для выполнения домашних заданий
Игры
Просмотр видео
Соцсети
Обработка рисунков
Составление коллажей
Сочинение музыки
Монтаж видеороликов
Блог
Другое, напиши
что:
4. Хотел бы научиться снимать и обрабатывать фотографии, монтировать
видеоклипы? Выбери ответ из предлагаемых вариантов, или напиши
свой:
Да, хотел бы
Не знаю
Нет, меня не интересует фотография и видео
Свой вариант:
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
5. Что больше привлекает тебя, фотосъемка, звукозапись или видеомонтаж готового материала?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Тест «Освещение и звук»
1.
2.
3.
4.
5.
Вопрос
Для
съемки портрета
применяется
Жесткий или контрастный
свет применяется
Естественный свет - это
Искусственный свет - это
Для микрофона какого типа
требуется
источник
дополнительного питания
Вариант ответа
Жесткий свет
Рассеянный свет
Для
съёмки Для
съёмки
природы
студии
Все виды ламп
солнце
Все виды ламп
солнце
Конденсаторные
Динамические
в
Тест «Кадр»
1.
2.
3.
Вопрос
В
кадре
движется
автомобиль. С какой
стороны машины должно
быть больше свободного
места?
Правило 2/3 это деление
кадра на 3 равные части
Вариант ответа
Перед
После
Одинаково
автомобилем автомобиля
По
горизонтали
Какой из видов планов Первый
лишний: общий, первый средний
средний, второй средний,
крупный, деталь?
По
По
вертикали и вертикали
по
горизонтали
Деталь
Все нужны,
нет лишних
3.Список литературы.
Список литературы для педагога
1. Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное
пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. – Новосибирск, 2008;
2. Анофриков П.И. Принципы работы детской студии мультипликации.
Методическое пособие детской киностудии «Поиск». – Новосибирск, 2009, 13
с.;
3. Асенин С.В. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной
мультипликации. – М.: Искусство, 2004, 287 с.;
4. Велинский Д.В. Технология процесса производства мультфильмов в
техниках перекладки. Методическое пособие детской киностудии «Поиск». –
Новосибирск, 2014, 29 с.;
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Изд-во
«Просвещение», 1991, 93с.;
6. Габриэль Мартин Ройг. Практический курс рисования. Рисунок и живопись:
Техники, упражнения и приемы шаг за шагом. – Харьков, Белгород: клуб
семейного досуга, 2010, 240с.;
7. Гейн А.Г. Информационная культура. – Екатеринбург, Центр «Учебная
книга»,2003, 265с.;
8. Красный Ю. Е., Курдюкова, Л. И. Мультфильм руками детей. Книга для
учителя/Ю. Е. Красный, Л. И. Курдюкова – М.: Просвещение, 1990г. - 176 с.;
9. Мартинкевич Е. Как нарисовать все, что вы узнали о мультяшках.- М.:
Попурри,2001.-144с.;
10. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. Ступеньки к творчеству.– М.:
Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2012, 159с.;
11. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. Художник в каждом ребенке.– М.:
Просвещение, 2008, 175с.;
12. Макарова Е. Г. Движение образует форму. – М.: Самокат, 2017, 288с.;
13. Пунько Н.П. Секреты детской мультипликации: перекладка: метод.пособие/
Николай Пунько, Ольга Дунаевская. – М.: Линка-Пресс, 2017. – 136 с.;
14. Тихонова Е. Р. Рекомендации по созданию программы занятий детской
студии мультипликации. Методическое пособие детской киностудии «Поиск».
– Новосибирск, 2009, 15с.
Список литературы для обучающихся и родителей
1. Больгерт Н., Больгерт С. Мультстудия «Пластилин» Лепим из пластилина и
снимаем мультфильмы своими руками- Издательство «Робинс», 2012, - 62с. ;
2.Довгялло, Н. Техника и материалы в анимационном фильме. // Искусство в школе. №3. – 2007.
– с.53-54. ;
3. Иткин В.В. Карманная книга мульт-жюриста. Учебное пособие для
начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск» / В. Иткин. –
Новосибирск, 2006,- 21с.;
4. Иткин В.В.«Жизнь за кадром», (методическое пособие), Новосибирск, 200829с.;
5. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. –
М,2007;
6. Крыжановский Б.Н. Искусство мультипликации. – Киев, Мистецтво.: 2011,
118 с.;
8. Сивоконь Е.Я. Если вы любите мультипликацию. Из творческого опыта
режиссера. – Киев, Мистецтво, 2005, 148 с.;
9. Уильямс, Ричард. Аниматор: набор для выживания. Секреты и методы
создания анимации, 3D-графики и компьютерных игр / Ричард Уильямс; (пер.с
англ. Е.Энгельс).-Москва: Эксмо,2020. – 392 с.: ил.;
10. Энциклопедия отечественной мультипликации.- М.: Алгоритм, 2006.-816с.
11.
Асенин,
С.
В.
Волшебники
экрана:
Эстетические
проблемы
современной мультипликации./ С.В.Асенин – М. : Искусство, 2004. - 287 с.
12.
Баженова, Л.М. Наш друг экран: Пособие для учащихся. / Л.М.
Баженова; Вып. 1 (для учащихся 1-2 классов).- М. :Пассим, 1995. - 80 с.
13.
Баженова,
Л.М.
Наш
друг
экран:
Пособие
для
учащихся. /
Л.М.Баженова; Вып. 2 (для учащихся 3-4 классов) - М. :Пассим, 1995. - 80 с.
14.
В мире искусства: Словарь основных терминов по искусствоведению,
эстетике, педагогике и психологии искусства / Сост. Т. К. Каракаш, А. А.
Мелик-Пашаев, науч. ред. А. А. Мелик-Пашаев. – М. : Искусство, 2001. – 384 с.
15.
Иванов-Вано, И.П. Рисованный фильм. [Электронный ресурс] /
И.П.Иванов-Вано, Рисованный фильм; М. :Госкиноиздат, 1950. – Режим
доступа: http://risfilm.narod.
16.
Каранович, А. Г. Мои друзья - куклы. / А.Г. Каранович – М. :
Искусство, 2001. - 175 с.
Аннотации к дополнительной общеразвивающей программе
«Мульти-пульти».
Статус программы: Программа детской мультипликации «Мульти-пульти»
является составительской, модифицированной на основе типовых программ по
детской анимации и мультипликации.
Направленность программы – техническая.
Цель программы - содействие развитию творческой активности обучающихся
через освоение начальных навыков мультипликации.
Состав обучающихся: учащиеся зачисляются без конкурса. Программа
рассчитана на детей с 7-10 лет.
Продолжительность реализации программы 1 год.
Режим занятий: «Стартовый уровень»: Занятия проводятся 4 часа в неделю (2
раза в неделю по 2 часа.Продолжительность занятия 45 минут, перерыв 15
минут).
Форма организации процесса обучения: очная, занятия организуются в учебных
группах и индивидуально.
Краткое содержание: стартовый уровень программы нацелен на развитие
творческих способностей учащихся путем вовлечения их в деятельность по
созданию мультфильма. Содержанием программы является изучение детьми
основ мультипликации. В ходе освоения программы учащиеся знакомятся с
процессом создания мультфильмов в различных техниках, пробуют себя в
качестве операторов, режиссеров, художников, сценаристов. Практическую
часть программы составляет создание мультфильмов по авторским сценариям
детей. Обучение разнообразным техникам изготовления героев из различных
материалов (бумаги, пластилина, природного и нетрадиционного материала и
т.п.)
Ожидаемый результат: Овладение навыками и умениями работы с различными
материалами и оборудованием для съемки мультфильмов. Проявление
социальной и творческой активности детей через их участие в творческих
мультпроектах, проектной деятельности, конкурсах и выставках различного
уровня. Воспитание адекватной самооценки. Формирование позитивной
мотивации к трудовой деятельности и развитие творческого потенциала.
По результатам освоения данной программы, учащиеся стартового уровня
должны
знать:
- историю мультипликации;
- правила организации рабочего места;
- виды мультфильмов (по жанру, метражу, по технике исполнения);
- этапы создания мультфильма;
- название и назначение технического оборудования;
- возможности
применения
различных
видов
изобразительного
и
декоративно-прикладного творчества в анимации: (лепка, рисунок, коллаж,
шитье и т. д.)
уметь:
- изготавливать персонажей мультфильмов из пластилина, ткани, бумаги и т.п.;
- устанавливать штатив с видеокамерой, проводить съемку под наблюдением
педагога;
- применять различные виды изобразительного и декоративного творчества
(рисунок, лепка, природный и другие материалы) для изготовления фонов,
декораций;
- делать простейшую «раскадровку» с помощью педагога;
- использовать средства художественной изобразительности: крупность плана,
свет и тень;
- озвучивать героев.