1. Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1.
Направленность
Пояснительная записка
общеразвивающей
программы
–
туристско-
краеведческая.
Программа разработана в соответствии с
нормативно – правовыми
документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. г.
№
629
«Об
образовательной
утверждении
Порядка
деятельности
по
организации
дополнительным
и
осуществления
общеобразовательным
программам»,
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года N 678-р),
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»,
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. «Санитарно – эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
- СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов средств обитания»,
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеразвивающих программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»,
- Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2023 № 1678 «Об
утверждении
правил
образовательную
применения
деятельность,
организациями,
электронного
осуществляющими
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ,
- Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области
от
29.06.2023
№
785-Д
«Об
утверждении
Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в
соответствии
с социальным сертификатом»,
- Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г.
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»,
- Устава МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н.Е. Бобровой» (Приказ №60-Д от
03.03.2016),
- Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах МБУ ДО ПГО «Центр развития творчества им. Н.Е. Бобровой».
Актуальность общеразвивающей программы обусловлена тем, что в
настоящее время приоритетными задачами Стратегии развития воспитания
Свердловской области названы выявление
и воспитания,
связанных с
формированием личности ребенка, будущего гражданина и достойного члена
общества, активно участвующего в развитии «малой Родины»; создание условий
по формированию у детей патриотического сознания
Туристско-краеведческая
деятельность
способствует
всестороннему
развитию личности ребенка, совершенствованию его интеллектуального,
духовного
и
физического
развития,
способствует
становлению
сферы
предметного общения внутри детского коллектива, формированию позитивных
жизненных ценностей.
Программа обращает большое внимание на введение в обучение
эмоционально-личностного контекста, индивидуального подхода к ребенку,
развитие сотрудничества педагога и обучающегося, которое предполагает
практическое осознание необходимости перехода на принципы доверия,
взаимопомощи, взаимной ответственности обучающегося и педагога. Опираясь
на внутренние силы, задатки, способности и возможности детей, которые
раскрываются благодаря таким занятиям, ребенок становится более свободным и
уверенным
в
своих
доброжелательности,
силах.
Благоприятный
взаимопонимания
и
эмоциональный
сотрудничества,
фон
внимательное,
отношение к детским проблемам, атмосфера доверия – все это обеспечивает
общую педагогическую поддержку обучающихся, а главное – своевременную и
адресную помощь, что очень важно в современном мире, мире нехватки
межличностного
общения
и
позитивного
настроя.
Поэтому
программа
пользуется спросом у детей и родителей.
Важной проблемой современного общества является возвращение к
истокам нашей культуры, возрождение идеи национального и культурного
единства, формирование патриотических чувств у подрастающего поколения.
Эта проблема перекликается с необходимостью воспитания чувства уважения и
бережного отношения к памятникам истории и культуры. Именно в процессе
изучения культуры и быта наших древних предков и их отношения ко всему
живому на земле может формироваться бережного отношения к природе и к
родному краю. Возможность прикоснуться к археологическому наследию
Урала позволяет осознать историко-культурную ценность родной земли.
Данная
программа
направлена
на
ознакомление
с
проектной
деятельностью учащихся, профессиональную ориентацию.
Новизна программы заключается в том, что она позволяет познакомиться
обучающимся с теоретическими знаниями по археологии, участвовать в
экспериментальной, проектной и исследовательской работе, познакомиться с
профессиям, связанными с историческими дисциплинами.
Отличительные особенности общеразвивающей программы. Данная
программа разработана на основе программы Лазарев, В.С. Проектная
деятельность в школе: учебное пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. –
Сургут, РИО СурГПУ, 2014. – 135 с., методических пособий Огоновской И.С.
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный археолог» является
разноуровневой.
Это
предполагает
реализацию
параллельных
процессов
освоения содержания программы на его разных уровнях углублённости,
доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых
возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.
Содержание программы построено по уровням: продвинутый уровень – 1-3
год обучения для обучающихся 14-17 лет.
Каждый блок является законченным этапом обучения, и в то же время
основой для дальнейшего продвижения ребенка.
В основе программы продвинутого уровня проектная и исследовательская
деятельность, основанная на индивидуальных образовательных маршрутах. В
теоретическом
основного
и
разделе
программы
дополнительного
отражены
образования:
образования,
развитие
технологии
образования,
создание
условий
и
для
идеи
принципы
взаимодействия
обеспечение
непрерывности
личностно-ориентированного
формирования
опыта
творческой
самостоятельности подростка и сохранение свободы детского пространства.
Последовательность
разделов
учебного
материала
имеет
логическую
завершенность: теоретические сведения подтверждаются и подкрепляются
практическими занятиями. Учитывая целесообразность, педагог может менять
темы занятий местами.
В содержании программы продвинутого уровня темы занятий первого,
второго и третьего годов повторяются. Это обусловлено тем, что структура
проекта остаётся неизменной, но содержание индивидуальных проектов
меняется в процессе приобретение проектно – исследовательской деятельности.
Поэтому тематика проектов у каждого ребенка на каждом году обучения разная.
Кроме того, происходит усложнение и совершенствование практических
навыков разработки проектов, использование разных методов исследования.
Особенностью второго года обучения является знакомство с профессией
археолог и смежными специальностями, предпрофессиональная ориентация
обучающихся.
Особенностью третьего года - знакомство с профессией экскурсовод,
разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление
экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с
привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что
может быть предметом совместной творческой работы руководителя школьного
музея и детей.
Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип
группового обучения с использованием индивидуального подхода. На занятиях
предусмотрен дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные
способности обучающихся.
Адресат общеразвивающей программы.
Программа рассчитана на учащихся 14-17 лет, проявляющих интерес к
археологии или смежным наукам:
Продвинутый уровень (первый год обучения) – 14 - 15 лет.
Продвинутый уровень (второй год обучения) – 15 - 16 лет.
Продвинутый уровень (третий год обучения) – 16 – 17 лет.
На программу продвинутого уровня первого года обучения принимаются
обучающиеся, прошедшие базовый уровень программы и (или) имеющие
достаточные знания для занятий проектной деятельностью по направлению
программы.
На программу продвинутого уровня второго года обучения принимаются
обучающиеся, прошедшие продвинутый уровень первого года обучения
программы и (или) имеющие достаточные знания для занятий проектной
деятельностью по направлению программы, имеющие навык проектной
деятельности и желание познакомиться с профессией археолог и смежными
специальностями
На программу продвинутого уровня третьего года обучения принимаются
обучающиеся, прошедшие продвинутый уровень второго года обучения
программы и (или) имеющие достаточные знания для освоения экскурсионной
деятельности.
Наполняемость в группе составляет 11-12 человек.
Для возраста 14-17 лет характерны потребность в самоутверждении,
чувство взрослости, открытости, независимости. Этот период в жизни
подростков является временем формирования социальных ценностей. Ведущим
видом деятельности в этом возрасте является общение. Обучение в рамках
программы
удовлетворяет эту подростковую потребность.
На
занятиях
создаются условия для разных форм общения, влияющих на развитие
познавательной и творческой активности детей. Это общение со сверстниками
при работе в творческих группах и в целом в объединении, свободный обмен
мнениями,
выполнение
заданий,
организация
и
проведение
музейных
мероприятий, экскурсий и массовых мероприятий по плану музея, подготовка и
защита проектов на конференциях. Для обучающихся 16-18 лет актуальным
становится вопрос о профессиональной ориентации.
Режим занятий:
Продвинутый уровень (1 год обучения) - 6 часов в неделю:
3 раза в
неделю по 2 часа, включая участие в конференциях.
Продвинутый уровень (2 год обучения) - 6 часов в неделю: 3 раза в неделю
по 2 часа, включая участие в конференциях и экскурсии.
Продвинутый уровень (3 год обучения) - 6 часов в неделю: 3 раза в неделю
по 2 часа, включая участие в конференциях и экскурсии.
Объём общеразвивающей программы составляет 738 часов.
Продвинутый уровень (1 год обучения) - 246 часов (включая участие в
конференциях);
Продвинутый уровень (2 год обучения) - 246 часов (включая участие в
конференциях).
Продвинутый уровень (3 год обучения) - 246 часов (включая участие в
конференциях).
Срок освоения общеразвивающей программы продвинутого уровня - 3
года.
Формы
обучения
(продвинутый
уровень):
очная,
групповая,
индивидуальная.
При необходимости обучение может быть организовано с использованием
дистанционных форм обучения.
Занятия
проводятся
образовательного
в
группах
учреждения,
в
и
индивидуально
археологической
в
(или
кабинете
дугой
специализированной) лаборатории, в музее.
Дистанционные формы: занятия на платформе Zoom, Рadlet, Яндекс
Телемост.
Виды занятий (продвинутый уровень).
Продвинутый уровень (1 год обучения): лекции, беседы, практические и
индивидуальные занятия (консультации).
Продвинутый уровень (2 год обучения): лекции, практические и
индивидуальные занятия, экскурсии.
Продвинутый уровень (3 год обучения): беседы, лекции, практические,
групповые и индивидуальные занятия, экскурсии.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы.
Продвинутый уровень (1 год обучения): беседа, практическая работа,
опрос, тестирование, защита работы (проекта).
Продвинутый уровень (2 год обучения): защита работы (проекта),
экскурсия.
Продвинутый уровень (3 год обучения): защита работы (проекта),
экскурсии.
Продвинутый уровень программы (первый год обучения) предполагает
освоение методики проектной и исследовательской деятельности:
Продвинутый уровень программы (второй год обучения) предполагает
развитие навыков написания проектных и исследовательских работ, и
предпрофессиональную ориентацию обучающихся:
Продвинутый уровень программы (третий год обучения) предусматривает
знакомство с музейной деятельностью и технологиями, направленными на
популяризацию древней истории.
1.2.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы продвинутого уровня: формирование личностных
качеств и социально значимых компетенций обучающихся через освоение
проектной и исследовательской деятельности.
Задачи продвинутого уровня (первый год обучения):
Обучающие:
- сформировать навыки проектной и исследовательской деятельности;
- сформировать навыки введения этапов учебно-исследовательской и проектной
деятельности в образовательную среду;
-
научить
структуре
и
описанию
технологии
реализации
учебно-
исследовательской и проектной деятельности в образовательном процессе.
Воспитательные:
- формировать бережное отношение к археологическому наследию края как
части историко-культурного наследия страны в целом;
- уметь анализировать своё поведение и принимать правильное решение в
различных жизненных ситуациях.
Развивающие:
- сформировать навыки самостоятельного и осознанного включения
в
разнообразную деятельность по образованию и самообразованию;
- способствовать развитию воображения, памяти, мышления, речи;
- развивать познавательный интерес к истории родного края, интеллектуальные
способности, кругозор учащихся.
Задачи продвинутого уровня (второй год обучения):
Обучающие:
– освоить основные понятия и категории, влияющие на выбор профессии;
– закрепить навыки проектно-исследовательской деятельности;
– усовершенствовать умение работать с различными источниками информации.
Воспитательные:
– содействовать
самоопределению
личностной
позиции
в
ситуации
профессионального выбора;
– сформировать у обучающихся представления о рынке труда и рынке
образовательных услуг;
- сформировать ответственное отношение к выбору профессии.
Развивающие:
– содействовать развитию зрелости интересов обучающихся;
– развить у обучающихся навыки рефлексии, в том числе навыки анализа
своих интересов, способностей, возможностей;
- развить у обучающихся навыки анализа собственного опыта познания.
Задачи продвинутого уровня (третий год обучения):
Обучающие:
- освоить навыки экскурсионной деятельности;
- развивать поисковые, исследовательские, коммуникативные умения и навыки
школьников;
Воспитательные:
- содействовать творческой самореализации;
- способствовать формированию гражданской позиции школьников.
Развивающие:
- развивать поисковые, исследовательские, коммуникативные умения и навыки
школьников;
- прививать музейную культуру учащимся средствами экскурсионной работы.
1.3. Планируемые результаты.
Продвинутый уровень (первый год обучения)
Метапредметные результаты:
- умение выделять и формулировать проблему из множества проблем (поля
проблем);
- формулирование цели деятельности по заданному результату;
- формулирование задачи, исходя из формулировки цели;
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, представлять
результаты своей деятельности и ход работы;
- умение находить необходимую информацию, работать с источниками;
- умение отличать факты от суждений, мнений и оценок критически относиться
к суждениям, мнениям, оценкам.
Личностные:
- сформирована готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению;
- сформирована готовность и способность обучающихся к выражению
собственного мнения;
- сформирована готовность и способность вырабатывать собственную позицию.
Предметные:
- сформировано бережное отношение к историческому наследию края;
- планирование индивидуальных проектов/исследований;
- сформирована умение наглядно и логично представлять результаты своей
деятельности;
- сформировано знание структуры и описания технологии реализации учебноисследовательской и проектной деятельности;
- сформированы навыки ведения этапов учебно-исследовательской и проектной
деятельности.
Продвинутый уровень (второй год обучения)
Метапредметные результаты:
- использование вопросов как инструмент для познания будущей профессии;
- умение аргументировать свою позицию, мнение;
- оценивание на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
работы с интернет-источниками;
- самостоятельно формулирование обобщений и выводов по результатам
проведённого обсуждения в группе или в паре;
- прогнозирование дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия,
связанные с выбором будущей профессии;
- умение применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации, связанной с профессиональной деятельностью или
дальнейшим обучением;
- нахождение сходных аргументов (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
Личностные:
- умение соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями
конкретной профессии;
- составление личного профессионального план и умение мобильно изменять
его;
-
развитие
способности
ключевыми
к
непрерывному
компетентностями,
самообразованию,
составляющими
овладению
основу
умения:
самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и
сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному
использованию
информационных
и
коммуникационных
технологий,
самоорганизации и саморегуляции.
Предметные:
- развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностносмысловых
установок,
развитие
познавательных,
регулятивных
и
коммуникативных способностей,
- развитие готовности и способности к саморазвитию и профессиональному
самоопределению;
- овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления
целесообразной и результативной деятельности.
Продвинутый уровень (третий год обучения)
Метапредметные результаты:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей группы, сравнивать и группировать предметы и их
образы;
-
целеполаганию,
включая
постановку
новых
целей,
преобразованию
практической задачи в познавательную;
- планировать пути достижения целей;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнѐром;
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное,
выстраивать последовательность описываемых событий;
Личностные результаты:
- гражданский патриотизм, любовь к Родине;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного
уважения и принятия;
- умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;
- готовность к выбору профильного образования.
Предметные результаты:
- освоены навыки экскурсионной деятельности;
- создание собственного творческого исследовательского проекта (выставка,
тематико-экспозиционной план, маршрут экскурсии, научно-исследовательская
работа).
1.4. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план.
Продвинутый уровень (первый год обучения).
№
Название разделов, тем
1
1.1.
Проектная деятельность
Проект
или
Количество часов
Всего Теория Практика
222
2
23
2
199
0
Формы
аттестации/
контроля
Анкетирован
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
1.12.
1.13.
1.14.
1.15.
1.16.
исследование?
Требование к написанию
ученической
научноисследовательской
работы (УНИР).
Начальный этап работы.
Определение темы, цели,
методов,
задач
исследования.
Подготовка
индивидуальных планов
написания УНИР, проекта
Работа над содержанием
УНИР, проекта
Работа над введением
УНИР, проекта
Работа над теоретической
частью УНИР, проекта
Работа
с
научной
литературой,
полевыми
отчётами.
Консультации
со
специалистами, учёными,
работа
с
археологическими
коллекциями
Анализ фактологических
материалов, определение
проблемной ситуации
Работа над практической
частью
УНИР,
оформление
основной
части исследования
Оформление выводов и
заключения.
Изготовление наглядных
пособий,
приложения,
презентаций
Оформление
списка
использованной
литературы
Подготовка к защите
реферата
Защита
2
1
1
ие
Собеседован
ие
7
1
6
Тест
8
2
6
7
1
6
14
2
12
8
1
7
10
1
9
Составление
индивидуаль
ного
маршрута.
Собеседован
ие
Практическа
я работа
Собеседован
ие
Анализ
литературы
10
1
9
Собеседован
ие
19
1
18
Практическа
я работа
19
1
18
Практическа
я работа
10
1
9
19
1
18
Практическа
я работа
Практическа
я работа
3
1
2
Практическа
я работа
22
2
20
21
-
21
Собеседован
ие
Практическа
2.2
исследовательских работ
и рефератов, участие в
конференциях
Подведение
итогов
работы,
исправление
недочётов.
Подготовка
тезисов,
статьи
Оформление стендового
доклада
Оформление отчёта о
конференциях
Подведение итогов
Полевая практика
Методика
проведения
археологических
раскопок
Фиксация находок
2.3
Археологическая разведка
1.17.
1.18.
1.19.
1.20.
1.21.
2
2.1
Итого
я работа
14
-
14
Собеседован
ие
15
1
14
7
1
6
3
-
3
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Фотогазета
2
24
8
2
-
0
24
8
Тест
8
-
8
8
-
8
Практическа
я работа
Практическа
я работа
246
23
223
Практическа
я работа
Содержание учебного (тематического) плана.
Продвинутый уровень (первый год обучения)
Проектная деятельность
1.1. Проект или исследование? (2 часа)
Теория: Беседа о курсе. Планы на учебный год. Цель, задачи, специфика занятий,
общие
требования.
Особенности
написания
проекта,
исследования,
экспериментальной работы.
Правила техники безопасности.
Практика не предполагается.
1.2. Требования к написанию ученической научно-исследовательской
работы (УНИР), проекта. (2 часа)
Теория: Требования, предъявляемые к содержанию и оформлению УНИР
(структура, объем, шрифт, интервал и т.д.) Критерии оценки проектных работ.
Практика: Ознакомление с образцами работ.
1.3. Начальный этап работы. Определение темы, цели, методов, задач
исследования. (7 часов)
Теория: Выбор жанра и определение темы реферата. Требования к оформлению
работы, наличие титульного листа, списка литературы, наглядных пособий,
приложения и т.д.
Практика: Определение целей, методов, задач исследования.
1.4.
Подготовка индивидуальных планов написания УНИР, проекта. (8
часов)
Теория: Определение последовательности в выполнении работы и составление
индивидуального плана работы.
Практика: Составление каждым обучающимся индивидуального плана по
написанию научно-исследовательской работы на весь период обучения.
1.5. Работа над содержанием УНИР, проекта. (7 часов)
Теория: Требования к оформлению содержания. Особенности структуры
исследовательской работы, творческого и социального проекта.
Практика: Определение структуры проектной работы. Оформление содержания.
1.6. Работа над введением УНИР, проекта. (14 часов)
Теория: Научное исследование. Тема. Актуальность и новизна исследования.
Принципы постановки цели и задач исследования. Объект и предмет
исследования. Методы научного исследования.
Практика: Выбор темы. Обоснование актуальности и новизны. Формулировка
цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета
исследования. Знакомство с проблемой в литературных источниках. Подбор
методов.
1.7. Работа над теоретической частью УНИР, проекта. (8 часов)
Теория: Подбор и обзор научной литературы по теме работы. Особенности
работы с литературными, архивными, интернет - источниками. Правила
оформления ссылок и цитат.
Практика: Обработка литературных источников. Составление конспекта.
1.8. Работа с научной литературой, полевыми отчётами. (10 часов)
Теория: Изучение публикаций учёных по тематики исследования, формулировка
их взглядов, позиций, доводов. Поиск аналогий в литературных источниках.
Практика: Отчёт обучающихся о проделанной работе.
1.9. Консультации со специалистами, учёными, работа с археологическими
коллекциями. (10 часов)
Теория: Сбор первичной информации. Консультации с учёными, археологами и
другими
специалистами,
занимающимися
по
тематики
исследования,
обсуждение научной литературы, знакомство с полевыми отчётами археологов.
Практика: Изучение археологических коллекций в музее археологии ЦРДЮ,
Институте Истории и Археологии, археологической лаборатории УрГУ, в
СОКМ. Выполнение археологических рисунков, фотографий.
1.10.
Анализ фактологических материалов,
определение
проблемной
ситуации. (19 часов)
Теория: Подбор и обзор фактологических материалов. Особенности работы с
литературными, архивными, интернет - источниками. Требования к содержанию
теоретической части исследования.
Практика: Анализ фактологических материалов, определение проблемной
ситуации. Анализ проблемной ситуации. Анализ научной литературы по теме
исследования. Изучение существующего опыта по теме исследования в
отечественной и зарубежной научной практике.
1.11. Работа над практической частью УНИР, оформление основной части
исследования. (19 часов)
Теория: Специфика реализации научно-исследовательской деятельности в
области
гуманитарных
наук.
Подготовка
к
проведению
исследования,
применению диагностики, построению модели, проведению расчетов и т.п.
Этапы проведения исследования. Требования к проведению исследования.
Правила оформления результатов исследования.
Практика: Работа с литературой. Подбор методик, диагностик исследования.
Отбор фактического материала. Разработка плана исследования. Проведение
пробного исследования. Проведение собственного исследования, применение
диагностики, построение модели, проведение расчетов и т.п. Обработка и
проверка полученных данных и результатов. Использование современных
информационных технологий при выполнении научно-исследовательских работ.
1.12. Оформление выводов и заключения. (10 часов)
Теория: Значение заключительной части научно-исследовательской работы.
Особенности написания заключения.
Практика: Анализ проделанной работы. Обобщение результатов работы. Выводы
по теоретической части. Выводы по практической части.
Написание заключительной части работы. Оформление заключения
1.13. Изготовление наглядных пособий, приложения, презентаций. (19
часов)
Теория:
Способы,
используемые
для
улучшения
доказательной
базы
проведённого исследования.
Изготовление таблиц, графиков, фотографий,
Практика: Построение графиков, схем, таблиц. Подготовка копий материалов,
макетов, иллюстраций, коллекций и т.д.
1.14 Оформление списка использованной литературы. (3 часа)
Теория: Принципы оформления литературы. Выходные данные литературных
источников. Порядок оформления интернет - источников.
Практика: Работа над проектом
1.15. Подготовка к защите реферата. (22 часа)
Теория: Подготовка публичного выступления. Особенности представления и
защиты научно-исследовательской работы. Регламент выступления.
Практика: Отработка навыков публичного выступления и ответов на вопросы.
1.16.
Защита
исследовательских
работ
и
рефератов,
участие
в
конференциях. (21 час)
Теория: Как представить свою работу.
Практика: Представление и защита научно-исследовательской работы на
конференции. Ответы на вопросы жюри и оппонентов. Активное слушание
выступлений участников конференции. Подготовка вопросов участникам
конференции.
1.17. Подведение итогов работы, исправление недочётов. (14 часов)
Практика: Устранение недочетов в выступлении по итогам проведения научнопрактической конференции учащихся.
1.18 Подготовка тезисов, статьи. (15 часов)
Теория: Определения жанра статьи (научная, публицистическая и т.д.)
Практика: Написание тезисов научно-исследовательской работы.
1.19. Оформление стендового доклада. (7часов)
Теория: Требования, предъявляемые к стендовому докладу. Отбор материала
Практика: Создание стендового доклада по индивидуальному проекту.
1.20. Оформление отчёта о конференциях. (3часа)
Практика: Создание фотоотчёта
1.21. Подведение итогов. (2 часа)
Теория:
Подведение
итогов
работы.
Перспективы
развития
научно-
исследовательской работы учащихся.
Практика: Самоанализ работы.
2. Полевая практика. (24 часа)
2.1 Методика проведения археологических раскопок.
(8 часов)
Культурный слой. Техника безопасности на раскопе.
2.2 Фиксация находок. (8 часов)
Практика: Работа с нивелиром, фиксация находок на плане.
2.2 Археологическая разведка (8 часов)
Практика: Археологическая разведка это составляющее полевых работ.
Приёмы поисков и первичного изучения археологических памятников.
Учебный (тематический) план.
Продвинутый уровень (второй год обучения).
№
Название разделов, тем
1
1.1.
Проектная деятельность
Планирование
проектной деятельности
Требование к написанию
1.2.
Количество часов
Всего Теория Практика
Формы
аттестации/
контроля
222
2
23
2
199
0
Анкетирование
2
1
1
Собеседование
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
1.12.
1.13.
1.14.
1.15.
1.16.
ученической
научноисследовательской
работы (УНИР).
Начальный этап работы.
Определение темы, цели,
методов,
задач
исследования.
Подготовка
индивидуальных планов
написания
УНИР,
проекта
Работа над содержанием
УНИР, проекта
Работа над введением
УНИР, проекта
Работа
над
теоретической
частью
УНИР, проекта
Работа
с
научной
литературой, полевыми
отчётами.
Консультации
со
специалистами,
учёными,
работа
с
археологическими
коллекциями
Анализ фактологических
материалов, определение
проблемной ситуации
Работа над практической
частью
УНИР,
оформление
основной
части исследования
Оформление выводов и
заключения.
Изготовление наглядных
пособий,
приложения,
презентаций
Оформление
списка
использованной
литературы
Подготовка к защите
реферата
Защита
исследовательских работ
4
1
3
Тест
8
2
6
Составление
индивидуально
го маршрута.
8
2
6
Собеседование
16
2
14
16
2
14
Практическая
работа
Собеседование
10
2
8
Практическая
работа
14
2
12
Собеседование
14
2
12
Практическая
работа
14
2
12
Практическая
работа
10
1
9
6
1
5
Практическая
работа
Практическая
работа
4
1
3
Практическая
работа
12
2
10
Собеседование
21
-
21
Практическая
работа
1.17.
1.18.
1.19.
1.20.
1.21.
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3
3.1
3.2
3.3
и рефератов, участие в
конференциях
Подведение
итогов
работы,
исправление
недочётов.
Подготовка
тезисов,
статьи
Оформление стендового
доклада
Оформление отчёта о
конференциях
Подведение итогов
Профессиональная
ориентация
Археология в системе
наук
Экскурсия в Институт
истории и археологии
Экскурсия в УФУ
Экскурсия
реставрационные
мастерские СОКМ
Экскурсия в архив
в
Разработка и проведение
мероприятия
«Ночь
музея»
Полевая практика
Методика
проведения
археологических
раскопок
Фиксация находок
Археологическая
разведка
Итого
10
-
10
Собеседование
6
1
5
3
1
2
3
-
3
Практическая
работа
Практическая
работа
Фотогазета
2
37
2
0
Тест
1
-
1
Собеседование
8
-
8
8
-
8
8
-
8
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
4
-
4
8
-
8
24
8
-
24
8
8
-
8
8
-
8
246
23
223
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Содержание учебного (тематического) плана.
Продвинутый уровень (второй год обучения).
1. Проектная деятельность
1.1. Планирование проектной деятельности. (2 часа)
Теория: Беседа о курсе. Планы на учебный год. Цель, задачи, специфика занятий,
общие требования. Правила техники безопасности.
Практика не предполагается.
1.2. Требования к написанию ученической научно-исследовательской
работы (УНИР), проекта. (2 часа)
Теория: Требования, предъявляемые к содержанию и оформлению УНИР
(структура, объем, шрифт, интервал и т.д.) Критерии оценки проектных работ.
Практика: Ознакомление с образцами работ.
1.3. Начальный этап работы. Определение темы, цели, методов, задач
исследования. (4 часа)
Теория: Выбор жанра и определение темы реферата. Требования к оформлению
работы, наличие титульного листа, списка литературы, наглядных пособий,
приложения и т.д.
Практика: Определение целей, методов, задач исследования.
1.4.
Подготовка индивидуальных планов написания УНИР, проекта. (8
часов)
Определение
последовательности
в
выполнении
работы
и
составление
индивидуального плана работы.
Практика: Составление каждым воспитанником индивидуального плана по
написанию научно-исследовательской работы на весь период обучения.
1.5. Работа над содержанием УНИР, проекта. (8 часов)
Требования к оформлению содержания.
Практика:
Определение
структуры
научно-исследовательской
работы.
Оформление содержания.
1.6. Работа над введением УНИР, проекта. (16 часов)
Теория: Научное исследование. Тема. Актуальность и новизна исследования.
Принципы постановки цели и задач исследования. Объект и предмет
исследования. Методы научного исследования.
Практика: Выбор темы. Обоснование актуальности и новизны. Формулировка
цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета
исследования. Знакомство с проблемой в литературных источниках. Подбор
методов.
1.7. Работа над теоретической частью УНИР, проекта. (16 часов)
Теория: Подбор и обзор научной литературы по теме работы. Особенности
работы с литературными, архивными, интернет - источниками. Правила
оформления ссылок и цитат.
Практика: Обработка литературных источников. Составление конспекта.
1.8. Работа с научной литературой, полевыми отчётами. (10 часов)
Теория: Изучение публикаций учёных по тематики исследования, формулировка
их взглядов, позиций, доводов. Поиск аналогий в литературных источниках.
Практика: Отчёт обучающихся о проделанной работе.
1.9. Консультации со специалистами, учёными, работа с археологическими
коллекциями. (14 часов)
Теория: Сбор первичной информации. Консультации с учёными, археологами и
другими
специалистами,
занимающимися
по
тематики
исследования,
обсуждение научной литературы, знакомство с полевыми отчётами археологов.
Практика: Изучение археологических коллекций в музее археологии ЦРДЮ,
Институте Истории и Археологии, археологической лаборатории УрГУ, в
СОКМ. Выполнение археологических рисунков, фотографий.
1.10.
Анализ фактологических материалов,
определение
проблемной
ситуации. (14 часов)
Теория: Подбор и обзор фактологических материалов. Особенности работы с
литературными, архивными, интернет - источниками. Требования к содержанию
теоретической части исследования.
Практика: Анализ фактологических материалов, определение проблемной
ситуации. Анализ проблемной ситуации. Анализ научной литературы по теме
исследования. Изучение существующего опыта по теме исследования в
отечественной и зарубежной научной практике.
1.11. Работа над практической частью УНИР, оформление основной части
исследования. (14 часов)
Теория: Специфика реализации научно-исследовательской деятельности в
области гуманитарных. Подготовка к проведению исследования, применению
диагностики, построению модели, проведению расчетов и т.п. Этапы проведения
исследования. Требования к проведению исследования. Правила оформления
результатов исследования.
Практика: Работа с литературой. Подбор методик, диагностик исследования.
Отбор фактического материала. Разработка плана исследования. Проведение
пробного исследования. Проведение собственного исследования, применение
диагностики, построение модели, проведение расчетов и т.п. Обработка и
проверка полученных данных и результатов. Использование современных
информационных технологий при выполнении научно-исследовательских работ.
1.12. Оформление выводов и заключения. (10 часов)
Теория: Значение заключительной части научно-исследовательской работы.
Особенности написания заключения
Практика: Анализ проделанной работы. Обобщение результатов работы. Выводы
по теоретической части. Выводы по практической части.
Написание заключительной части работы. Оформление заключения
1.13. Изготовление наглядных пособий, приложения, презентаций. (6 часов)
Теория:
Способы,
используемые
для
улучшения
доказательной
базы
проведённого исследования.
Изготовление таблиц, графиков, фотографий,
Практика: Построение графиков, схем, таблиц. Подготовка копий материалов,
макетов, иллюстраций, коллекций и т.д.
1.14 Оформление списка использованной литературы. (4 часа)
Теория: Принципы оформления литературы. Выходные данные литературных
источников. Порядок оформления Интернет-источников.
Практика: Работа над проектом
1.15. Подготовка к защите реферата. (12 часов)
Теория: Подготовка публичного выступления. Особенности представления и
защиты научно-исследовательской работы. Регламент выступления.
Практика: Отработка навыков публичного выступления и ответов на вопросы
1.16.
Защита
исследовательских
работ
и
рефератов,
участие
в
конференциях. (21 час)
Теория: Как представить свою работу.
Практика: Представление и защита научно-исследовательской работы на
конференции. Ответы на вопросы жюри и оппонентов. Активное слушание
выступлений участников конференции. Подготовка вопросов участникам
конференции.
1.17. Подведение итогов работы, исправление недочётов. (10 часов)
Практика: Устранение недочетов в выступлении по итогам проведения научнопрактической конференции учащихся.
1.18 Подготовка тезисов, статьи. (6 часов)
Теория: Определения жанра статьи (научная, публицистическая и т.д.)
Практика: Написание тезисов научно-исследовательской работы.
1.19. Оформление стендового доклада. (3 часа)
Теория: Требования, предъявляемые к стендовому докладу. Отбор материала
Практика: Создание стендового доклада по своему проекту
1.20. Оформление отчёта о конференциях. (3 часа)
Практика: Создание фотоотчёта
1.21. Подведение итогов. (2 часа)
Теория:
Подведение
итогов
работы.
Перспективы
развития
научно-
исследовательской работы учащихся.
Практика: Самоанализ работы.
2. Профессиональная ориентация
2.1 Археология в системе наук (1 час)
Теория: Археология в системе исторических наук. Взаимодействие с другими
научными дисциплинами.
2.2 Экскурсия в Институт истории и археологии (8 часов)
Теория: знакомство с лабораториями, беседа о профессии археолог
Практика:
изучение системы хранения, обработка и описание археологических коллекций
2.3 Экскурсия в УФУ (8 часов)
Теория: система подготовки кадров на кафедре «Антропология»
Посещение археологического музея
2.4. Экскурсия в реставрационные мастерские СОКМ (8 часов)
Теория: способы реставрации и правила хранения археологических коллекций.
Посещение библиотеки.
2.5 Экскурсия в архив(4 часа)
Теория: Каталогизация архивных материалов
2.6 Разработка и проведение мероприятия «Ночь музея» (8 часов)
Обсуждение и разработка мероприятия, подготовка сценария.
3. Полевая практика (24 часа)
3.1 Методика проведения археологических раскопок
(8 часов)
Культурный слой. Техника безопасности на раскопе.
3.2 Фиксация находок (8 часов)
Практика: Работа с нивелиром, фиксация находок на плане.
3.2 Археологическая разведка (8 часов)
Практика: Археологическая разведка это составляющее полевых работ.
Приёмы поисков и первичного изучения археологических памятников.
Учебный (тематический) план.
Продвинутый уровень (третий год обучения).
№
Название разделов, тем
1
Проектная деятельность
1.1. Планирование проектной
деятельности
1.2. Требование к написанию
ученической
научноисследовательской
работы (УНИР).
1.3. Начальный этап работы.
Определение темы, цели,
методов,
задач
исследования.
1.4. Подготовка
Количество часов
Всего Теория Практика
Формы
аттестации/
контроля
185
28
157
2
2
-
Анкетирование
2
1
1
Собеседование
4
1
3
Тест
8
2
6
Составление
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
1.16
1.17
1.18
1.19
1.20
индивидуальных планов
написания УНИР, проекта
Работа над содержанием
УНИР, проекта
Работа над введением
УНИР, проекта
Работа над теоретической
частью УНИР, проекта
Работа
с
научной
литературой,
полевыми
отчётами.
Консультации
со
специалистами, учёными,
работа
с
археологическими
коллекциями
Анализ фактологических
материалов, определение
проблемной ситуации
Работа над практической
частью
УНИР,
оформление
основной
части исследования
Оформление выводов и
заключения.
Изготовление наглядных
пособий,
приложения,
презентаций
Оформление
списка
использованной
литературы
Подготовка к защите
реферата
Защита
исследовательских работ
и рефератов, участие в
конференциях
Подведение
итогов
работы,
исправление
недочётов.
Подготовка
тезисов,
статьи
Оформление стендового
доклада
Оформление отчёта о
индивидуально
го маршрута.
Собеседование
8
2
6
16
2
14
16
2
14
8
2
6
Практическая
работа
14
2
12
Собеседование
14
2
12
Практическая
работа
14
2
12
Практическая
работа
10
1
9
6
1
5
Практическая
работа
Практическая
работа
4
1
3
Практическая
работа
14
2
12
Собеседование
21
-
21
Практическая
работа
10
-
10
Собеседование
6
1
5
3
1
2
3
-
3
Практическая
работа
Практическая
работа
Фотогазета
Практическая
работа
Собеседование
конференциях
1.21 Подведение итогов
2
Экскурсоведение
2.1 Знакомство
с
теоретическими
понятиями
«музей»,
«экспонат»,
«экспозиция»,
«экскурсовод»
«архив», «фонд». Виды
экскурсий: обзорная,
тематическая, игровая.
2.2 Атрибуция
музейных
предметов.
Экспонаты,
собранные учащимися во
время поисковой работы.
2.3 Фонды музея: основной,
вспомогательный.
Учет
фондов.
2.4 Сбор материалов для
музея и для проведения
экскурсии
2.5 Требования
к
экскурсоводу
2.6 Основные требования к
экскурсии
2.7 Разработка и проведение
мероприятия
«Ночь
музея»
2.8 Подведение итогов
3
Полевая практика
3.1 Методика
проведения
археологических
раскопок
3.2 Фиксация находок
3.3
Тест
2
37
2
1
18
2
1
19
-
2
2
-
Практическая
работа
4
2
2
Практическая
работа
6
3
3
Практическая
работа
4
4
-
Практическая
работа
9
5
4
8
-
8
2
24
8
-
2
24
8
8
-
8
Археологическая разведка
8
-
8
Итого итоговые цифры
246
46
200
Собеседование
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Содержание учебного (тематического) плана.
Продвинутый уровень (второй год обучения).
1. Проектная деятельность
1.1. Планирование проектной деятельности. (2 часа)
Теория: Беседа о курсе. Планы на учебный год. Цель, задачи, специфика занятий,
общие требования. Правила техники безопасности.
Практика не предполагается.
1.2. Требования к написанию ученической научно-исследовательской
работы (УНИР), проекта. (2 часа)
Теория: Требования, предъявляемые к содержанию и оформлению УНИР
(структура, объем, шрифт, интервал и т.д.) Критерии оценки проектных работ.
Практика: Ознакомление с образцами работ.
1.3. Начальный этап работы. Определение темы, цели, методов, задач
исследования. (4 часа)
Теория: Выбор жанра и определение темы реферата. Требования к оформлению
работы, наличие титульного листа, списка литературы, наглядных пособий,
приложения и т.д.
Практика: Определение целей, методов, задач исследования.
1.4.
Подготовка индивидуальных планов написания УНИР, проекта. (8
часов)
Определение
последовательности
в
выполнении
работы
и
составление
индивидуального плана работы.
Практика: Составление каждым обучающимся индивидуального плана по
написанию научно-исследовательской работы на весь период обучения.
1.5. Работа над содержанием УНИР, проекта. (8 часов)
Требования к оформлению содержания.
Практика:
Определение
структуры
научно-исследовательской
работы.
Оформление содержания.
1.6. Работа над введением УНИР, проекта. (16 часов)
Теория: Научное исследование. Тема. Актуальность и новизна исследования.
Принципы постановки цели и задач исследования. Объект и предмет
исследования. Методы научного исследования.
Практика: Выбор темы. Обоснование актуальности и новизны. Формулировка
цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета
исследования. Знакомство с проблемой в литературных источниках. Подбор
методов.
1.7. Работа над теоретической частью УНИР, проекта. (16 часов)
Теория: Подбор и обзор научной литературы по теме работы. Особенности
работы с литературными, архивными, интернет - источниками. Правила
оформления ссылок и цитат.
Практика: Обработка литературных источников. Составление конспекта.
1.8. Работа с научной литературой, полевыми отчётами. (8 часов)
Теория: Изучение публикаций учёных по тематики исследования, формулировка
их взглядов, позиций, доводов. Поиск аналогий в литературных источниках.
Практика: Отчёт обучающихся о проделанной работе.
1.9. Консультации со специалистами, учёными, работа с археологическими
коллекциями. (14 часов)
Теория: Сбор первичной информации. Консультации с учёными, археологами и
другими
специалистами,
занимающимися
по
тематики
исследования,
обсуждение научной литературы, знакомство с полевыми отчётами археологов.
Практика: Изучение археологических коллекций в музее археологии ЦРДЮ,
Институте Истории и Археологии, археологической лаборатории УрГУ, в
СОКМ. Выполнение археологических рисунков, фотографий.
1.10.
Анализ фактологических материалов,
определение
проблемной
ситуации. (14 часов)
Теория: Подбор и обзор фактологических материалов. Особенности работы с
литературными, архивными, интернет - источниками. Требования к содержанию
теоретической части исследования.
Практика: Анализ фактологических материалов, определение проблемной
ситуации. Анализ проблемной ситуации. Анализ научной литературы по теме
исследования. Изучение существующего опыта по теме исследования в
отечественной и зарубежной научной практике.
1.11. Работа над практической частью УНИР, оформление основной части
исследования. (14 часов)
Теория: Специфика реализации научно-исследовательской деятельности в
области гуманитарных. Подготовка к проведению исследования, применению
диагностики, построению модели, проведению расчетов и т.п. Этапы проведения
исследования. Требования к проведению исследования. Правила оформления
результатов исследования.
Практика: Работа с литературой. Подбор методик, диагностик исследования.
Отбор фактического материала. Разработка плана исследования. Проведение
пробного исследования. Проведение собственного исследования, применение
диагностики, построение модели, проведение расчетов и т.п. Обработка и
проверка полученных данных и результатов. Использование современных
информационных технологий при выполнении научно-исследовательских работ.
1.12. Оформление выводов и заключения. (10 часов)
Теория: Значение заключительной части научно-исследовательской работы.
Особенности написания заключения
Практика: Анализ проделанной работы. Обобщение результатов работы. Выводы
по теоретической части. Выводы по практической части.
Написание заключительной части работы. Оформление заключения
1.13. Изготовление наглядных пособий, приложения, презентаций. (6 часов)
Теория:
Способы,
используемые
для
улучшения
доказательной
базы
проведённого исследования.
Изготовление таблиц, графиков, фотографий,
Практика: Построение графиков, схем, таблиц. Подготовка копий материалов,
макетов, иллюстраций, коллекций и т.д.
1.14 Оформление списка использованной литературы. (4 часа)
Теория: Принципы оформления литературы. Выходные данные литературных
источников. Порядок оформления Интернет-источников.
Практика: Работа над проектом
1.15. Подготовка к защите реферата. (14 часов)
Теория: Подготовка публичного выступления. Особенности представления и
защиты научно-исследовательской работы. Регламент выступления.
Практика: Отработка навыков публичного выступления и ответов на вопросы
1.16.
Защита
конференциях.
исследовательских
(21
час)
работ
Практика:
и
рефератов,
Представление
и
участие
защита
в
научно-
исследовательской работы на конференции. Ответы на вопросы жюри и
оппонентов.
Активное
слушание
выступлений
участников конференции.
Подготовка вопросов участникам конференции.
1.17. Подведение итогов работы, исправление недочётов. (10 часов)
Практика: Устранение недочетов в выступлении по итогам проведения научнопрактической конференции учащихся.
1.18 Подготовка тезисов, статьи. (6 часов)
Теория: Определения жанра статьи (научная, публицистическая и т.д.)
Практика: Написание тезисов научно-исследовательской работы.
1.19. Оформление стендового доклада. (3 часа)
Теория: Требования, предъявляемые к стендовому докладу. Отбор материала
Практика: Создание стендового доклада по своему проекту
1.20. Оформление отчёта о конференциях. (3 часа)
Практика: Создание фотоотчёта об участии в конференциях.
1.21. Подведение итогов. (2 часа)
Теория:
Подведение
итогов
работы.
Перспективы
развития
научно-
исследовательской работы учащихся.
Практика: Самоанализ работы.
2.Экскурсоведение.
2.1
Знакомство
с
теоретическими
понятиями
«музей»,
«экспонат»,
«экспозиция», «экскурсовод» «архив», «фонд». Виды экскурсий: обзорная,
тематическая, игровая. (2 часа)
Теория: типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др.;
государственные, частные, муниципальные, школьные и др. Школьные музеи.
Знакомство с теоретическими понятиями «музей», «профиль», «экспонат»,
«экспозиция», «экскурсовод» «архив», «фонд» и др.
Экскурсия. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, игровая. Отбор экспонатов.
Составление текста и маршрута экскурсии. «Портфель» экскурсовода. Цель
экскурсии в школьном музее. Знакомство с работой экскурсоводов. Знакомство с
архивом, экспозициями, экспонатами школьного музея.
2.2 Атрибуция музейных предметов. Экспонаты, собранные учащимися во
время поисковой работы. (2 часа)
Теория. Фотоэкспонаты. Экспонаты, собранные учащимися во время поисковой
работы. Атрибуция музейных предметов.
2.3 Фонды музея: основной, вспомогательный. Учет фондов. (4 часов)
Теория: Основной фонд: вещественные, письменные источники.
Вспомогательный
фонд.
Его
состав.
Библиотека
музея.
Учет
фондов.
Инвентарная книга.
Практика: описать музейный предмет – экспонат, оформление инвентарной
книги – учет фондов
2.4. Сбор материалов для музея и для проведения экскурсии (6 часов)
Теория: как собирать материалы для музея, для ведения экскурсии. Основные
источники, используемые для сбора материала для музея: газеты и журналы,
книги, дневники, письма, воспоминания, фотографии, вещественные памятники
(символы, атрибуты, личные вещи и т. д.). Библиография. Справочнобиблиографические материалы. Как работать с газетами, журналами, книгами.
Работа с каталогами в школьной библиотеке. Подготовка списка необходимой
литературы. Художественная, мемуарная, справочная литература для чтения по
теме экскурсии. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на
источники
Практика: работа с источниками
2.5 Требования к экскурсоводу (4 часа)
Теория: знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Связь
темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения экскурсии по
отдельным подтемам и вопросам темы. Показ и анализ определенных
экспонатов.
Рассказ
экскурсовода.
Технические
средства
сопровождения
экскурсии: мультмедийные презентации, компьютер. Использование техники в
работе школьного музея. Подготовка текста экскурсии.
2.6. Основные требования к экскурсии (10 часов)
Отработка и сдача экскурсии по частям. Показ и анализ экспонатов. Отработка и
сдача тематической экскурсии. Отработка и сдача обзорной экскурсии.
Самостоятельное проведение экскурсий по разработанной теме для младших
школьников. Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно
провести экскурсию.
Практика: оформление альбома, создание презентаций, музейной выставки
(отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных
текстов и т. д.).
2.7. Разработка и проведение мероприятия «Ночь музея» (8 часов)
Теория: Формы мероприятий в рамках акции «Ночь музея»
Практика: Обсуждение и разработка мероприятия, подготовка сценария.
2.8. Подведение итогов.
Практика: Анализ выступлений на конференциях и конкурсах.
3. Полевая практика (24 часа)
3.1 Методика проведения археологических раскопок
(8 часов)
Практика: Выезд на археологические раскопки. Работа на раскопе. Актуализация
техники безопасности на раскопе.
3.2 Фиксация находок (8 часов)
Практика: Работа с нивелиром, фиксация находок на плане.
3.2 Археологическая разведка (8 часов)
Практика: Поход на памятники археологии. Практикум использования приёмов
поисков и первичного изучения археологических памятников.
1.5. Календарный учебный график.
№п
/п
1.
Основные
характеристики
образовательного
процесса
Количество
учебных
Базовый
уровень
первый год
обучения
41
Базовый
уровень
второй год
обучения
41
Базовый
уровень
третий год
обучения
41
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
недель
Количество учебных дней
123
123
123
Количество часов
в
6
6
6
неделю
Количество часов (всего)
246
246
246
Недель
в
первом
17
17
17
полугодии
Недель
во
втором
20
20
20
полугодии
Начало занятий
01.09.2023 г. 01.09.2023 г. 01.09.2023 г.
Каникулы
1.07.-31.08.
1.07.-31.08.
1.07.-31.08.
Выходные дни
Праздничные дни, установленные
законодательством РФ
Окончание учебного года
30.06.
2. Организационно – педагогические условия
2.1. Условия реализации программы.
Материально-техническое
компьютер,
экран
для
обеспечение:
демонстрации
школьный
презентаций,
класс,
проектор,
библиотека
научной
литературы (более 150 экземпляров), археологические коллекции: «Керамика»;
«Каменные артефакты»; «Изделия из меди».
Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования, имеющий
высшее профессиональное (педагогическое) образование, прошедший курсы
повышения квалификации по профилю программы.
Методические материалы.
1. Молони Н. Археология. Оксфордская библиотека. - М., 1996.
2. Малинова Р., Малина Я. Прыжок в прошлое. Эксперимент раскрывает тайны
древних эпох М.: Мысль, 1988. — 271 с.
3. Левина О.Г. Первые шаги в науку. Как проводиться исследование? Ярославль.
2013
4. Как выиграть краеведческий конкурс или олимпиаду по краеведению: пособие
для юных краеведов- исследователей и преподавателей/ автор-составитель
С.И.Савинков.М.; ООО «Юный краевед» 2019-256 с
5. Огоновская И.С. Азбука исследователя. – Екатеринбург: Сократ,2008
(Методические рекомендации).
6. Озеров А.Г. Методические рекомендации по организации исследовательской
деятельности
обучающихся// Как выиграть
краеведческий конкурс
или
олимпиаду по краеведению. Москва 2019- С. 3-31
7. Обухов А.С. Комарова Н.М. Кондратьева Н.Л. Игры на развитие
исследовательских способностей: наблюдательность. // Исследователь 2020/№2
(30)- С. 118-129
8.
Петряева
Е.Ю.,
Пластинина
В.М.,
Содномова
Л.П.
Реферат
и
исследовательская работа: рекомендации по написанию и представлению. – М.
Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», 2008, - 48 с.Серия «Методическое обеспечение».
Дидактические пособия:
- Карточки с заданиями по теме «Алгоритм проектной деятельности. Методы
проектирования.
Формы проекта.
Подготовка
индивидуальных планов
написания проекта».
- Примеры учебных проектов обучающихся для работы по теме: «Требование к
написанию проектной работы. Определение объектной области, объекта и
предмета
исследования.
Определение
проблемы,
темы,
цели,
задач
исследования».
Информационное обеспечение (в том числе информационные технологии):
- презентация по теме «Требования к оформлению презентации»,
- видеозапись «Пять секретов успешного выступления в онлайн - конференции.
Спикер - Волкова М.В.»
Преобладающая технология учебного процесса при реализации программы
«Юный археолог» продвинутого уровня – личностно - ориентированная
педагогика (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту
собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности
каждого ученика).
Принципы организации учебного процесса.
- Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его
интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной
степени сложности).
- Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой
культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
- Свободы выбора решений и самостоятельность в их реализации.
- Систематичности, последовательности, наглядности обучения.
В качестве ведущих методов обучения по программе используются
проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.
– Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и
творческой инициативы учащихся.
– Проектный метод используется при организации научно-исследовательской
деятельности учащихся, решении конкретных задач.
– Исследовательский метод используется для развития умения учащихся
работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для
организации исследования, искать пути реализации этих проблем.
Формы занятий: лекция, диспут, игра, викторина, выставка, конференция,
научные и экспериментальные экспедиции, экскурсии, защита проекта.
Структуру стандартного занятия
1.
Организационный этап
2.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся
3.
Актуализация знаний
4.
Первичное усвоение новых знаний
5.
Первичная проверка понимания
6.
Первичное закрепление
7.
Контроль усвоения, обсуждение результатов урока
8.
Рефлексия.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Юный археолог» применяются входящий,
текущий и итоговый виды контроля.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, воспитательную и
корректирующую функции.
Входная диагностика проводится при зачислении обучающихся в группу в
форме собеседования.
Текущий контроль проводится в конце первого полугодия в форме
наблюдения, мониторинга работы над проектом.
Программа предусматривает итоговый контроль в конце освоения
программы в виде представления работ на отчетной научно-практической
конференции.
Формы проведения контроля: устный опрос, анализ работ, педагогическое
наблюдение, выступление на конференциях, собеседование.
Оценочные материалы.
Продвинутый уровень (первый год обучения).
Входная диагностика.
Вопросы для собеседования:
– Какой тип проекта вы хотели бы выбрать? (исследование, проект,
эксперимент)
– Какая проблема вас больше всего волнует?
– Какая область исследования (проекта, эксперимента) вам более интересна?
Текущий контроль.
–
Определение степени готовности исследования (проекта), выявления
проблемных ситуаций (собеседование).
- Определение сформированности навыков проектной исследовательской
деятельности на основе наблюдения (прил. Табл.1)
Таблица 1. Сформированности навыков проектной исследовательской
деятельности
ФИО
1.
Умение формулировать понятийно - категорийный
низк сред высо
ий
ний кий
аппарат
2 Умение работать с научной литературой
3 Умение выделять источниковую базу
4 Умение представлять работу – подготовка
презентации
9
Инициативность
Критерии:
1.
Отсутствует, слабо проявляется - низкий
3.
Чётко проявляется - средний
4.
Проявляется на творческом уровне - высокий
Итоговый контроль.
Успешность овладения учащимися содержания программы отслеживается:
- через участие в мероприятиях (выставках), защите проектов, активность на
занятиях,
- через мониторинг, портфолио учащихся.
Информационная карта результатов участия обучающихся в конкурсах,
фестивалях и соревнованиях разного уровня.
Данная методика используется для фиксации и оценки результатов участия
детей в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня, то есть для оценки
«внешних» достижений.
Выделяются следующие формы «внешнего» предъявления достижений
учащихся: конкурсы; смотры; фестивали; выставки; соревнования; конференции,
семинары, круглые столы, чтения; олимпиады; концерты; другое.
При заполнении карты целесообразно указывать названия мероприятий с
указанием дат, в которых принимал участие ребенок.
Достижения фиксируются на 3-х уровнях: коллектива, учреждения; города
(района); международном и российском.
Также определяются качественные показатели результата: участие;
призовые места, дипломы; победитель.
Каждому показателю в зависимости от степени значимости соответствует
определенный балл.
Информационная карта
Фамилия, имя обучающегося __________________________________________
Возраст ____________________________________________________________
Название т/объединения ______________________________________________
Год обучения _______________________________________________________
Дата заполнения карты _______________________________________________
3б 2б
3б
4б
3б
4б
Победитель
Призер,
дипломант
Участие
(выступление)
Победитель
Призер,
дипломант
2б
Участие
(выступление)
1б
На
международном и
российском
уровне
На уровне
города
(района)
Победитель
Формы предъявления
достижений
Призер,
дипломант
№
Участие
(выступление)
На уровне
коллектива
учреждения
5б
Конкурсы
Смотры
Фестивали
Выставки
Соревнования
Конференции,
6. семинары, круглые
столы, чтения
7
Олимпиады
8
Концерты
9
Другое
Итого:
Общая сумма баллов:
1.
2.
3.
4.
5.
Продвинутый уровень (второй год обучения).
Входная диагностика.
Вопросы для собеседования:
- Какая проблематика археологии (краеведения) актуальна для вас в настоящий
момент? Обоснуйте.
Текущий контроль.
Наблюдение с целью выявления степени самостоятельности обучающихся при
работе над проектом.
ФИО
1.
2
3
4
5
низ
кий
сред
ний
высо
кий
Умение представлять работу - устная защита
Умение формулировать и отвечать на вопросы
Умение работать с научной литературой
Умение правильно оформлять работу
Инициативность
Критерии:
1. не проявляет самостоятельности – низкий,
2. выполняет четко указания руководителя проекта – средний,
3. творчески, самостоятельно решает поставленные задачи – высокий.
Итоговый контроль.
Успешность овладения учащимися содержания программы отслеживается:
- в процессе наблюдения и анализе работ учащихся по следующим критериям
Критерии оценки рукописи исследовательской работы (мах – 20 баллов).
Качество оформления работы:
- соответствие требованиям к оформлению иструктуре работы, грамотность
текстового материала, аккуратность (мах – 2 балла),
-
соответствует
требованиям
к
оформлению
и
структуре
работы,
грамотныйтекстовый материал, аккуратное оформление – 2 балла,
-
несоответствие
требованиям
к
оформлению
и
структуре
работ,
орфографические ошибки в материале, неаккуратная работа, отсутствие ссылок
наисточники, приложения не связаны с текстом работы – 0 баллов.
Актуальность темы, ее соответствие интересам и уровнюподготовленности
ученика, его возрастным особенностям (мах – 2 балла),
- тема актуальна, обоснована ссылками на результаты международных или
российских
исследований,
соответствует
интересам
и
подготовленностиученика и его возрастным особенностям – 2 балла,
уровню
-
тема
актуальна
лично
для
автора,
соответствует
интересам
и
уровнюподготовленности ученика и его возрастным особенностям – 1 балл,
-
актуальность
не
сформулирована,
не
соответствует
интересам
и
уровнюподготовленности ученика и его возрастным особенностям – 0 баллов.
Соответствие содержания работы теме, цели, гипотезе и поставленнымзадачам
исследования (мах – 2 балла)
- соответствует – 2 балла,
- частично соответствует – 1 балл,
- не соответствует – 0 баллов.
Цель (мах – 2 балла)
-
цель
сформулирована
в
проверяемой
форме
и
соответствует
указаннойпроблеме – 2 балла,
- цель сформулирована, но не соответствует проблеме – 1 балл,
- цель сформулирована как процесс (т.е. недостижима) или несформулирована –
0 баллов.
Основные задачи (мах – 2 балла)
- сформулированное количество задач достаточно для достижения цели,
формулировка задач соответствует цели – 2 балла,
- количество задач не достаточно для достижения цели, формулировка задачцели
соответствует – 1 балл,
- формулировка задач не соответствует заявленной цели – 0 баллов.
Исследовательское мастерство: методы исследования (мах – 2 балла)
- полностью обоснованы, соответствуют заявленной цели и задачам – 2 балла,
-
излишне
усложнены
или
упрощены,
что,
однако,
не
приводит
кнеудовлетворительному результату – 1 балл,
- не могут применяться для решения данной проблемы – 0 баллов.
Полученные результаты (мах – 2 балла)
- соответствуют поставленным задачам (по каждой задаче получен один или
несколько результатов) – 2 балла,
- частично решены основные задачи – 1 балл,
- полученные результаты не соответствуют поставленным задачам – 0 баллов.
Качество и информативность иллюстративного материала (мах – 2)
- материал в работе качественный и информативный – 2 балла,
- материал в работе некачественный, но несет значимую информацию – 1
- материал в работе некачественен и не информативен – 0 баллов.
Высокий уровень – 18-20 баллов.
Средний – 12-17 баллов.
Низкий - 9-12 баллов.
Продвинутый уровень (третий год обучения).
Промежуточный контроль представляет анализ экскурсии по плану.
Примерный план
анализа-рецензии на просмотренную экскурсию.
1. Все ли признаки экскурсии имели место на посещенной экскурсии:
- наличие экскурсионной группы и экскурсовода;
- протяженность во времени;
- использование экскурсионного метода.
2. Соблюдены ли необходимые принципы экскурсии:
- принцип научности;
- принцип идейности;
- принцип связи теории с жизненными реалиями;
- принцип доходчивости;
- принцип убедительности.
3. Достигнута ли цель экскурсии, решены ли поставленные задачи.
4. Дать оценку педагогического таланта экскурсовода:
- умения подобрать экскурсионный материал;
- умения руководить группой;
- умение наладить общение с участниками экскурсии.
5. Оценка использования экскурсионного метода познания:
- приводились ли словесные аргументы во время рассказа;
- использовались ли зрительные, слуховые аргументы;
- умело ли изложен материал экскурсии;
- правильно ли выбрана последовательность для освещения исторических
событий;
- характеристики фактов, логически ли изложен материал экскурсии;
- сформулированы ли выводы из экскурсии.
6. Оценка профессионального мастерства экскурсовода:
а) выполнил ли экскурсовод свои обязанности;
б) знания и навыки экскурсовода;
в) каким образом повлиял образ экскурсовода на аудиторию;
г) особенности речи экскурсовода;
7. Общая оценка посещения экскурсии: понравилась – не понравилась; хочется
(не хочется) привести сюда родных и близких; приду – не приду сюда.
Итоговый
контроль
(зачет)
осуществляется
в
форме
разработки
экскурсионного проекта и последующей его презентации. Задания для
выполнения проекта индивидуальны. Обучающиеся выбирает тему будущей
экскурсии из предложенных, и согласует с педагогом
Текст экскурсионного проекта должен быть набран и отпечатан на
компьютере.
Экскурсионный проект должен включать: титульный лист, оглавление,
индивидуальный текст экскурсии (вступительное слово, основная часть,
заключение, логические переходы), схему маршрута, перечень наглядных
пособий, входящих в портфель экскурсовода, технологическую карту экскурсии
и список использованных источников.
Технологическая карта экскурсии
Тема экскурсии:
Название экскурсии:
Продолжительность (ч.)
Протяженность (км.)
Автор и разработчик:
Содержание экскурсии:
Маршрут экскурсии
Участки (этапы) Места
перемещения по останок
маршруту
от места сбора
экскурсантов до
последнего
пункта на
конкретном
участке
маршрута
Объект
Продолжительность осмотра
Основное
содержан
ие
информа
ции
Указания МетодичесПо
кие указания
организа
ции
Метапредметные результаты программы
Показатели
(планируемые
результаты)
Навыки проектноисследовательской
деятельности
(целеполагание,
работа с
источниками
информации и
т.д.)
Виды
контроля/аттестации
Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Педагогическое
наблюдение, защита
работы
Карта эксперта
Степень выраженности
качества
Уровень активности,
самостоятельности ребенка
низкий, требуется
постоянная помощь
педагога;
Деятельность ребенка в
основном самостоятельна,
но требуется стимуляция от
педагога;
Ребенок активен,
самостоятелен, проявляет
инициативу, предлагает свои
варианты
Коммуникация.
Способность к
сотрудничеству
Педагогическое
наблюдение.
Анкетирование
Анкеты
Способен к сотрудничеству,
но не всегда умеет
аргументировать свою
позицию и слушать
партнера;
Способен к взаимодействию
и сотрудничеству (групповая
и парная работа, дискуссии,
коллективное решение
учебных задач);
Проявляет эмоционально
позитивное отношение к
Балл
ы
1
2
3
1
2
процессу сотрудничества,
ориентируется на партнера
по общению, умеет слушать
собеседника, совместно
планировать, договариваться
и распределять функции в
ходе выполнения задания,
осуществлять взаимопомощь
Представление
результатов
деятельности
Педагогическое
наблюдение
Представляет результат с
опорой на подготовленный
текст в бумажном варианте
(читает);
Представляет результат без
опоры, самостоятельно,
удерживая содержание
выступления;
Владение
методами
исследовательской
деятельности
(эксперимент,
наблюдение)
Педагогическое
наблюдение
Анализ отчета о
работе
3
1
2
Представляет результат без
опоры, самостоятельно,
отвечает на вопросы, задает
вопросы другим
3
Уровень активности,
самостоятельности ребенка
низкий, требуется
постоянная помощь
педагога;
1
Деятельность ребенка в
основном самостоятельна,
но требуется стимуляция от
педагога;
Ребенок активен,
самостоятелен, проявляет
инициативу, предлагает свои
варианты
2
3
Высокий уровень - 10-12 баллов
Средний уровень - 6-8 баллов
Низкий уровень - менее 6 баллов
Форма мониторинга личностных достижений
Для оценки личностных результатов для всех уровней обучения предполагается
использование следующих компетенций обучающихся
Степень сформированности
Сформированность нравственнопознавательной, творческой и
эстетического потенциала
иной деятельности
воспитанников
воспитанников
Итого
Степень
Интерес к
Представления о
Уровень
познавательной участию в
принципах и нормах мотивации к
активности
конкурсах,
морали(уровень
общению и
олимпиадах, осознанности и
сотрудничеству
Фамилия,
конференциях
принятия
ценности
имя ребенка
и др
российского
различного государства и
уровня
общества,
коллектива, семьи,
другого человека
как
индивидуальности и
личности)
Низкий уровень - 5-7 баллов
Средний уровень - 8-12 баллов
Высокий уровень - 13-15 баллов
3.Список литературы.
Список литературы для педагога.
1. Голуб
Г.Б.,
Перелыгина
Е.А.,
Чуракова
О.В.
Основы
проектной
деятельности: Рабочая тетрадь для 5 7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана.
Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров»,
2006. - 80с.
2. Проект. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. В.
Половкова,А. В. Носов, Т. В. Половкова, М. В. Майсак. – 2 –е изд. – М.:
Просвещение, 2020 – 159с.
3. Методические
рекомендации
по
основным
направлениям
музейной
деятельности. Сост: Н.М.Перевертайло, Н.В.Шумилова, Ижевск, 2010.
4. Методические рекомендации для участников Республиканского конкурса
юных экскурсоводов «По малой родине моей» / Сост. Р. Г. Бухарова, Г. В.
Купцова; ГБУ ДО РДООЦТКиЭ. Уфа, 2021. 26 с.
5. Музейная
экскурсия.
Методическое
пособие / Национальный музей
Республики Татарстан. – Казань, 2018 – 52 с.
6. Музейная педагогика: традиции и инновации сборник материалов II
Межрегиональной
научно
-
практической
конференции
музейных
работников, в рамках проведения Года педагога и наставника/ Бабкова Е. Ю.,
Дендеберя Л. Б., Великовская Г. В., Вержак Ю. В., Зотова М. Б., Кострыкина
А. В.,Радионова А. Е., Федорович А. В., Швец-Шуст В. Ю., Смыкалова Л.Н. /
Петропавловск-Камчатский: КГБУ ДПО КУМЦ, 2023 – Выпуск № I. – 44 с.,
ил.
Список литературы для обучающихся и родителей.
1. Левина О.Г. Первые шаги в науку. Как проводиться исследование? Учебное
пособие для школьников и педагогов. Издательские решения, Ярославль
2019. — 54 с.
2. Как выиграть краеведческий конкурс или олимпиаду по краеведению:
пособие для юных краеведов- исследователей и преподавателей/ авторсоставитель С.И.Савинков.М.; ООО «Юный краевед» 2019 - 256 с.
3. Пособие
«Как
подготовить
индивидуальный
проект»
https://vk.com/doc420675882_641935180?hash=z4y4JfBNx5MapEOClCykVVEz
TVIfzkjpU3zzZinlOlT&dl=YUzc51zdaLiKX2E4ZincgXKNqb29lm5FD39gwAg0
CSw
Аннотация к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Юный археолог»
Статус программы: Программа «Юный археолог» модифицированная,
разработана на основе программ: Сериков Ю.Б., Серикова Л.В. Древний человек
и его место в окружающей среде (Программа историко-экологического курса для
учащихся 6-7 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Нижнего
Тагила и горнозаводского округа Свердловской области. Нижний Тагил.1999 г.);
Кочкиной А.Ф. «Юные археологи» (Самара 1997г.)
Направленность – туристско-краеведческая.
Уровень программы: продвинутый (1-3 год обучения).
Цель программы: формирование бережного отношения к древней истории края
через изучение памятников археологии и первобытной истории человечества.
Формирование творческой личности, способной к самореализации на основе
полученных знаний и навыков.
Состав обучающихся: Программа рассчитана на детей 13-18 лет. Набор в
группу свободный, при наличии знаний, соответствующих базовому или
продвинутому уровню, который определяется во время собеседования.
Продолжительность реализации программы 3 года.
Режим занятий:
Продвинутый уровень (1-3 год обучения). 6 часов в неделю: 3 раза в неделю по 2
часа, включая участие в конференциях.
Объём общеразвивающей программы составляет 738 часа.
Продвинутый уровень (1 год обучения) - 246 часов (включая участие в
конференциях и полевую практику).
Продвинутый уровень (2 год обучения) - 246 часов (включая участие в
конференциях и полевую практику).
Продвинутый уровень (3 год обучения) - 246 часов (включая участие в
конференциях и полевую практику).
Краткое содержание: программа позволяет учащимся познакомиться с
теоретическими знаниями по археологии, участвовать в экспериментальной,
проектной и исследовательской работе, получить знания о профессии археолог и
о смежных специальностях.
Ожидаемый результат: Программа позволяет учащимся получить и освоить
начальные навыки проектной и исследовательской, экскурсионной деятельности.