1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка.
Направленность
общеразвивающей
программы
–
туристско-
краеведческая.
Программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми
документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г.
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»,
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года N 678р),
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»,
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. «Санитарно – эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
- СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов средств обитания»,
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеразвивающих программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»,
- Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2023 № 1678 «Об
утверждении
правил
применения
образовательную деятельность,
организациями,
электронного
осуществляющими
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ,
- Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области
от
29.06.2023
№
785-Д
«Об
утверждении
Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии
с социальным сертификатом»,
- Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021
г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»,
- Уставом МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н.Е. Бобровой» (Приказ №60-Д от
03.03.2016),
- Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах МБУ ДО ПГО «Центр развития творчества им. Н.Е. Бобровой».
Актуальность общеразвивающей программы обусловлена тем, что в
настоящее время приоритетными задач Стратегии развития воспитания
Свердловской области названы выявление и воспитания, связанных с
формированием личности ребенка, будущего гражданина и достойного члена
общества, активно участвующего в развитии «малой Родины»; создание
условий по формированию у детей патриотического сознания
Туристско-краеведческая деятельность способствует всестороннему
развитию личности ребенка, совершенствованию его интеллектуального,
духовного и физического развития, способствует становлению сферы
предметного
общения
внутри
позитивных жизненных ценностей.
детского
коллектива,
формированию
Программа обращает большое внимание на введение в обучение
эмоционально-личностного контекста, индивидуального подхода к ребенку,
развитие сотрудничества педагога и обучающегося, которое предполагает
практическое осознание необходимости перехода на принципы доверия,
взаимопомощи,
взаимной
ответственности
обучающегося
и
педагога.
Опираясь на внутренние силы, задатки, способности и возможности детей,
которые раскрываются благодаря таким занятиям, ребенок становится более
свободным и уверенным в своих силах. Благоприятный эмоциональный фон
доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, внимательное,
отношение к детским проблемам, атмосфера доверия – все это обеспечивает
общую педагогическую поддержку обучающихся, а главное – своевременную
и адресную помощь, что очень важно в современном мире, мире нехватки
межличностного общения и позитивного настроя. Поэтому программа
пользуется спросом у детей и родителей.
Важной проблемой современного общества является возвращение к
истокам нашей культуры, возрождение идеи национального и культурного
единства, формирование патриотических чувств у подрастающего поколения.
Эта проблема перекликается с необходимостью воспитания чувства уважения
и бережного отношения к памятникам истории и культуры. Именно в
процессе изучения культуры и быта наших древних предков и их отношения
ко всему живому на земле может формироваться бережного отношения к
природе и к родному краю. Возможность прикоснуться к археологическому
наследию
Урала позволяет осознать историко-культурную ценность родной
земли.
Новизна
программы
заключается
в
том,
что
она
позволяет
познакомиться обучающимся с теоретическими знаниями по археологии,
участвовать в экспериментальной работе.
Отличительные особенности общеразвивающей программы. Данная
программа разработана на основе программы Серикова Ю.Б., Сериковой Л.В.
Древний человек и его место в окружающей среде (Программа историкоэкологического курса для учащихся 6-7 классов общеобразовательных школ,
гимназий, лицеев Нижнего Тагила и горнозаводского округа Свердловской
области. Нижний Тагил.1999 г.), программа Кочкиной А.Ф. «Юные
археологи» (Самара 1997).Знакомство с миром археологии проходит через
реконструкции, макетирование, проектную деятельность.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Юный
археолог»
является разноуровневой. Это предполагает реализацию параллельных
процессов освоения
содержания
программы на
его разных
уровнях
углублённости, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и
стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.
Содержание программы предполагает освоение базового уровняна
протяжении двух лет.
Каждый блок является законченным этапом обучения, и в то же время
основой для дальнейшего продвижения ребенка.
В
программу
базового
уровня
(1-2
год
обучения)
включены
блоки:«Археология» «Туристско-краеведческая и проектная деятельность»,
которые рассчитаны на групповое и индивидуальное освоение материала.
Освоение базового уровня является основанием для перехода на продвинутый
уровень программы.
В
теоретическом
разделе
программы
отражены
принципы
взаимодействия основного и дополнительного образования: обеспечение
непрерывности образования, развитие технологии и идеи личностноориентированного образования, создание условий для формирования опыта
творческой самостоятельности подростка и сохранение свободы детского
пространства. Последовательность разделов учебного материала имеет
логическую завершенность: теоретические сведения подтверждаются и
подкрепляются
практическими
занятиями.
Учитывая
целесообразность,
педагог может менять темы занятий местами.
Особенностью первого года – знакомство с основами археологии,
макетирование, реконструкция и моделирование древних артефактов и
технологий.
На втором году внимание уделяется памятникам археологии Уральского
региона и основам проектной деятельности.
Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая
принцип группового обучения с использованием индивидуального подхода.
На занятиях предусмотрен дифференцированный подход, учитывающий
индивидуальные способности обучающихся.
Адресат общеразвивающей программы.
Программа рассчитана на учащихся 10-13 лет. Набор в группу обучения
свободный. Наполняемость в группе 1-2 годов обучения составляет 13-15
человек.
Базовый уровень предполагает возрастные составы групп:
Первый год обучения – 10-11 лет,
Второй год обучения – 12-13 лет.
Программа реализуется в течение 2-х лет и адресована подросткам 10-13
лет. Для этого возраста характерны потребность в самоутверждении, чувство
взрослости, открытости, независимости. Этот период в жизни подростков
является временем формирования социальных ценностей. Ведущим видом
деятельности в этом возрасте является общение. Обучение в рамках
программы удовлетворяет эту подростковую потребность. На занятиях
создаются условия для разных форм общения, влияющих на развитие
познавательной и творческой активности детей. Это общение со сверстниками
при работе в творческих группах и в целом в объединении, свободный обмен
мнениями, выполнение заданий, организация и проведение музейных
мероприятий, экскурсий и массовых мероприятий по плану музея, подготовка
и защита проектов на конференциях.
В группу первого года обучения принимаются все желающие дети в
соответствии с заявленным возрастом и проявляющие интерес к археологии
или смежным наукам.
В
группу
прошедшие
второго
программу
года
обучения
первого
года
принимаются
обучения
обучающиеся,
базового
уровня.
Дополнительный набор в группу 2-го года обучения проводится после
собеседования.
Режим занятий:
Базовый уровень (1 год обучения)4 часа в неделю: 1 раз в неделю2 часа
теоретическое занятие, 1 раз в месяц практическое занятие в форме экскурсий
в музеи и на памятники археологии.
Базовый уровень (2 год обучения) 6 часов в неделю: 4 часа в неделю
теоретическое занятие: 2 раза в неделю по 2 часа, 1 раз в месяц практическое
занятие в форме экскурсий в музеи и на памятники археологии.
Объём общеразвивающей программы составляет410 часа:
Базовый уровень (1 год обучения) - 164 часа (включая экскурсии);
Базовый уровень (2 год обучения) - 246 часов (включая экскурсии).
Срок освоения общеразвивающей программы – 2 года.
Формы обучения (базовый уровень): очная, возможно обучение с
использованием дистанционных форм обучения. Занятия проводятся в
группах и звеньях в кабинете образовательного учреждения или в форме
экскурсий в музеи и на памятники археологии.
Виды занятий (базовый уровень). Занятия могут проводиться в виде
лекции, беседы, игры, экскурсии, практические занятия по изготовлению
макетов и моделей на 1 году обучения, на 2 году обучения добавляются
индивидуальные занятия по проектной деятельности.
Дистанционные формы: занятия на платформе Zoom, Рadlet.
Формы
подведения
общеразвивающей
итогов
программы:
беседа,
реализации
дополнительной
практическая
работа,
опрос,
тестирование, защита работы (проекта).
1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель
программы
базового
уровня:
формирование
бережного
отношения к древней истории края через изучение памятников археологии и
первобытной истории человечества.
Задачи (1 год обучения):
Обучающие:
- приобрести знания о древней истории и населении родного края,
-
сформировать
навыки
работы
с
археологическими
источниками,
артефактами,
- освоить базовые навыки проектной деятельности.
Развивающие:
- развивать познавательную и творческую деятельности учащихся,
-
развивать
познавательный
интерес
к
истории
родного
края,
интеллектуальные способности, кругозор учащихся.
Воспитательные:
- формировать бережное отношение к историческому наследию края как части
историко-культурного наследия страны в целом,
- воспитывать уважительное отношения к окружающим людям, усвоение
общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и
близких.
Задачи (2 год обучения):
Обучающие:
- знакомство с археологическими культурами Урала,
- развитие навыков работы с археологическими коллекциями с использованием
микроскопа,
- развитие навыков проектной деятельности.
Развивающие:
-развивать познавательную и творческую деятельности учащихся,
-развивать
познавательный
интерес
к
древней
истории
Урала,
интеллектуальные способности.
Воспитательные:
- формировать ответственное отношение к окружающему миру,
- развиватьпознавательный интерес к истории родного края,интеллектуальные
способности, кругозор учащихся.
1.3.Планируемые результаты
Базовый уровень (1 год обучения)
Метапредметные результаты:
- знание основ проектной деятельности,
- навыки самостоятельного включения в разнообразную деятельность по
самообразованию.
Личностные:
- развитыпознавательные и творческие способности,
- сформировано бережное отношение к археологическому наследию края,
Предметные:
- знание памятников археологии Полевского района, основные особенности и
этапы развития древнейшей истории,
- знание сказов П.П.Бажова о Полевском,
- умение проводить реконструкцию, изготавливать макет жилища, оружия,
представлять целостную картину жизни древнего человека.
Базовый уровень (2 год обучения)
Метапредметные результаты:
- формулирование проблемы после рассмотрения какой-либо ситуации,
порождающей проблемы,
- формулирование цели деятельности по заданному результату,
- формулирование задачи, исходя из формулировки цели,
-использование
естественнонаучных
методов
и
приѐмов,
проекта/исследован наблюдение, эксперимент,
- использование некоторых методов получения знаний: опросы, описание,
- умение находить необходимую информацию, работать с источниками,
- умение составлять список литературы,
- умение наглядно и логично представлять результаты своей деятельности.
Личностные:
-развиты познавательные и творческие способности,
- сформировано бережного отношения к археологическому наследию края,
- развито критическое отношение к суждениям, мнениям, оценкам.
как
Предметные:
- знание основных памятников археологии Урала, основных особенностей и
этапов развития древнейшей истории,
- умение провести реконструкцию, изготовить макет жилища, оружия,
представить целостную картину жизни древнего человека.
№
1.
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16
1.4.Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план.
Базовый уровень (1 год обучения).
Название разделов, тем
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практ
ика
Собеседование
Введение в предмет
1
1
0
Археология и
57
32
25
краеведение
Археологическая
1
1
0
Тест
периодизация и
хронология
Происхождение
1
1
0
Собеседование
человека
Жилища. Пещера, чум,
5
2
3
Выставка работ
полуземлянка
Керамика. Гончарство
4
1
3
Практическая
работа
Камеральная обработка
2
1
1
Практическая
керамики
работа
Ткачество, прядение,
2
1
1
Выставка работ
плетение
Орудия труда.
4
2
2
Практическая
Археологический
работа
рисунок.
Погребения
2
2
0
Собеседование
Искусство
4
2
2
Собеседование
Одежда, украшения
4
2
2
Выставка работ
Оружие охоты
2
2
0
Собеседование
Металлургия
4
2
2
Практическая
работа
Огонь
2
1
1
Игра
Собирательство.
4
2
2
Практическая
Земледелие
работа
Транспорт
4
2
2
Практическая
работа
Виды археологических
2
2
0
Практическая
2.17
2.18
2.19
2.20
2.21
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
памятников
Науки, смежные с
археологией
Полевской край в ХVII
– в XVIII вв.
Ремесла в Полевском
работа
Практическая
работа
Игра
2
2
0
2
2
0
2
2
0
Практическая
работа
П. П. Бажов
Полевской XIX-XX век
Туристскокраеведческая
деятельность
Туристские навыки,
ориентирование (карта,
компас,
ориентирование)
4
2
72
1
1
2
3
1
54
Квест
Тест
2
2
0
Собеседование
Подготовка к выставке
в СОКМ
Экскурсия на г.Думная
Поход на Красную гору
Экскурсия в МК
«Северская домна»
Поход в Косой брод
Поход на Штанговский
пруд
Поход Теплое озеро
Экскурсия в
Свердловский обл.
краевед музей
Поход р. Чусовая
2
0
2
8
8
4
0
0
0
8
8
4
Практическая
работа
Фотоотчёт
Фотоотчёт
Собеседование
8
8
0
0
8
8
Фотоотчёт
Фотоотчёт
8
8
0
0
8
8
Фотоотчёт
Фотоотчёт
8
0
8
Фотоотчёт
Подготовка к
экспедиции
Проектная
деятельность
Типы и виды проектов
Этапы выполнения
проекта
Участие в акции «Ночь
музеев»
Квест «Майский
экстрим»
Заключительное
8
0
8
Практическая
работа
18
2
16
2
2
1
1
1
1
4
0
4
8
0
8
2
0
2
Анализ проектов
Практическая
работа
Практическая
работа
Участие в
мероприятии
Анкетирование
5
5.1
5.2
5.3
5.4
занятие. Диагностика.
Полевая практика
Работа на
экспериментальных
площадках
(керамическая)
Работа на
экспериментальных
площадках (ткачество,
плетение)
Работа на
экспериментальных
площадках (обработка
камня)
Работа на
экспериментальных
площадках (стрельба из
лука)
Итого
игра
16
4
0
0
16
4
Выставка работ
4
0
4
Выставка работ
4
0
4
Выставка работ
4
0
4
Выставка работ
164
37
127
Содержание учебного (тематического) плана.
Базовый уровень (1 год обучения)
1.Введение в предмет. (1час)
Теория: Знакомство с программой курса. Знакомство с объединением, его
историей и традициями; планами работы на год.
Практика не предполагается.
2. Археология и краеведение
2.1.Археологическая периодизация и хронология. (1 час)
Теория: Принципы выделения основных периодов в археологии. Хронология.
Практика не предполагается.
2.2. Происхождение человека. (1 час)
Теория: Происхождение жизни на Земле. Легенды о сотворении мира. Идеи
Дарвина. Появление человека. Ископаемые предки человека.
Практика не предполагается.
2.3.
Жилища. Пещера, чум, полуземлянка. (5 часов)
Теория: Эволюция жилища. Исследование жилища
Практика: Создание макетов жилища.
археологами.
2.4. Керамика. Гончарство. (4 часа)
Теория: Возникновение гончарства. Формы сосуда. Орнаментация сосудов.
Тесто из глины.
Практика: Изготовление глиняной посуды различными способами.
2.5. Камеральная обработка керамики. (2 часа)
Теория: Требования к камеральной обработке артефактов.
Практика: По камеральной обработке керамики.
2.6. Ткачество, прядение. (2 часа)
Теория: Изготовление нитей из растительных волокон и шерсти. Способы
ткачества. Практика работа: Прядение на ткацком станке, на рамках, на бердо.
2.7. Орудия труда. Археологический рисунок. (4 часа)
Теория: Способы обработки камня в каменном веке. Орудия труда из камня.
Практика: Археологический рисунок.
2.8. Погребения. (2 часа)
Теория: Погребальные обряды разных эпох и народов. Виды археологических
памятников. Тешик-Таш. Пещера Камень Дождевой.
Практика не предполагается.
2.9. Искусство. (4 часа)
Теория: Палеолитическое пещерное искусство. Мобильное (переносное)
искусство.Наскальная живопись.
Практика: Рисунок на камне.
2.10. Одежда, украшения. (4 часа)
Теория: Возникновение одежды и её виды. Способы украшения одежды и
сакральный смысл украшений. Шаманский костюм.
Практика: Изготовление украшений.
2.11. Оружие охоты. (2 часа)
Теория: Способы охоты. Оружие охотников: копьё, дротик, болла, лук и
стрелы.
Практика: Изготовление оружия.
2.12. Металлургия. (4 часов)
Теория: Добыча медной руды. Технология выплавки металла.
Практика: Изготовление литейных форм из глины, талька.
2.13. Огонь. (2 часа)
Теория: Использование огня. Способы добывания огня древним человеком.
2.14. Собирательство. Земледелие. (4 часа)
Теория: Собирательство. Зарождение земледелия.
Практика: Изготовление хлебных лепёшек и травяного чая.
2.15. Транспорт (4 часа)
Теория: Способы перемещения: водный транспорт, сухопутный.
Практика: Реконструкция снегоступов.
2.16. Виды памятников археологии (2 часа)
Теория: Памятники археологии: стоянка, поселение, городище, курган и пр.
2.17. Науки, смежные с археологией (2 часа)
Теория: палеонтология, палеозоология, палеоботаника, геология.
2.18.Полевской край в ХVII – в XVIII вв. (2 часа)
Теория: Открытие Гумёшевского месторождения. Рудознатцы С. Бабин и
К.Сулеев. Полевской Медеплавильный завод. Северский железоделательный
завод. Турчанинов.
2.19. Ремесла в Полевском (2 часа)
Теория: основные ремесла в Полевском районе: углежжение, камнерезное,
старатели, сплавщики, рудокопы, металлурги.
2.20.П.П.Бажов. (5часов)
Биография П.П.Бажова. Сказы о Полевском.
2.21.Полевской XIX-XX век. (2 часа)
Теория: Развитие образования в Полевском. Великая отечественная война.
Практика: Экскурсия в музей образования.
3. Туристско-краеведческая деятельность
3.1. Туристские навыки (карта, компас, ориентирование) (2 часа)
Теория: Как одеться в поход. Что нужно брать в поход. Правила поведения в
походе. Разработка маршрута. Изучение топографических знаков, работа с
картой и компасом. Масштаб.
1.4.
Подготовка к выставке в СОКМ
Теория: Знакомство с положением выставки «Древность Урала»
Практика: Подготовка экспонатов на выставку.
3.3. Экскурсия на г. Думная. (8 часов)
Практика: Экскурсия «Древнее городище».
3.4.Экскурсия на Красную гору. (8 часа)
Практика. Разработка карты.
3.5. Экскурсия в МК Северскую домну (4 часа)
Практика: Экскурсия.
3.6. Экскурсия в Косой брод. (8 часов)
Практика: Добыча талька.
3.7. Экскурсия на Штанговский пруд (8 часов).
Практика: Определение азимута. Правила ориентирования в лесу.
3.8. Экскурсия Теплое озеро (8 часов).
Практика: Ориентирование с помощью карты и компаса.
3.9. Экскурсия в Свердловский областной краеведческий музей
3.10. Экскурсияр. Чусовая
3.10. Подготовка к экспедиции. (8 часов)
Практика: Подготовка туристического снаряжения (палаток, кострового
оборудования и пр.).
4.Проектная деятельность (36 часов)
4.1. Типы и виды проектов(2 часа)
Теория: Типология иклассификация проектов.
Практика: Выбор темы, формы и типа проекта.
4.2.Этапы выполнения проекта. (2 часа)
Теория:
Этапы
индивидуальной
организации
и
проектной,
коллективной
деятельности.
проектной
Планирование
деятельности.
Алгоритм
проектной деятельности.
Практика: Индивидуальная работа над проектами в рамках курса «Мир
археологии».
4.3. Участие в акции «Ночь музеев» (4 часа)
Теория:
Подготовка
и
проведение
мероприятия
«Ночь
музея
в
археологическом музее Полевского края».
Практика: Участие в акции.
4.4.Квест «Майский экстрим» (8 часов)
Теория отсутствует.
Практика: Участие в игровой программе.
4.8.Заключительное занятие. Диагностика (2 часа).
5.Полевая практика. (16 часов)
5.1 Работа на экспериментальных площадках (керамическая)(4 часа)
Практика: Изготовление глиняного формовочной массы. Формовка сосудов.
Орнаментация. Сушка и обжиг сосудов.
5.2 Работа на экспериментальных площадках (ткачество, плетение)(4
часа)
Плетение поясов.
5.3 Работа на экспериментальных площадках (обработка камня)(4 часа)
Техника безопасности при работе с камнем. Обработка техникой скола.
Изготовления отщепов, орудий на отщепах.
5.4 Работа на экспериментальных площадках (орудия охоты)(4 часа)
Изготовления лука и стрел. Праща и болла.
Учебный (тематический) план.
Базовый уровень (2 год обучения).
Название разделов, тем
№
1.
1.1.
1.2.
1.3.
Количество часов
Формы
Тео Прак аттестации/
Всего
рия тика контроля
Блок 1. Археология Урала
132
59
73
Введение в предмет.
9
1
8
Собеседован
Квест «Осень Уральского
ие
следопыта»
Основные
понятия
об
Собеседован
археологии. Археология в
1
1
0
ие
системе гуманитарных и
естественных наук.
Методы
археологических
исследований.
10
2
8
Фотоотчёт
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
1.12.
1.13.
1.14.
1.15.
1.16.
Археологическая
периодизация и хронология
Естественнонаучная история
Земли.
Происхождение
человека.
Палеолит
древний
каменный век.
Приспособление человека к
природе каменного века
Минеральное сырье и его
использование человеком в
каменном веке. Экскурсия на
Тальковый карьер
Памятники
археологии
палеолита
Долина р. Чусовая
Мезолит – средний каменный
век.
Хозяйственный циклический
календарь как регулятор
взаимоотношений человека и
окружающей среды
Памятники
археологии
мезолита
Г. Острая
Неолит.
Неолитическая
революция.
Торфяники
Урала
ценнейший
источник
о
взаимодействии человека и
природы
Памятники
археологии
неолита
Экскурсия в музей
Энеолит.
1.17. Бронзовый век.
Становление производящего
хозяйства в бронзовом веке
1.18. Зарождение
и
развитие
цветной
металлургии
на
Урале
Археологические культуры
раннего
железного
века.
Экскурсия г. Баженова
Тест
2
2
1
2
2
1
1
0
1
Собеседован
ие
8
2
2
2
6
2
2
1
0
6
10
3
2
8
Игра,
выставка
Собеседован
ие
Собеседован
ие
2
8
1
0
83
Фотоотчёт
44
32
11
3
2
2
1
1
Собеседован
ие
Изготовлени
е календаря
2
10
4
22
81
Собеседован
ие
2
4
0
2
0
Игра
44
2
2
4
2
10
4
2
2
4
4
4
2
2
2
2
12
2
4
2
2
4
2
Собеседован
ие
2
8
2
Собеседован
ие
0
Тест
02
Собеседован
ие
2
8
Собеседован
ие
1.19. Эпоха Великого переселения
народов
Местное население Урала и
различные
экологические
ниши его обитания в эпоху
средневековья
1.20. Образ мирового дерева в
мифологии финноугорского
населения Среднего Зауралья
как свидетельство единства
1.21. Роль русской колонизации в
нарушении экологического
равновесия на Урале
1.22. Камеральная
обработка
археологических материалов.
1.23. Методика
проведения
археологических работ.
1.24. Организация
археологической экспедиции.
1.25. Мировые
памятники
археологии
2
2
0
1
Игравикторина
2
Собеседован
ие
1
2
2
Собеседован
ие
0
2
1
1
4
2
2
Практическо
е занятие
Фотоотчёт
Практическо
е занятие
Практическо
е занятие
6
6
2
6
4
0
1.26. История развития археологии
6
6
0
Блок
2.
Проектная
деятельность Требование к написанию
ученической
научноисследовательской
работы
(УНИР).
Подготовка индивидуальных
планов написания УНИР,
проекта
Начальный этап работы.
Определение темы, цели,
методов, задач исследования.
Работа над содержанием
УНИР, проекта
Работа над теоретической
частью УНИР, проекта
Работа
с
научной
литературой,
полевыми
отчётами.
Консультации
со
специалистами,
учёными,
работа с археологическими
коллекциями
92
24
68
2
1
1
Игра
2
1
1
Диспут
12
6
6
Практическо
е занятие
4
2
2
6
2
4
6
2
4
Практическо
е занятие
1
глава
проекта
Конспект
4
1
3
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
Описание
коллекции
Анализ
фактологических
материалов,
определение
проблемной ситуации
Работа над практической
частью УНИР, оформление
основной части исследования
Оформление
выводов
и
заключения.
Изготовление
наглядных
пособий,
приложения,
презентаций
Правила оформление списка
использованной литературы.
4
2
2
Собеседован
ие
6
1
5
2
глава
проекта
4
1
3
4
1
3
Собеседован
ие
Подготовка
презентации
4
1
3
Подготовка
к
защите
реферата
2.14 Защита
исследовательских
работ и рефератов, участие в
конференциях
2.15 Подведение итогов работы
над проектом, исправление
недочётов.
2.16 Подготовка тезисов, статьи
6
2
4
12
0
12
4
0
4
Анализ
работы
2
1
1
0
0
8
2
Готовая
статья,
тезисы
Фотоотчёт
Тест
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.17
2.18
Квест «Майский экстрим»
Археология Урала в мировой
археологии.
8
2
3.
3.1
Полевая практика
Работа на экспериментальных
площадках (керамическая)
Работа на экспериментальных
площадках (обработка камня)
Работа на экспериментальных
площадках
(металлургическая)
Работа
на
туристской
площадке
Итого:
24
4
0
24
4
4
0
4
4
0
4
8
0
8
246
76
170
3.2
3.3
3.4
Составление
списка
литературы
Текст
выступления
Выступление
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Содержание учебного (тематического) плана.
Базовый уровень (2 год обучения).
Археология Урала.
1. 1. Введение в предмет. (1+8 час).
Теория. Знакомство с объединением, его историей и традициями; планами
работы на год.
Практика. Квест «Осень Уральского следопыта»
1.2.
Основные
понятия
об
археологии.
Археология
в
системе
гуманитарных и естественных наук. (1 час)
Теория: Археология как наука. Задачи археологии.
Археологические источники. Археология в системе гуманитарных и
естественных наук.
Вклад членов УАОЛе в изучение древней истории Урала.
Практика не предполагается.
1.3. Методы археологических исследований (10 часов).
Теория: Полевая археология: разведки и раскопки. Требования и правила
проведения полевых археологических исследований.
Методы
научных
исследований,
применяемые
в
археологии:
естественнонаучные методы (металлография, химический и спектральный
анализ,
трасологический
метод),
эксперимент,
моделирование,
типологический метод, математический метод.
Практика: работа в полевых условиях на раскопах и фиксация находок в
археологической лаборатории.
1.4 Археологическая периодизация и хронология (2 часа).
Теория: Принципы выделения основных периодов в археологии. Хронология.
Относительное
и
абсолютное
датирование.
Методы
археологического
датирования: по письменным источникам, по монетам, по аналогиям,
дендрохронология,
естественнонаучные
методы
датирования
(радиоуглеродный, термолюминесцентный и т.д.).
Практика: составление таблиц «Относительная и абсолютная датировка в
археологии».
1.5.
Естественнонаучная история Земли. Происхождение человека.
(2часа).
Теория: Геологические этапы в истории Земли. Происхождение жизни на
Земле. Легенды о сотворении мира. Идеи Дарвина. Появление человека.
Ископаемые предки человека. Расселение человека. Homosapiens: его занятия
и образ жизни.
Практика не предполагается.
1.6. Палеолит - древний каменный век. (8часов)
Теория: Этапы палеолита: нижний палеолит, мустье, верхний палеолит.
Основные памятники археологии эпохи палеолита. Материальная культура и
виды деятельности.
Палеолитическое искусство. Обряды и верования, живопись, скульптура.
Памятники древнейшего искусства: Альтамира, Ляско, Капова пещера,
стоянки
Костёнки, Мальта, Буреть. Природа Урала в доледниковое и
ледниковое время.
Водно-ледниковые
барьеры.
Границы
максимального
оледенения.
Трансгрессии и регрессии Каспия. Узбойский и Тургайский проливы.
Пути и время первоначального заселения Урала. Раннепалеолитические
памятники Среднего Зауралья. Река Чусовая и ее значение в первоначальном
заселении Среднего Зауралья.
Практика: изготовление макетов жилищ, археологический рисунок.
1.7. Приспособление человека к природе каменного века. (2 часа)
Теория: Освоение пещер Урала и их использование древним человеком.
Огонь, жилища, одежда – свидетельства приспособления человека к
окружающей среде.
Использование географического фактора для выбора места поселений
древнего человека.
Использование
человеком
растений
эпохи палеолита.
Собирательство.
Животные эпохи плейстоцена и их роль в жизни древнего человека. Охота и ее
виды. Использование древнейшим человеком «кладбищ» мамонтов.
Практика: Не предполагается.
1.8. Минеральное сырье и его использование человеком в каменном веке.
(10часов)
Теория:
Использование
свойств
минералов
приспособления человека к окружающей среде.
как
один
из
факторов
Орудия труда и их значение в освоении человеком природной среды. Виды
минерального сырья и их использование человеком каменного века.
Диалектическая взаимосвязь сырья и техники обработки орудий.
Практика: Экскурсия на Тальковый карьер.
1.9.Памятники археологии каменного века. (8 часов)
Теория: Не предполагается
Практика: Экскурсия в долину р. Чусовая.
1.10. Мезолит – средний каменный век. (4 часа)
Теория: Характерные черты этого периода. Важнейшие изобретения человека.
Особенности
технологии
каменной
индустрии
эпохи
мезолита.
Мезолитические культуры на территории России.
Окончание ледникового периода. Глобальные изменения в природной среде.
Исчезновение крупных животных - мамонта и носорога. Переход к
геологической современности.
Влияние природных изменений на распад палеолитических общин. Переход от
коллективной к индивидуальной охоте.
Приручение собаки. Изобретение и широкое распространение лука и стрел свидетельства приспособления человека к изменившейся природной среде.
Специализация охотничьего вооружения. Распространение вкладышевой
техники изготовления орудий. Появление «экологических» наконечников
стрел.
Освоение проточных озер и их роль в системе хозяйства населения Урала в
эпоху мезолита. Развитие рыболовства.
Сырьевой кризис каменного века и его влияние на первобытную технику.
Особенности взаимосвязи минерального сырья и техники его обработки в
эпоху мезолита. Способы преодоления сырьевого кризиса древним человеком.
Практика: Обработка кости.
1.11.Хозяйственный
циклический
календарь
как
регулятор
взаимоотношений человека и окружающей среды. (2часа)
Теория: Биологические ритмы промысловых животных. Добыча животных и
охрана животных - диалектический принцип взаимодействия человека и
природы. Календарные сроки охоты на определенный вид животных - основа
сохранения популяции животных и выживания самого человека. Значение
института табу в охотничьем хозяйстве.
Практика: Изготовление календаря по аналогии с древним .
1.12. Памятники археологии мезолита. (10 часа)
Теория: Голый камень. Каменные Палатки.
Практика: экскурсия г. Острая.
1.13. Неолит. Неолитическая революция. (2 часа)
Теория: Доместикация растений и животных.
Неолитическая революция.
Зарождение гончарства, ткачества. Неолитические культуры.
Хозяйство, обычаи и верования населения эпохи неолита.
Практическое занятие: изготовление макетов глиняной посуды.
Центры одомашнивания животных и культивации растений. Гипотезы о
причинах и путях одомашнивания растений и животных и использования их
полезных свойств. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Дальнейшее
освоение
минерального
сырья.
Древнейшие
шахты
и
производственные мастерские. Каменная индустрия неолита. Появление
керамики. Способы изготовления керамических сосудов. Использование
человеком природных ресурсов для изготовления орудий труда, жилищ,
утвари, одежды, украшений.
Особенности перехода к производящему хозяйству на Урале.
Практика не предполагается.
1.14.Торфяники
Урала
ценнейший
-
источник
информации
о
взаимодействии человека и природы. (4часа)
Теория: Проточные озера – основной источник пищи в неолитическую эпоху.
Сетевое
и
закольное
рыболовство.
Охота
на
водопоях.
Охота
на
водоплавающую птицу.
Торфяниковые
памятники
–
уникальные
археологические
источники,
свидетельствующие об особенностях взаимодействия человека и природной
среды Урала. Остатки жилищ, деревянная утварь, изделия из кожи и бересты,
средства транспорта, предметы культа.
Практика не предполагается.
1.15. Памятники археологии неолита. (10 часов)
Теория: Природные явления и первобытные религии. Пещерное святилище.
Культовые места на вершинах гор. Обожествление камней, скал, гор, пещер и
других природных объектов.
Река Чусовая и ее значение в культовой жизни первобытного человека.
Образы животных в первобытной религии, мифологии и искусстве.
Первобытные мифы как отражение взаимодействия человека и природной
среды. Солярные культы. Культы плодородия и материнства.
Практика. Экскурсия в археологический музей.
1.16.Энеолит. (4 часа)
Теория: Знакомство человека с металлом. Образ жизни людей и их занятия.
Особенности культур ранних земледельцев на юге России, Украины, Средней
Азии, Закавказья (трипольская культура, джейтунская культура, культура
Анау).
Практика не предполагается.
1.17.Бронзовый век. Становление производящего хозяйства в бронзовом
веке. (2 часа)
Теория: Особенности хозяйства племён эпохи бронзы, выделение металлургии
и металлообработки как ремесла.
Культуры бронзового века лесостепной полосы России, Урала, Сибири.
Верования и искусство племён эпохи бронзы.
Развитие хозяйственно-культурных типов и дифференциация культуры в
разных
природно-климатических
зонах.
Способы
ведения
хозяйства.
Изменения климата и их воздействия на изменения хозяйства и материальной
культуры.
Практика не предполагается.
1.18.Зарождение
и
развитие
цветной
металлургии
на
Археологические культуры раннего железного века. (4+8часов)
Урале.
Теория: Открытие металлургии как следствие сырьевого кризиса. Виды
медных руд. Горные выработки. Способы выплавки и обработки меди в
древности. Появление бронзы. Использование бронзовых орудий для усиления
давления на окружающую природную среду.
Открытие железа. Сыродутный процесс получения железа. Виды железных
руд и способы их добычи. Плавильные места на вершинах гор.
Взаимосвязь выплавки железа и культовых обрядов, связанных с «небесным
огнем». Святилища солярной направленности как одно из средств познания
природы и влияния на нее.
Расширение пахотных земель. Земледелие мотыжное, плужное, подсечное.
Скотоводство отгонное, пастушеское, кочевое. Использование металлов и
строительных материалов. Освоение человеком пространства. Сухопутные и
водные транспортные средства.
Рост населения и развитие земледелия и скотоводства - свидетельство
усиления давления человека на природу. Первые результаты отрицательного
воздействия человека на природную среду. Нарастание экологической
напряженности в конце железного века
Освоение человеком железа, технические новшества в материальном
производстве. Изменения в
общественных отношениях.
Скифо-сибирский мир.
Ранний железный век в Среднем Поволжье, Прикамье, Урале, Восточной
Европе. Сарматы и савроматы.
Сибирь и Алтай в эпоху раннего железа. Пазарыкские курганы.
Искусство раннего железного века. Скифо-сарматский звериный стиль
Практика: Экскурсия г. Баженова.
1.19. Эпоха Великого переселения народов. Местное население Урала и
различные экологические ниши его обитания в эпоху средневековья (2
часа)
Теория: Господство ираноязычного населения в южнорусских степях в начале
первого тысячелетия нашей эры. Нашествие гуннов в 370-е годы.
Практика не предполагается.
1.20. Образ мирового дерева в мифологии финно-угорского населения
Среднего Зауралья как свидетельство единства человека и природного
окружения. (2 часа).
Теория. Отражение цикличности определенных природных и биологических
ритмов в обрядах и мифах финно-угорского населения Среднего Зауралья.
Образ мирового дерева в мифологии местного населения.
Практика не предполагается.
1. 21. Роль русской колонизации в нарушении экологического равновесия
на Урале. (2 час)
Теория: Проникновение русского населения на Урал. Реки Урала в маршрутах
русского населения. Поход Ермака. Значение реки Чусовая в освоении
Среднего Урала русскими.
Знакомство русского населения с богатствами Урала. Начало освоения
минеральных
ресурсов
Среднего
Урала
в
XVII
веке.
Первые
железоделательные заводы Среднего Зауралья.
Роль русской колонизации Урала в нарушении экологического равновесия,
достигнутого в предыдущие эпохи.
Практика не предполагается.
1. 22. Камеральная обработка археологических материалов. (2 часа)
Теория: Обработка, описание археологических артефактов.
Практика: Работа с коллекциями.
1.23. Методика проведения археологических работ. (4 часов)
Теория: Определение площади поселения и площадь исследования. Разбивка
раскопа, квадратная сетка, бровка. Прорисовка планов слоёв, профиля бровок.
Фиксация находок на чертежах. Условные обозначения.
Практика: Полевые исследования.
1.24. Организация археологической экспедиции. (6 часов)
Теория: Набор продуктов питания, меню, хранение продуктов в условиях
экспедиции.
Дисциплина в экспедиционных условиях. Распределение обязанностей.
Правила выбора места для лагеря, оборудование лагеря.
Организация досуга.
Практика. Подготовка экспедиции: комплектование и ремонт необходимого
оборудования и личного снаряжения.
1.25. Мировые памятники археологии. (6 часов)
Теория: Великий Новгород, Стоунхендж, Денисовская пещера, пещеры
Франции и Испании и другие.
Практика не предполагается
1.2.
История развития археологии.(6 часов)
Теория. Первые археологические исследования. Археология в 18-19 веках.
Развитие советской археологии. Уральская школа археологии. Известные
археологи России. Открытие мировых памятников.
Практика не предполагается
Блок 2. Проектная деятельность
2.1. Требования к написанию ученической научно-исследовательской
работы (УНИР), проекта. (2 часа)
Теория: Требования, предъявляемые к содержанию и оформлению УНИР
(структура, объем, шрифт, интервал и т.д.) Критерии оценки.
Практика: Ознакомление с образцами работ.
2.2. Подготовка индивидуальных планов написания УНИР, проекта. (2
часа)
Теория: Определение последовательности в выполнении работы и составление
индивидуального плана работы.
Практика: Составление каждым обучающимсяиндивидуального плана по
написанию научно-исследовательской работы на весь период обучения.
2.3.Начальный этап работы. Определение темы, цели, методов, задач
исследования. (12 часов)
Теория: Выбор жанра и определение темы реферата.
Определение целей, методов, задач исследования. Требования к оформлению
работы, наличие титульного листа, списка литературы, наглядных пособий,
приложения и т.д.
Практика:
Изучение
методики
работы
с
микроскопом,
пирометром,
фотоаппаратом.
2.4. Работа над содержанием УНИР, проекта. (4 часа)
Теория: Требования к оформлению содержания.
Практика:
Определение
структуры
научно-исследовательской
работы.
Оформление содержания.
2.5.Работа над теоретической частью УНИР, проекта.
Теория: Научное исследование. Тема. Актуальность и новизна исследования.
Принципы постановки цели и задач исследования. Объект и предмет
исследования.
Методы
научного
исследования.
Практика: Выбор темы. Обоснование актуальности и новизны. Формулировка
цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета
исследования. Знакомство с проблемой в литературных источниках. Подбор
методов.
2.6. Работа с научной литературой, полевыми отчётами.
Теория: Подбор и обзор научной литературы по теме работы. Особенности
работы с литературными, архивными, интернет- источниками. Правила
оформления ссылок и цитат.
Практика: Обработка литературных источников.
2.7.
Консультации
со
специалистами,
учёными,
работа
с
археологическими коллекциями. (4 часа)
Теория: Сбор первичной информации.
Практика: Консультации с учёными, археологами и другими специалистами,
занимающимися по тематики исследования, обсуждение научной литературы,
знакомство с полевыми отчётами археологов.
Изучение археологических коллекций в музее археологии ЦРДЮ, Институте
Истории и Археологии, археологической лаборатории УрГУ, в СОКМ.
Выполнение археологических рисунков, фотографий.
2.8. Анализ фактологических материалов, определение проблемной
ситуации. (4 часа)
Теория: Подбор и обзор фактологических материалов. Особенности работы с
литературными,
архивными,
интернет-
источниками.
Требования
к
содержанию теоретической части исследования.
Практика: Анализ фактологических материалов, определение проблемной
ситуации. Анализ проблемной ситуации. Анализ научной литературы по теме
исследования. Изучение существующего опыта по теме исследования в
отечественной и зарубежной научной практике.
2.9. Работа над практической частью УНИР, оформление основной части
исследования. (6 часов)
Теория: Специфика реализации научно-исследовательской деятельности в
области гуманитарных. Подготовка к проведению исследования, применению
диагностики, построению модели, проведению расчетов и т.п. Этапы
проведения исследования. Требования к проведению исследования. Правила
оформления результатов исследования.
Практика: Работа с литературой. Подбор методик, диагностик исследования.
Отбор фактического материала. Разработка плана исследования. Проведение
пробного исследования. Проведение собственного исследования, применение
диагностики, построение модели, проведение расчетов и т.п. Обработка и
проверка полученных данных и результатов. Использование современных
информационных технологий при выполнении научно-исследовательских
работ.
2.10. Оформление выводов и заключения. (4часа)
Теория: Значение заключительной части научно-исследовательской работы.
Особенности написания заключения.
Практика: Анализ проделанной работы. Обобщение результатов работы.
Выводы
по
теоретической
части.
Выводы
по
практической
части.
Написание заключительной части работы. Оформление заключения.
2.11. Изготовление наглядных пособий, приложения, презентаций. (4
часа)
Теория:
Способы,
используемые
для
улучшения
доказательной
базы
проведённого исследования. Изготовление таблиц, графиков, фотографий,
Практика: Построение графиков, схем, таблиц. Подготовка копий материалов,
макетов, иллюстраций, коллекций и т.д.
2.12.Правила оформление списка использованной литературы. (4 часа)
Теория: Принципы оформления литературы. Выходные данные литературных
источников. Порядок оформления Интернет-источников.
Практика: оформления списка литературы в проектных работах
2.13. Подготовка к защите реферата. (6часов)
Теория: Подготовка публичного выступления. Особенности представления и
защиты
научно-исследовательской
работы.
Регламент
выступления.
Практика: Отработка навыков публичного выступления и ответов на вопросы
2.14.
Защита
исследовательских
работ
и
рефератов,
участие
в
конференциях. (12 часов)
Теория: не предполагается
Практика: Активное
слушание
выступлений
участников
конференции.
Подготовка вопросов участникам конференции.
Участие
в
конференция
конференциях:
школьников;
Уральская
региональная
археологическая
областная
археологическая
конференция;
городская научно - практическая конференция и др.
2.15. Подведение итогов работы над проектом, исправление недочётов.
(4часа)
Теория: Анализ критериев конференций и выступлений.
Практика: Устранение недочетов в выступлении по итогам проведения
«Городской научно-практической конференции учащихся».
2.16.Подготовка тезисов, статьи. (2 часа)
Теория: Определения жанра статьи (научная, публицистическая и т.д.).
Практика: Написание тезисов научно-исследовательской работы.
2.17. Участие в квесте «Майский экстрим». (8 часов)
Теория не предполагается
Практика: Участие
в традиционном
патриотическом
географического общества.
2.18. Археология Урала в мировой археологии. (2 часа)
квесте
Русского
Практика: Игровая программа. Квест в музее.
3. Полевая практика (24 часа)
3.1.Работа на экспериментальных площадках (керамическая). (4часа)
Практика: Изготовление глиняной посуды.
3.2.Работа на экспериментальных площадках (обработка камня). (4 часа).
Практика. Изготовление каменных орудий.
3.3.Работа на экспериментальных площадках (металлургическая). (4
часа).
Изготовление литейных форм. Техника безопасности на металлургической
площадке. Металлургический горн. Отливка металлических изделий.
3.4. Работа на туристской площадке. (8 часов)
Съедобные и несъедобные растения. Укрытия в лесу. Ориентирование в лесу.
Поход.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график.
№п
/п
Основные характеристики
образовательного процесса
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов (всего)
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы
Сроки проведения аттестации
10.
Режим занятий
11.
Выходные дни
12.
Окончание учебного года
Базовый уровень Базовый уровень
первый год
второй год
обучения
обучения
41
41
123
123
4
6
164
246
17
17
20
20
01.09.2023 г.
01.09.2023 г.
1.07.-31.08.
1.07.-31.08.
15.12-20.12,
15.12-20.12,
15.05-20.05
15.05-20.05
2 раза в неделю 2 раза в неделю
по 2 часа
по 2 часа
Праздничные дни, установленные
законодательством РФ
31.07.2024
31.07.2024
2.2.Условия реализации программы.
Материально-техническое
обеспечение:
школьный
класс,
проектор,
компьютер, экран для демонстрации презентаций, библиотека научной
литературы
(более
150
экземпляров),
археологические
коллекции:
«Керамика»; «Каменные артефакты»; «Изделия из меди».
Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования, имеющий
высшее профессиональное образование, прошедший курсы повышения
квалификации по профилю программы.
Методические материалы.
1. Молони Н. Археология. Оксфордская библиотека.- М., 1996.
2. Малинова Р., Малина Я. Прыжок в прошлое. Эксперимент раскрывает
тайны древних эпох М.: Мысль, 1988. — 271 с.
3. Левина О.Г. Первые шаги в науку. Как проводиться исследование?
Ярославль. 2013
4. Как выиграть краеведческий конкурс или олимпиаду по краеведению:
пособие для юных краеведов- исследователей и преподавателей/ авторсоставитель С.И.Савинков.М.; ООО «Юный краевед» 2019-256 с
5. Огоновская И.С. Азбука исследователя. – Екатеринбург: Сократ,2008
(Методические рекомендации).
6.
Озеров
А.Г.
Методические
рекомендации
по
организации
исследовательской деятельности обучающихся// Как выиграть краеведческий
конкурс или олимпиаду по краеведению. Москва 2019- С. 3-31
7. Обухов А.С. Комарова Н.М. Кондратьева Н.Л. Игры на развитие
исследовательских
способностей:
наблюдательность.
//
Исследователь
В.М.,
Л.П.
2020/№2 (30)- С. 118-129
8.
Петряева
Е.Ю.,
Пластинина
Содномова
Реферат
и
исследовательская работа: рекомендации по написанию и представлению. –
М. Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», 2008, - 48
с.- Серия «Методическое обеспечение».
Дидактические пособия:
- Карточки с заданиями по теме «Алгоритм проектной деятельности. Методы
проектирования. Формы проекта.
Подготовка индивидуальных планов
написания проекта»
- Примеры учебных проектов обучающихся для работы по теме: «Требование
к написанию проектной работы. Определение объектной области, объекта и
предмета
исследования.
Определение
проблемы,
темы,
цели,
задач
исследования».
Информационное
обеспечение
(в
том
числе
информационные
технологии):
- презентация по теме «Требования к оформлению презентации»,
- видеозапись «Пять секретов успешного выступления в онлайн- конференции.
Спикер - Волкова М.В.»
Преобладающая
программы
«Юный
технология
археолог»
учебного
базовый
процесса
при
реализации
уровень–проектная,
игровая;
Принципы организации учебного процесса.
- Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его
интеллектуальной
подготовки,
предполагающий
выполнение
заданий
различной степени сложности).
- Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой
культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
- Свободы выбора решений и самостоятельность в их реализации.
- Систематичности, последовательности, наглядности обучения.
В качестве ведущих методов обучения по программе используются
проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.
- Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и
творческой инициативы учащихся.
- Проектный метод используется при организации научно-исследовательской
деятельности учащихся, решении конкретных задач.
- Исследовательский метод используется для развития умения учащихся
работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для
организации исследования, искать пути реализации этих проблем.
Формы занятий: лекция,диспут, игра, викторина, выставка, конференция,
научные и экспериментальные экспедиции,экскурсии, защита проекта.
2.3.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Юный археолог» применяются входящий,
текущий и итоговый виды контроля.
Базовый уровень (Приложение №1,2)
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы.
Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и
методы работы с учащимися. Формы оценки – собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела
программы. В практической деятельности результативность оценивается
качеством выполнения практических работ. Анализируются положительные и
отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний
осуществляется с помощью заданий педагога; взаимоконтроль, самоконтроль
и др.
Итоговый контроль осуществляется в конце освоения программы.
Формы диагностики: входящей - тест 1, итоговой -2 задание.
Контроль
знаний,
умений
и
навыков
учащихся
обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
воспитательную и корректирующую функции.
Сроки
проведения
аттестации
учащихся
устанавливаются
в
соответствии с учебным планом и графиком образовательного процесса.
Программа предусматривает контроль в конце освоения программы.
Формы проведения контроля: устный опрос, анализ работ, наблюдение,
выступление на конференциях, собеседование, тестирование.
Критерии оценки результатов: низкий уровень, средний уровень,
высокий уровень.
Успешность овладения учащимися содержания программы отслеживается:
- в процессе наблюдения и анализе работ учащихся,
- через участие в мероприятиях (выставках), защите проектов, решение задач
поискового-исследовательского характера, активность на занятиях,
- через мониторинг, портфолио учащихся.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, воспитательную и
корректирующую функции.
Сроки проведения аттестации учащихся устанавливаются в соответствии с
учебным планом и графиком образовательного процесса.
Формы проведения контроля: устный опрос, анализ работ, наблюдение,
защита проектов.
Критерии оценки результатов: низкий уровень, средний уровень, высокий
уровень.
Выставки работ, собеседование, тестирование, участие в конференциях
Успешность овладения учащимися содержания программы отслеживается по
метапредметным, предметным, личностные характеристикам:
- в процессе наблюдения и анализе работ учащихся,
- через участие в мероприятиях (выставках), защите проектов, решение задач
поискового-исследовательского характера, активность на занятиях,
- через мониторинг, портфолио учащихся.
Оценочные материалы.
Базовый уровень (первый год обучения)
Входная диагностика.
Вопросы для собеседования
1. Что такое археология?
2. Любите ли вы ходить в походы?
3. Как археологи узнают о памятниках археологии?
Промежуточный контроль.
Задания для проверки знаний
1. Чёрный ящик.
Задание: назовите, какой предмет находится в чёрном ящике. Он
использовался древним людьми в качестве утяжелителя веретена, так же
связан с культом огня. Может быть изготовлен из талька или глины, а также из
обломков сосудов.
2. Расположите по хронологии:
Палеолит, мезолит, неолит, энеолит;
Железный век, каменный век, бронзовый век,
3.
Напишите значками/рисунками что-то важное, что хочет передать племя
вашим потомкам.
4.
Подпишите части сосуда.
5.
6.
Определение сторон света с помощью компаса
Укажите топографические знаки (лес, луг, карьер, болото, гора, родник)
Итоговый контроль
Итоговое задание.
По жеребьёвке выбирается период, в котором живёт племя. Ваша задача –
рассказать о племени:
а) Придумайте личные имена, характерные для жителей племени;
б) Опишите жилище, в котором живёт ваше племя;
в) Опишите ваш погребальный обряд;
г) Какие у вас были украшения, одежда;
д) Какие у вас есть орудия труда и охоты, на кого вы охотитесь;
е) Придумайте и изобразите любой обряд, происходящий в вашем племени;
Базовый уровень (второй год обучения)
Входная диагностика.
Вопросы для собеседования
1. Назовите последовательно археологические эпохи и их основные черты
2. Укажите отличительные признаки экспериментальных, прикладных и
исследовательских работ.
3. Готовы ли вы писать проект?
Промежуточный контроль.
Содержание заданий.
Задание № 1.
Вопрос: Отметьте животных, которые являлись основными объектами добычи
палеолитических охотников на Урале:
а. Шерстистый носорог
б. Северный олень
в. Сайга
г. Заяц
д. Пещерный медведь
е. Дикая лошадь
ж. Пещерный лев
з. Мамонт
и. Песец
Ответы: Б; Д; Е; З.
Задание № 2.
Выберите способы приспособления человека к окружающей среде в эпоху
палеолита:
а. строительство жилищ
б. Изготовление украшений
в. изготовление одежды
г. использование огня
д. приручение собаки для охоты
е. использование пещер
ж. Освоение проточных озер
Ответы: а, в, г, е
Задание № 3.
Вопрос: Перечислите способы добывания огня в древности.
Задание № 4.
Заполните пропуски:
Древнейшая пещерная живопись эпохи палеолита на Урале обнаружена в
_______________ пещере и в _________________ пещере.
На стенах пещер изображены_________________________________________
Задание № 5.
Вопрос: Назовите известные вам археологические памятники реки Чусовой.
Задание № 6.
Установите соответствие (из каких ниже перечисленных минералов древний
человек мог бы изготовить перечисленные орудия и изделия):
а. топор
1. яшма
б. шлифовальная плитка
2. туфопорфирит
в. подвеска
3. гранодиорит
г. наконечник стрелы
4. кремень
д. резец.
5. песчаник
е. нож
6. шифер
ж. рыболовное грузило
7. серый кварцит
Ответы: а2, б3, в6, г1, д4, е7, ж5
Итоговый контроль
Задание № 1.
Отметьте, какие из перечисленных археологических памятников Тагильского
края являются камнеобрабатывающими мастерскими:
а. Уральские Зори V
б. Боровка III
в. Амбарка 1
г. Голокаменская мастерская
д. Баранча II
е. Серый Камень
Ответы: б, в, г, д
Задание № 8.
Перечислите известные вам названия озер и торфяников Тагильского
Зауралья, на которых обнаружены следы деятельности древнего человека.
Ответы:
Оз. Шайтанское, Черное, Аятское; Торфяники: Горбуновский,
Полуденский, Кокшаровский, Шигирский.
Задание № 2.
Установите соответствие (в охоте на какого животного использовались
перечисленные типы наконечников стрел):
1. вкладышевый
a. лось
2. поперечно-лезвийный
б. белка
3. биконической костяной
в. глухарь
4. скошенное острие
г. дикая лошадь
5. игловидный костяной
д. рыба
6. гарпунный
е. олень
Ответы: 1а, 2г, 3б, 4в, 5д, 6е
Задание№ 3.
Каким способом обрабатывались изделия из следующих видов минерального
сырья:
1. кремнистый сланец
а. шлифование
2. туфопорфирит
3. кварцит
Ответы: 1б, 2а, 3в
б. обивка
в. пикетаж
Задание № 4.
Отметьте, какие из ниже перечисленных животных чаще всего
изображались художниками Урала в произведениях первобытного искусства:
а. лось; б. выдра; в. бобр; г. утка; д. заяц; е. медведь; ж. олень.
Ответы: а, в, г, е
Задание № 5.
Из перечисленных археологических памятников буквой "П" отметьте
пещерные святилища, буквой "В" - святилища на вершинах гор.
Камень Дождевой
П
Голый Камень
В
Скалы Три сестры
В
Гора Азов
В
Камень Котел
П
Грот Большой Глухой
П
Камень Дыроватый
П
Задание № 6.
Объясните значение терминов:
Археологический памятник Огниво Гребенчатый штамп Сырьевой кризис Скребок Поколюга Нуклеус Вкладышевая техника Запорное рыболовство Задание № 7.
Ниже перечислены изобретения древних людей, сделанные ими в процессе
освоения природной среды в каменном веке. Обозначьте буквой "п" те из них,
которые были сделаны в эпоху палеолита, буквой "м" - в эпоху мезолита,
буквой "н" - в эпоху неолита.
Вкладышевая техника
м
Высекание огня
п
Лыжи
м
Шлифовка
н
Сверление
п
Строительство домов
н
Пикетаж
н
Лодка
м
Геометрический микролит
м
Рыболовство
м
Керамические сосуды
н
Ретуширование
Оббивка
Лук и стрелы
Прядение нити
п
п
м
н
Критерии оценивания образовательных результатов.
Метапредметные Высокий уровень: умеет соотносить свои действия с
планируемыми результатами,
Средний уровень: определяет свои действия для
достижения результата с помощью педагога
Низкий уровень: не умеет соотносить свои действия с
планируемыми результатами
Высокий уровень: умеет осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата
Средний уровень: осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата с
помощью педагога
Низкий уровень: не осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата
Предметные
Личностные
Высокий: выполняет самостоятельно без ошибок задание
(прил.1)
Средний: выполняет более ½ части заданий
Низкий: задание выполнено на 1/3
Высокий: сформированность мотивации к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности;
творческое выполнение заданий
Средний: мотивация к познавательной деятельности
сформирована, выполнение заданий по шаблону
Низкий: не мотивирован к познавательной деятельности
Метапредметные результаты программы
Показатели
(планируемые
результаты)
Навыки проектноисследовательской
Виды
контроля/аттестации
Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Педагогическое
наблюдение, защита
Карта эксперта
Степень выраженности
качества
Уровень активности,
самостоятельности ребенка
Балл
ы
1
деятельности
(целеполагание,
работа с
источниками
информации и
т.д.)
работы
низкий, требуется
постоянная помощь
педагога;
Деятельность ребенка в
основном самостоятельна,
но требуется стимуляция от
педагога;
Ребенок активен,
самостоятелен, проявляет
инициативу, предлагает свои
варианты
Коммуникация.
Способность к
сотрудничеству
Педагогическое
наблюдение.
Анкетирование
Анкеты
Способен к сотрудничеству,
но не всегда умеет
аргументировать свою
позицию и слушать
партнера;
Способен к взаимодействию
и сотрудничеству (групповая
и парная работа, дискуссии,
коллективное решение
учебных задач);
Проявляет эмоционально
позитивное отношение к
процессу сотрудничества,
ориентируется на партнера
по общению, умеет слушать
собеседника, совместно
планировать, договариваться
и распределять функции в
ходе выполнения задания,
осуществлять взаимопомощь
Представление
результатов
деятельности
Педагогическое
наблюдение
Представляет результат с
опорой на подготовленный
текст в бумажном варианте
(читает);
Представляет результат без
опоры, самостоятельно,
удерживая содержание
выступления;
Представляет результат без
опоры, самостоятельно,
отвечает на вопросы, задает
вопросы другим
2
3
1
2
3
1
2
3
Владение
методами
исследовательской
деятельности
(эксперимент,
наблюдение)
Педагогическое
наблюдение
Анализ отчета о
работе
Уровень активности,
самостоятельности ребенка
низкий, требуется
постоянная помощь
педагога;
Деятельность ребенка в
основном самостоятельна,
но требуется стимуляция от
педагога;
Ребенок активен,
самостоятелен, проявляет
инициативу, предлагает свои
варианты
1
2
3
Высокий уровень - 10-12 баллов
Средний уровень - 6-8 баллов
Низкий уровень - менее 6 баллов
Форма мониторинга личностных достижений
Для оценки личностных результатов для всех уровней обучения
предполагается использование следующих компетенций обучающихся
Степень сформированности
Сформированность нравственнопознавательной, творческой и
эстетического потенциала
иной деятельности
воспитанников
воспитанников
Фамилия,
имя
ребенка
Степень
Интерес к
Представления о
познавательной участию в
принципах и
активности
конкурсах,
нормах морали
олимпиадах, (уровень
конференциях осознанности и
и др.
принятия ценности
различного российского
уровня
государства и
общества,
коллектива, семьи,
другого человека
как
индивидуальности
и личности)
Низкий уровень - 5-7 баллов
Средний уровень - 8-12 баллов
Высокий уровень - 13-15 баллов
Уровень
мотивации к
общению и
сотрудничеству
Итого
3.Список литературы.
Список литературы для обучающихся и родителей
1. Альмарик А.С., Монгайт А.Л. В поисках исчезнувших цивилизаций.- М.,
1966.
2. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь.- М., 1990
3. Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала. -Челябинск,
1997.
4. Дьёлафэ Ф. Археология. Справочник для путешествующих во времени.М., 2002.
5. История: На заре человечества. -М.,2000.
6. Ламберт Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель.- Л.,
1991.
7. Ларичев В.Е. Прозрение.- М., 1990.
8. Молони Н. Оксфордская библиотека.- М., 1996.
9. Малиничев Г.Д. Археология по следам легенд и мифов М.: Вече, 2014. —
384 с.
10. Малинова Р., Малина Я. Прыжок в прошлое. Эксперимент раскрывает
тайны древних эпох М.: Мысль, 1988. — 271 с.
Список литературы для педагога.
1. Голуб
Г.Б.,
Перелыгина
Е.А.,
Чуракова
О.В.
Основы проектной
деятельности: Рабочая тетрадь для 5 7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана.
Самара:
Издательство
«Учебная
литература»,
Издательский
дом
«Федоров», 2006. - 80с.
2. Проект. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М.
В. Половкова, А. В. Носов, Т. В. Половкова, М. В. Майсак. – 2 –е изд. – М.:
Просвещение, 2020 – 159с.
Аннотация к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Юный археолог».
Статус программы: Программа «Мир археологии» модифицированная,
разработана на основе программ: Сериков Ю.Б., Серикова Л.В. Древний
человек и его место в окружающей среде (Программа историкоэкологического курса для учащихся 6-7 классов общеобразовательных школ,
гимназий, лицеев Нижнего Тагила и горнозаводского округа Свердловской
области. Нижний Тагил.1999 г.); Кочкиной А.Ф. «Юные археологи» (Самара
1997г.)
Направленность – туристско-краеведческая.
Уровень программы: базовый (1-2 год обучения).
Цель программы: формирование бережного отношения к древней истории
края через изучение памятников археологии и первобытной истории
человечества.
Формирование
творческой
личности,
способной
к
самореализации на основе полученных знаний и навыков.
Состав обучающихся: программа рассчитана на детей 10-13 лет. Набор в
группу свободный, при наличии знаний, соответствующих базовому или
продвинутому уровню, который определяется во время собеседования.
Продолжительность реализации программы 2 года.
Режим занятий:
Базовый уровень (1 год обучения) 4 часа в неделю: 1 раз в неделю 2 часа
теоретическое занятие; 1 раз в месяц практическое занятие в форме экскурсий
в музеи и на памятники археологии
Базовый уровень(2 год обучения) 6 часов в неделю: 4 часа в неделю
теоретическое занятие: 2 раза в неделю по 2 часа; 1 раз в месяц практическое
занятие в форме экскурсий в музеи и на памятники археологии.
Объём общеразвивающей программы составляет 410 часа.
Базовый уровень (1 год обучения) - 164 часа (включая экскурсии и полевую
практику);
Базовый уровень (2 год обучения) - 246 часов (включая экскурсии иполевую
практику).
Краткое содержание: программа позволяет учащимся познакомиться с
теоретическими знаниями по археологии, участвовать в экспериментальной
работе.
Ожидаемый результат: программа позволяет учащимся получить и освоить
начальные навыки проектной и исследовательской деятельности.